Материальной основой финансовой политики являются. Финансовая политика: ее цели, задачи и элементы

Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие эко­номическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» 1 .

Итак, государственную финансовую политику мы будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать созда­ние финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями фи­нансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы; (б) избежание банкротства и крупных финансо­вых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (г) максимизация рыноч­ной стоимости предприятия; (д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли; (з) минимизация расходов; (и) обеспечение рента­бельной деятельности и т. д. [Ковалев,1999, с.31].

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения постав­ленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей консти­туционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, ко­торый в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

    Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;

    Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;

    Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм. Он бывает двух типов:

Директивный финансовый механизм, разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых участвует государство (государственные расходы, налоги, государственный кредит, бюджетное планирование).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения экономических субъектов в тех сферах финансовых отношений, которые не затрагивают непосредственно интересы государства. (например, внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях).

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

    Установление рациональной системы распределения и использования финансовых ресурсов (рациональное с точки зрения государства)

    Регулирование и стимулирование экономического развития финансовыми методами

    Разработка финансового механизма и его развитие с учетом изменяющейся ситуации

    Создание эффективно действующей системы управления финансами

Типы финансовой политики

В зависимости от уровня развития страны, фазы экономического цикла, политической ситуации, национальных и культурных особенностей осуществляются различные типы финансовой политики.

1. Классическая финансовая политика

Теоретически был основан еще в XVIII в. А. Смитом и Д. Риккардо («невидимая рука», саморегуляция рынка, государство не вмешивается) Главный принцип этой политики – минимальное вмешательство государства в экономику; простота налогов, простая система управления финансами

В XX в. Этот тип применялся мало, в весьма измененных формах

2 . Регулируемая финансовая политика

Внутри этого типа различают 2 разновидности

А) кейнсианская финансовая политика

Основой принцип – активное вмешательство государства в экономику, особенно в периоды кризисов, с целью обеспечения стабильного развития и максимальной занятости населения, основной инструмент – государственные расходы

Б) неконсервативная финансовая политика

Это ограниченное вмешательство государства в экономику, включает многоцелевое государственное регулирование.

    Планово – директивная финансовая политика

Это максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и полное государственное управление всей экономикой.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, де­ нежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средствомосуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой го­сударства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственнобюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что:

Налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, кросту недоимок и штрафов;

Основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

Превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем до ходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов;

    косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

    высокие налоги приводят к утечке капитала;

    в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей

Введение

1. Понятие финансовой политики

3. Типы финансовой политики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы - рассмотреть понятие финансовой политики и ее типы.

Понятие финансовой политики

финансовый политика классический неоклассический

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

Управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

Общность функций всех финансовых учреждений;

Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм -- наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика . В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

Задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Типы финансовой политики

Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Заключение

Таким образом, финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс - это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).


Похожая информация.


Тема. Финансовая политика РФ.

    Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

    Финансовый механизм

    Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

    формирование финансового механизма.

    управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

    обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

    установление рационального распределения и использование ресурсов;

    достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

    создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

    формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

    Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

    Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

    Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

    Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

    Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

    Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

    Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

    Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

    Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

    Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

    Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

    Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

    Бюджетная политика предусматривает:

    определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

    установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

    оптимизация расходов бюджета;

    распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

    управление государственным долгом;

    определение источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

  • эмиссионная политика;

    политика стабилизации национальной валюты;

    кредитная политика.

Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная политика включает:

  • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная политика предполагает:

  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    развитие ипотечного кредитования;

    привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

Политика в области международных финансов:

  • интеграция России в мировую финансовую систему;

    признание России страной с рыночной экономикой;

    вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    урегулирование внешней задолженности;

    повышение устойчивости курса рубля.

Политика - «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. В применении к экономической науке: Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата.

Финансовая политика государства - это совокупность мер и действий государства, направленных использование финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Объект управления - все виды финансовых отношений.

Субъекты управления - финансовый аппарат - организационные структуры, которые осуществляют функции управления.

Цель государственного управления финансами - обеспечить:

  • относительный баланс экономических интересов государства юридических и физических лиц;
  • бездефицитный бюджет;
  • устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.

Методы государственного регулирования включают в себя:
Прямое административное воздействие:

  • лицензирование предпринимательской деятельности;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Косвенные методы:

  • формирование конкурентной рыночной среды, ограничение монополизации рынка;
  • обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела;
  • содействие развитию рынка капитала.

Составляющие финансовой политики

Денежная политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны.

Основные направления:

  1. анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в увязке с показателями бюджета;
  2. экономически обоснованный объем денежной массы в обращении;
  3. методы регулирования денежного обращения;
  4. достижение конвертируемости рубля.

Кредитная политика - совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление кредитным капиталом. Основные методы:

  1. определение объемов кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
  2. расчет учетной ставки по кредитам ЦБ РФ;
  3. установление норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ.

Поскольку основным субъектом денежной и кредитной политики является Центральный банк и рычаги управления влияют как на кредитную, так и денежную политику, то чаще говорят о денежно-кредитной политике. Более подробно содержание денежно-кредитной политики было рассмотрено в параграфе 1.8 «Денежно-кредитная политика».

Бюджетная политика - деятельность аппарата управления по составлению и исполнению бюджета страны и регионов. Основным условием бюджетной политики является сбалансированность бюджетов разных уровней. Бюджетная политика тесно связана с налоговой политикой.

Налоговая политика - система мероприятий государства в области налогообложения. Она выражается в определении объемов налогового бремени на граждан и хозяйствующие субъекты и закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Валютная политика - деятельность аппарата управления по регулированию валютными операциями и управлению валютными ресурсами. Сферой деятельности является валютный рынок - рынок иностранной свободно-конвертируемой валюты и рынок драгоценных металлов и камней.
Мероприятия:

  • установление порядка валютных расчетов при экспортно-импортных сделках;
  • установления порядка обмена национальной валюты на иностранную;
  • система мер по регулированию курса СКВ (свободно-конвертируемая валюта) по отношению с национальной;
  • регулирование платежного баланса.

Функции аппарата управления финансами

Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные положения внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика страны. Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджета, внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, формирования органов финансово-кредитной системы, осуществляет контроль через Главное контрольное управление.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Рассматривает и утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, законы о налогах, сборах, неналоговых платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, законы и т. д.).

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране. Издает инструкции, положения, методические указания по вопросам организации финансовой деятельности. Функции Минфина на региональном уровне выполняют финансовые управления.

Функции Министерства финансов :

  • координация бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • управление государственным долгом РФ, включая подготовку эмиссий государственных ценных бумаг, разработку программ государственного заимствования;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • лицензирование деятельности финансовых институтов;
  • приобретение в государственный фонд драгоценных металлов и камней;
  • методическое руководство бухгалтерским учетом предприятий (кроме банков);
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направления социально-экономического развития РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и прочих платежей. Ежемесячно представляет финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налоговых и других платежей.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти и организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера - арендная плата, доходы от приватизации, доходы предприятий, находящихся в собственности государства и др. Пакет акций предприятий, принадлежит государству в лице этого федерального агентства.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти и контролирует поступление таможенных пошлин, осуществляет проведение проверок хозяйствующих субъектов по обязательствам уплаты таможенных пошлин.

Центральный банк РФ или банк России является федеральным органом исполнительной власти-это банк банков, посредник между государством и остальной экономикой, регулирует кредитные потоки в государстве, организует и контролирует деятельность коммерческих банков. Организует через свои подразделения (расчетно-кассовые центры) движение денежных средств по межбанковской системе. Не ведет операции с предприятиями и населением, его клиенты - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также государственные организации. Деятельность ЦБРФ регламентируется законом РФ «О ЦБРФ (Банке России)» 1995 г.

Главная цель деятельности ЦБ РФ - укрепление позиций рубля как внутри страны, так и за рубежом.

Функции ЦБ РФ :

  • в соответствии с законодательством ЦБ РФ проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • эмиссия наличных денег и организация их обращения;
  • кредитование коммерческих банков;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков;
  • осуществление валютного контроля;
  • установление правил безналичных расчетов на территории РФ;
  • анализ и прогноз состояния экономики РФ. Инструменты, используемые ЦБ РФ в своей деятельности:
  • учетная ставка;
  • обязательные резервы - часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в ЦБ РФ;
  • операции на фондовом рынке - купля-продажа государственных облигаций;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • валютные интервенции - целенаправленные операции ЦБ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты.

Федеральное Казначейство является федеральным органом исполнительной власти и выполняет следующие функции :

  • организация и контроль исполнения федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в Центральном банке, исходя из принципа единства кассы);
  • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
  • ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • обслуживание внешнего долга РФ совместно ЦБ РФ;
  • краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и оперативное управление ими;
  • предоставление в Министерство финансов оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Счетная палата создается Федеральным Собранием и выполняет следующие функции :

  • осуществляет контроль за выполнением финансового законодательства,
  • осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению,
  • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности,
  • поводит финансовую экспертизу проектов расходной части федерального бюджета, федеральных внебюджетных органов,
  • контролирует исполнение федерального бюджета, регулярно предоставляет Совету Федераций и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета.

Финансы являются инструментом стоимостного распределения, их специфика состоит, прежде всего, в распределении и перераспределении стоимости валового продукта, выраженной в денежной форме, между субъектами экономических отношений и направлениями целевого использования. Поэтому сущность финансов проявляется, прежде всего, через распределительную функцию. Процесс распределения осуществляется с помощью финансовых инструментов: ставок, нормативов, тарифов, пошлин, отчислений и т.д.

Примером действия распределительной функции финансов может служить распределение выручки от реализации, полученной организацией от осуществляемой хозяйственной деятельности. При ее распределении формируются централизованные фонды государства - бюджет, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.; децентрализованные фонды организации - резервный фонд, фонд производственного развитая, фонд материального поощрения, фонд оплаты труда и т.д.; доходы других участников распределяемой стоимости - поставщиков, банков, страховых компаний и т.д.

Многообразие финансовых отношении, выражающихся в распределении и перераспределении стоимости, сопровождается контролем за эффективностью и пропорциями распределения, целевым использованием финансовых ресурсов. Поэтому контрольная функция финансов органически связана с распределительной функцией. Контроль осуществляется и на государственном уровне, и на уровне хозяйствующих субъектов, его действие направлено на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитными организациями, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Низкая эффективность реализации контрольной функции финансов приводит к снижению объема финансовых ресурсов и убыткам. Например, несвоевременность налоговых отчислений в бюджет влечет за собой штрафные санкции для организации, а значит, снижение прибыли.

В задачи контроля входит проверка эффективности и целесообразности производимых расходов. На уровне государственных финансов этим занимаются государственные органы финансового контроля.

В сферу финансового контроля входят бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса; финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования; налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

Финансовая политика

Современный экономический словарь даст следующее определение финансовой политики: "Финансовая политика - политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования, управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты".

Финансовая политика является составной частью социально-экономической политики государства, инструментом реализации его функций.

Поэтому финансовая политика - это совокупность мероприятий со сто/юны государства по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • (1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
  • (2) формирование финансового механизма, соответствующего современным экономическим потребностям;
  • (3) управление государственными финансами, финансами хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая политика включает в себя совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Ее важнейшей целью является увеличение объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

  • o зависимость от конечной цели;
  • o соответствие интересом основных социальных слоев общества;
  • o обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;
  • o соответствие требованиям экономических законов;
  • o учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.

Совокупность устанавливаемых государством видов, форм и методов организации финансовых отношений образует финансовый механизм.

Различают директивный финансовый механизм и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство является одной из заинтересованных сторон. Эго налоги, пошлины, доходы и расходы бюджета и внебюджетных фондов, государственный кредит, финансы унитарных предприятий и т.п.

Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство не является непосредственным участником. Например, директивный механизм широко применяется в регулировании банковской деятельности, валютного рынка и рынка корпоративных ценных бумаг, страховой деятельности и пр., т.е. это сферы деятельности, которые являются системообразующими для национальной экономики и социальной политики.

Регулирующий финансовый механизм реализует финансовые отношения, которые возникают внутри хозяйствующих субъектов или между ними. Например, общий порядок формирования денежных фондов за счет чистой прибыли организации, формы и порядок составления бухгалтерской и налоговой отчетности и пр.

Цели финансовой политики, ее приоритеты, способы достижения определяются многими факторами, в том числе особенностями и уровнем исторического, социально-экономического, политического, культурного развития общества.

Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная.

Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии Л. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

В XIX в. через государственный бюджет западных стран перераспределялось около 5% национального дохода. К началу XX в. этот показатель увеличился до 10%, но по-прежнему свидетельствовал о минимальном участии государства в распределительных процессах и его незначительном влиянии на экономику. Отличительная характеристика формируемых в этот период бюджетов - равенство доходов и расходов, осуществляемых государством.

Обострение социально-экономических и политических проблем в конце 20-х годов прошлого столетия вынудило большинство государств изменить подход к финансовой политике и усилить роль государства в регулировании экономических и социальных отношений. Всеобщий экономический кризис в странах Западной Европы и США привел к массовой безработице и обнищанию населения, что предопределило необходимость применения новых форм и методов регулирования национальных экономик.

Именно в этот период потребовались новая экономическая теория и новая финансовая политика. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, преимущественно инвестиционного характера, за счет которых формируется дополнительный спрос, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, значительное снижение уровня безработицы. Опережающие темпы роста государственных расходов в сравнении с доходами приводят к формированию бюджетного дефицита, который, по сути, становится инструментом регулирования экономики.

Кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою высокую эффективность и обеспечила в большинстве стран Западной Европы и США стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах XX в. получает развитие финансовая политика, в основу которой положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Этот тип финансовой политики основан на одновременном ограничении вмешательства государства в социально-экономическую сферу и расширении направлений регулирования экономики. Государственное регулирование распространяется на денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйства, социальные факторы экономики. Регулирование экономики становится многоцелевым.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника реальных инвестиций. Важная роль отводится налогам, их сокращению и снижению степени прогрессивности налогообложения.

К настоящему времени через государственные бюджеты западных стран перераспределение национального дохода достигло и даже превышает 50%, что свидетельствует об активной роли государства в регулировании экономики и социальной сферы.

Планово-директивная финансовая политика характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой, она проводилась во всех бывших социалистических странах и основывалась на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления.

Цель планово-директивной финансовой политики - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Практика реализации планово-директивной финансовой политики свидетельствует о ее достаточно высокой эффективности в условиях экстремальных ситуаций, когда необходима максимальная концентрация государственных финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов, например, в годы Второй мировой войны, послевоенные годы восстановления национального хозяйства и т.п.

Однако в условиях, когда экономика выходит из кризисного состояния, требуются качественно новые подходы к формированию финансовой политики и финансовых механизмов, развитию различных форм собственности. В противном случае это приводит к отрицательным последствиям:

  • o снижению эффективности производства;
  • o замедлению развития социальной сферы;
  • o ухудшению финансового положения государства.

В условиях свободного предпринимательства, т.е. рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.

Основу современной финансовой политики России составляют:

  • o свобода рыночного предпринимательства;
  • o разнообразные формы хозяйствования;
  • o приватизации государственной собственности;
  • o переход к смешанной экономике, базирующийся на сочетании частных (в различных формах - индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.

При выработке финансовой политики разумное государство в лице соответственных органов власти и управления руководствуется особенностями исторического развития общества, учитывает внутреннюю и международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности страны, опыт использования экономического и финансового механизма, новые тенденции развития, мировой опыт, требования объективных экономических законов.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам всего общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах в решении поставленных целей и задач.

Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяются основные направления финансовой политики на текущий год и на ближайшую перспективу.

Все ветви и все уровни государственной власти - от Федерального Собрания РФ до органов местного самоуправления - обязаны действовать в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ.

В настоящее время в российском обществе общепризнано, что финансовая политика в России в 1992-1998 гг. не была научно обоснованной и преследовала одну главную задачу - изменить социально-экономический строй общества. Эта задача в основном достигнута. Планово-директивная система экономики разрушена, в социально-экономическом строе произошли необратимые изменения. Возврат к командной системе уже невозможен. Но за все это российское общество расплатилось чрезмерно дорогой ценой - невиданным в мировой истории экономическим спадом (объем ВВП в 1998 г. уменьшился по сравнению с дореформенным 1990 г. в два раза, на 51%); массовым обнищанием населения (еще и сегодня денежные доходы 25% населения ниже прожиточного минимума); резким расслоением общества на богатых и бедных (доходы 10% наиболее обеспеченных граждан, по данным статистики, в 15 раз, а по данным Института экономики РАН - в 26 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан); гиперинфляцией (составившей в 1992 г. 2600%, в 1993 г. - 450, а за период с 1990 по 1998 г. - 18 000%).

Начиная с 2000 г. в финансовой политике России, как и во всей социально-экономической политике, стали проявляться и набирать силу положительные тенденции и направления развития, а именно:

  • o оживление отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства и постепенное восстановление дореформенного их объема (объем ВВП стал неуклонно увеличиваться и в 2005 г. достиг 96% уровня 1990 г.);
  • o снижение уровня инфляции (в последние годы уровень её снижается, хотя остается все еще высоким - в 2005 г. он составил 11,5%);
  • o реформирование банковской системы с ориентацией ее на обслуживание хозяйствующих субъектов, предоставление им кредитов на приемлемых условиях (в настоящее время ставка рефинансирования Банка России, от которой зависит величина процентной ставки за банковский кредит, составляет 11% годовых против 210% в 1994 г. Однако нынешняя ставка все еще высока (для сравнения: в развитых рыночных странах она составляет от 1 до 4,5%);
  • o увеличение финансовых ресурсов государства и концентрация их в главном денежном фонде страны - бюджете;
  • o усиление социальной направленности бюджета, увеличение ассигнований на социальные потребности, постепенное повышение пенсий, пособий, стипендий, а также увеличение заработной платы в бюджетной сфере;
  • o упорядочение и упрощение налоговой системы, уменьшение налогового бремени на хозяйствующие субъекты, увеличение собираемости налогов и суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • o совершенствование межбюджетных отношений, постепенное выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности на всей территории РФ. И хотя в этой сфере еще очень много острых проблем (подавляющее большинство территориальных и местных бюджетов пока является дефицитным), но с каждым годом наращиваются усилия по совершенствованию межбюджетных отношений. На это направлены существенные изменения и дополнения в Бюджетном кодексе РФ, которые внесены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений".
error: