Виды записей план тезис конспект. Оформление результатов научной деятельности

План

Стр.

    Введение _____________________________________________2

    Основная часть______________________________________2

    Ведение записей___________________________________2

    Конспектирование_________________________________3

    Типы конспектов__________________________________4

    Оформление конспекта_____________________________7

    Способы конспектирования_________________________9

    Техника составления конспекта_____________________12

    О критериях хорошего конспекта___________________14

    Заключение__________________________________________15

    Список литературы__________________________________16

Мы истинно свободны, когда сохранили

способность рассуждать

самостоятельно, когда необходимость

не заставляет нас защищать

навязанные и, в некотором роде,

предписанные нам мнения.

Цицерон

Введение

Одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Ведение записей

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.

Существует несколько форм ведения записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для выступления на семинаре, для беседы или лекций, для подготовки курсовой или дипломной работы и т.п.

Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

П Л А Н это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

В Ы П И С К И – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

Т Е З И С Ы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.

А Н Н О Т А Ц И Я это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о юридическом источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.

Р Е З Ю М Е краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.

Конспектирование

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, - вот что такое конспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

  • тезисы и выписки;

    или планы и тезисы;

    или тезисы и выписки;

    или планы и выписки.

Систематичес­кая, логически связная запись - одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В силу такой особенности конспект в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет - для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

    плановые;

    текстуальные;

    свободные;

    тематические.

Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект - один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изло­жения оригинала.

Текстуальный конспект - это конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект - прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу - свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его. Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демон­стрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится мно­го работать - его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный во­прос-тему. Поэтому он и получил название тема­тического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает ра­боту над темой при условии использования не­скольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовы­вать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картоте­ки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзор­ный тематический конспект. В этом случае со­ставляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще несколь­ких источников.

К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект. Как гово­рит само название, вся запись подчинена хроно­логической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от об­зорного, значительно более краткий.

Оформление конспекта

Оформлении конспекта . Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала. Для того чтобы выделить те или иные места в своих записях, можно использовать: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Чаще всего используются такие пометки: ! – полное согласие с тем, о чем идет речь; ? – сомнение; !? – удивление, NB – весьма важно; Y – самое главное.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

    Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

    Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

    Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

    Определить детализирующую информацию.

    Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Связующим звеном при составлении кон­спекта должна быть внутренняя логика изложе­ния. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность языковую. Стремиться к форме связного пересказа можно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта - ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отобра­жают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положе­ния и выводы, но факты и доказательства, при­меры и иллюстрации.

Действительно, то, что вначале кажется вто­ростепенным, может со временем оказаться цен­ным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не бу­дет убедительным и трудно запоминается.

Поэтому при составлении конспекта записы­вают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, осве­щает его. Это тот «аромат стиля», который помо­гает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отраже­но отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных эта­па работы: над составлением конспекта и по кон­спекту, с самим конспектом.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при не­вдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразуме­нию.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно предавая ей понятный вид.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Способы конспектирования

Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно - последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

    сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

    выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

    использование различных цветов;

    подчеркивание;

    заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например,« мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами - способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Карта памяти

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен.

Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала.

Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними.

Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.

Процесс построения карт памяти

    Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.

    Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).

    В центре страницы обозначают главную идею.

    Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.

    Каждая линия подписывается ключевым словом

    Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.

    Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.

    На карте должно быть много рисунков и символов.

    Стрелочки будут показывать связи между идеями

Скоростное конспектирование

Чтобы увеличить темп конспектирования можно использовать наиболее распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS-сообщения). Ведь самое главное для увеличения скорости письма – уменьшение времени на изложение информации. Достичь этого можно двумя способами. Первый – быстрее водить ручкой, что нередко приводит к искажению почерка и неаккуратности записей. Второй вариант – значительно уменьшить путь этой самой ручки.

Каким образом сократить время записи?

    Удалить из слов гласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато через некоторое время вы с легкостью будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.

    Использовать общепринятые сокращения – физ-ра , зам , орг .

    Применять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а материал запоминается лучше.

Техника составления конспекта

П ри работе с книгами и учебными пособиями , необходимо учесть следующие моменты:

    Предварительно просмотреть материал. Так можно выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой можно выбрать подходящую разновидность конспектирования.

    Снова прочесть текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом дает возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Возможно использование закладки – это отменное подспорье.

    Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако нужно помнить: изобиловать цитатами можно тогда, когда используются текстуальные конспекты. Кроме того, дословная выдержка из текста всегда заключается в скобки и помечается ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

    Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

    Приступать к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивает изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

    В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

    Можно создавать записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» можно обозначить математической стрелкой =>. Когда выработан свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

    Нельзя забывать об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

    Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако надо быть осмотрительным. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

    Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

    Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

    При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

    Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывать второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

    Если в лекции встречаются непонятные термины, нужно оставить место, после занятий уточнить их значение у преподавателя.

О критериях хорошего конспекта

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

    краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);

    ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

    наличие образных или символических опорных компонентов;

    оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);

    адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положена, соответствие особенностям и задачам пользователя).

Опыт показывает, что хорошо написанный конспект оказывает помощь не только в процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, но и в профессиональной деятельности.

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но и делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Таким образом, в результате особой техники переработки информации конспектируемого текста создается новый документ, с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Идет отбор самых необходимых, опорных, самых нужных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы.

Непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарем и справочником. К конспекту делается словарик или внести прямо в конспект их определения. Пометив источник информации.

При чтении текста и его переработке невольно возникает рефлексия как способ его философского осмысления. К тому же конспектирующий невольно учится у автора, как надо писать научные работы. Это и есть конспект!

Список используемой литературы:

    Безрукова, В. Конспект и конспектирование / В. Безрукова // Народное образование. - 2001. - N 5. - С. 150-154.

    Библиотека [Электронный ресурс] / Центр экстремальной журналистики. – Москва. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=234&c_id=1958. – Дата доступа 01.11.2007.

    Варламов, А. Я. Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. / А.Я. Варламов./ Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.

    Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 46-50.

    Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практич. Пособие / Предисл. и науч. ред. В.А. Фокеева.- М.: Либерея, 2004.- С. 45-46

    Кудрявцева, А. Больше конспектов хороших и разных! / А. Кудрявцева // Мир школы. - 2002. - N 4. - С. 71-73.

    Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др.- М.: Флинта: Наука, 2003.- С.266-267.

    Ладыженская, Н. В. Учимся составлять опорный конспект / Н. В. Ладыженская // Русский язык в школе. - 2001. - N 5. - С. 13-17.

    Полякова, Л. Как работать с книгой: [формы записи прочитанного: план, тезисы, выписки, цитаты, конспекты] / Л. Полякова // Абитуриент. - 2004. - N 3. - С. 29-30.

    Филичкина, Н. М. Как правильно слушать и конспектировать лекции / Н. М. Филичкина // Биология для школьников. - 2003. - N 3. - С. 20-26.

  1. Конспект лекций по Основы бухгалтерский учет

    Лекция >> Бухгалтерский учет и аудит

    Курса, их признаки и особенности . Конспект лекций не является альтернативой... Бухгалтерский учет имеет свои особенности , отличающие его от остальyых видов учета, а именно... стандар­тах и принципах. Правила его ведения и порядок составления бухгалтерс­кой (...

  2. Конспект лекций по курсу Национальная экономика

    Конспект >> Экономическая теория

    Конспект лекций по курсу «Национальная... социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны... рынка и крайнего проявления его в виде олигархического государственно-капиталистического общества была...

  3. Понятие бюджета, его виды и элементы

    Реферат >> Финансы

    ... «Понятие бюджета, его виды и элементы». Целью... бюджет находится в ведении Российской Федераций; Бюджету... общественных отношений. Особенности : Законодательство Российской... изм. и доп.). 8 Финансовое право (Конспект лекций в схемах).- М.: “Издательство Приор”, ...

Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)

Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.

Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.

Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.

Занятие 4

Цель занятия

Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.

Основные этапы работы

Вступительное слово учителя. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов - основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесет пользы, не обогатит ваших знаний.

Чтение - это серьезный творческий труд. "Без известного самостоятельного труда, - писал В. И. Ленин, - ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину" (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).

Известно также, что даже крупнейшие ученые и прославленные ораторы детально разрабатывали план и тезисы своих публичных выступлений. Составление развернутого плана и тезисов освобождает от необходимости записывать свое выступление полностью, во всех деталях, чтобы затем, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы обеспечивают живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом - половина успеха оратора или лектора.

На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.

Чтение учащимися раздела "Тезисы и конспект". Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:

1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?

2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?

Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского "Письмо к Гоголю") выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.

Вначале читается формулировка 1-го пункта плана, затем в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответствующая данному пункту. Устанавливается, что формулировка плана: "Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя" - только указывает на содержание соответствующей части "Письма", но не раскрывает его.

Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увидит, что школьники хорошо справляются с заданием, он может предложить дальнейший анализ выполнить самостоятельно.)

Упр. 17 (сопоставление плана и тезисов к сочинению "Характеристика Простаковой") выполняется учащимися самостоятельно. Они устанавливают, что тезисы более конкретно раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый фактический материал. Так, тезис к 1-му пункту плана конкретизирует его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат фактический материал, используя который можно более конкретно раскрыть эти пункты плана.

К упражнению с текстом статьи В. Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкина" (упр. 18) ученики подготовлены работой по анализу статьи "Письмо к Гоголю". Поэтому задание следует предложить для самостоятельного выполнения, разбив учащихся и а четыре группы.

Упр. 19 (составление тезисов устного выступления) выполняется учащимися к следующему занятию, на котором можно выслушать одно-два сообщения.

Научные исследования проводятся с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое во время научных деятельности и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научного труда, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательскую работу, монографического исследования, научного открытия и тому подобное.

План, тезисы, конспект как средство организации умственного труда

Любое научное исследование опирается на работу с литературными источниками, что требует владения методами фиксации и сохранения научной информации.

План - это краткий перечень проблем, исследуемых в научном тексте; "порядок размещения частей какого-нибудь изложения, его композиция" 71 .

При помощи плана обобщают и "закрывают" информацию научного источника, за ним раскрывают, о чем написано, какова основная мысль, каким образом доказана ее истинность, к какому выводу приходит автор текста.

Формулировки пунктов плана имеет лаконичную и четкую структуру, первый и последний пункты логично начинают и завершают изложение основных вопросов текста. Необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этом основании членить текст, подбирать заголовки к разделам.

Ценность плана заключается в том, что он помогает осознать прочитанное и кратко воспроизвести в памяти содержание научного источника, сосредоточивая внимание на найсуттєвішій информации.

По структуре план может быть простым и сложным.

Простой, если в нем указаны лишь основные вопросы, в пунктах простого плана перечисляются основные микротема текста.

Сложный, если рядом с основным есть дополнительные вопросы, пункты сложного плана разбивают на подпункты.

Вопросительный план составляют при помощи вопросительных предложений, которые раскрывают проблематику текста в логической последовательности; каждому информативному центру соответствует один вопрос, а каждое последующее связано с предыдущим.

В номінативному (именительном) плане пользуются називними предложениями, в которых главный член (подлежащее) выражен существительным или субстантивованою частью речи (прилагательным, дієприкметником) только в форме именительного падежа.

Тезисный план - сформулированное основное положение абзаца, его микротема.

Образец плана:

Вопросительный план

1. Что такое языковая норма?

2. К каким источникам следует обращаться, чтобы проверить правильность написания того или иного слова?

3. Какая связь между "Правописание" и словарями?

Номинативный план

1. Слово светское и сакральное в культурном процессе.

2. Религия как символическая форма: рациональные и иррациональные аспекты.

2.1. Слово в христианском культе.

2.2. Светское и сакральное постижение слова Библии.

2.3. Функциональность библейской символики в современном обществе.

3. Слово в искусстве изящной словесности.

3.1. Социальный статус поэта (писателя).

3.2. Образовательный потенциал произведений художественной литературы.

Тезисный план

1. Конституция в современном мире является неотъемлемым атрибутом дер-ства, признаком ее сувер енності.

2. Под конституцией в материальном смысле понимают в основном совокупность юридических норм, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.

3. Конституция в формальном смысле именуют единый акт или несколько актов, имеют высшее юридическую силу относительно других нормативных актов.

4. Как Основной Закон, Конституция составляет ядро национальной правовой системы, является юридической базой для развития всего украинского законодательства.

Тезис - "положение, высказанное в книге, доклада, статьи и т. п, истинность которого надо доказать. // Положения, кратко и четко формулирует основную идею чего-либо или ведущее задача, что стоит перед кем-то. // перев. мн. Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т. п" 72 . Тезис в широком смысле - любое утверждение, которое кратко излагает идею, в узком смысле - некоторый текст, формулирует сущность, обосновывает доказательство.

Согласно цели тезисы бывают:

^ вторичные;

^ оригинальные.

Вторичные тезисы служат для выделения основной информации в том или ином источнике (например, учебнике, монографии, статьи) во время чтения, реферирования, их назначение - создать модель содержания текста, которую можно было бы осмысливать дальше, а объем тезисов соответствует количеству информационных центров текста, обычно их составляют на языке автора.

Требования к составлению тезисов

o формулировка мыслей должно быть четким и кратким, но с сохранением самобытности формы;

o если текст большой по объему, то в конце каждого тезиса указывают номер страницы источника.

Оригинальные тезисы создают как первичный текст. Они могут быть: _

Ключевыми элементами будущей научной разведки (планом, наброском основных положений);

Сжатой форме презентации результатов научных исследований во время выступления на научной конференции.

Оригинальные тезисы - предметно-логическое целое, объединенное общей мыслью, отраженной в заголовке, назначение которого - сориентировать читателя в содержании научного текста. В отличие от развернутого плана, который только называет вопросы, тезисы раскрывают решение этих вопросов. Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие примеров, цитат. Общую норму жанра тезисов - высокую насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием - реализовано в оптимальном сочетании сложности мысли с ясностью и доступностью изложения.

Тезисы имеют четко регламентированную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют такие составляющие:

1. Преамбула (1 -2 тезисы);

2. Основной тезисный изложение (3-6 тезисов);

3. Висновкова тезис/тезисы (1-2).

В преамбуле кратко формулируют проблему исследования и обосновывают актуальность темы с точки зрения современного состояния науки и практики. Основной тезисный изложение предполагает решение следующих задач:

o сформулировать цель исследования, охарактеризовать объект и материал исследования;

o описать ход исследования;

o определить критерии оценки и технологию обработки результатов.

Висновкова тезис презентует результаты и общий вывод, перспективы дальнейшего исследования.

Печатают тезисы в специальных сборниках, материалах конференций и тому подобное.

Оформление тезис виде публикации предусматривает соблюдение требований такт:

o в правом верхнем углу листа указывают фамилию и имя автора и необходимые сведения о нем;

o формулировка каждого тезиса начинают с новой строки, акцентируют внимание на актуальности проблемы, состояние ее разработки в науке, положениях, выводах исследования;

o объем тезисов составляет 2-3 страницы печатного текста через 1,5-2 интервала.

Татьяна Капканець

Криворожский государственный педагогический университет, г. Кривой Рог

Украинская фразеология как средство выражения национального менталитета

Общепризнанным источником национальной ментальности издавна считают фразеологию, в которой люди отражали свой быт, обычаи, традиции, верования, пристрастия.

Актуальность темы видим в том, что в условиях етносоціальної ситуации, в условиях возрождения национальной духовности народа оживляется интерес людей к традиционной свадебной обрядности. Понимание некоторых устоявшихся конструкций будет способствовать постижению свадебного обряда как целостной системы и адекватному установлению связей между внутренней формой обрядовых фразем и явлениями етносоціальної действительности.

Цель - подтвердить тезис о неразрывной связи фразеологии с этническим жизнью народа.

Материалом исследования стал ряд украинских фразеологических единиц, возникших на основе брачной обрядности.

Отмеченное выше дает возможность сделать определенные обобщения: украинская фразеология является чистым отражением мировоззрения нашего народа, а вследствие этого и связанных с ним традиций, обычаев, обрядов. Мы рассмотрели лишь йоту того массива фразеологических единиц, которые представляют нашу национальную ментальность, однако и эти достижения позволяют окунуться в мир природной, первобытной жизни наших предков, найти в нем свои корни, объяснить самому себе особенности собственного мировоззрения и почувствовать себя полноценным представителем украинской нации.

Выписки - это цитаты (дословное воспроизведение мыслей автора книги), либо краткое, близкое к дословному, изложение содержания нужного отрывка текста. Выписывать из книги теоретические положения, статистические, хронологические данные можно как во время чтения, так и после него.

Цитату обязательно заключать в кавычки, а на каждую выписку давать ссылки на источник. Для облегчения последующей систематизации выписок их лучше делать на отдельных листах, каталожных карточках.

Залам "я тайте!

Цитата (предложения или несколько предложений) берется в кавычки (*"); в конце цитаты в конспекте указывают в скобках источник - страницу (С. 157); если выпускают слова или предложения, то на месте пропуска ставпять точки (...) или многоточие в угловых скобках <...>; воспроизводят авторские выделения в тексте: напівтовстий шрифт - прямой линией () . курсив - волнистой (~~), разреженный - пунктиром (-).

В работе с текстами довольно часто прибегают к конспектированию, которое акцентирует внимание на коротком, но точном отображении текста.

Конспект (от лат. conspectus - обзор) - краткое писан изложение содержания чего-либо 73 , состоит из плана и тезисов, дополненных фактическим материалом, что в совокупности является коротким письменным изложением содержания книги, статьи, лекции и тому подобное.

Конспект - особый вид текста, который создан в результате анал ітико-синтетического обработки информации первоисточника, то есть сокращенная запись определенной информации, что позволяет его автору сразу или через некоторое время с необходимой полнотой восстановить информацию. Обязательно подробно фиксируют наиболее существенные мысли автора с указанием страниц в тексте-оригинале. Конспект служит для сохранения основного содержания работы. В нем представлены лишь мысли автора работы, которую конспектируют, цель его - глубоко осмыслить информацию и подать ее адекватно, кратко и в удобной для дальнейшего использования форме. Составление конспекта мобилизует внимание, помогает выделить главное в тексте. Когда человек намерен что-то записать, он читает более внимательно, тем более, что чередование чтения с записью повышает работоспособность и уменьшает усталость. Конспектирование - это в определенной степени контроль восприятия материала: не понимая прочитанного, услышанного, трудно выделить и записать основную мысль. Записи облегчают запоминание, так как записан учебный материал лучше фиксируется в памяти.

Во время прочтения и прослушивания текста (речи, доклады, выступления) для конспектирования обращается внимание на опорные (ключевые) слова, те информационные центры, которые несут наибольшую смысловую нагрузку (так называемые "узелки на память"). Выбор ключевых моментов зависит от цели и задач конспектирования, собственных знаний в этой области, личных интересов, возможностей памяти. Содержание первоисточника передают:

o своими словами;

o цитатами из первоисточника;

o своими словами и цитатами.

К конспекту ставят такие требования:

o оставляют определенную часть страницы (это может быть половина листа или широкий берег) для записи собственных мыслей, оценки законспекто рованного;

o цитируя, указывают соответствующую страницу первоисточника. Текст конспекта оформляют произвольно, в отличие от тезисов, кроме

основных положений, конспект содержит и фактический материал.

Для конспектирования, как и реферирование, используются такие способы изложения материала: описание, повествование, рассуждение. По своему объему конспект не превышает 1/3 всего первичного текста.

Способы фиксации сведений могут быть различными: региональных (выделение ключевых слов, фраз, полный детальный запись), позаказным (план, схема, таблица, выделение ключевых понятий подчеркиванием или другим цветом).

Краткий конспект передает в обобщенном виде самое существенное информацию текста, а подробный (развернутый) - содержит также сведения, которые конкретизируют, мотивируют, детализирующие основные положения текста в виде доказательств, объяснений, аргументов, иллюстраций.

Не любая короткая запись является конспектом, потому что конспект - это системное, логическое, связное объединение плана, выписок, тезисов. Без изменений сохраняют авторские конструкции, цитаты. Аналитический запись прочитанного предусматривает переработку первоначального текста путем трансформации больших языковых единиц в меньшие: смысл словосочетания передают словом, смысл предложения - отдельным словосочетанием, сложное предложение заменяют на простое и т. др. Используют перевод, другие формулировки, мысли следует излагать кратко, своими словами, выписывая только самое главное и существенное, не допускать повторений. Для скорости и удобства в конспекте могут подаваться сокращенные слова, аббревиатуры. Не следует злоупотреблять сокращением слов, а если сокращать их, то по общим правилам, например: гг. - годы, р - год, . - страница табл. - таблица,/ ///. др. - и все такое прочее. Повторяющиеся в конспекте сроки рекомендуют обозначать первой большой буквой слов, входящих в их состав, например: Г - предложение, ДС - деловое общение, К - конспект и тому подобное.

Особенно важные мысли в конспекте подчеркивать. Желательно оставлять берег для дополнительных записей.

Специалисты по вопросам культуры 74 научного вещания советуют во время конспектирования печатного источника научной информации придерживаться таких алгоритмических предписаний (использовать приемы концентрации содержания и языковых средств текста):

^ определите и разграничьте в выбранный образ ту информацию, которую передавать дослівними формулировками из текста, и ту, что трансформируете в сокращенный вариант; ^ объединяйте простые предложения в сложные; ^ корректно упростите сложные (длинные) конструкции; ^ исключите из предложений дієприкметникові и деепричастные обороты, удалите предложение с избыточной информацией, а также беглые высказывания и рассуждения; ^ передайте информацию (где это целесообразно и возможно) в виде таблиц, схем и тому подобное.

Конспектирования научной информации, что воспринимается на слух Процесс конспектирования является сложнее предыдущего и состоит из трех взаимообусловленных и параллельных мисленнєво-речевых действий: ^ аудирование (понимание информации, воспринимаемой на слух); ^ мисленнєвого обработки услышанного (определение главной и вспомогательной информации, переформулирование); ^ письменной фиксации информации.

Во время аудирования лекции (доклады, сообщения и т. д) необходимо постоянно осознавать и перерабатывать содержание услышанного, максимально лаконізуючи информацию, но без потери главного и ценного в ней. Для этого нужно:

Рему (новое) записывать точно и полно;

Те части предложений, которые составляют тему (известное), записывать сокращенно;

слушая, обязательно сохранять актуально значимое в каждом блоке информации;

Избегать фраз, которые дублируются;

Переконструйовувати лишь возможные предложения 75 .

Требования к конспекту

1. Всю главную информацию в соответствии с темой отразить в конспекте.

2. Не нарушать логическую связь во время сокращенного записи информации.

3. Использованы символы и аббревиатуры должны быть абсолютно точными соответствиями слов и словосочетаний.

4. Сохранять точность информации при условии переконструированию предложений.

5. Не допускать орфографических, лексических, грамматических ошибок во время записи.

Конспекты переділяють на плановый, текстуальное, свободный, тематический, опорный.

Плановый конспект заключается по предварительно составленному плану статьи, книги, лекции. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта, но если пункт понятен, то детально не раскрывается. Качество такого конспекта целиком зависит от качества составленного плана. Он лаконичный, простой по своей форме, но по ним не всегда легко удается воспроизвести прочитанное, услышанное.

Текстуальное конспект - это конспект, созданный в основном из цитат, это источник дословных высказываний автора. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой рядом логических переходов, сопровождаться планом и включать отдельные тезисы в изложении лица, что конспектирует. Этот конспект целесообразно использовать во время обработки научный трудов.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует умения самостоятельно четко и лаконично формулировать основные положения, для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов, умение использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки, цитаты и тому подобное.

Тематический конспект заключается на одну тему, но по нескольким источникам. Специфика такого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду трудов, он может не отображать содержание каждого из них в целом. Тематическое конспектирование позволяет всесторонне рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Под опорным конспектом понимается система опорных сигналов, имеющих структурную связь, это наглядная конструкция, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Творческим опорным конспектом называют такой конспект, который составляется самим студентом во время изучения определенной темы. Его разработку облегчает использование технологий MS Power Point, основой для конспекта может быть электронный конспект, электронный учебник или электронное учебное пособие как вида учебного электронного издания.

происхождение конспекты подразделяются на; / конспекты устных ответов; ^ конспекты печатных трудов; ^ конспекты электронных источников. Реквизиты конспекта устного выступления:

1. Дата составления.

3. Название.

Кукал Александр Владимирович Сущность и значение общения в профессиональной деятельности

Пункт плана Тезис

необходимым условием ее деятельности. С - совокупность связей и взаимодействий индивидов, групп, сообществ, во время которых происходит обмен информацией, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности. Во время общения всегда происходит обмен информацией - коммуникация (далее К). Однако С и К не тождественны по своему содержанию.

2. Стиле союз - В процессе С каждый человек вырабатывает собственный ния. стиль, то есть совокупность наиболее типичных черт поведения в этом процессе. Выделяют такие стили С:

o ритуальный;

o манипулятивный;

_ o гуманистический. _

Конспектирование печатной труда во многом подобно конспектирования лекции, но есть существенное отличие при конспектирования статьи, монографии есть возможность вернуться к прочитанному, осмыслить его, писать не спеша, делать меньше сокращений.

Реквизиты конспекта печатной труда:

1. Дата составления.

2. Библиографические данные первоисточника.

Образец конспекта:

Мосенкінс Ю. Украинский молодежный сленг: Состояние и перспективы исследований//Дивослово.-2007.-№ 12.-С. 32-35.

Пункт плана Цитата

И. Дифференциация "Жаргон - это полуоткрытая лексико-фразео-терминов сленг и логическая подсистема, используемая в той или жаргон в монограмм - иной социальной группой, чтобы обособиться фии Л. Ставицкой от остальной части языкового сообщества... Сленг - языковая среда устного общения большого количества людей, отличное от нормы, собственно разновидность разговорного языка. Термин сленг адекватный срочные общий жаргон" (С. 33).

Процесс конспектирования источники в электронной форме упрощается и одновременно усложняется текст уже существует в файловой структуре, поэтому возможны следующие режимы работы как копирование, вырезание, вставки объектов и тому подобное.

Независимо от того, какой вид, тип или форму конспектирования выбран, следует помнить: конспект нужен для того, чтобы научиться обрабатывать любую информацию, определять самое необходимое, упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами, накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи, курсовой работы и тому подобное.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

(Из выступления Адюковой Л.А.)

В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:

    Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Работа над тезисами:

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

    Актуальность проблемы

    .Степень изученности проблемы

    .Целевая установка

    .Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

    Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

Структура тезисов : вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов :

    Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

    Мотивированные , с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

    Развернутые , с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Требования к содержанию тезисов :

    Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

    Четкая формулировка каждого положения.

    Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

    Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

    Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

    Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

    Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

    Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

    Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

Цели урока.

Обучающие:

  • знать определения понятий: “тезис”, “конспект”;
  • давать определения изученных понятий;
  • знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
  • овладеть навыками составления тезисов, конспектирования;
  • способствовать отработке навыков конспектирования, составления тезисов.

Развивающие:

  • совершенствовать основные коммуникативные навыки – слушания и говорения;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать внимание к слову.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности мышления;
  • воспитание речевого этикета.

Задачи урока:

  • дать понятие тезиса и конспекта;
  • познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по составлению тезисов и конспекта;
  • отработать навыки составления тезисов, конспектирования;
  • выявить связь между составлением тезисов и конспекта.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • эвристическая и фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование:

  • учебник, словарь;
  • раздаточный материал:

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Ход урока

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

На каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

В каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

3. Слово учителя.

С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста.

Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект .

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

тезисы конспект

Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

а) тезисов:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

В каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

Не приводите факты и примеры;

Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

б) конспектов:

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

Выделите информационно значимые места текста;

Составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

Выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

Запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...

У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ . Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

(Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных)

а) Здоровье нации - дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ . Пыль и сырость - враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная . Есть память чувств , в которой хранятся радости и печали . Есть память ума , сохраняющая обдуманное и понятое . Можно помнить вкусдыни , которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения . А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти . Но чтобы они по-настоящему выручали , о них надо заботиться: тренировать и развивать .

(Ответ :

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

Что такое конспект? тезисы?

Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

(Ответ . - Где находятся старейшие действующие часы?

Что у них отсутствует?

Как осуществляется сигнал о ходе времени?

Когда часы созданы?

Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

(Ответ .

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ . “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Домашнее задание.

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).

error: