Тенденции в развитии социальных отношений. Виды дифференциации, их проявления Что такое социальная дифференциация в философии

Социальная мобильность является источником социальных изменений общества. В периоды распада общества наблюдается неупорядоченное, хаотическое перемещение людей в обществе. Хаос в социальной мобильности, в конечном счете, приводит к разрушению социальной структуры общества, поскольку теряется при этом устойчивость , упорядоченность социальных отношений.

В стабильном обществе социальная мобильность отнюдь не напоминает "броуновское движение". В ней обнаруживается определенная направленность, устойчиво проявляющаяся в те или иные периоды развития общества. Например, в период становления индустриального общества большая часть мигрантов, переселяются из села в город. Одновременно происходит переход значительной части крестьян в состав рабочих и служащих. Работа в качестве рабочих или служащих предполагает освоение тех или иных профессий, следовательно, происходит и становление новых профессиональных общностей. Обратные процессы (из города в село, из рабочих в крестьян) в этот период носят эпизодический характер и поэтому не определяют общую картину социальной мобильности общества.

Те общности и слои, откуда люди перемещаются, постепенно меняются и количественно, и качественно. В результате они или исчезают ("отмирают") или перестают играть какую-либо заметную роль в жизни общества. Таким образом, социальная мобильность изменяет как количественное соотношение между общностями и слоями ( по численности своих членов) так и качественно (например, по среднему возрасту людей, по уровню образования и квалификации и т.п.).

Социальная мобильность может совершаться в рамках одной общности или слоя, а также в рамках общества и, таким образом, между общностями и слоями. Такие виды социальных перемещений выше обозначены как интра- и экстрасоциальная мобильность. В результате интрасоциальной мобильности происходит возникновение и отмирание различных слоев и групп внутри слоев и общностей. В результате экстрасоциальной мобильности образуются новые слои и общности, исчезают другие слои и общности уже в рамках общества в целом. Итак, социальная мобильность является источником возникновения и развития одних общностей и слоев и отмирания или упадка роли других и слоев общества.

Чем же обусловливается направленность социальных перемещений в обществе? Во-первых, она связана с характером изменений функциональных взаимосвязей в обществе, прежде всего, в экономической сфере. Например, те или иные профессии "устаревают", постепенно утрачивая свои общественно важные функции. Соответственно, эти профессии становятся непрестижными и не привлекают молодое поколение. По мере механизации аграрного труда также происходит уменьшение спроса на рабочую силу на селе, что обуславливает отток населения в города. Какие-либо профессии и специальности, наоборот приобретают более важные функции, и, как результат, происходит повышение конкурса в учебных заведениях, в которых готовят специалистов по этим профессиям. Промышленный труд начинает играть доминирующую роль в индустриальном обществе, поэтому и постепенно происходит увеличение населения, занятого в этом секторе экономики. В 21 веке изменяется структура занятости – все большим спросом пользуются профессии, связанные со сферой сервиса, интеллектуальной и информационной сферами трудовой деятельности.

Направленность социальных перемещений обусловлена и характером социальной стратификации . Чем ниже оплачивается данный вид труда, тем меньше желающих занять это рабочее место . Село обладает гораздо меньшими возможностями для повышения материального благосостояния, получения профессионального образования, удовлетворения духовных, личных и информационных потребностей, чем город. Поэтому преобладает миграция из села в город, а не наоборот. Таким же образом можно объяснить и профессиональную мобильность: гораздо больше желающих получить высокооплачиваемую и престижную профессию, нежели низкооплачиваемую и не престижную. Таким образом, направленность социальных перемещений обусловливается особенностями социальной структуры.

В то же время социальные перемещения меняют и саму социальную структуру общества. Они, с одной стороны, разрушают сложившиеся вертикальные и функциональные отношения. Однако с течением времени выстраивается новый социальный "каркас" общества: взаимоотношения между вновь образовавшимися и традиционно существующими обществами и слоями приобретают устойчивый, упорядоченный характер. В результате социальных перемещений, таким образом, социальная структура общества переходит из одного своего состояния в другое состояние ("от старого к новому" социальному порядку). Итак, социальная мобильность является источником обновления социальной структуры общества . В социологической науке процесс обновления общества называется социальной дифференциацей .

Социальная дифференциация - это процесс обновления социальной структуры общества в результате социальных перемещении, характеризующийся возникновением новых социальных общностей и слоев , и исчезновением утративших свои социальные функции других социальных общностей и слоев .

В зависимости от того, какая мобильность интра - или экстра социальная является источником социальной дифференциации, последняя может существовать соответственно в двух разновидностях. Интрасоциальная дифференциация характеризуется делением какой-либо общности или слоя и образованием внутри них новых общностей или слоев.

Например, в традиционном обществе отсутствует какое-либо четкое деление на поколения (генерации). Дети постепенно начинают выполнять многие функции взрослых. Приобретя в полной мере работоспособность, они превращаются во взрослых. Утратившие работоспособность люди превращаются в стариков. Соответственно не вырабатываются культурные различия между поколениями. Одни и те же нормы и ценности, символы и ритуалы регулируют поведение всех, независимо от возраста. Становление индустриального общества сопровождается делением общества на поколения. Значительная часть детей (особенно в городах) отрываются от общественного производства, большая часть времени у них уходит на образование и общение со сверстниками. Формируется новое поколение, занимающее место между детьми и взрослыми, - молодежь. В отличие от традиционного общества, в индустриальном обществе требуется особое, переходное время, в течение которого происходит получение общего и профессионального образования, квалификации и приобретение устойчивого социального (прежде всего, профессионального) образования. При этом, чем сложнее получение профессии и адаптация к ней, тем большее время занимает этот процесс. Жизнь молодого поколения увеличивается с начала XX века с 2-3-х лет до 10 лет и более в конце века. Поколение взрослых также делится на два: среднее и пожилое поколения. Среднее поколение обладает максимальной работоспособностью, пожилое поколение, постепенно утрачивая работоспособность, тем не менее, обладает высокой квалификацией, опытом, связями, и, как правило, в целом обладает более высоким социальным статусом. В развитых странах к пожилым можно отнести людей старше-70 лет, в бедных странах люди раньше социально стареют. Утратив работоспособность и соответственно самостоятельно, без помощи общества или других социальных групп, обеспечить свою жизнь, пожилые люди превращаются в стариков. Таким образом, в индустриальном обществе в результате интрасоциальной мобильности формируются пять поколений.

В результате экстрасоциальной дифференциации формируются совершенно новые общности и слои, представители которых приобретают новый социальный статус, перемещаясь, из других общностей и слоев. Так, в результате возникновения новых профессий происходит становление и новых профессиональных групп (например, рекламные агенты, программисты). В период становления индустриального общества происходит интенсивный процесс формирования классов (рабочего класса, буржуазии, мелкой буржуазии) за счет представителей различных сословий - крестьянства, мещан, купечества, дворянства и т.д. В ходе урбанизации появляются такие совершенно новые типы расселения, как мегалополисы и агломерации.

Как уже отмечалось выше, социальные перемещения имеют определенную направленность. Преобладающей формой может быть профункциональная или дисфункциональная, восходящая или нисходящая мобильность. В зависимости от направленности и характера социальных перемещений, социальная дифференциация общества может происходить в двоякой форме.

Первая форма социальной дифференциации – это социальная интеграция . Источником социальной интеграции является профункциональная (в горизонтальном виде) и восходящая (в вертикальном виде) социальная мобильность индивида, общностей и слоев. В процессе профункциональной мобильности происходит усиление функциональных связей между различными общностями и слоями общества. Отношения между поколениями, профессиональными, территориальными, этническими, классовыми и другими общностями становятся более тесными и взаимообусловленными. К примеру, эффективность деятельности представителей одной профессии все больше зависит от эффективности деятельности представителей других профессий. В результате восходящей мобильности большинство вновь образовавшихся или "растущих" слоев и общностей концентрируются в середине иерархической лестницы общества. В результате в иерархической структуре общества образуются множество слоев и общностей, разделенных друг от друга незначительной социальной дистанцией.

Общество, в котором социальная дифференциация осуществляется преимущественно в форме социальной интеграции (в социально интегрированном обществе), в социальном представлении людей воспринимается в образе "Мы" ("мы разные, но все равно мы -единое целое"). Объективно же происходит укрепление связей между общностями и слоями, их объединение в единое целое.

Итак, социальная интеграция – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся усилением иерархических и функциональных связей между общностями и слоями, тенденцией к целостности общества как социальной системы.

Противоположной формой социальной дифференциации является социальная поляризация общества. Она характеризуется следующими особенностями. Во-первых, происходит ослабление функциональных взаимосвязей различных социальных общностей и слоев общества. Различные общности и слои (село и город, поколения, региональные общности, профессиональные общности и т.д.) начинают функционально замыкаться, обособляться друг от друга. Горожане и сельские жители, поколения, регионы, классы и другие социальные общности становятся в своей жизнедеятельности все менее взаимосвязанными и взаимозависимыми. В результате в обществе наблюдается симптомы разрыва между поколениями, непонимания ими друг друга. Обнаруживается региональный сепаратизм. Различные социальные классы и профессиональные группы как бы начинают жить только для себя, не заботясь о проблемах других групп. Таким образом, горизонтальная мобильность приобретает дисфункциональную форму.

Во-вторых, вертикальная мобильность приобретает нисходящую форму. Большинство членов общества понижают свой социальный статус ( по доходам, собственности, власти, доступу к образованию и другим духовным благам). Происходит увеличение социальной дистанции между различными общностями и слоями населения: между социальными "низами" и "верхами", между классами и профессиональными группами, между жителями города и села, между "власть имущими" (политической элитой) и гражданами.

Итак, социальная поляризация – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся ослаблением функциональных взаимосвязей и увеличением дистанции в социальной иерархии между общностями и слоями, тенденцией к разобщенности общества как социальной системы.

Социальная интеграция и социальная поляризация в чистом виде практически не проявляются. В любом обществе в процессе его изменений обнаруживают себя обе указанные тенденции. Одновременно происходит и восходящая и нисходящая, и профункциональная и дисфункциональная мобильность. В то же время одна тенденция может быть господствующей, преобладающей, а вторая - подчиненной, незначительной. В зависимости от того, какая тенденция социальной дифференциации преобладает, зависит характер и направленность социальных изменений общества.

Социальная дифференциация определяет характер изменений всех видов социальной структуры общества: классовой, профессиональной, демографической, этнической, конфессиональной, территориальной. В условиях преобладания интеграционных процессов прослеживается усиление функциональной взаимозависимости и отношений солидарности и партнерства между классами, профессиональными, этническими и другими общностями. Исчезает пропасть между основными группами общества. И, наоборот, в условиях преобладания поляризационных процессов наблюдается разрушение функциональных взаимосвязей и усиление разобщенности между социальными слоями и группами, увеличивается социальная дистанция между ними.

Если социальная дифференциация происходит преимущественно в интеграционной форме, то социальная стратификация общества приобретает вид ромба. Большая часть формирующихся общностей и слоев населения укрепляются в результате социальной мобильности в "середине" иерархической структуры. Например, формирование слоя высококвалифицированных рабочих и служащих сопровождается повышением их социального статуса (доходов, условий труда, быта, уровня образования и т.д.), в результате чего увеличивается доля средних слоев общества.

В условиях, когда социальная поляризация становится преобладающей тенденцией, большая часть общества снижает свой социальный статус. В итоге происходит увеличение доли социальных "низов". Социальная поляризация общества приводит ко многим негативным последствиям. Усиливается социальная напряженность и конфронтация. В таких условиях ослабляет социальная база для социального партнерства между работодателями и работниками для развития предпринимательства (для чего нужен первоначальный капитал). Средние слои постоянно "смываются" очередной волной экономического кризиса. Происходит рост политической апатии, обусловленной неверием возможности влиять на власть. А это представляет собой благоприятную почву для тоталитаризма и разных форм диктатуры, ксенофобии и национализма. Социальная поляризация существенным образом меняет не только социальную стратификацию, но и всю социальную структуру общества. Нисходящая социальная мобильность в большинстве степени охватывает целые социальные общности людей.

В первом десятилетии 21 века в развитии российского общества происходили противоречивые процессы. С одной стороны общество стало более интегрированным, несколько сократилась бедность, по сравнению с 90-ми годами. С другой стороны, процессы интеграции во многом были подменены искусственной консолидацией на фоне конструирования вымышленных угроз и мифических врагов нации. Кроме того, происходил процесс "усреднения" социума за счет уменьшения пространства экономической и политической свободы. И, наконец, интеграция далеко не всегда была добровольной и естественной (пример – решение чеченской проблемы). Следовательно, важна не столько сама интеграция , сколько ее качество, тип, уровень и технологии ее достижения. Поэтому к началу второго десятилетия нового века социальная интеграция и единство российского социума не являются в должной мере прочными, устойчивыми и долговременными.

Краткие итоги:

  1. Стабильность общества достигается при оптимальном сочетании социальной статики и социальной динамики
  2. Социальная мобильность – это социальные перемещения, связанные с изменениями статуса
  3. Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная (интергенерационная) и внутрипоколенная (интрагенерационная).
  4. Существуют два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.
  5. Социальная дифференциация – это процесс обновления социальной структуры, связанный с возникновением новых социальных общностей.
  6. Социальная интеграция характеризуется усилением вертикальных и горизонтальных связей между общностями и слоями, целостность общества.
  7. Социальная поляризация – ослабление функциональных взаимосвязей и увеличение социальной дистанции между общностями и слоями, раскол общества
  8. Социальная интеграция основана на добровольном объединении социальных субъектов и равноправной симметричной коммуникации

Набор для практики

Вопросы :

  1. Почему стабильность общества зависит от совершения назревших реформ и изменений?
  2. Зависит ли индивидуальная мобильность от групповой?
  3. Чем отличается социальная дифференциация от простого деления общества от простого деления общества на различные группы и слои?
  4. По каким причинам социальная дифференциация может приобрести характер интеграции или поляризации?
  5. К какому виду социальной мобильности можно отнести увольнение по сокращению штатов?
  6. Можно ли назвать такое изменение статуса как вступление в брак примером вертикальной мобильности?
  7. Как связаны понятия социальная мобильность и социальная стратификация ?
  8. Согласны ли вы с точкой зрения, что социальный порядок связан с разными формами политической диктатуры, а социальный хаос порождается процессами демократизации и либерализации общества?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Социальная мобильность и миграция
  2. Миграционная картина современной России
  3. Тенденции изменения стратификации в современном российском обществе
  4. Факторы социальной интеграции и единства российского общества
  5. Социальная мобильность и социальная динамика
  6. Структурная мобильность
  7. Демографические факторы мобильности
  8. Социальная динамика советского общества
  9. Социальная мобильность и культурная динамика

по курсу «Естествознание»

на тему «Социальная дифференциация общества»

1. Социальная стратификация

В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального неравенства. Социальное неравенство - это такая форма социальной дифференциаций, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Идея социального равенства принадлежит к числу великих и наиболее привлекательных мифов человечества. В реальной действительности не было и нет ни одного сложного общества, в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, социальное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значительный уровень социального неравенства. Главная проблема состоит в том, чтобы постоянно находить приемлемое для общества и составляющих его индивидов соотношение между степенью неизбежного социального неравенства и представлениями людей о социальной, справедливости.

Если среди членов общества имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения. Никакие, этикетки, вывески не в состоянии изменить факт неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни. Если в пределах какой-то-группы существуют управляющие и управляемые; это означает, что такая группа политически дифференцирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, то такое общество профессионально дифференцировано. Это три основные формы социальной стратификации. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот, хотя бывают и исключения.

Сам термин «стратификация» латинского происхождения, позаимствован из геологии, означает в переводе «слоистость, напластование». Социальная стратификация - это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами. Таких критериев очень много. К. Маркс выдвигал на первый план обладание собственностью и уровень доходов. М. Вебер добавил социальный престиж, принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин называл причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, кроме того - гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность. Он предложил следующее стратификационное разделение общества:

высший слой профессионалов-администраторов;

технические специалисты среднего уровня;

коммерческий класс;

мелкая буржуазия;

техники и рабочие, выполняющие руководящие функции;

квалифицированные рабочие;

неквалифицированные рабочие.

Существует много других вариантов стратификационного деления общества. В последние годы наибольшее распространение получила шестислойная иерархия современного западного общества:

Высший класс:

высший слой высшего класса (наследственное богатство, до 1 % населения);

низший слой (заработанное богатство, до 4 % населения);

Средний класс:

высший слой (высокооплачиваемые представители умственного труда и деловые люди, от 15 до 25 % населения);

низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники - до 40 % населения);

Низший класс:

высший слой (работники физического труда – 20 - 25 % населения);

низший слой (люмпены, безработные - 5-10 % населения).

Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности - возможность перемещения из одной страты в другую

2. Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности ввел в научный оборот П. Сорокин. Социальная мобильность - это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной страты в другую, тем оно стабильнее, по мнению сторонников теории социальной стратификации.

Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая вертикальная мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая вертикальная мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей мобильности. При вертикальном типе мобильности человек может совершать как подъемы, например, от кассира до управляющего банком, так и падения. Предприниматель может потерять часть своего состояния, перейти в группу людей с более низкими доходами. Потеряв квалифицированную работу, человек может не найти равноценную и в связи с этим, утратить часть признаков, характеризующих его прежний социальный статус. Горизонтальная мобильность предполагает перемещение человека из одной группы в другую, расположенную на том же уровне, на той же ступеньке. При таком типе мобильности человек, как правило, сохраняет основные признаки группы, например, рабочий перешел работать на другое предприятие, сохранив уровень зарплаты, и прежний разряд, или переехал в другой город; такой же по числу жителей и т. д. Социальные перемещения приводят и к появлению промежуточных, пограничных слоев, которые называются маргинальными.

«Социальными лифтами» с помощью которых осуществляются перемещения, в первую очередь являются армия, церковь, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относятся средства массовой информации, партийная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

3. Социальный контроль и социальная ответственность

Понятие ответственности в широком смысле характеризуется в науке как общественное отношение между отдельными субъектами (человеком, группой и др.) и тем, кто контролирует их поведение. Это может быть контроль собственной совести, общественного мнения или государства. Социальную ответственность можно определить как один из аспектов отношений участников общественной жизни, характеризующий взаимосвязь индивида, общества и государства, индивидов между собой и включающий осознание субъектом социальной значимости своего поведения и его последствий, его обязанность действовать в рамках требований социальных норм, регламентирующих общественные отношения. Применительно к отдельному человеку ответственность - это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Ответственность у индивида формируется как результат требований, которые к нему предъявляют общество, социальная группа, в которую он включен. Осознанные индивидом требования становятся основой мотивации его поведения, которое регулируется совестью, чувством долга. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится ее свойством. Ответственность проявляется в действиях человека и охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предъявляемые требования, в какой мере он их правильно понял и истолковал, может ли он предвидеть последствия своих поступков для себя и общества, готов ли принять санкции в случае допущенных нарушений. К ответственности необходимо подходить, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе, социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности.

В зависимости от содержания социальных норм различают моральную, политическую, юридическую и иные виды социальной ответственности. Различны санкции в случае нарушения тех или иных норм. Например, в случае отсутствия моральной ответственности, нарушения моральных норм применяются так называемые неформальные негативные санкции: порицание, замечание, насмешка. Социальная ответственность - это не только ответственность отдельных лиц, но и ответственность государства, всех субъектов политической системы общества за взятые на себя обязательства, что составляет суть политической ответственности. Основные санкции в случае неисполнения политиками своих обязательств - неизбрание на следующий срок, критика общественностью, в средствах массовой информации. Специфическая особенность юридической ответственности заключается в четком определении в законе субъектов, содержания, видов, форм и механизмов реализации. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. В зависимости от характера правонарушения определяются виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

4. Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, престиже, доступе к власти являются источником социальной напряженности. Социальная напряженность нередко перерастает в конфликт. Социальный конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной" отрасли социологического знания - конфликтологии.

Социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт это временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Они полагают, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. Конфликт, по их мнению, - необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Другое дело в том, что не следует допускать чрезмерного разрастания конфликта, ибо это может привести к катастрофическим последствиям.

В качестве причин социальных конфликтов марксистские социологи выдвигают на передний план экономические факторы. Один из создателей современной конфликтологии немецкий социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Предконфликтная стадия после скрытой фазы развития конфликта завершается инцидентом, каким-либо внешним событием, являющимся поводом, который приводит в движение конфликтующие стороны. Вторую, основную стадию конфликта, характеризует конфликтное поведение, т. е. действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во-первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во-вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны, быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок противоборствующих сторон, ликвидирована социально-психологическая напряженность между ними.

Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Современные концепции социальной стратификации.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.



Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Виды социальных групп.

Социальная дифференциация

Причины дифференциации:

1. частная собственность

Социальная политика

Теория стратификации

Основные критерии стратификации

3. престиж

4. образование

Социальный статус личности и социальные роли.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором .

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые.

ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Их совокупность называется ролевой системой (ролевым набором).

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

1. ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;

2. социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Социальная мобильность

Человек, занимающий определённое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, Такой переход называется социальной мобильностью.

Виды социальной мобильности

Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – это социальные механизмы, позволяющие людям перемещаться из одного социального слоя в другой.

П. Сорокин (американский социолог русского происхождения) выделял:

1. Армия (Наполеон)

2. Церковь (патриарх Никон)

3. Школа, образование (Ломоносов)

Другие каналы социальной мобильности:

1. Семья и брак (Екатерина Первая)

2. Партийная деятельность (Сталин)

3. СМИ (Малахов, Ксения Собчак)

Семья как малая группа.

Виды семей

1. По родственной структуре бывают:

семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей супружескую пару с детьми и кого-то из родителей супружеской пары

семьи нуклеарные - супружеские парыс одним или двумя детьми.

2. Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и не­полные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с ба­бушками-дедушками).

3. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и много­детные.

4. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традици­онно выделяют два типа семьи.

Традиционная, или патриархальная, семья предпола­гает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поко­лений. Женщина экономически зависит от супруга, се­мейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и вос­питатель детей.

К характеристикам партнерской, или эгалитарной, се­мьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропор­циональное распределение семейных обязанностей, взаимо­заменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важ­ных для семьи решений, а также эмоциональную насы­щенность отношений. Социальные психологи особо отмеча­ют именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаи­моуважении, взаимопонимании и эмоциональной потреб­ности друг в друге.

5. По занятости в общественном производстве:

однокарьерная модель (в традиционном обществе отец был занят в общественном производстве, мать занималась домашним хозяйством)

двухкарьерная модель

Функции семьи

Под функциями семьи понимается ее деятельность, име­ющая определенные социальные последствия.

1. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

2. Новое поколение, при­ходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, мо­ральных и других ценностей. В этом проявляется воспи­тательная функция.

3. Хозяйственно-экономическая функ­ция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; орга­низацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

4. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологи­ческого комфорта, обеспечивает эмоциональную поддерж­ку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоциональ­но-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духов­но-эстетические моменты, в том числе и организацию про­ведения свободного времени.

5. Кроме того, семья предостав­ляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).

6. Семья регулирует сексу­альное поведение людей, определяя, кто, с кем и при ка­ких обстоятельствах может вступать в сексуальные отно­шения (сексуальная функция).

Молодёжь как социально-демографическая возрастная группа

Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 25 лет. Возрастные границы определяются конкретно-историческими условиями, социально экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны.

Переход от молодости к зрелости характеризуют критерии

Основные черты молодёжной субкультуры

1. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни

2. включение в различные группы сверстников (неформальные молодёжные группы)

3. своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке

4. культ силы, радикализм

5. это скорее культ досуга, чем работы (некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид, что делает)

6. открытость к новациям

Социальные функции молодёжи

1. освоение новых профессий. Закономерность: чем новее профессия, тем моложе возраст её представителей

2. освоение новых территориально-производственных комплексов. Терииториальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп (примеры: освоение целины, БАМ)

3. культурно-интеллектуальная мобильность. Молодёжь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания.

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Этнос (греч. – народ) – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры, осознающих своё историческое единство. В современном мире существует не менее двух тысяч различных этносов.

Формы этносов:

в первобытное время - племя

в древности и средневековье - народность

в новейшее время, наиболее развитая и устойчивая общность -нация

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Признаки нации:

1. общности территории;

2. общность языка;

3. общность экономической жизни;

4. общие черты психического склада;

5. национальная профессиональная культура;

6. национальное самосознание. Осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, сопричастности к общей исторической судьбе и культуре нации, переживания за её прошлое, настоящее и будущее, ориентации на цели и ценности национального развития.

Как определить национальность человека? Национальная самоидентификация.

Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан. Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»

Национализм и шовинизм

Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Межнациональные отношения

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.

Причины межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры;

2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5. стремление народов к созданию собственной государственности (СЕПАРАТИЗМ)

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

1. отказ от насилия и принуждения;

2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Тенденции в развитии наций

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции:

дифференциация интеграция
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Национальная политика

Национальная политика- со­вокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений.

Национальная по­литика различается по целям, направленности, исходящим из приоритетов политики государства.

Цели, направленность ан­тигуманной тоталитарной политики Цели и содержание демократической национальной политики
1. отстаивание так называ­емой этнической «чистоты» 2. разжигание расовой ненависти 3. насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответству­ющего группового поведения. Фашизм наиболее человеконена­вистническое выражение этой антидемократической политики. 1. законодательное закрепление уважительного от­ношения к людям всех национальностей, этносов к их самосоз­нанию, самобытности, 2. создание наиболее благоприятных усло­вий для свободного развития всех народов, 3. согласование наци­ональных интересов, 4. предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократичес­кие партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись на­селением страны.

Основные принципы государственной национальной поли­тики в России таковы:

1. равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от его расы, национальности, языка, отно­шения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

2. запрещение любых форм ограниче­ния прав гражданина по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности;

3. сохране­ние исторической целостности страны, равноправие всех субъек­тов федерации, гарантия прав коренных малочисленных наро­дов;

4. право каждого гражданина определять и указывать свою национальность;

5. содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

6. своевременное и мирное разрешение про­тиворечий и конфликтов;

7. запрещение деятельности, направлен­ной на подрыв безопасности государства, возбуждение социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

8. защита прав и интересов граждан России за ее преде­лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной

Социальная структура российского общества

Причины конфликтов

1. обладание одной из сторон материальными и нематериальными (власть, информация) ценностями, в то время, когда другая сторона их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым.

2. несовместимость мировоззренческих установок и оценочных позиций различных социальных групп (классов, сосло­вий, слоев) общества;

3. неправильное понимание людьми друг друга; расхождения во взглядах и навязывание мнения одной из сторон, психологи­ческая несовместимость людей

4. повышенная раздражительность, завышенный уровень притязаний (в межличностных конфликтах)

Виды конфликтов

1. В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которых происходят конфликты, их делят на

Семейные

Трудовые

Политические

Этнические

2. По масштабам и объёму относят

Межличностные конфлик­ты, когда сталкиваются интересы отдельных людей;

Конфликты между малыми и большими социальными группами:

Международные конфликты, возникающие между отдельными государствами и их коалициями.

3. По характеру развития:

Преднамеренные

Спонтанные.

Стадии конфликта

Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия.

Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий

Виды социальных групп.

А) по численности – большие (нации, сословия) и малые (семья, школьный класс)

Б) по способу организации и регулированию поведения – формальные (производственный коллектив) и неформальные (байкеры, эмо)

Причины объединения людей в группы:

1. группы помогают в достижении общих целей

2. группы позволяют удовлетворить психологические и др. проблемы

3. групповое членство способствует формированию позитивной «Я- концепции»

Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации, их проявления

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Причины дифференциации:

1. частная собственность

2. сложность современного общества, необходимость разделения труда

3. различные способности, психологические особенности людей

Социальная политика

Социальная политика – совокупность мер, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также обеспечение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой опеке со стороны государства.

Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство.

Традиционными направлениями социальной политики является:

1. организация пенсионного обеспечения и социального страхования, медицинское обслуживание;

2. материально-бытовое обслуживание нетрудоспособных и иных категорий нуждающихся в социальной защите граждан (студентов, временно не работающих, сирот и т.д.);

3. содействие занятости граждан.

Теория стратификации

error: