Понятие, сущность и виды саморегулирования. Правовые основы саморегулирования К возможностям саморегулирования можно отнести

Саморегулирование возникло как направление административной реформы

С точки зрения положений закона под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил – определение из ФЗ о СРО от 01.12.2007 г

Саморегулирование необходимо для устловного объединения представителей профессиональной деятельности с целью установления критериев качества данной деятельностью

Самая главная цель законодателя – уйти от лицензирования отдельных видов деятельности, но условием занятия определенным видом деятельности будет участие в СРО. Т.о. государство контролирует СРО а уже СРО контролирует каждого субъекта – предпринимателя.

Само саморегулирование появилось в период средних веков (источники саморегулирования были в Древнем Риме но они сами правил фугкционирования деятельности не устанавливали) – в период цехового права появились классические формы объединения профессиональных гильдий которые предусматривали определенные правила вступления в членство, правила качества продукции, правила рассмотрения споров и конфликтов касаемо некачественной деятельности внутри таких объединений.

Затем СРО зародились в конце 19 – нач. 20 вв в США, затем они появились на территории Великобритании (но только в сфере финансовых услуг)

С 90-х гг 20 века в России

1 этап: с 1994 по 2002 г: с 4 ноября 1994 г был принят Указ Президента «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ» - создавался ФКЦБ – федеральный комитет ценных бумаг (?) (и ему дали полномочия по контролю за СРО в сфере рынка ценных бумаг); национальная ассоциация участников фондового рынка – первая официальная СРО в РФ- 1995. Особенностью законодательства деятельности СРО в это время является то что саморегулирование было сугубо добровольным явлением

2 этап: в 2003 г начал действовать ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) который прямо предусмотрел обязанность арбитражных управляющих состоять в СРО с тем чтобы получить допуск к профессиональной деятельности. Затем в законодательстве начали появляться нормы о саморегулировании и обязательном участии в СРО для осуществления определенной деятельности (//оценщики, аудиторы, сфера строительства)

Обязательное саморегулирование существует в следующих видах деятельности:

1. Аудиторская деятельность

2. Деятельность арбитражных управляющих

3. Деятельность в сфере кредитной кооперации


4. Оценочная деятельность

5. Деятельность в сфере инженерных изысканий

6. Деятельность в сфере строительства

7. Архитектурно-строительное проектирование

8. Теплоснабжение

9. Деятельность в сфере энергетического обследования

10. Деятельность ревизионных союзов в сельскохозяйственных кооперативах

СРО в России существует в 2х формах: 1- обязательное саморегулирование; 2- добровольное

Обязательное – в названных 10 названных сферах, где произошел отказ от лицензирования и замена на требования самой СРО

Добровольное саморегулирование – по правовой природе это ассоциации/союзы предпринимателей или представителей профессиональной деятельности созданные для взаимопомощи при осуществлении деятельности. Т.о. если это подпадает под лицензируемую деятельность – то получение лицензии обязательно! Получается что здесь осуществляется информационный обмен в рамках таких СРО, иных плюсов нет, еще и членские взносы вносятся

По СРО понимаются некоммерческие организации, созданные в целях осуществления саморегулирования (д/б прописана в уставе), основаны на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства производственной отрасли либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Требования, предъявляемые к СРО:

1) Требование к организационно-правовой форме – д/б некоммерческие. /идеальной формой для СРО является ассоциация, союз. Но до 1 марта 2013 г существовало правило что членами ассоциаций не могли быть граждане, поэтому до 1 марта 2013 г СРО в виде ассоциаций и союзов объединяли только ЮЛ. Затем стали выбирать форму некоммерческого партнерства но оно ни при каких обстоятельствах не может нести ответственность за своих участников (членов). Но веди если СРО устанавливает правила для членов оно и отвечать должно за их действиях, поэтому отказались от этой формы. Форма потребительского кооператива для СРО тоже не подошла т.к. деятельность направлена как раз на хозяйственные цели а не на удовлетворение потребностей членов кооператива. Единственная форма позволяющая реализовывать функции СРО – общественное объединение. С 1 марта 2013 г внесенными изменениями в ГК разрешено в ассоциации и союзы вступать физическим лицам – теперь все СРО объединяются в данные формы/

2) Требование к членам: если субъекты предпринимательской деятельности – не менее 25 членов; если представителей профессиональной деятельности определенного вида – не менее 100 членов. В ГК говорится если иное не предусмотрено в законе. В ФЗ об оценщиках предусмотрено что не менее 300 членов ФЛ-ц. к СРО аудиторов требование не менее 700 физ лиц.

3) Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами организации – они разрабатываются и утверждаются самой организацией и должны соответствовать существующим стандартам и правилам действующим в конкретной сфере.

СРО не только имеет право но и обязано установить меры дисциплинарной ответственности в отношении членов организации, которые нарушают требование стандартов и правил

Правила СРО должны устанавливать правила профессиональной этики, правила установленные СРО д/б направлены на максимальную прозрачность и справедливость деятельности которой занимаются члены СРО, должны предусматривать положения об урегулировании споров

4) СРО обязана обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена

5) СРО д/б включена в реестр СРО, который ведет Служба государственной регистрации кадастра и картографии

6) д/б уплачена гос пошлина = 4000 руб

основания для отказа во внесении в реестр: несоблюдение требований законодательства

3 случая исключения из реестра:

1) волеизъявление самой СРО

2) ликвидация СРО как ЮЛ

3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений об организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям законодательства

если в ходе проверок гос органами выявлены такие нессответсвия, то гос органы могут предоставить возможность их исправления в срок до 2х месяцев. Если не исправлены – то гос орган может обратиться в суд и исключение будет осуществляться только на основании решения суда вступившего в законную силу

Органы управления, формируемые СРО делятся на 2 категории:

1- условно стандартные для всех ЮЛ: Общее собрание членов организации, постоянно действующий коллегиальный орган, исполнительный орган СРО

2- в структуре основных формируются так называемые специализированные органы. В обязательном порядке должно быть создано 2 специализированных органа:
1. орган осуществляющий контроль за соблюдениями членов СРО требований стандартов и правил этой организации
2. Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия /самое распространенное наказание – штраф. Имеет место и исключение из членов СРО/
может создаваться орган по управлению компенсационных органов и иные органы контролирующие управление той или иной функции СРО

членами СРО м/б любые ФЛ и ЮЛ с учетом специфики той деятельности для которой создана СРО. Конкретное лицо добровольно вступает в СРО. Если несколько СРО действует на рынке то заинтересованное лицо может вступить в любую из этих организаций. Если субъект профессиональной деятельности осуществляет только один вид деятельности //аудитор – то он может вступить только в одну СРО. Однако если субъект осущ-т различные виды деятельности //аудит и оценку – то он может вступать в различные СРО по конкретному виду деятельности.

Любой член СРО имеет право требовать от самой организации реализацию функций для которых она была создана.

К функциям СРО относятся:

1) разработка и установление правил и членства в организации

2) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов

3) образование третейских судов для разрешения споров между членами организации

4) анализ деятельности своих членов и обеспечение информационного обмена

5) обязана организовывать профессиональное обучение членов организации или их работников

6) организация осуществляет контроль за деятельность своих членов, в том числе рассматривает жалобы на их действия и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил

7) любая СРО с точки зрения требований законодателя обязана обеспечить имущественную ответственность своих членов перед потребителями и иными лицами. В настоящее время ФЗ о СРО предусматривает 2 способа подобного обеспечения финансовой состоятельности члена организации:
1- система обязательного страхования
2- создание и надлежащее использование специального компенсационного фонда

Страхование: члены СРО могут застраховать свою ответственности как путем личного, так и путем коллективного страхования. Условия относительно договора страхования: так нельзя страховаться в тех организациях которые сами являются членами данной СРО или когда соответствующая СРО является учредителем подобной страховой организации. Договор страхования должен осуществляться на 1 календарный год и на одного члена организации размер страхования минимум 30 000 руб.

Создание компенсационного фонда: каждая СРО может создать компенсационный фонд, под которым понимается совокупность определенных видов имущества этой организации, которая м/б использована в случае наступления имущественной ответственности СРО при наступлении юр фактов, которые требуют выделения всего либо части имущества такого фонда. По своей сути компенсационный фонд представляет некий фонд взаимного страхования где каждый страхует каждого и отвечает по обязательствам каждого. Максимум размера компенсационного фонда не ограничен. Компенсационный фонд формируется обязательно в денежной форме (никакое имущество, ценные бумаги или права требования не допускаются)

Возмещение - По субсидиарному принципу

Сам компенсационный фонд может инвестироваться но только через управляющие компании (т.е. сама СРО инвестированием не имеет права заниматься). Прибыть от этого направляется на приращение самого компенсационного фонда.

Чаще используется компенсационный фонд чем страхование

25.11.2014

Лектор: Аминов Евгений Раульевич – к.ю.н. старший преподаватель кафедры ГП

1- интеллектуальные права

2- Новикова или Васильев

Предлагают оформить множество компаний. При этом некоторые из них не только подготовят учредительные и регистрационные документы (в том числе и на специалистов), но и помогут оперативно вносить изменения в допуск (добавлять или исключать виды работ; вносить изменения, связанные со сменой юридического адреса или расширением контрактов).

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях ".

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону , обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия , предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Легальное определение саморегулирования приведено в Законе о СРО, в силу которого саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2).

Разные подходы присутствуют и при характеристике сущности саморегулирования: отдельные авторы указывают, что она заключается в передаче отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности СРО; другие указывают, что саморегулирование является негосударственным правовым регулированием, не продолжением государственного регулирования, а дополнением (альтернативой) к последнему. На наш взгляд, сущность саморегулирования определяется в зависимости от его вида. «Добровольное» саморегулирование представляет собой самостоятельный способ регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. В то же время его нельзя противопоставлять государственному регулированию, так как СРО действуют на основе законодательства и их деятельность санкционирована государством. «Делегированное» саморегулирование должно рассматриваться как вид государственного регулирования. «Смешанное» саморегулирование призвано дополнять государственное регулирование в отрасли.

При характеристике саморегулирования как способа регулирования традиционно выделяют три его вида (или модели): добровольное, делегированное и смешанное. Критерием для этой классификации служит степень государственного участия в саморегулировании.

В соответствии с первой моделью участие в СРО является добровольным и развивается потому, что дает ее членам конкурентные преимущества. Также СРО служат для представления интересов своих членов в отношениях с органами власти, потребителями. Вмешательство государства здесь сведено к установлению общих правил и принципов организации и деятельности СРО. Эта модель в России реализована в Законе о СРО в качестве основной. СРО при таком подходе разрабатывают стандарты и правила деятельности для своих членов и следят за их соблюдением. Данные стандарты и правила обязательны для выполнения всеми ее членами, за их нарушение предусмотрены меры дисциплинарного воздействия (ст.ст. 4, 10 Закона о СРО).

Сущность делегированного саморегулирования заключается в том, что обязательным условием осуществления предпринимательской либо профессиональной деятельности является членство в СРО. Тем самым государство устанавливает специальные требования к правоспособности соответствующих субъектов. Так, ст. 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Процесс «делегирования» сводится к передаче государственных функций СРО, в результате чего последние наделяются собственными властными полномочиями, не характерными для субъектов гражданских правоотношений. Эта модель саморегулирования заменяет институт лицензирования. По мнению М.Ю. Челышева, саморегулирование проявляется в наличии административно-правовой составляющей, заключающейся в специальных, публичных по существу, средствах влияния СРО на своих членов как меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований стандартов и правил СРО, проведение плановых и внеплановых проверок.

Наделение СРО властными полномочиями по отношению к своим членам позволяет отдельным авторам отнести их к публичным корпорациям, так как они отвечают некоторым выделяемым в доктрине признакам юридического лица публичного права: а) цели деятельности, которая направлена на осуществление публичных, общественных интересов, б) наличие некоторых властных полномочий, в) специальная правоспособность, г) особый режим имущества, составляющего компенсационный фонд СРО. Однако СРО в отличие от юридических лиц публичного права не создается на основании публичного властного акта (специального закона), то есть к ним не применяется разрешительный порядок создания.

При смешанном саморегулировании, как правило, действуют как государственные механизмы регуляции (например, лицензирование), так и саморегулирование. Указанная модель применяется в РФ на рынке ценных бумаг, где СРО с обязательным членством, созданные в разрешительном порядке, действуют совместно с лицензирующим органом при регулировании профессиональной деятельности. Так, СРО разрабатывают подлежащие согласованию с Банком России базовые стандарты, вправе осуществлять переданные им полномочия Банка России (ст.ст. 5, 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» от 13 июля 2015 № 223-ФЗ). Вместе с тем, осуществление ими обеспечительной функции не предусмотрено (отсутствует обязанность по формированию СРО компенсационного фонда за исключением СРО форекс-дилеров), так как финансовая устойчивость является одним из лицензионных требований к участникам финансового рынка. Также помимо лицензирования деятельности, обязательное членство в СРО предусмотрено для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Документы, стандарты и правила этих организаций подлежат утверждению (согласованию) с регулирующим государственным органом; за деятельностью в соответствующей отрасли осуществляется лицензионный контроль. Однако для этих видов деятельности, снижая значение регулирующей и контрольной функций СРО, законодатель предполагает реализацию СРО обеспечительной функции, восполняя отсутствие финансовых гарантий, не предусмотренных механизмом лицензирования для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектовпредпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

· разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);

· от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;

· должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т. к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.

Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа - это, по сути, первый стандарт деятельности. Средневековая Европа, представляющая собой замкнутые сословные корпорации, может дать примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства, вышедшей позже за пределы итальянских городов-государств, и объединявшей представителей одной профессии, в том числе и с целью отстаивания интересов цеха перед властью, поддержания честной конкуренции внутри объединения, укрепления собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. В то же время примером подобной организации может служить объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие и в наше время. Можно вспомнить также средневековые объединения купцов - гильдии, создаваемые для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.

Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными организациями.

В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.

В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно.

В эти годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован только в отраслевых ценным бумагам и фондовому рынку.

законодательных и подзаконных актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет - до 2007 года, когда был принят Федеральный законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. - базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) « - в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27. 07. 2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.

С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий - допуск к видам работ - можно получить, только став членом саморегулируемой организации.

С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО - это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) - 445 организаций и энергетический аудит - 133 саморегулируемых организации.

Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.

К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности: -деятельность арбитражных управляющих;

  • -аудиторская деятельность;
  • -кредитная кооперация;
  • -оценочная деятельность;
  • -деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • -инженерные изыскания;
  • -архитектурно-строительное проектирование;
  • -строительство;
  • -деятельность в области энергетического обследования;
  • -теплоснабжение.

Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:

  • -профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • -деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • -кредитная кооперация;
  • -кадастровая деятельность;
  • -рекламная деятельность;
  • -деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  • -деятельность патентных поверенных;
  • -посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация) ;
  • -деятельность микрофинансовых организаций.

В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:

  • - производителей стройматериалов
  • - переработчиков мусора
  • - лифтовиков
  • -управляющих недвижимостью
  • -производителей в сфере физической культуры и сопрта
  • - пожарной безопасности
  • -саморегулирование в строительной сфере.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций содержится, как правило, в конкретном нормативном акте, устанавливающем необходимость их создания в определенной сфере общественных отношений. выделить ключевые признаки, необходимые для признания образования саморегулируемой организацией.

  • 1) по своему статусу данные организации относятся к некоммерческим организациям;
  • 2) основаны на членстве;
  • 3) объединение строится по профессиональному признаку;
  • 4) основная цель - регулирование деятельности участников на условиях автономии;
  • 5) участниками объединения являются предприниматели.

Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующиефункции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля задеятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лицназвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.

error: