Развитие сельского хозяйства средневековой европы. Сельское хозяйство в средневековой европе Население средневековой деревни

Средневековая Европа достаточно чётко разделялась на две сельскохозяйственных зоны: 1) южную, средизем-номорскую, где сохранялись давние традиции античного земледелия и 2) зону умеренного климата, расположен-ную к северу от Альпийских гор.

На юге главной зерновой культурой была пшеница. Сеяли также яч-мень, выращи-вали бобо-вые куль-туры, вино-град, мас-лины. Хлеб сеяли под зиму: осенние дож-ди увлажняли землю и обеспечивали развитие озимых культур. Плуг был таким же, как и в эпоху античности: лёгкий, бесколёсный. Его тянула пара волов, если же во-лов не было, в плуг запрягали ослов, мулов и даже коров. Легкий плуг не переворачивал земельные пласты, а толь-ко делал борозды. Поэтому поле приходилось пахать не-сколько раз вдоль и поперёк. Все другие полевые работы проводились вручную: после сева поле копали мотыгами и, возможно, пололи, жали маленькими серпами, моло-тили с помощью запряженных в катки волов или ослов. Урожай был достаточно низким: с каждого посеянного зерна удавалось получить три-четыре зерна за один сбор. Кроме зерновых, в Испании и Италии начали выращи-вать цитрусовые, завезённые в Европу арабами.

Важным достижением сельского хозяйства в зоне умеренного климата был переход с XI в. на трёхпольную систему севооборота, когда поле делилось на три части и каждый год обраба-тывались только две из них. В этой местности начинают использовать тяжелый железный колёсный плуг с отвалом, который не просто подрезал, но и переворачи-вал верхние пласты земли. Иногда в него запрягали четыре пары волов. Во время сбора урожая применяли и серп, и косу. Молотили цепами. Впрочем, урожайность оставалась невысокой. Кроме пшеницы и ячменя, на севере выращивали рожь, овёс, просо, из овощей — репу, лук, дыню, чеснок. В начале XIV в. начинают выращивать капусту, шпинат, свеклу, сажать плодовые деревья.

В монастырях выращивали лекарственные растения. В некоторых областях За-падной Европы именно монахи возродили пчеловодство.

Одной из важных отраслей средневекового сельского хозяйства было ското-водство. В условиях бедных урожаев хлеба выжить без домашнего скота было до-статочно тяжело. В раннем Средневековье самым распространённым домашним животным в крестьянских хозяйствах была свинья. Обычно её выпускали на всё лето выпасаться в лесок. Поздней осенью свинью закалывали и ели мясо и сало всю зиму. В монастырях свиней использовали для поиска трюфелей — редкостных и вкусных грибов, растущих под землёй. Материал с сайта

Настоящей кормилицей для всей крестьянской семьи была корова. Определен-ной помощью для крестьянской семьи было разведение овец. Но овцы требовали немало сил и времени: их нужно было выпасать, стричь, заготовлять для них на зиму корм и т. п. Тягловой силой в хозяйстве крестьянина были, прежде всего, волы, кони, ослы и мулы.

Крестьяне разводили также: кур, уток, гусей. В IX-XII вв. куриные яйца были обязательной составляющей натуральной ренты, которую крестьяне платили се-ньорам. Уток и гусей разводили преимущественно в монастырских хозяйствах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сайт
  • вола и стрич мулть
  • сельское хозяйство в средневековой европе
  • какие растения выращивали крестьяне в средневековье

К ХI веку в Западной и Центральной Европе сократились пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Площади пахотных земель значительно расширились. Двуполье заменялось трехпольем. Улучшалась, хотя и медленно, техника сельского хозяйства. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия стали разнообразнее, росли урожаи. Появилось много мельниц, обеспечивающих более быстрый перемол зерна.

В период раннего средневековья крестьяне сами мастерили нужные им вещи. Но, например, для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди крестьян выделялись «умельцы» – знатоки того или иного ремесла. В их семьях издавна накапливался трудовой опыт. Чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло должно было стать их главным занятием. Развитие хозяйства приводило к постепенному отделению ремесла от земледелия. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей – ремесленников. Со временем бродячие ремесленники оседали. Их поселения возникали на перекрестках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Сюда часто приезжали, а потом и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сырье. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.

Натуральное хозяйство в Европе сохранялось, но постепенно развивалось и товарное хозяйство. Товарным хозяйством называется такое хозяйство, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке и обмениваются при посредстве денег.

Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. На суше купцов грабили «благородные» разбойники – рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками.

Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме «варварских королевств». На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли - сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы.

Основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие, а крестьяне - только железные части сельскохозяйственного инвентаря. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить завоеванный социальный статус. Там же. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда групп - патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Характерный признак средневековй Европы – господство христианства, которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневековье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую и православную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Менталитет человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями.

Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялась с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.

Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но, совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой культуры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами божественной воли или неких мистических сил.



Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными. Средневековая деревня - это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Кучевая деревня

Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как». То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес. Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.

Крестообразное поселение

Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест. В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами. Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Заключение

Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни. В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то - камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.


Натуральное хозяйство безраздельно господствовало в Европе в первые столетия средних веков. В деревне крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, удовлетворяя не только собственные потребности, но и уплачивая этим оброк фео-
чалу. Характерной чертой натурального хозяйства было соединение сельского труда с промышленным. В поместьях крупных феодалов имелось лишь небольшое число ремесленников, не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством. Немногочисленны были и кресть- яне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом. Обмен продуктов преимущественно сводился к торговле такими редкими, но важными в хозяйстве предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих местах: железо, олово, медь, соль и т.п. Сюда же относились и предметы роскоши, которые не производились тогда в Европе и привозились с Востока: дорогие ювелирные изделия, оружие, шелковые ткани, пряности и т.д. Обмен этот осуществляли странствующие купцы (византийцы, арабы, сирийцы и др.). Производство продуктов, предназначенных на продажу, почти не было развито. В обмен на привозимые товары купцы получали лишь незначительную часть продуктов земледелия.
В период раннего средневековья имелись города, которые сохранились от античности. Новые города строились как административные центры, укрепленные пункты, либо церковные центры (резиденции архиепископов, епископов п т.н.). Ho в описанных условиях эти города не могли быть сосредоточием ремесла и торговли. Исключение составляли лишь некоторые города раннего средневековья, где уже в VIII - IX вв. имелись рынки и развивалось ремесленное господство. В целом же это не меняло картины.
К X - XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Развивалась техника, навыки ремесленного труда, совершенствовались отдельные ремесла: добыча и обработка металлов, кузнечное и оружейное дело, выделка тканей, обработка колеи. Шло производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга. Развивалось строительное, мельничное дело и т.д. Требовалась дальнейшая специализация ремесленника. Ho это было несовместимо с положением крестьянина, который вс самостоятельно свое хозяйство и работал одновременно и k^k земледелец, и как ремесленник. Назрела необходимость превращения ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства.
Известный прогресс в развитии земледелия и скотоводства также подготавливал отделение ремесла от сельско-
1о хозяйства. Значительный рост производительности труда
в сельском хозяйстве стал!возможен благодаря усовершенствованию орудий и способов обработки почвы. Особенно этому благоприятствовало распространение железного плуга, двухполья и трехполья. Благодаря этому в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов. Сокращалось время для производства их, увеличился прибавочный продукт, присваиваемый феодалами и землевладельцами. Часть продукта стала оставаться в руках крестьянин, что давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников.

Большая часть населения Европы в эпоху Средневековья проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти поселения очень отличались друг от друга.

Как выглядела средневековая деревня

Среднестатистические средневековые деревни были совсем небольшими – они насчитывали примерно 13-15 дворов. В регионах, в которых были условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50. В горных районах деревней не было: люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15-20 человек.

В деревнях Северной Европы, люди строили низке дома из дерева, которые обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши таких домов часто покрывали соломой, в дальнейшем – черепицей.

До конца Средневековья, дома считались движимым имуществом – их можно было легко передвинуть или даже перевезти на новое место. В крупных деревнях, дома располагались вокруг церкви . Возле церкви находился источник с питьевой водой. Именно в церкви жители деревни узнавали все новости.

Средневековую деревню окружали земельные угодья, которые предназначались для огородничества. За этими угодьями располагались луга, на которых скотоводы выпасали свой домашний скот.

Деревенское хозяйство

В период Средневековья сельское хозяйство было довольно сложным и требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на рыбную ловлю и на пользование лесом, следить за тем, чтобы скот не пересек границы другого села.

Сложно было также продать землю: для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому, очень часто жители средневековой деревни объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого исполнял одну важную для всего общества функцию.

Члены коллективного хозяйства на сборах, которые проводились возле церкви, принимали решения о постройке общих мельниц, решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также регулировали поземельные сделки. Если деревня находилась в собственности феодала , часто на таких сборах присутствовало его представительское лицо.

Население средневековой деревни

Население средневековой деревни состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества зависело от того, были ли его члены свободными, или находились под властью феодала.

Во многих средневековых деревнях жили как свободные, так и зависимые люди. Их дома и участки располагались вперемешку, но всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев. В большинстве случаев, население средневековой деревни было безграмотным и жило в нищенстве.

Как и в городах средневековья, частыми здесь были ранние браки. Количество детей в семьях варьировалось от 3 до 7 детей. В редких случаях, дети могли получить начальное образование в школах при церквях.

Зачастую родители обучали детей своей профессии: так сын ремесленника уже к 17 годам мог стать самостоятельным ремесленником. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у феодала, сроки устанавливались в зависимости от желаний феодала и региона.

error: