Бюджет операционный operating budget. Построение операционного бюджета предприятия

К операционным бюджетам относятся:

Бюджет продаж

Бюджет запасов

Бюджет производства

Бюджет потребностей в материалах

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет цеховой себестоимости

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет капитальных вложений

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия

Бюджет продаж составляется на сроки:

5-15 лет перспективный план продаж;

1-12 месяцев тактический план продаж;

10 дней оперативный план продаж.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).

Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:

Существующие договора;

Поступившие заявки на приобретение продукции;

Рыночный анализ;

Бюджет остатков готовой продукции.

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

Бюджет продаж (план продаж по менеджерам);

План возникновения и погашения обязательств;

План поступления и расходования денежных средств

Бюджет запасов.

Запасы включают в себя запасы готовой, незавершенной продукции и материалов. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования.

Бюджет запасов бывает:

Бюджет входящих остатков запасов;

Бюджет выходящих остатков запасов.

Бюджет производства.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. После того как сформирован бюджет производства по предприятию производится формирования бюджетов производства по цехам.

Бюджет производства составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

Бюджет потребностей в материалах.

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель - определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет потребностей в материалах составляется в целом по предприятию и по разбивке по цехам.

Бюджет потребностей в материалах составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по материалам и план движения денежных средств (план закупок по материалам).

Бюджет прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляйся на базе бюджета производства. Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел. (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно.

На месяц.

Бюджет общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.

Назначение данного бюджета - определить издержки, связанные с теми категориями производственных и операционных затрат. К числу таких затрат в зависимости от специфики производства можно отнести: электроэнергия, вода, некоторые материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

Бюджет цеховой себестоимости.

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, заработную плату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.

Бюджет коммерческих расходов.

В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет капитальных вложений

При наличии каких либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывается бюджет капитальных. В данном бюджете определяется за счёт каких средств будет происходить финансирование капитальных вложений. И если не будет хвать своих источников, то разрабатывается планы привлечения инвестиций и кредиты банков для реализации планируемых целей.

Финансовые (основные) бюджеты

К финансовым бюджетам относятся:

Бюджет прибылей и убытков

Прогнозный баланс

Бюджет прибылей и убытков

Бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

Основной смысл бюджета доходов и расходов -- показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря, -- будет прибыль (валовая, операционная, чистая -- любая), превышение доходов над расходами или нет. Бюджет доходов и расходов позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п.

В сущности бюджет доходов и расходов -- это прогнозирование структуры себестоимости выпускаемой компанией продукции (точнее, ее стоимости в отпускных ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. Бюджет доходов и расходов (финансовых результатов) до некоторой степени соответствует форме № 2 “Отчет о финансовых результатах” бухгалтерской отчетности, установленной в России, и показывает структуру доходов и расходов. Но в бюджетировании в отличие от формы № 2 БДиР составляется не только для предприятия, фирмы и других юридических лиц, но и для отдельных проектов, бизнесов или центров финансовой ответственности.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР (бюджет доходов и расходов) должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда руководителям предприятия или фирмы необходима более оперативная информация о состоянии финансов, в разрезе отдельных видов бизнеса, БДиР может иметь подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюджетного периода по крайней мере на первые два квартала этого периода. При составлении индикативных БДиР достаточна помесячная разбивка на периоды более одного года. Поскольку БДиР отражает структуру себестоимости продукции конкретного вида бизнеса, проекта, ЦФО или структурного подразделения (предприятия или фирмы в целом в случае сводного бюджета), по нему можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств (БДДС) -- это, в сущности, план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Хотя не только у нас, но и за рубежом еще совсем недавно должного внимания ему в управлении не уделялось. И сегодня именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов. Если у вас есть БДиР, смета капитальных и первоначальных затрат или инвестиционный план, но все доходы и расходы не увязаны друг с другом во времени (по срокам) и по условиям поступления и использования, то можете считать, что бюджетирования в вашей компании нет ни в каком, даже самом убогом виде.

Составление БДДС (бюджета движения денежных средств) призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции производства, например) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным. Неденежный поток должен быть положительным, а именно конечное сальдо.

БДДС составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него. Составлять данный бюджет индикативно на срок более одного года возможно и целесообразно лишь в определенных случаях, когда требуется более жесткий контроль за ликвидностью операций. Например, когда реализация бизнеса требует постоянного привлечения внешних финансовых ресурсов. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДиР, поскольку его главная задача -- обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

Поэтому, если БДиР составляется с помесячной разбивкой, то БДДС также должен иметь как минимум помесячную разбивку, а лучше -- более детальную (например, подекадную, понедельную, а лучше -- по банковским дням, хотя бы на первые один-шесть месяцев бюджетного периода).

Поэтому при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на воображаемое движение расчетного счета вашего предприятия и фирмы. Конечное сальдо -- это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период.

В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т. е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет компании в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата или реализация в кредит (передача товара на консигнацию), то неизбежно образуется разрыв между реализацией (отгрузкой) товара и связанными с ними расходами и притоком части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость отгруженных товаров (например, чистая выручка или продажи за данный бюджетный период в бюджете доходов и расходов) не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. Для контроля за этим явлением необходимо составить так называемый график погашения дебиторской задолженности, т. е. установить ожидаемый порядок возврата благодарными потребителями тех сумм, которые они задолжали вашему предприятию или фирме за ранее поставленную продукцию или оказанные услуги.

Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выпуском товарной продукций и получением чистой выручки от реализации, предприятие или фирма понесут и должны будут их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном не вашими потребителями, а вашими поставщиками (комплектующих, материалов, работ и т. п.). И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время (бюджетный подпериод -- месяц, декада, неделя и т. д.), будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также другие виды затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения в связи с технической реконструкцией предприятия), то руководители фирмы будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств, эмитировать акции, зачеты, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т. п.).

Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов , базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства. Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

В зависимости от вида деятельности на предприятии могут доминировать по значению те или иные виды бюджетов.

Так, например, на производственном предприятии основным для расчета издержек выступает бюджет производства, в торговых предприятиях – бюджет продаж. Если же предприятие занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо выбрать свой операционный бюджет, а также определить порядок консолидации для свода данных по всему предприятию.

18. Бюджет, смета и план финансирования.

Бюджет – это план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Представляет собой связанный набор финансовых и/или натуральных экономических показателей деятельности компании. Бюджет описывает цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных структур.

Смета – это исчисление предстоящих расходов и доходов, примерный расчет чего-либо. Смета , являясь статической формой отчетности, на практике идеально подходит для планирования постоянных издержек предприятия и составления отчета о них, но для текущего расчета и корректировок условно-переменных издержек или прямых операционных расходов компании она практически неприменима. Отчетность в виде сметы также может использоваться при формировании платежных позиций предприятия, в частности в отношении очередности платежей (особенно на момент нехватки ликвидности), так как смета имеет окраску императивности (обязательности) платежа

План финансирования предприятия составляется на основании плана учредительного финансирования, плана баланса, счета прибылей и убытков, а также плана текущей (менее чем годовой) ликвидности. В нем следует показать, из каких источников, и в какой форме вы будете (или хотели бы) финансировать предприятие или проект. При этом следует различать финансирование за счет средств предприятия и внешнее финансирование. Составьте схему фактического финансирования, а также сформулируйте ваши цели и намерения в сфере финансирования. Финансирование за счет средств предприятия включает в себя: перераспределение имущества (активный расчет), например продажу основных средств (земельных участков, зданий, оборудования и т. п.), в которых нет необходимости, сокращение складских запасов, реализацию с последующим лизингом.

Помимо этого, к внутреннему финансированию относятся тезаврирование прибыли, создание скрытых резервов, отчисления в резервные фонды и прочее.

Внешнее финансирование состоит из следующих компонентов: финансирование за счет вкладов и долевого участия путем внесения учредителями нового капитала либо привлечения новых учредителей, например фондов венчурного капитала.

К внешнему финансированию относятся также различные формы кредитного финансирования: контокоррентные кредиты, кредиты для финансирования оборотного капитала, кредиты поставщиков (путем определения сроков платежей при закупках), комиссионные договоры (консигнационные склады), авансовые платежи покупателей, долгосрочные кредиты для финансирования основных средств, финансирование долевого участия или проектов, а также финансирование за счет лизинга, факторных операций и субсидий.

При описании внешнего финансирования следует подразделять привлекаемые финансовые средства на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Существует общее правило, согласно которому имущественные ценности, предназначенные для долгосрочного использования (основные средства), должны финансироваться за счет привлечения долгосрочных кредитов во избежание кризисов ликвидности

19. Финансовые бюджеты предприятия.

Существует три вида финансовых бюджетов.

1. Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Представляет собой прогноз остатков по статьям баланса: дебиторская задолженность, денежные средства, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность и т. д. Каждая статья рассчитывается по стандартной формуле: сальдо конечное = сальдо начальное + обороты по дебету – обороты по кредиту. По активным счетам – со знаком «+», по пассивным – со знаком «-». Значение данного вида бюджета состоит в определении имущества и обязательств предприятия, а следовательно, платежеспособности.

2. Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках) формируется на основе расчетов прогнозных значений объема реализации продукции, себестоимости, управленческих и коммерческих расходов, налогов, расходов финансового характера (проценты по займам и кредитам). Исходной информацией служат операционные бюджеты. Налоговые платежи рассчитываются по среднему проценту. Этот бюджет предназначен для планирования финансового результата, т. е. определения прибыльности.

3. Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств) отражает прогнозную величину расходов (ориентируясь на данные операционных бюджетов). С помощью него анализируется финансовое состояние (платежеспособность) предприятия, т. е. определяется, в состоянии ли компания погасить текущие и иные обязательства, приобрести новое оборудование и технику, необходимые для расширения производства. Смысл данного вида бюджета заключается в том, что зачастую предприятию необходимо осуществить расходы по нескольким направлениям (например, инвестиции и выплата дивидендов), в связи с чем нужно четко представлять объемы расходов, чтобы проанализировать, достаточно ли притока денежных средств для покрытия оттока или необходимо привлечение дополнительного финансирования. Некоторые компании имеют инвесторов или возможность оформления кредита, за счет чего и покрывается дефицит финансового бюджета. Но это не всегда возможно (в случае низкого уровня платежеспособности предприятия), поэтому одним из выходов является анализ значимости каждой статьи бюджета и выявление наименее важных статей, которые возможно ликвидировать.

Цель бюджета движения денежных средств заключается в том, чтобы посредством данного инструмента, с одной стороны, обезопасить себя от ситуации нехватки денег (что может весьма отрицательно сказаться на процессе производства), а с другой стороны, определить возможность вложения свободных денежных средств в такой бизнес, откуда можно получить дополнительный доход. Бюджет движения денежных средств определяет, какие расходы ожидают предприятие в будущем и за счет каких источников эти расходы будут оплачены.

Операционный бюджет – документ, содержащий схему доходов и расходов предприятия. Его составляют несколько статей, которые характеризуют группы затрат и поступлений средств. В зависимости от специфики работы бюджет организаций будет различаться. В статье рассмотрим, что такое операционный, финансовый бюджеты, их состав и предназначение.

Понятие бюджета, виды операционных смет на предприятии

Бюджет – это план, который подробно характеризует доходы и расходы предприятия. Его составляют как для отдельных подразделений, так и для всей организации в целом. Это необходимо для того, чтобы четко ориентироваться на показатели затрат и финансовых результатов. В целях наиболее полного отражения информации и удобства ее использования, различают разные виды планов. Но вне зависимости от направленности деятельности предприятия формируют общий бюджет. Его составляют блоки отдельных финансовых планов, скоординированные в одно целое.

Разработку общей картины расходов и доходов предприятия начинают с формирования операционного бюджета. Он напрямую зависит от направленности деятельности предприятия и может включать в себя следующие планы:

  • продаж – присутствует в общей смете любой компании, является основой для других бюджетов, показывает поквартальный и помесячный объем продаж в целом по предприятию и по каждому виду продукции в натуральных и стоимостных показателях;
  • запасов готовых изделий, товаров – содержит данные о запасах ТМЦ по подразделениям и предприятию в целом, нередко его объединяют с производственным бюджетом;
  • производства (в т. ч. по отдельным видам затрат: труда, прямых материальных, накладных);
  • расходов управленческих – содержит информацию об административных затратах;
  • расходов коммерческих – объединяет затраты по реализации продукции (реклама, транспортные услуги, комиссионные сборы и прочее);
  • производственных расходов – позволяет вычислить производственную себестоимость изготовленной продукции.

Состав операционного бюджета – выбор отдельной организации. При его определении стоит помнить, что сметы в его структуре являются источником информации для бюджетирования.

Характеристика бюджета продаж

Первым шагом в создании общего плана доходов и расходов предприятия является разработка сметы продаж. Это операционный бюджет, который содержит информацию о предполагаемых объемах реализации, стоимости продукции и доходах. Чтобы правильно сформировать показатели, необходимо постоянно анализировать и изучать рынок, чем обычно занимается отдел маркетинга.

В процессе составления бюджета реализации специалисты решают вопросы о том, какие категории продукции будут выпускаться, а также каковы их объемы и стоимость продаж. Учитывается и процент покрытия расходов в текущем и последующих месяцах. Рассматривается необходимость планирования безнадежной задолженности.

Операционный бюджет продаж должен соответствовать следующим требованиям:

  • отражен квартальный или месячный объем реализации в стоимостных и натуральных показателях;
  • его формирование происходит на основании категорий покупателей, сезонности и географии продаж, спроса на изделия;
  • включает в себя размер ожидаемого денежного потока от реализации;
  • прогноз выручки от продаж содержит коэффициенты инкассации, которые информируют о соотношении оплаченной в текущем/последующем месяце продукции и безнадежной задолженности.

При составлении бюджета продаж применяют такие понятия, как выручка, прибыль, затраты. Последние подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в прямой пропорциональности к динамике производства продукции. Иными словами, чем больше выпущено изделий, тем больше возникло переменных расходов. Сюда можно отнести оплату материалов и сырья, труда и социальных отчислений работникам и т. п. Постоянные же затраты не зависят от объемов производства. К ним относят, например, амортизацию, арендные платежи, управленческие расходы.

Составление бюджета продаж

Смету формируют в стоимостных и натуральных показателях по кварталам или месяцам. Натуральные величины высчитывают с учетом сезона продаж, а стоимостные - в зависимости от уровня инфляции или изменений курсов валюты. Операционный бюджет реализации составляют по следующему алгоритму:

  1. Рассчитать плановые объемы продаж в натуральных измерителях по каждому виду продукции и групп клиентов.
  2. Рассчитать и произвести учет плановых остатков на складах в пределах их минимально допустимого объема.
  3. Определить закупочные и реализационные цены с учетом инфляции, размер плановой реализации с учетом сезонности (сумма прироста/снижения и показателей продаж предыдущего месяца).
  4. Вычислить планируемый объем закупаемого товара, используя формулу: Об = Об п + О к – О н, где Об п – планируемый объем продаж, а О к и О н – остатки на складе на конец и начало периода соответственно.
  5. Определить объем продаж за месяц для каждого вида продукции по установленным ценам.
  6. Вычислить динамику сбыта и динамику цен на период составления бюджета.
  7. Определить годовой объем продаж по месяцам и продуктам периода.

Экономисты считают целесообразным одновременно с формированием сметы продаж составлять план коммерческих расходов. Это объясняется тем, что составляют их одни и те же специалисты, используя взаимосвязанные показатели.

Бюджет коммерческих расходов

Затраты на продвижение продукции напрямую связаны с объемом продаж, поэтому после плана реализации обычно приступают к формированию сметы коммерческих расходов. К ним относят затраты на:

  • комиссии, причитающиеся посредникам;
  • оплату транспортных услуг;
  • упаковку и тару;
  • рекламу;
  • хранение;
  • покрытие прочих расходов (представительские, складирование, сортировка и т. п.).

Операционный бюджет в части коммерческих затрат при формировании напрямую соотносят с объемом продаж, указанном в плане реализации. Причем большинство расходов планируют в процентах к количеству сбыта.

Смета запасов ТМЦ

Бюджет запасов продукции характеризует остатки на складе по каждому виду изделий, а также в разрезе подразделений и предприятия в целом. Его формируют в стоимостных и натуральных показателях. Смету запасов ТМЦ выделяют отдельно или же включают в состав производственного бюджета. Рассчитывают его дважды за период: на начало и конец. На начало установленного срока указывают размер предполагаемых остатков, который включает в себя продукцию:

  • отгруженную с ненаступившим сроком оплаты;
  • неоплаченную покупателями в срок;
  • находящуюся у покупателей на ответственном хранении;
  • фактически или ожидаемо оставшуюся на складе.

Операционный бюджет предприятия по запасам ТМЦ на конец периода включает в себя остатки на складах продукции в размерах, нормативно установленных, и отгруженных товаров с ненаступившим сроком оплаты. Допустимый размер запасов вычисляют по формуле: З к = Н д × В д × Ц ед, где:

  • Н д – норматив запаса продукции в днях;
  • В д – количество изделий, выпускаемых за один день;
  • Ц ед – планируемая стоимость за единицу продукции.

Показатель Н д формируют затраты времени на упаковку, оформление документов и комплектование партии. Полученное значение запасов ТМЦ – условие ритмичных поставок и бесперебойных отгрузок изделий.

Операционные бюджеты организации формируются по собственному усмотрению. Предприятие вправе объединить план запасов со сметой производственных затрат. Но если возникает необходимость более точно отразить ТМЦ на складе на начало и конец периода, то составление отдельного плана запасов продукции положительно скажется на их учете.

Производственные затраты

Производственный операционный бюджет предприятия может состоять из нескольких статей доходов и затрат, которые полностью характеризуют процесс изготовления продукции. Обычно его образуют 4 составляющие, перечень которых в конкретных условиях может быть расширен.

После составления сметы продаж и запасов приступают к формированию плана производственной программы в натуральных измерителях. На основании данных бюджета реализации и количества запасов на конец периода высчитывают необходимые объемы изготовления продукции. После чего становится возможным составить полный план производства в денежных измерителях по каждому виду изделий.

Полученные данные становятся основой для составления других операционных бюджетов. Например, владея информацией о производственных объемах, можно разработать план прямых материальных затрат. Его содержание делят на три основные части:

  • потребность в основных материалах;
  • смета МПЗ на начало и конец периода;
  • план закупки материалов.

Они напрямую связаны между собой: на основе показателей потребности в материалах составляют план закупки, в который входят МПЗ.

Бюджет операционных затрат в части прямых производственных расходов формируют, опираясь на следующий алгоритм:

  1. Определение основных видов материалов и сырья, необходимых для изготовления продукции.
  2. Вычисление норм расхода материалов и сырья, приходящихся на единицу продукции.
  3. Составление прогноза изменений в части прямых материальных затрат в связи с пересмотром норм расхода, цен на МПЗ.

Иные прямые затраты на сырье и материалы определяют при помощи умножения ставки в рублях на единицу продукции и предполагаемого объема реализации в каждом месяце периода.

Смета прямых затрат на оплату труда

Одну из наибольших частей затрат в процессе изготовления продукции составляет оплата труда работникам основных цехов. Определить ее размер можно по сформированному ранее плану производственной программы, который определяет общее количество рабочего времени. Величина затрат напрямую зависит от системы оплаты, установленной организацией, и трудоемкости процесса изготовления продукции. Последний показатель определяют по каждому виду изделий в человеко-часах или часах. Заработную плату рабочих основного производства рассчитывают в денежных единицах, умножая каждый трудовой час на установленное тарифное значение.

Бюджет операционной деятельности предприятия в части прямых затрат на оплату труда составляют по следующему алгоритму:

  1. Определить категории переменных расходов, величина которых будет изменяться в течение бюджетного периода пропорционально объему продаж.
  2. Рассчитать нормативные значения трудоемкости по каждому виду изделий и стоимость 1 человеко-часа. На основании полученных значений определить общую величину прямых трудовых затрат.
  3. Указать в плане возможную индексацию заработной платы.
  4. Составить смету прямых трудовых затрат на необходимый бюджетный период и график выплаты вознаграждений за труд.

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы относят к числу накладных. Возникают они неоднородно, что приводит к разнице в расчетах. Большая часть общепроизводственных расходов направлена на обслуживание и содержание оборудования и иных средств труда. Кроме этого, сюда относят затраты на:

  • амортизацию имущества, используемого при изготовлении продукции;
  • страхование ОС;
  • коммунальные платежи по содержанию производственных помещений;
  • оплату аренды имущества;
  • оплату труда работникам вспомогательных и обслуживающих цехов;
  • иные управленческие расходы.

Разработка операционного бюджета в части накладных расходов начинается с классификации затрат на переменные и постоянные. После чего формируют смету, опираясь на следующий алгоритм действий:

  1. Определить расходы на эксплуатацию и содержание средств труда.
  2. Выделить общецеховые затраты.
  3. Составить сметы по статьям важных общепроизводственных расходов.
  4. Выделить среди них постоянные и переменные (условно-постоянные) затраты.
  5. Определить размер планируемых затрат на оплату труда.

В целях контроля некоторые предприятия составляют план-график по общепроизводственным расходам на каждый месяц, который необходимо исполнять.

Смета управленческих затрат

Накладные операционные расходы бюджета подразделяются на два дополнительных плана. Составление бюджета коммерческих затрат было рассмотрено выше, т. к. для удобства многие специалисты рекомендуют формировать его сразу после определения объема продаж.

Управленческие расходы включают в себя затраты на содержание административного персонала и некоторые мелкие хозяйственные нужды. Их относят к постоянным расходам, оказывающим влияние на показатель прибыли. Поэтому планирование их величины сопровождается установлением лимитов, представляющих собой фиксированные суммы на бюджетный период.

Калькуляция производственной себестоимости

Составление операционного бюджета завершается вычислением себестоимости произведенной продукции, которую образуют прямые и накладные затраты. Имеющиеся бюджетные планы позволяют рассмотреть соотношение производственных расходов и объемов готовых изделий. Проводя качественный анализ показателей, предприятие сможет действенно их контролировать и планировать.

В ходе экономического управления организации могут понадобиться иные вспомогательные, операционные и финансовые бюджеты. Они играют исходную роль в подготовке и обработке необходимой информации для составления основного плана доходов и расходов.

Операционный бюджет позволяет предприятию в зависимости от его организации планировать текущую экономическую деятельность. При формировании плана в первую очередь составляют смету объема реализации, на основе которой происходит дальнейшее бюджетирование. Постепенно учитывая все составляющие затрат, экономист переходит к созданию документа доходов и расходов, компоненты которого уже определены. После чего составляется прогноз баланса на будущий период.

41. Определяющим фактором при составлении бюджета движения денежных средств является:

а) время отгрузки продукции покупателю

б) время фактического поступления денежных средств+

в) время принятия платежных документов банком

42.Степень детализации поддерживающих бюджетов зависит от:

а) величины прибыли

б) величины денежного потока

в) наличия дочерних фирм, филиалов, других относительно обособленных подразделений (центров ответственности) +

д) степени диверсификации деятельности

43. Рыночную стоимость компании можно оценить используя данные:

а) Бюджета движения денежных средств

б) Бюджета доходов и расходов

в) Бюджета балансового листа +

44. «Кассовым разрывом» называют:

а) временный недостаток денежных средств+

б) временный излишек денежных средств

в) временно свободные денежные средства

45. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке покупателей» (рынке, где предложение превышает спрос):

а) бюджет продаж+

б) бюджет производства

в) бюджет доходов и расходов

46. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке продавцов» (рынке, где спрос превышает предложение):

а) бюджет продаж

б) бюджет производства+

в) бюджет доходов и расходов

47. К операционным бюджетам относятся:

а) бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет производства+

б) бюджет производства, бюджет балансового листа, бюджет материальных затрат

в) бюджет управленческих расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет продаж

48. Гашение краткосрочных кредитов банку относится к:

а) Оттоку от финансовой деятельности

б) Притоку от инвестиционной деятельности

в) Оттоку от операционной деятельности+

49. При использовании ускоренного метода начисления амортизации:

а) увеличивается прибыль

б) увеличивается приток денежных средств по операционной деятельности+

в) появляются отложенные налоговые обязательства+

50. К инвестиционной деятельности предприятия относится

а) гашение процентов за кредит

б) приобретение оборудования +

в) оплата поставщикам за поставленную продукцию

51. Выручка от продажи объектов основных фондов является:

а) Притоком денежных средств по инвестиционной деятельности +

б) оттоком денежных средств по финансовой деятельности

в) притоком денежных средств по операционной деятельности

52. Изменение первого раздела баланса (внеоборотные активы) отражается на денежном потоке от:

а) основной деятельности

б) финансовой деятельности,

в) инвестиционной деятельности+

г) кредитной деятельности

53. Поддерживающими бюджетами для БДДС являются:

а) плановый баланс

б) календарный план выплат налогов +

в) календарный план погашения процентов+

54.Чистый денежный поток – это:

а) разница между притоками и оттоками денежных средств+

б) сумма денежных поступлений от покупателей за период

в) разница между выручкой и затратами

55. Цикл обращения денежных средств может снизиться за счет:

а) сокращения периода обращения запасов+

б) сокращения периода погашения кредиторской задолженности

в) увеличения периода инкассации дебиторской задолженности

56. Количество товара, которое необходимо произвести рассчитывается по следующей формуле:

а) Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец периода- объем продаж

б) Объем продаж - Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец

в) Объем продаж + Товарные остатки на начало периода -товарные остатки на конец +

57. Бюджет движения денежных средств предназначен для управления:

а) финансовыми результатами деятельности

б) платежеспособностью+

в) стоимостью компании

58. Получение организацией кредита отразится в разделе бюджета:

а) движения денежных средств «притоки» по операционной деятельности

б) движение денежных средств «притоки» по финансовой деятельности +

в) в бюджете доходов и расходов разделе прочие доходы

59. Бюджет движения денежных средств относится к:

а) основным бюджетам +

б) операционным бюджетам

в) вспомогательным бюджетам

60. К методам прогнозирования объема продаж относятся:

а) трендовый метод

б) метод «издержки-объем-прибыль»+

в) метод сезонной компоненты

г) метод сравнения

Тема 2.3Консолидация бюджетов. Бюджетный регламент .

61. Бюджетный регламент – это:

а) порядок разработки, составления, утверждения бюджетов +

б) время действия принятого бюджета

в) период принятия бюджетов

62. Бюджетный год - это:

а) период, в течение которого действует бюджет+

б) период, в течение которого утверждается бюджет

в) период, в течение которого составляется бюджет

63. Внутригрупповыми операциями являются:

а) продажи внутри холдинга +

б) займы головной компании холдинга дочерним компаниям

в) выплата заработной платы сотрудникам

64. Гибкий бюджет:

а) учитывает различные уровни продаж и операционной деятельности, изменение внешних и внутренних факторов +

б) учитывает различные возможности поступления денежных средств

в) учитывает различные объемы продаж и операционной деятельности, основан на нормативных затратах

65. Бюджетный регламент включает в себя следующие элементы:

а) положение о бюджетном планировании +

б) положение об отпусках персонала

в) положение о мотивации персонала

66. Отрицательный свободный денежный поток свидетельствует

а) о неэффективном управлении бизнесом

б) низкой ликвидности баланса

в) несбалансированности роста (превышением инвестиций над выручкой)

г) недостаточности чистой прибыли для финансирования операционной деятельности и потребности в привлечении заемного капитала +

67. Продажи внутри холдинга:

а) отнимаются от выручки подразделения +

б) прибавляются к выручке подразделения

в) не учитываются при расчете выручки подразделения

68. Сводный бюджет – это:

а) бюджет, суммирующий постатейно результаты бюджетов различных подразделений группы +

б) совокупность операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов

69. Процесс консолидации концентрируется:

а) в головной компании холдинга+

б) в дочерних компаниях холдинга

70. Процесс консолидации невозможен, если:

а) отсутствует плановый отдел

б) в подразделениях холдинга отсутствуют унифицированные бюджетные формы

Операционный бюджет - это бюджет отдельного Центра финансовой ответственности (ЦИП). Цель составления операционного бюджета - планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые осуществляет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждого ЦФО по отнесены к нему финансовые показатели.

Для каждого ЦФО составляется один (и только один!) Операционный бюджет. Общее количество операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО. Итак, в этом количественном соотношении соответственно уже просматривается возможность установления связи между финансовой и бюджетной структурой.

Для различных центров финансовой ответственности, которые занимаются подобной деятельностью, содержание и соответственно названия статей и их групп операционных бюджетов могут совпадать.

Примером могут быть Операционные бюджеты за ценре доходов и расходов.

1. Бюджет центра дохода "Бизнес А"

1.1. Реализация основной продукции.

1.2. Готовая продукция.

2. Бюджет центра дохода "Бизнес Б".

2.1.1. Реализация основной продукции.

2.1.2. Услуги.

3. Бюджет центра затрат "Коммерция".

3.1. Коммерческие расходы.

3.1.2. Оплата труда менеджеров по продажам.

3.1.3. Комиссии с продаж.

3.1.4. Транспортные расходы.

4. Бюджет центра затрат "Маркетинг".

4.1. Коммерческие расходы.

4.1.6.1нтернет-продвижения.

Функциональные бюджеты

Хозяйственную деятельность предприятия можно представить как набор определенных функций. В целом перечень этих функций можно представить следующим образом:

Продажи;

Закупки;

Производство;

Хранение;

Транспортировки;

Администрирование (управление)

Финансовая деятельность;

Инвестиционная деятельность.

Статьи операционных бюджетов, сгруппированы по признаку функциональной принадлежности, образуют функциональные бюджеты. Целью составления функциональных бюджетов является определение потребности в ресурсах для различных направлений деятельности предприятия.

Каждый функциональный бюджет составляется в целом по предприятию. Итак, система функциональных бюджетов предприятия образует его бюджетную структуру. Таким образом, Бюджетная структура - это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов его хозяйственной деятельности.

С позиции этого определения схема составления основного бюджета, безусловно, отражает бюджетную структуру, так как ее блоки представляют собой не что иное, как функциональные бюджеты.

Более подробный перечень функциональных бюджетов, согласно вышеперечисленных функций предприятия, может рассматриваться так, как показано в табл. 5.6.

В табл. 3.6 перечислены функциональные бюджеты на верхнем уровне. Однако какой - либо из указанных бюджетов может быть детализирован в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Например, если для предприятия имеет смысл контролировать не только в целом производственные затраты, но и отдельные их составляющие, то Бюджет прямых производственных затрат может, в свою очередь, включать Бюджет материальных затрат, бюджет энергозатрат, Бюджет амортизации и тому подобное.

Таблица 5.6

Пример перечня функциональных бюджетов

Наименование бюджета

бюджет продаж

Бюджет продаж собственной продукции

Бюджет продаж покупных товаров

Бюджет продаж основных средств 03

Бюджет продаж по прочей деятельности

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на начало периода

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на конец периода

бюджет производства

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на начало периода

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на конец периода

Бюджет потребностей в сырье, материалах, инструментов и т.п.

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на начало периода

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на конец периода

бюджет закупок

Бюджет закупок сырья, материалов, инструментов и т.п.

Бюджет закупок товаров

бюджет закупок

Бюджет остатков товаров на начало периода

Бюджет остатков товаров на конец периода

Бюджет доходов по основной деятельности

Бюджет прямых затрат по основной деятельности

Бюджет прямых производственных затрат

Бюджет прямых коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов по основной деятельности

Бюджет накладных производственных расходов

Бюджет накладных коммерческих расходов

Бюджет административных расходов

Бюджет доходов по финансовой деятельности

Бюджет расходов по финансовой деятельности

Бюджет доходов по инвестиционной деятельности

Бюджет доходов от прочей деятельности

Бюджет расходов по другой деятельности

Обозначения типа бюджета:

ДВ - доходов - расходов; РГК - движение денежных средств; НВ - натурально - стоимостные.

При необходимости можно продолжить детализацию еще на один уровень, когда бюджет материальных затрат детализируется на бюджет сырья (в том числе основные виды рассматриваются отдельно), Бюджет материалов. Бюджет комплектующих (опять же выделив основные виды и (или) поставщиков) и др.

На основе показателей бюджетов формируется также итоговый финансовый результат: прибыль / убыток или чистый денежный поток (сальдо денежных средств). На предприятии также могут создаваться дополнительные бюджеты - не для расчета финансового результата, а для контроля над функциональными областями в определенных разрезах. Например, при необходимости управлять затратами на заработную плату по всему предприятию составляют Бюджет расходов на заработную плату, который целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе производственных, коммерческих и других расходов. Однако, в любой ситуации следует учесть взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов, по торговле схематично представлены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов

Охарактеризуем Сводные (Итоговые) бюджеты предприятия. Каждый функциональный бюджет относится к одному из трех типов бюджетов.

1. Натурально - стоимостный (Бюджет товаров, запасов и необоротных активов).

2. Бюджет доходов и расходов (БДР).

3. Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Согласно этой классификации функциональные бюджеты сводятся по всему предприятию и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Так, бюджет прямых производственных расходов, Бюджет накладных расходов, Бюджет коммерческих расходов и т. Д. Группируются и вместе образуют итоговый бюджет доходов и расходов (БДР), а Бюджет поступлений по основной деятельности, Бюджет выплат по прямым производственными затратами, Бюджет выплат по накладным расходах, Бюджет выплат по коммерческой деятельности и т. д. - итоговый Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Многие операции предприятия влияют на все три итоговых бюджеты. Так, реализация продукции будет отображаться в бюджет товаров, запасов и внеоборотных активов как отгрузки готовой продукции и соответственно в основном, в бюджете доходов и расходов - как начисление дохода от реализации, а при оплате этого товара покупателем в бюджете движения денежных средств (БДДС) - как поступления денег от реализации. Следовательно, функциональное Бюджет продаж составляется в разрезе движения товаров, доходов и движения денег и соответствующим образом принимает участие в формировании всех итоговых бюджетов (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Взаимосвязь функционального бюджета продаж и итоговых бюджетов

Таким образом, итоговые бюджеты, необходимы не только для планирования финансовых результатов, но и для отслеживания "удаленных" и "побочных" эффектов изменения тех или иных моментов в стратегии и тактике предприятия, а также для обоснованного корректировки бюджета в целом. Рассмотрим их подробнее.

Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления - управление экономическими результатами деятельности предприятия, то есть его прибылью и рентабельностью. Под экономическими результатами в данном случае понимаем тот результат производственно - финансовой деятельности предприятия, отражающий изменение стоимости имущества предприятия. Он показывает:

Доходы предприятия - в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, источник получения и др.);

Расходы предприятия в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, направление расходов, статья калькуляции пр.);

Разницу (то есть прибыль или убытки) между доходами и расходами за определенный период.

На основе этих данных с помощью определенных инструментов анализа (прежде всего факторного анализа прибыли) можно:

Разработать плановый объем и определить значение каждого источника доходов в общем объеме как доходов, так и прибыли. Такая информация необходима для разработки маркетинговой политики компании, ее производственной программы и тому подобное;

Выявить статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов (выявить статьи расходов, которые имеют резервы экономии).

Формат бюджета доходов и расходов (последовательность и группировки статей) должен соответствовать принятому на предприятии формата отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупных доходах) , так как это соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5.7) . Для обеспечения сопоставимости удобным является использование одного и того же формата. Полученные результаты по плану, или по факту не нужно ни перегруппировывать, ни перечислять, ни корректировать.

Таблица В. 7

Схема формирования финансовых результатов

выходной

показатель

корректировка

результат

Действие ("-" - вычитание, "+" - сложение)

Название показателя

Доходы по основной деятельности

Прямые издержки производства

маржинальный

Прямые коммерческие расходы

маржинальный

Накладные расходы бизнеса

Вклад на покрытие расходов

Вклад на покрытие

Накладные расходы предприятия

Прибыль от основной деятельности

прибыль от

основной

деятельности

Доходы по финансовой деятельности

Прибыль до налогообложения

Расходы по финансовой деятельности

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Чистая прибыль

Отчисления в фонды предприятия

Нераспределенная

дивиденды

На основе единого формата можно утверждать, что БДТ - так же, как в Отчете о финансовых результатах - предполагает последовательное, шаг за шагом, вычитания из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. Д.) Соответствующих статей расходов. Так по результатам такого вычет расходов на каждом шагу формируются "очищенные" от определенной части расходов финансовые результаты. И если на первом этапе формируется маржинальный доход как разница между общими доходами и себестоимостью, то на последнем - получаем чистую прибыль.

В отдельных случаях целесообразно вводить дополнительные строки "Финансовый результат от финансовой деятельности" и "Финансовый результат от других хозяйственных операций", - что позволит улучшить управление их финансовыми результатами.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежные потоки) по всем видам банковских счетов, кассы и других мест хранения средств предприятия.

По направленности денежные потоки делят на два их вида:

Поступления на предприятие (денежные поступления предприятию);

Выплаты предприятием (платежи предприятия).

Разница между входными денежными потоками (поступлениями) и выходными (выплатами) определяет чистый денежный поток предприятия, который может быть как положительным, когда на предприятии накапливаются временно свободные денежные средства, так и отрицательным, когда денежные выплаты превышают поступления. Между поступлениями и доходами, а также между выплатами и расходами существует соответствие. Формирование большинства доходов и расходов связано с поступлением и выплатами средств. Уровень детализации статей БДДС и БДР должен быть одинаковым. Пример соответствия статей БДДС и БДР представлен в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Соответствие статей БДДС и БДР

Это соответствие провоцирует поставить знак равенства между прибылью и чистым денежным потоком. Однако, даже начальный предприниматель осознает, что между ними существуют и довольно значительные различия. К основным причинам, которые обусловливают различия между доходами и поступлениями или между затратами и выплатами, это:

1) различия в сроках. Поступления по времени могут отставать от доходов, а могут опережать их, в отдельных случаях могут совпадать. То же самое происходит и с платежами. Они могут осуществляться синхронно с расходами, могут опережать их, а могут существенно отставать - порой весьма существенно;

2) различия в суммах. Существуют поступления, которые не являются доходами и наоборот. Предприятие может получать доходы и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. По отношению к расходам / платежей имеет место полная аналогия: предприятие может осуществлять расходы, которые не требуют выплат, и проводить выплаты, с бухгалтерской точки зрения не являются расходами.

Каждую расхождение рассмотрим подробнее.

Различия в строках по отношению к доходам выглядят следующим образом (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Расхождение в строках по отношению к доходов и поступлений

Определяя связи между БДТ, БГРК и балансом, можно указать, что авансовые поступления образуют кредиторскую задолженность предприятия а коммерческий (товарный) кредит, предоставленный клиентам, - дебиторскую.

Разница в строках по отношению к расходов и платежей имеют такой вид (табл. 5.10):

Таблица 5.10

Срок платежей по отношению к расходам

В балансе авансовые платежи представлены в дебиторской задолженности, а товарный кредит, полученный от поставщиков - кредиторской.

Разногласия в суммах по отношению к доходам не так уж разнообразны: поступления по основной деятельности не может быть больше доходов. Они могут быть только меньше за счет потерь, связанных с "недобросовестной" дебиторской задолженностью. Следовательно, на тех предприятиях, где продукция (работы, услуги) реализуется исключительно за наличные, поступления совпадают с доходами и по срокам, и по объемам. На предприятиях, получают оплату продукции (работ, услуг) авансом, объем доходов и поступлений совпадают, но поступления формируются раньше. На тех же предприятиях, реализующих продукцию преимущественно на условиях коммерческого (товарного) кредита, поступления отстают от доходов и по срокам, и по сумме. Тем не менее по мере нарастания конкуренции коммерческий (товарный) кредит будет расширяться, и этот тип поступлений станет преобладающим.

Финансовая деятельность предприятия, может генерировать поступления средств, которые не являются доходами, а есть кредитам, также поступлениями, которые не имеют связи с доходами, а есть вложениями в уставный капитал предприятия и спонсорской помощи (в том числе бюджетной).

Разногласия же в суммах по отношению к расходам возможны в обоих направлениях: как упоминалось выше, являются платежи, которые не являются расходами, и расходы, которые не требуют выплат. Основные статьи, по которым отличающиеся между собой ЕДВ и БДДС приведены в табл. 5.11

Таким образом, БДДС является обязательным инструментом управления денежными потоками предприятия. С его помощью планируют и анализируют:

Объемы конкретных выплат и поступлений;

Сроки осуществления платежей и поступлений денег;

Направленность денежных потоков - поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

Обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что бывает необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

Остаток (сальдо) денежных средств на счетах на конкретные (контрольные) даты.

Все указанное позволяет управлять платежеспособностью предприятия, то есть его способностью своевременно погашать обязательства. Это достигается с помощью следующих мер:

Поддержание на счете необходимого объема денежных средств (для осуществления всех запланированных платежей);

Таблица 5.11

Разногласия в статьях между собой БДТ и БДДС

error: