ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка. Тихий океан заждался мощных «Каракуртов Малый ракетный корабль шторм 22800

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22800 «КАРАКУРТ»
SMALL MISSILE SHIP PROJECT 22800 «KARAKURT»

23.01.2019


Минобороны получит миниатюрную версию гиперзвуковой ракеты «Циркон». В первую очередь ей должны вооружить малые ракетные корабли (МРК) проектов «Каракурт» и «Буян-М». Также ракета будет приспособлена для пусков из специального контейнера. Ранее «Циркон» должен был устанавливаться на атомные крейсера и атомные подводные лодки, а также фрегаты. Появление «легких» гиперзвуковых ракет скажется на тактике действий ВМФ. МРК и субмарины, действуя из засад, не позволят ударным группировкам противника приблизиться к российскому побережью.
В Главкомате ВМФ «Известиям» рассказали, что тактико-технические требования для новой версии «Циркона» уже сформированы. «Миниатюрность» не сильно скажется на основных характеристиках ракеты. По убойной мощи она практически не будет уступать своей «старшей сестре». В первую очередь «Цирконы» должны вооружить МРК проекта 22800 «Каракурт» и МРК проекта 21631 «Буян-М». Оба типа МРК оснащаются крылатыми ракетами «Калибр» и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». Появление «Цирконов» на борту малых ракетных кораблей позволят им бороться с любым противником.
Известия

КОМПАКТНЫЙ ГИПЕРЗВУК: ВМФ ПОЛУЧИТ ОБЛЕГЧЕННЫЕ РАКЕТЫ «ЦИРКОН»



12.02.2019


Строящийся малый ракетный корабль проекта 22800 получил имя «Меркурий» в честь героического брига, сразившегося в 1829 году с двумя турецкими линейными кораблями. Об этом сообщил главком ВМФ России Владимир Королев, чьи слова в понедельник приводит газета «Красная звезда».
«Имя «Меркурий» получил строящийся новейший малый ракетный корабль проекта 22800, оснащенный высокоточным оружием. Мною уже подписан приказ о наименовании», — сказал Королев.
По его словам, таким образом восстанавливается заложенная императором Николаем I традиция иметь в составе флота корабль, названный в честь легендарного брига. До революции имя «Память Меркурия» носили три корабля Черноморского флота — парусный корвет, парусно-винтовой крейсер и бронепалубный крейсер типа «Богатырь».
ТАСС

27.02.2019


В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе для ВМФ России заложен новейший малый ракетный корабль проекта 22800.
Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Туча».

В ходе церемонии на секцию корпуса корабля была установлена закладная доска (табличка) с наименованием корабля и датой закладки, а также состоялся торжественный митинг.
Как отметил в своем выступлении на церемонии начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, «закладка малого ракетного корабля, оснащенного комплексом высокоточного оружия, произведена в рамках развернутого серийного строительства малых ракетных кораблей проекта 22800, обладающих возможностями действовать в составе группировок сил ВМФ в морской зоне. Запланировано в ходе серийного строительства построить около 18 таких кораблей. Однако рассматривается возможность продолжения серии. Строительство кораблей этого проекта будет вестись, как здесь, в Республике Татарстан, так и на предприятиях Северо-Запада России и Дальнего Востока. Наряду со строительством малых ракетных кораблей, для ВМФ России в ближнесрочной перспективе будет развернуто строительство надводных кораблей более крупного водоизмещения».
По словам контр-адмирала Владимира Тряпичникова, «ВМФ России продолжит ремонт и модернизацию кораблей крупного водоизмещения, находящихся в составе Военно-Морского Флота. Эта работа проводится и позволит поддерживать потенциал надводной составляющей ВМФ на требуемом уровне».
«Применяемые новейшие отечественные технологии при строительстве малых ракетных кораблей проекта 22800 позволяют пополнить состав флота в высокой степени эффективными кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Экипажи для кораблей проекта 22800 проходят обучение в Объединенном учебном центре ВМФ по специальным программам, позволяющим подготовить личный состав к грамотной и профессиональной эксплуатации новой техники и вооружения, которым оснащены кораблей этого проекта», – отметил контр-адмирал Владимир Тряпичников.
Корабли проекта 22800 разработаны петербургским Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Являются многоцелевыми ракетно-артиллерийскими кораблями морской зоны. Эти корабли отличаются высокими показателями мореходности. Основой вооружения у кораблей этой серии является комплекс высокоточного ракетного оружия.
Группа информационного обеспечения Военно-морского флота



ЗАЛОЖЕН МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ТУЧА» ПРОЕКТА 22800

22.05.2019


Как сообщают из Санкт-Петербурга, 20 мая 2019 года был отправлен на заводские ходовые испытания (ЗХИ) второй малый ракетный корабль «Советск» (заводской номер 252, корабль сохраняет на борту прежнее название«Тайфун») проекта 22800 (шифр «Каракурт»), построенный на АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область). Корабль буксирами был отведен с завода по Неве на Ладожское озеро, в акватории которого и будет проходить ЗХИ. Государственные испытания малого ракетного корабля (МРК) «Советск» будут проводиться в Балтийском море.
Проект 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и должен фактически сменить в строительстве для ВМФ России МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних ограничено 12 единицами). Известно, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи МРК проекта 22800 осуществляется заводом «Пелла» по полученному контракту в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

https://bmpd.livejournal.com




НАЧАТЫ ЗАВОДСКИЕ ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВТОРОГО МАЛОГО РАКЕТНОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 22800

27.05.2019
ЗАВЕРШЕН ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАВОДСКИХ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАЛОГО РАКЕТНОГО КОРАБЛЯ «ТАЙФУН» ПРОЕКТА 22800

Завершен первый этап заводских ходовых испытаний в Ладожском озере первого серийного малого ракетного корабля «Тайфун» проекта 22800, стр.№ 252. По окончании всех необходимых испытаний судно будет передано Государственному заказчику и введено в состав Балтийского флота.
Малый ракетный корабль предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии.

Технические характеристики:
Длина около 67 м
Ширина около 11 м
Водоизмещение стандартное около 800 т
Скорость полного хода до 30 узлов
Дальность плавания до 2500 миль
Вооружение:
— ракетный комплекс «Калибр-НК»
— артустановка АК-176МА – 1 комп.
— артустановка АК-630М – 2 шт.
Корабль оснащён современными комплексами управления, радиотехнического вооружения, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы и противодействия, противодиверсионным вооружением, переносными зенитно-ракетными комплексами.
Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

29.05.2019


Первый этап заводских испытаний МРК «Советск» успешно завершен в Ладожском озере. Экипаж и сдаточная команда проверили ходовые качества корабля и функционирование систем жизнеобеспечения
Малый ракетный корабль проекта 22800 предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии.
МРК вооружен ракетными комплексами «Калибр-НК», а также артиллерийскими установками АК-176МА и АК-630М, оснащён современными комплексами управления, радиотехнического вооружения, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы и противодействия, противодиверсионным вооружением и переносными зенитно-ракетными комплексами.
Минобороны России

02.07.2019


1 июля на Амурском судостроительном заводе (входит в ОСК) заложены два малых ракетных корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Приказом главнокомандующего Военно-морским флотом кораблям присвоены имена российских городов – «Ржев» и «Удомля».
Торжественное мероприятие, посвященное этому знаковому событию, состоялось в одном из строительных доков стапельного цеха. В митинге, состоявшемся прямо у строительных лесов, участвовали представители Министерства обороны и ВМФ России, Правительства Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре; министерств и ведомств, а также вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный.
Закладка нового корабля для Тихоокеанского флота состоялась в день празднования заводом 83-летия со дня ввода в промышленную эксплуатацию, поэтому стала своеобразным подарком Министерства обороны для прославленного трижды орденоносного предприятия.
«Амурский судостроительный завод переживал разные времена, но сегодня мы видим, как ситуация меняется к лучшему» – сказал, обращаясь к участникам торжественной церемонии, Юрий Колодяжный. «Малые ракетные корабли, которые сегодня закладываются на стапелях – это новая для завода продукция, но я уверен, что она станет серийной. Общемировая тенденция в кораблестроении к снижению тоннажа позволит амурским корабелам проявить себя в новом виде продукции и сделать еще один шаг к повышению своей конкурентоспособности» – пояснил вице-президент ОСК.
До конца текущего года на Амурском судостроительном заводе будут заложены еще два подобных корабля для Тихоокеанского флота. На сегодняшний день завод продолжает строительство третьего и четвертого серийных корветов проекта 20380, которые встанут на боевое дежурство в 2020 и 2021 гг.
Объединенная судостроительная корпорация

НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЗАЛОЖЕНЫ МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ «РЖЕВ» И «УДОМЛЯ» ПРОЕКТА 22800


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22800



Главной причиной создания проекта МРК 22800 была остановка постройки фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года. Вторая причина – старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 «Молния» и МРК проекта 1234 «Овод». Последний МРК «Овод» был построен в конце 80-х годов прошлого века. Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.
Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и является переработкой разработанного этим же бюро в 1990-е годы ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 («Скорпион»). Новый МРК разработан ЦМКБ «Алмаз» и отличается от своего предшественника проекта 21631 лучшей мореходностью и более сильной ПВО при сохранении ударных возможностей последнего.
В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса. Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у «Овода».
Однако в силу применения другой формы корпуса (на «Оводе» использовался глиссирующий корпус, а на «Каракурте» – обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На «Оводах» достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.
На «Каракурте» угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.
При его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.
Министерство обороны РФ хотело построить еще три МРК «Буяна-М» ледового класса, но потом от этой идеи отказались в пользу другого проекта МРК - от ЦМКБ «Алмаз». «Буяны-М» проекта 21631 изначально строились для Каспия, но с возможностью беспроблемной переброски с одного моря на другое. Отсюда - малая осадка, водометные движители. Теперь решено строить более мореходные и быстроходные МРК, рассчитанные на Балтику, Черное море и на Север.
В тоже время отмечается, что прототипами «Каракурта» можно считать два корабля. Во-первых, это 500-тонный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион», разработанный ЦМКБ «Алмаз» в 1990-е годы и заложенный, но недостроенный из-за отсутствия финансирования на рыбинском Судостроительном заводе «Вымпел». Предполагалось, что он будет нести 100-мм артиллерийскую установку и четыре ПКР «Оникс» в вертикальных пусковых установках (по две побортно). Головной катер проекта 12300 был заложен 5 июня 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске, но так и остался в начальной стадии строительства.


Во-вторых, несомненно, прообразом «Каракурта» является МРК проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. Он несет ракеты «Калибр-НК» или «Оникс» в восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установке УКСК. Этот корабль проектировался для эксплуатации на Каспийском море и на реках. Поэтому на крутой волне он чувствует себя неуютно. Вот почему для открытых морских театров требуются иные – более мореходные МРК. Но, несомненно, его идеология оказала сильное влияние на «Каракурта».

При проектировании и строительстве малых ракетных кораблей этого проекта реализуются требования Главного командования ВМФ, нацеленные на высокую маневренность, повышенную мореходность, а также применение технологий пониженной отражающей способности для надстроек и корпуса.


Предполагаемый облик МРК проекта 22800 был впервые представлен на стенде ЦМКБ «Алмаз» в экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2015» в подмосковной Кубинке под обозначением «проект 12300». По приведенным на стенде характеристикам и изображениям корабля, МРК проекта 22800 имеет водоизмещение около 800 тонн против 500 тонн у катера проекта 12300.
Назначение корабля: Ведение боевых действий в ближней морской зоне и участие в выполнении задач мирного времени.
Корабли данного проекта получат двигательную установку российского производства. Среди преимуществ этих кораблей – высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям пониженной отражающей способности. Корабль сможет выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около 3 тыс. миль.
МРК проекта 22800 оснащен восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установкой УКСК, расположенной в задней части надстройки, и интегрированной мачтой с размещенной на ней четырьмя неподвижными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса (предположительно, РЛК «Арбалет-Д» L-диапазона разработки АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»).


Для ВМФ России будет построена серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800, сообщил главком ВМФ Виктор Чирков на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге. По словам Чиркова, корабли водоизмещением 500 тонн будут вооружены артиллерийской установкой А-190 калибром 100 миллиметров, универсальными пусковыми установками для противокорабельных ракет и крылатых ракет большой дальности, а также системами ПВО. Главком отметил, что в ближайшие годы ВМФ получит 18 таких судов. Перспективные МРК позволят компенсировать задержку строительства второй тройки фрегатов проекта 11356, которые оснащаются турбинами украинского производства.
7-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2015
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» завершает разработку корвета проекта 22800 для ВМФ РФ, сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в августе 2015 года. «В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего, принято решение по проектированию и строительству малых корветов проекта 22800. В настоящее время ЦМКБ «Алмаз» завершает разработку технического проекта этого корабля в соответствии с тактико-техническими характеристиками, выданными Минобороны России», – сообщили в пресс-службе ОСК.
Корветы легкого класса нового поколения, оснащенные ракетами «Калибр-НК», поступят на вооружение всех флотов ВМФ России, об этом сообщил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук.
«Дальнейшим логическим продолжением этих кораблей (проекта 21631) являются корветы легкого класса, которые разработаны в ЦКБ «Алмаз», это Санкт-Петербургское конструкторское бюро. Их будут строить сразу несколько предприятий. Серия предполагается большая, и они войдут в состав всех четырех флотов нашей страны», — заявил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук в октябре 2015 года. Он также отметил, что размещенные на них ракеты «Калибр» будут являться их основным ударным оружием.


«Главный калибр» – восьмизарядная установка УКСК для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» так же, как и на «Буяне-М», находится в надстройке (отличие будет состоять в том, что УКСК будет размещаться поперек, а не вдоль диаметральной плоскости) за ходовой рубкой и интегрированной мачтой с размещенными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.
«В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего, принято решение по проектированию и строительству малых корветов проекта 22800. В настоящее время ЦМКБ «Алмаз» завершает разработку технического проекта этого корабля в соответствии с тактико-техническими характеристиками, выданными Минобороны России», – сообщили в пресс-службе ОСК.
Как сообщалось ранее, головной корвет проекта 22800 должен быть заложен уже в 2016 году, а всего к постройке запланировано 18 таких кораблей.


24 декабря 2015 года на Санкт-Петербургском судостроительном предприятии «Пелла» заложили два малых ракетных корабля (МРК) нового поколения проекта 22800.
По приказу главнокомандующего Военно-Морским флотом (ВМФ) России корабли будут носить наименование «Ураган» и «Тайфун» и поочередно войдут в состав ВМФ в 2017 и в 2018 г. после завершения постройки и испытаний.


10 мая 2016 года на феодосийском судостроительном предприятии «Море» в торжественной обстановке заложен малый ракетный корабль (МРК) нового поколения. В церемонии закладки приняли участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, глава Республики Крым Сергей Аксёнов, Полномочный представитель Президента в Крымском Федеральном округе Олег Белавенцев, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко.
Приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Шторм».


29 июля 2016 года на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область) состоялась церемония закладки для ВМФ России третьего для данного предприятия малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»), получившего название «Шквал» (заводской номер 253). Торжественная церемония закладки прошла на новом судостроительном комплексе ОАО «Пелла».
На церемонии присутствовали почетные гости мероприятия – Заместитель Министра обороны Российской Федерации Борисов Ю.И., Заместитель начальника Управления Кораблестроения Военного-Морского Флота Российской Федерации, капитан 1 ранга Краснопеев М.М., Руководитель Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, контр-адмирал Вернигора А.П., Начальник Главного Управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации, вице-адмирал Буриличев А.В., Генеральный директор ОАО «Пелла» Цатуров Г.Р., Генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз» Шляхтенко А.В., офицеры Военно-Морского Флота, руководство и заводчане.


Как заявил в ходе торжественной церемонии заместитель Министра обороны Юрий Борисов, «на предприятии размещён емкий заказ, наш флот нуждается в таких кораблях». Он пояснил, что «кораблей подобного класса в мире нет, а военное ведомство видит в лице «Пеллы» партнера, который в срок и с должным качеством сдаёт корабли».
По словам замглавы Минобороны РФ, «Шквал» вооружат 8 ракетными комплексами «Калибр», «которые хорошо показали себя в ходе сирийской операции». Как известно, МРК проекта 21631 «Буян-М» получили всемирную известность ударами из Каспийского моря по ДАИШ, а позже были отправлены на боевое дежурство к берегам Сирии.


Входящий в структуру Объединенной судостроительной корпорации завод «Красное Сормово» планировало бороться за контракт на строительство малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт», но в последствии отказался от этой идеи. Так же к строительству МРК данного проекта хотел присоединиться ПСЗ «Янтарь».
Как стало известно в августе 2016 года, Зеленодольский завод им. Горького получил очередной оборонный заказ - он построит 5 малых ракетных кораблей нового проекта 22800 «Каракурт». Таким образом, обойдя минимум двух конкурентов, предприятие вновь подтверждает репутацию одной из самых плодовитых военных верфей России. При этом Зеленодольский завод с конца 2014 года фактически получил под временное управление ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи (Крым). По неофициальным сведениям, головной зеленодольский МРК проекта 22800, получивший название «Циклон», был без особой огласки заложен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи летом 2016 года.
Зеленодольский завод им. Горького построит пять малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» для ВМФ России, военные получат их в 2018-2021 годах, об этом сообщил заместитель гендиректора предприятия Александр Карпов. «Завод получил заказ на пять малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Первое судно планируется передать заказчику в 2018 (году), последнее — в 2021 году», — сказал Карпов.

На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) Объединенная судостроительная корпорация продемонстрировала модель малого ракетного корабля (малого корвета) проекта 22800Э «Каракурт-Э», предназначенного для экспортных поставок. До этого по данном проекте было мало известно, только то, что корветы легкого класса нового поколения, оснащенные ракетами «Калибр-НК», поступят на вооружение всех флотов ВМФ России.


Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» в перспективе будут оснащаться зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», сообщил в октябре 2016 года генеральный джиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко. «Головной корабль будет (сдан) в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года. Все уже разработано — с третьего корабля и дальше пойдет «Панцирь». Этот комплекс мы сейчас испытываем. Морского исполнения комплекса не было. Мы его отрабатываем на Черном море, и если он покажет себя хорошо, то с третьего корабля он пойдет в серию», — сказал Шляхтенко.


24 декабря 2016 года на судостроительном предприятии «Пелла» в Санкт-Петербурге (Отрадное) для Военно-Морского Флота России был заложен малый ракетный корабль нового поколения (зав. №257) проекта 22800. Приказом Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Буря».
В мероприятии приняли участие начальник главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский, заместитель начальника управления кораблестроения ВМФ Михаил Краснопеев, главный конструктор проекта 22800 Дмитрий Цымляков, директор нового судостроительного комплекса «Пеллы» Олег Кононов, замгендиректора «Пеллы» Сергей Кухтик.
«Недооценить значение этого корабля для ВМФ невозможно. Опыт строительства малых ракетных кораблей — это опыт зрелого кораблестроения Советского Союза, соотношение стоимости к эффективности на данных кораблях было достигнуто максимальное, — сказал начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский после церемонии закладки. — Подобные корабли, в последнее время апробированные в боевых условиях, доказали свою эффективность в Средиземном море. Поступление таких кораблей — это давно ожидаемое событие, флоту они нужны».
Как пояснил Воложинский, корабли этого класса были на всех флотах, их дивизионы всегда назывались дивизионами «плохой погоды», и традиция называть корабли в честь тех, кто достойно отслужил свой срок и выполнил задачу, сохранилась. Головной корабль серии малых ракетных кораблей проекта 1234 ВМФ Советского Союза назывался именно так — «Буря».


Так же было отмечено, что идею использования военных кораблей подобного класса — малых ракетных кораблей утвердил еще главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков.
Интересно отметить, что на заложенном корабле «Буря» на надстройке в корме вместо 30-мм артиллерийских автоматов типа АК-630М предполагается установить ЗРАК «Панцирь», это хорошо видно на закладной доске и плакате.
Будет построено 18 малых ракетных кораблей нового поколения проекта 22800 для Военно-морского флота России до 2022 года, сообщил начальник главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский.
Ожидается, что головной «Каракурт» будет передан министерству обороны в декабре 2017 года, первый серийный — в 2018 году. МРК «Ураган», как и головные корабли таких новых проектов, как 22350 и 12700, будет передан Северному флоту.


На новом судостроительном комплексе ОАО «Пелла», в преддверии 73-й годовщины Дня Победы, состоялась церемония спуска на воду третьего по счёту — второго серийного малого ракетного корабля «Шквал» проекта 22800, стр. №253. Закладка корабля была осуществлена 29 июля 2016 года.
На торжественном мероприятии присутствовали:
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Борисов Юрий Иванович;
Руководитель Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, контр-адмирал Вернигора Андрей Петрович;
Начальник Управления Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, капитан 1 ранга Печковский Павел Григорьевич;
Начальник Управления кораблестроения Военно-Морского Флота Российской Федерации, контр-адмирал Тряпичников Владимир Александрович;
Главный конструктор АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» Цымляков Дмитрий Евгеньевич;
Главный советник президента ОСК по военному кораблестроению Чирков Виктор Викторович;
Генеральный директор ОАО «Пелла» Цатуров Герберт Робертович;
представители Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», офицеры Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Военно-Морского Флота, руководство и сотрудники завода.
Малый ракетный корабль предназначен для ведения боевых действий в ближней морской зоне и участия в выполнении задач в мирное и военное время самостоятельно и во взаимодействии. На этом корабле впервые в отечественном ВМФ установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М» вместо 30-мм автоматических пушек на его предшественниках, головном и первом серийном МРК проекта 22800.
Всего, до 2026 года, планируется построить 18 ракетных кораблей этого проекта. Они будут использоваться на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах.


17 декабря 2018 года в Балтийске состоялся торжественный ритуал подъёма Военно-морского флага Российской Федерации на новейшем малом ракетном корабле «Мытищи» проекта 22800 «Каракурт», построенного для Балтийского флота на судостроительном заводе «Пелла». В церемонии приняли участие представители командования Балтийского флота, судостроительного предприятия, военнослужащие соединения ракетных кораблей и катеров Балтийской военно-морской базы.
Этому событию предшествовало успешное выполнение программы заводских ходовых и государственных испытаний, в процессе которых по прямому назначению проверялись все системы и вооружение корабля. После этого государственной приемной комиссией были подписаны акты о приемке малого ракетного корабля от завода-изготовителя в состав Военно-Морского Флота России.
Приказом главнокомандующего ВМФ «Мытищи» включен в боевой состав Балтийского флота.



В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе для ВМФ России 26 февраля 2019 года заложен новейший малый ракетный корабль проекта 22800. Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва кораблю присвоено наименование «Туча».
В торжественной церемонии закладки корабля принял участие начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников, генеральный директор Зеленодольского судостроительного завода Александр Карпов, заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан Алмаз Хусаинов, руководство судостроительной корпорации «Ак Барс», администрация г. Зеленодольска.
Серийное строительство МРК проекта 22800 тормозится из-за недостаточных темпов производства для них дизельных двигателей М507 на ПАО «Звезда».

СЕРИЯ
«Мытищи» (до 2018 г. «Ураган») (зав. № 251), 24.12.2015 г. заложен на ОАО «Пелла», Спуск на воду произведен 29 июля 2017 года. Передан ВМФ 17.12.2018
«Советск» (до 2018 г. «Тайфун») (зав. № 252) , 24.12.2015 г. заложен на ОАО «Пелла», спущен на воду 24 ноября 2017 года. Передача ВМФ запланирована на 2019 г.
«Одинцово» (до 2018 г. «Шквал») (зав. № 253), 29.07.2016 г. заложен на ОАО «Пелла», спущен на воду 5 мая 2018 года.
«Козельск» (до 2018 г. «Шторм») (зав. №254), 10.05.2016 г. заложен на СЗ «Море»
«Охотск» («Циклон») (зав. № 255), заложен 17 марта 2017 года на СЗ «Море»
«Вихрь» (зав. №256), 10.09.2016 г. заложен на СЗ «Море» 19 декабря 2017 года.
«Буря» (зав. № 257) , 24.12.2016 г. заложен на ОАО «Пелла», спущенный на воду 23 октября 2018 года.
«Циклон» (зав. №801), 26.7.2016 заложен на СЗ «Залив»
«Муссон» (зав. №802), 18.11.2016 заложен на СЗ «Залив»
«Пассат» (зав. №803), 30.7.2017 заложен на СЗ «Залив»
«Туча» (зав. №804), 26.02.2019 заложен на Зеленодольском заводе имени A.M. Горького
«Смерч» (зав. №805), заложен на Зеленодольском заводе имени A.M. Горького

хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года
хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года
хххх закладка на АО «Амурский судостроительный завод», сдача до 2026 года

хххх закладка на АО «Восточная верфь», сдача до 2023 года

Текущие планы по развитию военно-морского флота предусматривают строительство большого числа малых ракетных кораблей нескольких проектов. Со временем одними из основных представителей этого класса станут корабли проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время ведется строительство сразу нескольких подобных кораблей, один из которых уже был спущен на воду. По сообщениям министерства обороны, в самое ближайшее время за ним последует второй.

5 ноября департамент информации и массовых коммуникаций министерства обороны России опубликовал новые сведения о текущих работах в области военного кораблестроения и о планах на ближайшее будущее. Сообщается, что уже в ноябре текущего года состоится спуск на воду малого ракетного корабля «Тайфун». Этот корабль является первым серийным, построенным по проекту 22800. Как напоминают военные, головной корабль проекта «Каракурт», получивший имя «Ураган», уже находится у причала судостроительного предприятия и достраивается на плаву.

Строительство головного и первого серийного «Каракуртов» ведется на заводе «Пелла» в г. Санкт-Петербург. В недавнем прошлом это предприятие получило крупный заказ на семь малых ракетных кораблей. Большая половина этого заказа будет выполнена на производственных мощностях в Отрадном. Также к работам привлечена площадка «Пеллы» в Крыму.

Сроки сдачи двух первых кораблей проекта 22800 в новом сообщении Минобороны не уточнялись. Впрочем, ранее утверждалось, что «Ураган» и «Тайфун» поступят на службу до конца 2018 году. Их предполагается передать Балтийскому флоту. Ранее указывалось, что в следующем году военно-морской флот может получить до четырех «Каракуртов», строящихся на разных предприятиях. В дальнейшем строительство будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до полного выполнения имеющихся планов.

Напомним, проект малого ракетного корабля 22800 с шифром «Каракурт» был создан специалистами Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Военно-научное сопровождение проектных работ осуществлялось Военным учебно-научным центром ВМФ России. Первая открытая демонстрация материалов по проекту 22800 состоялась два года назад в рамках международного военно-технического форума «Армия-2015». В тот же период были подписаны первые контракты на строительство части требуемых флоту кораблей.

Строительство головного МРК «Ураган», уже спущенного на воду, и первого серийного корабля «Тайфун», который только предстоит отправить к достроечной стенке, стартовало в самом конце позапрошлого года. 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоялась торжественная церемония закладки двух новых ракетных кораблей. К настоящему времени удалось получить первые серьезные результаты. 29 июля 2017 года, по результатам нескольких этапов строительства, головной корабль был спущен на воду и теперь достраивается на плаву. Как сообщает министерство обороны, в течение нескольких следующих недель то же произойдет и с первым серийным «Каракуртом».

Третий корабль проекта (второй серийный) получил имя «Шторм» и был заложен в мае прошлого года. В качестве площадки для его строительства были выбраны производственные мощности в г. Феодосия, с недавних пор переданные заводу «Пелла». На данный момент феодосийские судостроители заняты сборкой и монтажом основных конструкций будущего «Шторма».

29 июля и 24 декабря прошлого года на площадке «Пеллы» в Отрадном были заложены МРК «Шквал» и «Буря». Эти корабли так же пока находятся на ранних стадиях строительства. В середине марта текущего года предприятие в Крыму начало строить корабль «Охотск». Также существует контракт на седьмой корабль «Циклон», однако его исполнение пока не началось. В общей сложности в обозримом будущем предприятие «Пелла», имея в своем распоряжении два завода, должно будет передать флоту семь кораблей проекта 22800, из которых шесть находятся на разных стадиях строительства.

Согласно планам военного ведомства, российскому флоту нужно не менее 15-20 малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Выполнение подобных планов силами одного судостроительного завода связано с определенными ограничениями, из-за чего к программе помимо «Пеллы» были привлечены другие предприятия. Так, в августе прошлого года Минобороны подписало контракт с Зеленодольским заводом им. А.М. Горького. Это соглашение предусматривает строительство пяти кораблей со сдачей всей серии до 2020 года включительно.

Согласно отчету Зеленодольского завода за прошлый год, осенью или в начале зимы 2016-го в цехах предприятия состоялась закладка двух первых МРК проекта 22800. По имеющимся данным, эти корабли были названы «Муссоном» и «Пассатом». Корабли «Бриз», «Торнадо» и «Смерч» на данный момент существуют только в планах. Их закладка состоится в течение нескольких следующих лет.

Далее планируется построить еще шесть кораблей, необходимых Тихоокеанскому флоту. Такой заказ должен получить Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре). Любопытно, что министерство обороны уже выбрало исполнителя работ, но пока не заключило контракт с ним. Летом этого года было объявлено, что новый официальный заказ на серийные «Каракурты» появится только в 2018-м. Это позволяет примерно представить сроки начала строительства и сдачи последнего из заказанных кораблей. По всей видимости, строительство в Комсомольске-на-Амуре завершится в первых годах следующего десятилетия.

Таким образом, в течение нескольких ближайших лет – не позднее середины двадцатых годов – российская судостроительная промышленность построит и передаст военно-морскому флоту 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Общая продолжительность программы строительства, стартовавшей в 2015 году, достигнет 8-10 лет. Подобное сочетание затрат времени и количества подобных кораблей может быть самым настоящим поводом для гордости судостроителей.

Прямым следствием ожидаемого сравнительно быстрого выполнения планов является получение заметных результатов уже в течение двух первых лет строительства. Так, к настоящему времени Ленинградский завод «Пелла» успел спустить на воду головной МРК «Каракурт». После завершения достройки на плаву, ожидаемого в обозримом будущем, корабль выйдет на испытания. Не позднее конца 2018 года «Ураган» планируется передать заказчику. Так же на следующий год запланирована сдача первого серийного корабля, который пока находится на стапеле, но уже готовится к спуску на воду.

Проект 22800 «Каракурт» предлагает строительство кораблей малого водоизмещения с ударным вооружением, в определенной мере похожих на более старые ракетные катера. При этом в основе проекта лежат современные решения, а также вооружения, соответствующие всем имеющимся требованиям. От других современных МРК российской разработки перспективные «Каракурты» должны отличаться более высокими характеристиками мореходности, позволяющими им работать в открытом море.

Корабли проекта 22800 должны иметь водоизмещение 800 т при длине 67 м и ширине 11 м. Обводы корпуса соответствуют предъявленным требованиям к мореходности. Корабли предлагается оснащать дизель-электрической энергетической установкой. Три дизельных двигателя М-507Д-1 и такое же количество дизель-генераторов ДГАС-315 должны обеспечивать движение со скоростью до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 2500 миль. Автономность по запасам – 15 суток.

Проект предусматривает использование разнообразного вооружения, предназначенного для нанесения удара по удаленным целям и защиты от нападения с моря или с воздуха. Имеется комплекс артиллерийских средств в составе автоматической установки АК-176М с 76-мм орудием и двух зенитных автоматов АК-630 калибром 30 мм. Ранее утверждалось, что часть кораблей вместо систем АК-630 получат морскую версию ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Также на борту корабля имеется две установки для крупнокалиберных пулеметов «КОРД». Для усиления противовоздушной обороны экипаж может использовать переносные зенитные ракетные комплексы.

Высокий ударный потенциал «Каракурта» должен обеспечиваться ракетным комплексом «Калибр». В надстройке корабля монтируется универсальная вертикальная пусковая установка 3С-14 с восемью ячейками. Она может применяться для запуска ракет П-800 «Оникс» или изделий семейства «Калибр». Состав ракетного боекомплекта, назначение ракет и их пропорции в боезапасе определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами. В зависимости от типа загруженных ракет, МРК проекта 22800 способен атаковать надводные и береговые цели на дальностях не менее нескольких сотен километров.

По имеющимся данным, основным средством обнаружения воздушных и надводных объектов на корабле «Каракурт» является радиолокационная станция «Минерал-М». Также заявлены современные боевая информационно-управляющая система, средства навигации, комплекс радиоэлектронной борьбы, системы связи и т.д.

Ранее утверждалось, что малые ракетные корабли проекта 22800 рассматриваются в качестве дополнения к строящимся МРК проекта 21631 «Буян-М», отличающимся менее высокими мореходными характеристиками. На данный момент запланировано строительство 12 кораблей «Буян-М» и 18 «Каракуртов». По результатам реализации всех имеющихся планов и выполнения подписанных контрактов военно-морской флот России получит три десятка новых кораблей сравнительно малого водоизмещения, несущих достаточно мощное артиллерийское и ракетное вооружение.

К настоящему времени военно-морской флот успел получить пять малых ракетных кораблей проекта 21631, строительство которых стартовало в начале текущего десятилетия. Более новые МРК проекта 22800 пока не успели поступить в боевой состав флота, но момент начала их службы приближается. На следующий год запланированы сразу несколько церемоний передачи новых кораблей заказчику. При отсутствии серьезных проблем к началу 2019-го в составе ВМФ России будет три или четыре «Каракурта». Головной корабль уже достраивается у стенки, а первый серийный, как сообщается, в скором времени будет спущен на воду.

Таким образом, как уже состоявшиеся, так и ожидаемые события продолжают амбициозную программу модернизации флота за счет строительства новых кораблей разных классов.

По материалам сайтов:
http://function.mil.ru/
http://pellaship.ru/
https://ria.ru/
https://kommersant.ru/
http://tass.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

На ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» спущен на воду головной малый ракетный корабль (МРК) «Ураган» проекта 22800 «Каракурт». Корабль, строительство которого началось в декабре 2015 года, должен быть передан Балтийскому флоту в декабре 2017 года.

МРК проекта 22800 был разработан в петербургском ЦМКБ «Алмаз» в качестве дополнения к уже выпускающимся на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького МРК проекта 21631 «Буян-М». Но, по сути, дополнение «Буянов-М» «Каракуртами» — это не только форсированное наращивание количества МРК в ВМФ РФ, но и повышение качества их группировки. При одном и том же составе ударного оружия (крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные крылатые ракеты «Оникс»), при примерно равном водоизмещении (900 т у «Каракурта» и 950 т у Буяна-М") новый корабль имеет два существенных отличия.

Во-первых, у проекта 22800 лучше мореходность, он способен действовать в ближней морской зоне в условиях сильного волнения. «Буян-М» — это скорее корабль класса «река-море». Ну и скорость у «Каракурта» повыше — 30 узлов против 25 узлов.

Во-вторых, новый МРК лучше защищен от атак с воздуха. Причем — значительно лучше защищен. На «Буяне-М» лишь зенитная 12-ствольная пушка калибра 30 мм и ПЗРК «Игла». На «Каракурте» — корабельная модификация зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М». Правда, этот комплекс начнут устанавливать лишь начиная с третьего корабля проекта 22800, «Шторма». Поскольку корабельный вариант «Панциря» еще не готов. По этой причине два первых «Каракурта» — «Ураган» и «Тайфун» — вынуждены будут довольствоваться зенитным артиллерийским комплексом «Палаш» и шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-306. Однако и эти огневые средства обслуживает мощная РЛС с четырьмя фазированными антенными решетками, обеспечивающими круговой обзор.

Существует и еще одно важное обстоятельство. Серийное строительство МРК «Буян-М» было начато в 2010 году. Планировали построить 12 кораблей. Тогда и в помине не было никаких санкций со стороны Запада. Но в 2014 году, когда достраивались четвертый и пятый корабли («Зеленый Дол» и «Серпухов»), немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставку двигателей. И проект повис в воздухе.

На настоящий момент лишь еще один «Буян-М» (шестой в серии, «Вышний Волочок»), спущен на воду и уже буксируется в Севастополь. А четыре застряли в доках. Для них замену германскому двигателю нашли в Китае. Но выйти на прежний ритм работы завод пока не в состоянии.

С «Каракуртами» подобных проблем нет. В их конструкцию сразу же был заложен двигатель отечественного производства.

К настоящему моменту запланирована передача на Балтийский и Черноморский флоты, а также — на Каспийскую флотилию 12 МКР «Каракурт». Однако рассматривается вопрос о том, чтобы построить еще как минимум шесть таких кораблей. И они должны поступить на Тихоокеанский флот. Похоже, вопрос будет решен положительно, о чем чуть ниже.

В строительстве «Каракуртов» принимают участие четыре завода: вышеупомянутый «Пелла», судостроительный завод «Море» в Феодосии (филиал «Пелла»), Зеленодольский завод, а также завод «Залив» в Керчи (филиал Зеленодольского завода). В связи с тем, что МРК «Каракурт» является более эффективным, чем «Буян-М», есть вероятность, что после достройки уже заложенных «Буянов» зеленодольские судостроители полностью переключатся на МРК проекта 22800.

И вот на днях стало известно, что в следующем году Министерство обороны намеревается разместить заказ на строительство шести «Каракуртов» на Дальнем Востоке — на Амурском судостроительном заводе. На то есть два резона. Во-первых, эти корабли предназначены для Тихоокеанского флота, а перегонять их на Дальний Восток с верфей европейской части России слишком накладно.

Во-вторых, к принятию такого решения приложила руку Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Дело в том, что Амурский завод входит в ОСК, а «Пелла» и Зеленодольский завод — не входят. Поэтому решение принималось под лозунгом «необходимо равномерное распределения заказов».

Решение, казалось бы, логичное. Но при ближайшем рассмотрении возникают сомнения относительно того, сможет ли завод на Амуре выполнить масштабный заказ не только в отведенные сроки, но и вообще? То есть хотя бы когда-нибудь?

Без преувеличения можно сказать, что основанный в 1936 году в Комсомольске-на Амуре Амурский судостроительный завод — прославленное предприятие. Всего на нем было построено 49 дизель-электрических подводных лодок, 59 атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы, эсминцы различных проектов. В общей сложности до 1991 года на воду здесь было спущено более трехсот различных кораблей и судов. То есть — ежегодно завод сдавал флоту в среднем по четыре корабля приличного водоизмещения.

В постсоветский период завод был практически остановлен. За последнюю четверть века на Амуре достроены лишь две дизельные и две атомные подводные лодки. К советскому наследию не относится лишь один корвет «Совершенный» проекта 20380. Вот он заложен в 2006 году и сдан Тихоокеанскому флоту нынешним летом. И давно стал поводом для многих скандалов. Причем — скандалов заранее предсказуемых.

Строить сравнительно небольшой боевой корабль целых 11 лет — это, видимо, мировой рекорд. При этом внешних проблем, связанных с несвоевременной поставкой оборудования, не существовало. Все срывы графика работ происходили по вине предприятия.

Кроме того, АСЗ катастрофически и регулярно не хватало денег на «Совершенный». В связи с этим Минобороны пошло на беспрецедентный шаг, повысив стоимость проекта с 7 млрд. рублей до 13 млрд. И это при том, что стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения стоит 25 млрд.

Тем не менее, в Москве кораблестроение на Дальнем Востоке решили поддерживать любой ценой. Видимо поэтому на АСЗ в 2012 году был заложен и второй корвет того же проекта — «Громкий». Тут дело пошло резвее, хотя тоже очень медленно. В июле этого года «Громкий» был спущен на воду. В строй он ступит в лучшем случае осенью следующего года. Таким образом, и эта стройка на АСЗ очень затянется — минимум на шесть лет. В соседнем Китае за такое время строят авианосцы.

При этом завод продолжает терпеть громадные убытки, которые стремительно нарастают. В 2015 году они составили 60 млн. рублей. В прошлом году — 8 млрд. рублей. Строительство одного МРК «Каракурт» стоит 2 млрд. рублей. Таким образом, если АСЗ получит контракт на шесть таких кораблей, то заработает лет за пять (если не будут сорваны сроки строительства) максимум 12 млрд. К сожалению, долги завода за тот же период наверняка возрастут намного больше.

В этом десятилетии кризисные менеджеры приходят на завод один за другим, примерно с полуторагодичным интервалом. С 2010 года заводом руководит уже пятый генеральный директор Владимир Кулаков , занявший этот пост в мае 2016 года. Несмотря на получение инженерного образования в Ленинградском кораблестроительном институте, назвать его корабелом крайне затруднительно. Поскольку трудовую деятельность он начал в 1978 году на Ижорских заводах, дойдя в 2009 году до должности директора по продажам. Затем был коммерческим директором в ряде предприятий нефтехимической промышленности. В судостроение пришел лишь в 2014 году, временно исполняя обязанности гендиректора судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области, специализирующегося на строительстве сухогрузов, танкеров и барж.

То есть это типичный современный «эффективный» менеджер, оперирующий, прежде всего, экономическими категориями. Что, например, можно видеть из его интервью информагентству «Восток России», данном спустя год после вступления в должность. Разумеется, говорил Кулаков и о необходимости модернизации завода, и о закупке современного оборудования, и о ремонте производственных объектов. На это, по словам директора, ему необходимо почти 5 млрд. рублей. Однако, как заявляет Кулаков, «пока модернизация завода еще не началась — для ее реализации заводу нужно завершить ряд определенных мероприятий, связанных с мировыми соглашениями, долговыми обязательствами завода, в частности, банкам и инвестиционным компаниям».

Поэтому совершенно непонятно, каким же образом завод будет строить новейшие МРК, требующие современных технологических подходов? При этом гендиректор рассчитывает получить и заказ еще на пару корветов проекта 20380. Любопытно, что в этом его интервью нет ни слова о дефиците профессиональных кадров на АСЗ.

Удивляет и взгляд гендиректора на будущее завода: «Пока АСЗ специализируется на морских, речных судах и военных кораблях. Но я надеюсь, что только с таким производством завод связан не будет. Его будущее я во многом связываю со строительством газоперерабатывающего завода в Амурской области. Завод мог бы принять большое участие в данном проекте с точки зрения обеспечения его соответствующими объектами, необходимыми для производства». Между прочим: строительством именно таких объектов и занимаются Ижорские заводы, где гендиректор АСЗ начинал трудовую карьеру.

Таким образом — да, строительство МКР «Каракурт» для ТОФа, разумеется, рационально реализовывать и на Дальнем Востоке. Но при современном состоянии Амурского судостроительного завода это очень рискованно.

В четверг на судостроительном предприятии «Пелла» (Санкт-Петербург) были торжественно заложены два малых ракетных корабля (МРК) нового проекта 22800 «Каракурт». Главное достоинство этих весьма скромных по размерам, но достаточно мощных боевых единиц (водоизмещением всего в 800 тонн) — на каждом будет установлено по восемь высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК», уже успевших доказать свою эффективность в Сирии. Другой комплект оружия — для стольких же сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» (дальность стрельбы — до 500 километров).

Ракетным оружием боевой потенциал «Каракуртов» не исчерпывается. Еще на них будут 100-мм или 76-мм универсальные автоматические артиллерийские установки, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» или «Пальма». Длина каждого корабля — 60 метров, ширина — 9 метров, осадка — 4 метра. Скорость — до 30 узлов. Дальность плавания — до 2500 миль. Из чего следует, что перспективные МРК, как и их предшественников проекта 1234, предполагается использовать, главным образом, в ближней морской зоне.

Приказом главнокомандующего ВМФ оба будущих корабля уже получили грозные имена — «Тайфун» и «Ураган». Вполне в традициях наших знаменитых «дивизионов плохой погоды», основу которых в последние десятилетия составляли и составляют малые ракетные корабли прежнего поколения — «Туча», «Буря», «Мираж», «Накат», «Зыбь»…

«Тайфун» и «Ураган» в боевой состав Черноморского флота рассчитывают поочередно ввести в 2017 и 2018 годах. Всего запланировано строительство серии из десяти таких МРК. Кроме Черного моря, их ждут, как заявили в Главном штабе ВМФ, на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Северного флота почему-то в этом перечне не оказалось. Возможно потому, что туда, в суровые условия Заполярья, собираются направить пополнение помощней и посолидней размерами.

Словом, казалось бы, во всех отношения приятная новость. Наши моряки давно заждались хоть какого-нибудь пополнения своих сильно устаревших соединений надводных кораблей. Но есть несколько обстоятельств, которые наводят на мысль, что с новыми российскими малыми ракетными кораблями не все так просто.

Десяток даже самых замечательных МРК «Каракурт» даже не на четыре, а всего на три российских флота — это очень мало. Всего по три, а где-то — четыре единицы на огромный морской театр военных действий. Что это, к примеру, для Тихого океана? Особенно, если учесть, что вдали от своих баз подобные небольшие корабли в одиночку вести боевые действия просто не в состоянии. Иначе с их не самой сильной системой ПВО на морском или океанском дне можно оказаться раньше, чем успеешь выстрелить собственными «Калибрами» или «Ониксами».

Безусловно, проблему понимают в Главном штабе ВМФ. И совсем недавно там строили совершенно иные планы. Во всяком случае, летом минувшего года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков , отвечая на вопрос о размерах будущей серии «Каракуртов», ответил совершенно определенно: «Минимум 18 единиц».

Но дальше, видимо, вмешались строгие дяди из Минфина и принялись резать по живому кораблестроительную программу. С учетом свирепеющего экономического кризиса, хорошо, если они проделали это с «Каракуртами» в последний раз.

Второе. Одним из основных недостатков еще советского ВМФ всегда считалось разнотипье боевых кораблей, предназначенных для решения одних и тех же задач. Скажем, одно время у соседних причалов 7-й оперативной эскадры и 2-й дивизии ПЛО в Североморске стояли большие противолодочные корабли проектов 1134а, 1155, 57а, 61 и 1135 (только с начала 90-х годов последние два стали называться сторожевыми). Построенные в разное время, они имели совершенно разное оружие, радиолокационные и гидроакустические станции, множество иных приборов и механизмов. Что влекло за собой сложное штабное планирование, дорогостоящее и неповоротливое тыловое обеспечение, огромную номенклатуру горюче-смазочных материалов и ЗИПов, просто необъятную береговую учебную базу.

Наши вероятные противники так никогда не делали. В ВМС США если уж начинают серию крейсеров, эсминцев или фрегатов, то клепают их во множестве и «под копирку». Скажем, фрегатов «Оливер Перри» с 1977 по 1989 год американцами было построено 51. Эсминцев типа «Арли Берк» с 1988 года по нынешнее время изготовили 62 и собираются спустить на воду еще 13.

Мы в советские времена денег на Военно-Морской флот не жалели и не считали, поэтому могли себе позволить любое расточительство. Но сейчас-то? Сейчас-то зачем нам столько проектов тех же малых ракетных кораблей?

Ну ладно, выведем за скобки построенные еще в Советском Союзе МРК проекта 1234 «Овод» различных модификаций с противокорабельными крылатыми ракетами П-120. В конце концов, их время на исходе, в боевом составе на всех четырех наших флотах таких кораблей осталось всего двенадцать и им нужна замена.

Казалось, она на подходе в виде малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Тех самых, три из которых («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») 7 октября впервые в истории из акватории Каспийского моря триумфально ударили крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям на территории Сирии. «Буяны-М» во всем мире немедленно были признаны очень удачными и современными: никто кроме нас пока не сумел втиснуть столь грозное (по сути — стратегическое!) оружие в столь тесные корабельные корпуса.

Эскиз корвета пр.21631 "Буян-М" (Фото: vpk.name)

Кроме «Углича», «Града Свияжска» и «Великого Устюга», в Зеленодольске спущены на воду еще их собратья — малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол». Оба отправлены в Севастополь, только что завершили испытания и вошли в боевой состав Черноморского флота. А от севастопольской Минной стенки по противнику в Сирии «Калибрами» пока не отстрелялись, видимо, только потому, что палить в таком случае пришлось бы через недружелюбную к нам с недавних пор турецкую территорию.

Но в Зеленодольске для черноморцев продолжают строить еще четыре «Буяна-М» — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетию» и «Грайворон». Причем, «Ингушетию» по плану флот должен получить в 2017-м, а «Грайворон» — в 2018 году. То есть именно тогда, когда в Санкт-Петербурге собираются достроить заложенные там на этой неделе «Тайфун» и «Ураган». С теми же восемью крылатыми ракетами «Калибр-НК» или «Оникс» на каждом. Для той же 41-й бригады ракетных катеров ЧФ.

Снова наступаем на те же грабли? Может, все же стоит определиться, что нужнее Черноморскому флоту — «Буяны-М» или более мореходные, судя по исходным характеристикам, «Каракурты»? И строительство какой-нибудь серии для экономии средств прекратить? Ну, или сильно ограничить, вложив оставшиеся деньги в наиболее подходящие корабли? С учетом того, что «Буяны-М» изначально предназначались только для плавания в мелководных Волге и в Каспийском море. И снабжены для этого даже водометными движителями, которые никому бы в голову не пришло устанавливать на МРК, если бы кто-то заранее предполагал, что бороздить им придется бурные Черное и Средиземное моря, а не куда более ласковые Волгу и Каспий.

И еще одно обстоятельство. С чего мы вообще при наличии опробованных в боевых условиях и поразивших мир «Буянов-М» вдруг взялись еще и за «Каракурты»? Причем, взялись в авральном режиме? Ведь тот же Чирков всего несколько месяцев назад обещал закладку головного и первого серийного МРК этого проекта только в 2016 году. Инженеры и конструкторы с подготовкой, как стало сегодня понятно, вынуждены были уложиться, по крайней мере, на несколько месяцев раньше. С чего бы это?

Все дело в том, что, судя по всему, плохи наши дела со строительством шести фрегатов проекта 11356 (так называемой «адмиральской серии») на калининградском заводе «Янтарь». Санкции, введенные Украиной, привели к тому, что построенные в ее городе Николаеве газотурбинные двигатели получены только для половины из запланированных к спуску на воду кораблей («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). Еще на три фрегата («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов») придется ставить свои, отечественные. Которые нужно еще создать на почти голом месте. Ибо такие корабельные сложнейшие агрегаты в России не делали никогда.

Двигателестроители из Рыбинска и Санкт-Петербурга делают все возможное, но ранее 2020 года с заменой поспеть не обещают. Соответствующим образом задерживаются и последние три «адмирала». Вот их-то и решено как можно скорее заменить «Каракуртами». Малые ракетные корабли, в которых все до последней заклепки российское, довести до ума можно намного быстрей, чем фрегаты, водоизмещение которых вчетверо больше.

Собственно, об этом адмирал Чирков и говорил 1 июля нынешнего года: «Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, то на замену, к примеру, проекта 11356 приступаем к строительству новой серии — малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту — проекта 22800».

Отлично, но насколько полноценной получится замена? В какой мере малый боевой корабль ближней морской зоны вообще способен заменить крупный фрегат, построенный для океана? Ни по мореходности, ни по дальности и продолжительности плавания, ни по радиоэлектронному и зенитному вооружению они несопоставимы. Противолодочного оружия на «Каракуртах» не будет вообще. А на фрегатах оно есть. Есть даже противолодочный вертолет.

Схожее только одно: ракетное вооружение. Вот ради него все и делается.

На фрегате проекта 11356 ракет «Калибр-НК» ровно столько же, сколько на «Каракурте» или на «Буяне-М» — по восемь. А учитывая, что при максимальной дальности стрельбы в 2,5 тысячи километров практически любую цель в Европе или на Ближнем Востоке этими крылатыми ракетами можно поразить, не покидая Севастопольской бухты, мореходность, дальность плавания и прочие тактико-технические характеристики сильно нивелируются.

Так, может быть, чрезвычайно дорогостоящие крупные боевые корабли дальней океанской зоны нам теперь и вовсе ни к чему? Обойдемся «Каракуртами» и «Буянами»?

Не обойдемся. Хотя бы потому, что кроме Европы и Ближнего Востока на свете существует еще и Америка. Так что замена все равно получается временной.

error: