Паровые турбины российского производства. Нужна ли России энергетическая газовая турбина отечественного производства? ОАО «Калужский турбинный завод»

М. Василевский

Сегодня на российском рынке газотурбинного оборудования активно работают ведущие зарубежные энергомашиностроительные компании, прежде всего, такие гиганты как Siemens и General Electric. Предлагая качественное и долговечное оборудование, они составляют серьезную конкуренцию отечественным предприятиям. Тем не менее, традиционные российские производители стараются не уступать мировым стандартам.

В конце августа этого года наша страна стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это обстоятельство неизбежно приведет к усилению конкуренции на отечественном рынке энергетического машиностроения. Здесь, как и везде, действует закон: «изменяйся или умирай». Не пересмотрев технологии и не проведя глубокую модернизацию, бороться с акулами западного машиностроения будет практически невозможно. В связи с этим все актуальней становятся вопросы, касающиеся разработки современного оборудования, работающего в составе парогазовых установок (ПГУ).

В последние два десятилетия парогазовая технология стала самой популярной в мировой энергетике - на нее приходится до двух третей всех вводимых сегодня на планете генерирующих мощностей. Это обусловлено тем, что в парогазовых установках энергия сжигаемого топлива используется в бинарном цикле - сначала в газовой турбине, а потом в паровой, а потому ПГУ эффективнее любых тепловых станций (ТЭС), работающих только в паровом цикле.

В настоящее время единственная область в тепловой энергетике, в которой Россия критически отстает от ведущих мировых производителей - это газовые турбины большой мощности - 200 МВт и выше. Причем зарубежные лидеры не только освоили производство газовых турбин единичной мощностью 340 МВт, но и успешно опробовали и применяют одновальную компоновку ПГУ, когда газовая турбина мощностью 340 МВт и паровая турбина мощностью 160 МВт имеют общий вал. Такая компоновка позволяет существенно сократить сроки создания и стоимость энергоблока.

Минпромторг России в марте 2011 г. принял «Стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года», в соответствии с которой это направление в отечественном энергетическом машиностроении получает солидную поддержку от государства. В итоге российское энергетическое машиностроение к 2016 г. должно осуществить промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65-110 и 270-350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %.

Причем Россия умеет производить все основные узлы ПГУ - паровые турбины, котлы, турбогенераторы, а вот современная газовая турбина пока не дается. Хотя еще в 70-е годы наша страна была лидером в этом направлении, когда впервые в мире были освоены суперсверхкритические параметры пара.

В целом, в результате реализации Стратегии предполагается, что доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования должна составить к 2015 г. - не более 40 %, к 2020 г. - не более 30 %, к 2025 г. - не более 10 %. Считается, что иначе может возникнуть опасная зависимость стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих. В процессе эксплуатации энергетического оборудования регулярно требуется замена ряда узлов и деталей, работающих в условиях высоких температур и давлений. При этом часть таких комплектующих в России не производится. Например, даже для отечественной газовой турбины ГТЭ-110 и лицензионной ГТЭ-160 некоторые важнейшие узлы и детали (например, диски для роторов) закупаются только за рубежом.

На нашем рынке активно и весьма успешно работают такие крупные и продвинутые концерны как Siemens и General Electric, которые часто побеждают в тендерах на поставку энергетического оборудования. В российской энергосистеме уже существует несколько генерирующих объектов, в той или иной степени укомплектованных основным энергетическим оборудованием производства Siemens, General Electric и др. Правда, их суммарная мощность пока не превышает 5 % от общей мощности российской энергосистемы.

Однако многие генерирующие компании, использующие отечественное оборудование при его замене, предпочитают все же обращаться к фирмам, с которыми они привыкли работать не одно десятилетие. Это не просто дань традиции, а оправданный расчет - многие российские компании провели технологическое обновление производства и на равных ведут борьбу с мировыми энергомашиностроительными гигантами. Сегодня мы более подробно расскажем о перспективах таких крупных предприятий, как ОАО «Калужский турбинный завод» г. (Калуга), ЗАО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург), НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.), Ленинградский металлический завод (г. Санкт-Петербург), Пермский моторостроительный комплекс (Пермский край).

ОАО «Калужский турбинный завод»

ОАО «Калужский турбинный завод» выпускает паровые турбины малой и средней мощности (до 80 МВт) для привода электрических генераторов, приводные паровые турбины, блочные турбогенераторы, паровые геотермальные турбины и пр. (Рис. 1).

Рис.1

Завод был основан в 1946 г., а через четыре года были выпущены первые 10 турбин собственной конструкции (ОР300). На сегодняшний день заводом для объектов энергетики России, стран СНГ и дальнего зарубежья выпущено более 2640 энергетических установок суммарной мощностью 17091 МВт.

В наши дни предприятие входит в состав энергомашиностроительного концерна «Силовые машины». Одним из практических результатов аффилирования стало внедрение с января 2012 г. информационного решения SAP ERP на основе действующего прототипа, успешно используемого в ОАО «Силовые машины», вместо ранее применяемой на КТЗ системы Baan. Создаваемая информационная система позволит предприятию выйти на новый уровень автоматизации производства, модернизировать свои бизнес-процессы на основе лучших практик мировых лидеров машиностроительной отрасли, повысить точность и оперативность управленческих решений.

Продукция завода пользуется стабильным спросом в России и за рубежом. Предприятие имеет большой портфель заказов на газотурбинное и паротурбинное оборудование. В 2011 г. для Уфимской ТЭЦ №5 изготовлены и предъявлены Заказчику две паровые турбины Т-60/73 - самые мощные из выпускающихся ОАО «КТЗ» установок на сегодняшний день. Одним из последних проектов можно назвать контракт с ОАО «Энергостроительная корпорация «Союз», в рамках которого КТЗ изготовил две паровые турбины для филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске (Иркутская обл.), предназначенные для реконструкции турбинного отделения ТЭС-3. По условиям договора две противодавленческие турбины - Р-27-8,8/1,35 мощностью 27 МВт и Р-32-8,8/0,65 мощностью 32 МВт - были поставлены летом этого года.

В последние годы в мире все активнее используются нетрадиционные источники энергии, в том числе геотермальный пар. Геотермальные электростанции (ГеоЭС) можно назвать одним из самых дешевых и надежных источников электроэнергии, поскольку они не зависят от условий доставки и цен на топливо. Инициатором развития геотермальной энергетики России последних лет стала фирма «Геотерм». В качестве базового предприятия по поставке энергоустановок для заказов этой компании выступил ОАО «Калужский турбинный завод». Обращение к КТЗ не было случайным, поскольку на предприятии была практически решена одна из основных проблем геотермальных турбин - работа на влажном паре. Эта проблема сводится к необходимости защищать от эрозии рабочие лопатки последних ступеней. Распространенный метод защиты - установка специальных накладок, изготовленных из материалов стойких к эрозии. КТЗ для защиты от эрозии применяет метод, основанный на борьбе не со следствием, а с самой причиной эрозии - с крупнодисперсной влагой.

В 1999 г. была введена в строй Верхне-Мутновская ГеоЭС на Камчатке мощностью12 МВт - все оборудование энергоблоков для станции по контракту с «Геотерм» было поставлено из Калуги. Практически все турбоустановки, поставленные для геотермальных электростанций России (Паужетская, Южно-Курильская на о. Кушашир, Верхне-Мутновская, Мутновская ГеоЭС), изготовлены Калужским турбинным заводом. К настоящему времени предприятием накоплен большой опыт создания геотермальных турбоустановок любого типоразмера от 0,5 до 50 МВт. Сегодня ОАО «Калужский турбинный завод» является наиболее квалифицированным в России турбинным заводом по геотермальной тематике.

ЗАО «УТЗ» (Уральский турбинный завод)

Предприятие исторически расположено в г. Екатеринбурге и входит в группу компаний «Ренова». Первая паровая турбина АТ-12 мощностью 12 тыс. кВт была собрана и испытана уральскими турбостроителями в мае 1941 г. Несмотря на то, что это была первая турбина УТЗ, она надежно проработала 48 лет.

Сейчас Уральский турбинный завод - одно из ведущих в России машиностроительных предприятий по проектированию и производству паровых теплофикационных турбин средней и большой мощности, конденсационных турбин, паровых турбин с противодавлением, турбин мятого пара, газоперекачивающих агрегатов, энергетических газотурбинных установок и др. Турбины, произведенные УТЗ, составляют около 50 % всех действующих в России и СНГ теплофикационных турбин. За более чем 70 летнюю работу завод поставил 861 паровую турбину общей мощностью 60 тыс. МВт на электростанции различных стран.

На предприятии разработано целое семейство паровых турбин для паросиловых установок разных типов. Кроме того, специалистами УТЗ ведется разработка и подготовка производства турбин для парогазовых установок - проработаны варианты парогазовых установок мощностью 95-450 МВт. Для установок мощностью 90-100 МВт предлагается одноцилиндровая паровая теплофикационная турбина Т-35/47-7,4. Для двухконтурной парогазовой установки мощностью 170-230 МВт предлагается использование теплофикационной паровой турбины Т-53/67-8,0, которая при сохранении конструкции и в зависимости от параметров пара может иметь маркировку от Т-45/60-7,2 до Т-55/70-8,2. На базе этой турбины заводом могут быть произведены конденсационные паровые турбины мощностью 60-70 МВт.

По словам первого заместителя генерального директора ЗАО «УТЗ» Дениса Чичагина, отечественное станко- и машиностроение на данный момент не дотягивает до мирового уровня. Для модернизации предприятий нужно дать зеленый свет высокотехнологичному оборудованию, поэтому в настоящее время компания изменяет технологическую политику. В тесной кооперации со специалистами ЗАО «РОТЕК» и компанией Sulzer (Швейцария) на заводе проводится модернизация управленческих и технологических схем для успешного освоения и адаптации зарубежных прогрессивных технологий, что значительно усилит позиции предприятия на рынке. На предприятии продолжается разработка оптимальных конструкторских решений по основному турбинному оборудованию, при этом заказчику предлагаются современные решения по сервису, в том числе основанные на долгосрочном постгарантийном обслуживании паровых и газовых турбин. В 2009-2011 гг. завод вложил в программы технического перевооружения более 500 млн руб. для обеспечения имеющегося портфеля заказов и выхода на проектную мощность выпуска 1,8 ГВт турбинного оборудования в год. В феврале 2012 г. в рамках этой программы УТЗ приобрел высокопроизводительное металлообрабатывающее оборудование для производства турбинных лопаток - два 5-тикоординатных обрабатывающих центра с ЧПУ модели MILL-800 SK с поворотным шпинделем (Рис. 2) фирмы Chiron-Werke GmbH & Co KG (Германия)

Рис.2

Специализированное программное обеспечение, поставляемое в комплекте с оборудованием, позволяет сократить машинное время до 20-30 % по сравнению с универсальными CAM-системами. Монтаж и наладка новых станков производилась специалистами фирмы Chiron. В рамках договора проведено тестирование телесервиса - удаленной диагностики станков, предотвращения или исправления ошибок и аварий. По защищенному выделенному каналу сервис-инженеры Chiron фиксируют работу оборудования в режиме онлайн и выдают рекомендации на производство УТЗ.

Турбинное оборудование, выпускаемое УТЗ, стабильно находит заказчиков даже в условиях жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей. В конце февраля 2012 г. Уральский турбинный завод изготовил новую паровую турбину мощностью 65 МВт для Барнаульской ТЭЦ-2 ОАО «Кузбассэнерго». Новая турбина Т-60/65-130-2М ст.номер 8 успешно прошла испытания на валоповоротном устройстве на сборочном стенде УТЗ. Протокол испытаний подписан представителями заказчика без замечаний. Новое оборудование устанавливается взамен отработавшей свой ресурс и выведенной из эксплуатации турбины Т-55-130, также произведенной на Уральском турбинном заводе. Следует отметить, что двухцилиндровая турбина Т-60/65-130-2М является серийной моделью производства ЗАО «УТЗ» - продолжением серийной линейки паровых турбин Т-55 и Т-50, хорошо зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации на ТЭЦ России и СНГ. В новых турбинах применяются современные узлы и доработанные элементы, повышающие технико-экономические показатели турбоустановки (Рис. 3).

Рис.3

Аналогичную турбину УТЗ поставил для Абаканской ТЭЦ (Хакасия). Турбина будет основой нового энергоблока Абаканской ТЭЦ: с ее запуском общая мощность станции должна возрасти до 390 МВт. Ввод в эксплуатацию нового энергоблока позволит увеличить выработку электроэнергии на 700-900 млн кВт.ч в год и существенно повысить надежность энергоснабжения региона. Ввод установки планируется в конце следующего года. С турбиной комплектуются два подогревателя сетевой воды ПСГ-2300 и конденсаторная группа КГ-6200, а также турбогенератор ТВФ-125-2У3 с водородным охлаждением производства НПО «ЭлСиб».

Недавно на сборочном стенде УТЗ прошли успешные испытания новой паровой одноцилиндровой турбины Т-50/60-8,8, изготовленной для Петропавловской ТЭЦ-2 (АО «СевКазЭнерго»). Новая турбина уральского производства должна заменить ранее работавшую двухцилиндровую чешскую турбину Р-33-90/1,3 фирмы Skoda, и будет смонтирована на тот же фундамент. Проект на замену турбины подготовлен институтом АО «КазНИПИЭнергопром», с которым ЗАО «УТЗ» уже давно и плодотворно сотрудничает. Не ослабевают и давние связи с бывшими союзными республиками: так, в настоящий момент на стадии переговоров находится вопрос о поставке нескольких уральских турбин для ТЭЦ Казахстана.

НПО «Сатурн»

НПО «Сатурн» - разработчик и производитель промышленного газотурбинного оборудования малой, средней и большой мощности для применения на теплоэлектростанциях, промышленных предприятиях и нефтегазовых месторождениях. Это одно из старейших промышленных предприятий России: в 1916 г. было принято решение о создании на основе государственного кредита пяти автомобильных заводов, в том числе в г. Рыбинске (АО «Русский Рено»). В послереволюционные годы завод работал над разработкой и производством авиационных двигателей. В начале 90-х гг. Рыбинский моторостроительный завод был преобразован в ОАО «Рыбинские моторы». В 2001 г. после его объединения с Рыбинским конструкторским бюро моторостроения (ОАО «А. Люлька-Сатурн») компания получила свое современное название и начала выпускать газовые турбины для энергетической и газовой отраслей. В линейке выпускаемой продукции прежде всего следует назвать промышленные газовые двухвальные турбины ГТД-6РМ и ГТД-8РМ, применяемые для привода электрогенераторов в составе газотурбинных агрегатов ГТА-6/8РМ, которые используются в газотурбинных теплоэлектростанциях средней мощности (от 6 до 64 МВт и выше). Также предприятие выпускает семейство унифицированных газовых турбин ГТД-4/6,3/10РМ для применения в составе газоперекачивающих агрегатов и теплоэлектростанций (от 4 МВт и выше). Для электростанций малой мощности (от 2,5 МВт и выше) выпускается установка ДО49Р - одновальная газовая турбина со встроенным соосным редуктором. Помимо «наземных» установок, предприятие изготавливает газовые турбины морского исполнения М75РУ, М70ФРУ, Е70/8РД, применяемые для привода электрогенераторов и газовых компрессоров в составе морских и приморских промышленных объектов малой и средней мощности (от 4 МВт и выше).

В 2003 г. были проведены межведомственные испытания установки ГТД-110 - первой российской газовой турбины мощностью более 100 МВт (Рис. 4).

Рис.4

ГТД-110 - это одновальная газовая турбина для применения в составе энергетических и парогазовых установок большой мощности (от 110 до 495 МВт и выше), созданная в рамках Федеральной целевой программы «Топливо и энергия» для нужд отечественной энергосистемы и являющаяся пока единственной российской разработкой в сфере газотурбинного машиностроения высокой мощности. В настоящее время пять ГТД-110 находятся в эксплуатации у Газпромэнергохолдинга (ГЭХ) и «Интер РАО». Однако, по словам специалистов «Интер РАО», в штатном режиме функционирует только новейшая установка, запущенная в начале марта. Остальные в данный момент работают неустойчиво и обслуживаются по гарантии завода-изготовителя.

По мнению директора по газотурбинным и энергетическим установкам НПО «Сатурн» Александра Иванова, как и в случае с любым новым высокотехнологичным изделием, это вполне естественный процесс, когда выявляются дефекты и предприятие активно работает над их устранением. В ходе технического обслуживания проверяются наиболее критические узлы, и при необходимости производитель заменяет детали за свой счет без остановки работы турбины.

Недавно ОАО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» (ОАО «НПО «Сатурн» совместно с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») выиграло конкурс ОАО «РОСНАНО» по созданию инжинирингового центра, который будет заниматься инновационными продуктами, в частности созданием ГТД-110М (Рис. 5), модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-110 мощностью 110 МВт.

Рис.5

Фактически, новый инжиниринговый центр будет доводить технические и экономические характеристики ГТД-110 до лучших мировых образцов в данном классе мощности; двигатель будет усовершенствован и доработан, планируется создание камеры сгорания, обеспечивающей допустимый уровень вредных выбросов NОx 50 мг/м3. Кроме того, в производстве двигателя планируется применение технологий наноструктурированных покрытий, что увеличит надежность горячей части турбины, повысит ресурс наиболее изнашиваемых частей и всего двигателя в целом. ГТД-110М станет основой для создания российских ПГУ большой мощности. Вся комплексная работа над проектом ГТД-110М рассчитана на 2-3 года.

ОАО «Ленинградский металлический завод»

Ленинградский металлический завод - предприятие уникальное. Свою историю завод исчисляет с 1857 г., когда вышел именной Указ императора Александра II «Об учреждении Акционерной компании «Санкт-Петербургского металлического завода» на основании Устава». Производство паровых турбин здесь началось еще в 1907 г., гидравлических - в 1924-м, газовых - в 1956-м. К настоящему моменту на ЛМЗ изготовлено более 2700 паровых и свыше 780 гидравлических турбин. Сегодня это одно из крупнейших в России энергомашиностроительных предприятий, которое входит в состав ОАО «Силовые машины», осуществляющего проектирование, изготовление и сервисное обслуживание широкой линейки паровых и гидравлических турбин различной мощности. Из недавних разработок завода - газотурбинная установка ГТЭ-65 мощностью 65 МВт. Она представляет собой одновальный агрегат, предназначенный для привода турбогенератора и способный нести базовую, полупиковую и пиковую нагрузку как автономно, так и в составе парогазового блока. Газотурбинная установка ГТЭ-65 может быть применена в различных типах парогазовых блоков для модернизации существующих и строительства новых электростанций конденсационного и теплофикационного типа. По ценовым и техническим характеристикам ГТЭ-65 как машина средней мощности отвечает возможностям и потребностям отечественных электростанций и энергосистем.

В начале 2000-х гг. ОАО «ЛМЗ» подписало с компанией Siemens договор на право производства и продажи в РФ и Белоруссии газотурбинной установки ГТЭ-160 мощностью 160 МВт (Рис. 6).

Рис.6

Прототипом установки является газовая турбина V94.2 фирмы Siemens, документация которой изменена с учетом возможностей ОАО «ЛМЗ» и его партнеров. Именно такая турбина, произведенная на ОАО «Ленинградский металлический завод», в рамках контракта между ЗАО «КЭС» и ОАО «Силовые машины» прошедшим летом была доставлена на Пермскую ТЭЦ-9.

Сотрудничество с немецкими турбиностроителями продолжается. В декабре 2011 г. ОАО «Силовые машины» и компания Siemens подписали соглашение о создании в России совместного предприятия по производству и сервисному обслуживанию газовых турбин «Сименс Технологии Газовых Турбин». Этот проект осуществлен на базе ООО «Интертурбо», которое является совместным предприятием партнеров с 1991 г. Новая компания занимается научно-исследовательской разработкой новых газовых турбин, локализацией производства в России, сборкой, продажей, управлением проектами и сервисным обслуживанием газовых турбин большой мощности классов E и F мощностью от 168 до 292 МВт. Это направление деятельности «Сименс Технологии Газовых Турбин» увязано с требованием «Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 г.» организовать в ближайшее время на Ленинградском металлическом заводе крупномасштабное производство лицензионных ГТУ большой мощности (около 300 МВт) с переходом от ГТЭ-160 (V94.2) разработки Siemens 80-х гг. к более современным газовым турбинам.


В России по поручению президента правительством готовится масштабная программа модернизации тепловых электростанций (ТЭС), которая оценивается в 1,5 триллиона рублей и может стартовать в 2019 году. Одним из главных ее условий станет использование российского оборудования. Можно ли за счет отечественных наработок обновить электроэнергетику, о разработке новых турбин, экспортном потенциале и необходимой поддержке государства в интервью агентству "Прайм" рассказал генеральный директор "Силовых машин" Тимур Липатов, возглавивший компанию три месяца назад.

- На чем сейчас в большей степени сосредоточены "Силовые машины"? Будете работать, в основном, для тепловой электроэнергетики из-за готовящейся программы ее модернизации?

Для любой. Мы не можем пренебрегать какой-либо нишей, в отрасли не лучшее положение: рынки сжимаются, конкуренция растет. Поэтому мы делаем практически весь спектр оборудования для атомной, тепловой и гидроэнергетики.

- К какому спросу со стороны электроэнергетических компаний России "Силовые машины" готовы в рамках программы модернизации тепловых электростанций?

В первом конкурсном отборе для модернизации будут выбраны проекты суммарной мощностью 11 ГВт, в первую очередь, это будет реконструкция традиционного для нас паросилового оборудования. Наши производственные мощности позволяют выпускать до 8,5 ГВт турбинного оборудования в год, такой же объем генераторов, около 50 тысяч тонн котельного оборудования.

У нас есть хорошо проработанные проекты модернизаций турбин К-200 и К-300, есть проект модернизации К-800. Эти проекты позволяют увеличивать мощность, экономичность, продлевать ресурс, гибко реагировать на то, что нужно клиенту. Но программа не ограничена только конденсационными блоками (то есть производящими электроэнергию – ред.) мощностью 200 и 300 МВт, поэтому концентрируемся на теплофикационных турбинах ПТ-60 и ПТ-80. Пересмотрена их конструкция, в том числе, совершенствуем конструкцию корпусной части и парораспределения. Параллельно разработаны решения для замены и модернизации турбин сторонних производителей. Прежде всего, речь идет о машинах Харьковского турбинного завода.

- В программу модернизации ТЭС планируется включить норму о 100-процентной локализации в России производства необходимого оборудования. Если не говорить о газовых турбинах, выпуск какого оборудования еще предстоит локализовать?

На мой взгляд, единственной проблемой при производстве генерирующего оборудования в России остается крупногабаритное литье и производство крупных поковок (металлическая заготовка, полученная в результате ковки или горячего штампования – ред.).

Исторически в СССР было три производителя литых заготовок, два из которых – на Урале и в Петербурге – закрыли литейное производство. В итоге в России остался единственный поставщик, который пока не всегда обеспечивает необходимое качество, и мы вынуждены закупать крупногабаритные литые заготовки за рубежом, где их качество стабильнее.Мы верим в потенциал российских металлургических предприятий, верим, что при соответствующей государственной поддержке и появлении гарантированного спроса они смогут восстановить компетенции и обеспечить энергетическое машиностроение качественными литыми заготовкам и поковками. Это параллельный процесс, он является частью программы модернизации ТЭС, хотя находится, возможно, сейчас не на поверхности.

- "Силовые машины" заявили о планах разработать отечественную газовую турбину большой мощности. Вы обсуждаете партнерство с российскими или зарубежными компаниями?

Базовый вариант – самостоятельная разработка газовых турбин, так как локализация, о которой говорит любая иностранная компания, это, как правило, локализация "по железу". Мы же видим свою задачу не в том, чтобы повторить в России выпуск устаревшей зарубежной модели газовой турбины, а в том, чтобы восстановить отечественную школу газового турбостроения.

Наша конечная цель – перезапустить цикл производства газовых турбин, организовав конструкторское бюро, создав расчетные методики, стендовую базу, и тем самым защитить российскую энергетику от различных негативных внешних проявлений.

- Какую долю занимают газовые турбины зарубежных производителей в России?

По нашим оценкам, если брать действующие парогазовые (ПГУ) и газотурбинные установки (ГТУ), более 70% - это поставки зарубежных производителей, еще около 24% - газовые турбины производства «Интертурбо» (созданное в 90-е годы совместное предприятие Ленинградского металлического завода и Siemens).

При этом, несмотря на наличие совместных предприятий, в России не локализовано изготовление наиболее значимых элементов газовых турбин – компонентов горячего тракта (камеры сгорания топлива, лопаток турбин – ред.) и систем управления. Производство ограничивается лишь сборкой и изготовлением отдельных узлов, которые не критичны для работоспособности ГТУ и энергобезопасности России в целом.

- Какую линейку газовых турбин "Силовые машины" хотели бы выпускать?

Мы начинаем с машин мощностью 65 МВт F-класса и 170 МВт E-класса. В дальнейшем предполагается создание высокооборотистой турбины на 100 МВт со свободной силовой турбиной. Впоследствии возможна разработка ГТУ 300-400 МВт F или H-класса на 3000 об/мин с применением принципов масштабирования для части компонентов.

- Если "Силовые машины" будут самостоятельно разрабатывать турбину, то на какой производственной площадке?

Здесь, на наших производственных мощностях в Санкт-Петербурге.

- Во сколько в целом вы оцениваете затраты на НИОКР? Какими могут быть затраты на запуск промышленного производства? И как много времени это может занять?

Весь проект по машинам 65 и 170 МВт мы оцениваем в 15 миллиардов рублей. В эту сумму входят затраты на НИОКР и отработку технологий, развитие и техперевооружение конструкторских и технологических служб, модернизацию экспериментально-исследовательской и производственной базы. Производство будет готово к изготовлению опытных образцов турбин уже через два года.

- Почему вы думаете, что у вас получится разработать турбину? В России у других компаний есть многолетний опыт неудачных попыток.

В свое время мы были в тренде по газовым турбинам. Первую такую машину мощностью 100 МВт сделали на ЛМЗ (Ленинградский металлический завод, входит в "Силовые машины" - ред.) в 60-е годы. И она полностью соответствовала технологиям того времени. Этот задел, к сожалению, оказался утрачен в перестроечный период. Эта область энергомашиностроения в мире стала настолько технологичной, настолько далеко ушла, что в 90-е годы более простым способом ее восстановления было приобретение права пользования интеллектуальной собственностью и локализация производства в России. В итоге в 1990-х в партнерстве с Siemens ЛМЗ создал совместное предприятие «Интертурбо», из которого вырос современный СТГТ (совместное предприятие Siemens и «Силовых машин – ред.). Производство оборудования было размещено на мощностях ЛМЗ и достигало честных 50% локализации. В составе «Интертурбо» мы получили опыт по производству компонентов газовых турбин, который очень коррелируется с нашей нынешней работой.

В недалеком прошлом "Силовые машины" самостоятельно, уже не в рамках совместного предприятия, реализовали проект разработки и производства газовой турбины ГТЭ-65 мощностью 65 МВт. Машина прошла полный цикл холодных испытаний, дошла до так называемых тестов «full speed, no load», но из-за отсутствия экспериментальной ТЭС для апробирования и обкатки технологии не была введена в промышленную эксплуатацию.

- Что, на ваш взгляд, будет способствовать быстрому освоению технологии производства газовых турбин в России?

Назову три основополагающих фактора. Первый – преференции при освоении производства российских газовых турбин в рамках программы модернизации ТЭС. Эта цель, благодаря разумному диалогу Минпромторга и Минэнерго, мы считаем, достигнута. Надеемся, что в рамках последующих отборов проектов для участия в программе модернизации будут сняты ограничения по предельным капитальным затратам для проектов с использованием отечественных ГТУ. Это сделает объекты с отечественными газовыми турбинами более инвестиционно привлекательными.

Второй фактор - возможность строительства "Силовыми машинами" самостоятельно или с партнером экспериментальных ТЭС суммарной мощностью 1,4 ГВт в рамках механизма КОМ НГО (гарантирует инвесторам окупаемость проектов строительства новых электростанций за счет повышенных платежей потребителей за мощность – ред.). Это необходимо, чтобы довести до готовности к промышленной эксплуатации головные образцы газовых турбин и получить необходимый опыт и компетенции для всех возможных внедрений – одновальных, двухвальных и трехвальных ПГУ для газовых турбин всех типов.
И в-третьих, скорейший выход правительственного постановления №719 (поправки в постановление, регламентирующее вопросы локализации производства в РФ – ред.), которое позволит поставить всех производителей, как отечественных, так и зарубежных, в равные условия.

- В рамках программы модернизации ТЭС вы рассчитываете на заключение контрактов не только по конкретным электростанциям, но и по компаниям, возможно, на все время программы?

Разумеется, мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, но в рамках программы модернизации самим генерирующим компаниям только предстоит участвовать в конкурсных отборах.

При этом, с моей точки зрения, заключение таких долгосрочных договоров – нормальная практика, которая позволит нам спланировать производственную программу и не подвести контрагентов по срокам, если их проекты будут выбраны.
Сейчас основные обсуждения касаются рамочных договоров на ремонтно-сервисное обслуживание и поставку запчастей. Оценивая годовые и трехлетние планы ремонтных кампаний, мы, как правило, видим потенциал снижения стоимости запчастей и оказываемых услуг до 15% за счет выравнивания производственных графиков.

- Какие именно обсуждения ведутся, есть препятствия для развития сервисного направления?

Основное препятствие для развития – "гаражное производство". В Советском Союзе чертежи часто находились в свободном обращении, в 90-ые годы недостаточное внимание уделялось охране интеллектуальной собственности. Неудивительно, что в результате возникло огромное количество фирм-однодневок, где люди в кустарных условиях, буквально в гараже, выпускают устаревшие запчасти, с отклонениями от формулярных размеров, несоответствием материалов по физико-механическим характеристикам.

Нам поступает большое количество запросов от потребителей с просьбой согласовать те или иные отклонения в рабочей документации от оригинальной конструкции во время ремонтов. Я вижу в этом серьезные риски, так как причиной выхода из строя нашего оборудования может быть использование неоригинальной запчасти, сделанной с отклонениями. Мало серьезных игроков, которые могут обеспечивать надлежащие сроки и качество выполнения работ.

- Насколько велика проблема контрафактной продукции?

Рынок заполнен неоригинальными запчастями, в том числе контрафактными. Мы работаем над защитой наших технологий, возвратом интеллектуальной собственности и запретом на ее использование другими игроками с использованием возможностей, которые нам дает гражданский и уголовный кодекс. Они не несли затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – ред.), не гарантируют качество, наносят ущерб нашей репутации. Мы рассчитываем на поддержку в этом вопросе со стороны Ростехнадзора, а также других производителей.

- В среднесрочной перспективе компания будет ориентироваться на внутренний рынок или зарубежные проекты? Какие страны в первую очередь рассматриваете для работы? Какие технологии востребованы за рубежом?

- "Силовые машины" имеют большой экспортный и технологический потенциал. Основная доля наших проектов за рубежом сейчас – это либо атомная и гидравлическая тематика, где мы на равных конкурируем с мировыми производителями, либо паросиловые блоки (реконструкция ранее поставленных машин, производство оборудования для сжигания таких видов топлива, например, как мазут и сырая нефть). Доля экспорта варьируется, но в среднем составляет порядка 50%.

Чтобы увеличить экспорт, мы должны освоить две принципиально важные технологии, которых в России сейчас нет. Во-первых, восстановить производство отечественных газовых турбин средней и большой мощности. Во-вторых, сделать пылеугольный котел и паровую турбину на суперсверхкритические параметры пара (ССКП). Существующие технологии позволяют достигать достаточно высоких КПД в 45-47% на паровых турбинах, работающих на ССКП. Это разумная альтернатива парогазовому циклу – с учетом относительно невысокой стоимости угля, а зачастую и из-за отсутствия газа в регионе. Мы уже разработали конструкторскую документацию на турбину ССКП мощностью 660 МВт – и готовы запустить ее в производство, как только появится заказ.

Чтобы новые продукты имели спрос за рубежом, надо сначала изготовить и внедрить их на домашнем рынке, в России. Наличие референций позволит выйти на наши традиционные рынки – в Азии и Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Один из путей получения необходимых компетенций - строительство экспериментальных станций в рамках механизма КОМ НГО. Кроме того, нужна государственная поддержка – по каналам межправсоглашений, с привлечением экспортного финансирования, льготного кредитования. Так делалось в Советском Союзе, так делают сейчас наши конкуренты за рубежом.

-Какие еще вы видите направления развития компании?

Одним из направлений будет являться поддержка небольших технологических компаний. На рынке есть огромное количество стартапов, которые комплементарны нашей технологической цепочке и каналам продаж. Мы намерены активно поддерживать разработки таких компаний путем вхождения в их акционерный капитал, финансирования НИОКР и технологий, поручительств. Передача контроля позволит акционерам получать значительно больший доход за счет увеличения объемов продаж и расширения их каналов. Прошу всех считать это официальным приглашением, мы с удовольствием рассмотрим предложения. Примеры такого успешного взаимодействия уже есть.

Работаем в сфере энергетического машиностроения с 1995 года. Изготавливаем и поставляем паровые турбины и турбогенераторы торговой марки TURBOPAR до 20 МВт для генерации собственной дешевой электроэнергии.


Производственные площади

Изготовление паровых турбин осуществляется на производственной площадке в г. Смоленск, Россия площадью 800 м2. Адрес производства: 214000, Россия, г. Смоленск, ул. 430км пос. Пронино, на территории базы СК Маштехстройоптторг. Производственная база имеет в своем составе участки черновой и чистовой обработки, ремонтно-механический участок, инструментальный участок, термическое и сварочное отделение, участок сборки паровых турбин, турбогенераторов, наладки АСУ. Имеем в наличии склады запасных частей и комплектующих оборудования.

Разработки конструкторского бюро

Особая гордость предприятия – наличие собственного конструкторского бюро. В составе конструкторского бюро работают квалифицированные конструктора и технологи с большим опытом работы в области энергетики. Специалисты ООО «Ютрон – Паровые турбины» (Россия) в кооперации с европейскими производителями работают над конструированием элементов паровых противодавленческих и конденсационных турбин.

Нашей компанией получен патент на собственную разработку - энергосберегающую паровую микротурбину от 500 кВт до 1 000 кВт, в наличии лицензии на паровые турбины до 6 МВт и до 20 МВт.

ООО «Ютрон – паровые турбины» - компания-производитель паровых турбин в России. Основная производственная программа: производство трубопроводов и турбин малой мощности от 500кВт до 20 МВт.

Транскрипт

1 УДК Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В статье рассматриваются основные преимущества зарубежных производителей современных газотурбинных двигателей на российском рынке. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, единичная мощность, зарубежный производитель, парогазовая установка. MAIN FOREIGN PRODUCERS OF MODERN GAS TURBINE ENGINES Hakimullin B.R., Zainullin R.R. In article the main advantages of foreign producers of modern gas turbine engines in the Russian market are considered. Keywords: gas turbine engine, single power, foreign producer, steam-gas unit. В настоящее время единственная область в тепловой энергетике, в которой российские производители сильно отстали от ведущих мировых производителей это газовые турбины большой мощности 200 МВт и выше. Причем зарубежные производители не только освоили производство

2 газовых турбин единичной мощностью 400 МВт, но и успешно опробовали и применяют одновальную компоновку парогазовых установок (ПГУ), когда газовая турбина мощностью 400 МВт и паровая турбина мощностью 200 МВт имеют общий вал (ПГУ-600) . Причем российские производители газовых турбин умеют производить все основные узлы ПГУ паровые турбины, котлы, турбогенераторы, а вот современные газовые турбины пока не получается. Хотя еще в 70-е годы наша страна была лидером в этом направлении, когда впервые в мире были освоены сверхкритические параметры пара. На нашем рынке активно и весьма успешно работают такие крупные и продвинутые концерны как Siemens и General Electric, которые часто побеждают в тендерах на поставку энергетического оборудования. В российской энергосистеме уже существует немало генерирующих объектов (Казанская ТЭЦ-2, планируется ТЭЦ-1, ТЭЦ-3), в той или иной степени укомплектованных основным энергетическим оборудованием производства Siemens, General Electric и др. Правда, их суммарная мощность пока не превышает 15% от общей мощности российской энергосистемы . Количество предприятий, производящих газовые турбины, в нашей стране весьма ограниченно, их не более десяти. Предприятий, производящих наземное оборудование на базе газовых турбин, и того меньше. Среди них ЗАО «Невский завод», ПАО «НПО Сатурн», ОАО «ОДК газовые турбины» и АО «ОДК-Пермские моторы». При этом в основном номинальная вырабатываемая мощность серийной продукции этих предприятий не превышает 25 МВт. Есть несколько введенных в эксплуатацию машин единичной мощностью 110 МВт на базе разработок ПАО «НПО Сатурн», но на сегодняшний день продолжается доводка конструкции горячей части этих промышленных турбин.

3 Компания General Electric (США) является крупнейшим мировым производителем авиационных, наземных и морских газотурбинных двигателей (ГТД). Отделение компании General Electric Aircraft Engines (GE АE) в настоящее время занимается разработкой и производством авиационных ГТД различных типов двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД TF39, CF6-6, CF6-50, CF6-80C2), двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ F101, F110, F404, F414, F120), турбовинтовой двигатель (ТВД) и вертолетных ГТД (СТ7, Т58, Т700). Диапазон тяг и мощностей этих двигателей очень широк: ТРДД от 40 до 512 кн, ТРДДФ от 80 до 190 кн, ТВД и вертолетные ГТД от 900 до 3500 квт. Отделение компании General Electric Energy разрабатывает и производит авиапроизводные стационарные ГТД для энергетического, механического и морского привода в диапазоне мощности от 2 до 510 МВт. Также это отделение осуществляет маркетинг и поставки всех типов наземных и морских ГТД фирмы GE . Промышленные и морские ГТД представлены следующим рядом моделей: ГТД, конвертированные из авиадвигателей LM500, LM1600, LM2000, LM2500, LM2500+, LM5000, LM6000; стационарные ГТД PGT5, PGT10, PGT25, MS5000, MS6000, MS7000, MS9000. Еще одним крупным производителем является компания Siemens (ФРГ). Профилем этой крупной фирмы являются стационарные наземные ГТД для энергетического и механического привода и морского применения в широком диапазоне мощности от 4 до 400 МВт. Основные марки разрабатываемых и выпускаемых ГТД: Typhoon, Tornado, Tempest, Cyclone, GT35, GT10B/С, GTX100, V64.3A, V94.2, V94.2A, V94.3A, W501D5A, W501F, W501G . Среди российских производителей можно выделить ПАО «НПО Сатурн» (г. Рыбинск), которые разрабатывают и производят военные ТРДДФ в классе тяги кн, ТВД и вертолетные ГТД мощностью

4 квт, а также энергетические ГТД в классе мощности МВт. Основные марки ГТД АЛ-31СТ, АЛ-31СТЭ, ГТД-4, ГТД-6, ГТД-8, ГТД- 6,3, ГТД-10, ГТД-110 . Традиционный сегмент рынка российских газовых турбин ориентирован на объекты генерации на нефтегазовых месторождениях и магистральных газопроводах. Газотурбинные электростанции позволяют эффективно утилизировать попутный нефтяной газ, решая не только проблему энергообеспечения, но и рационального использования углеводородных ресурсов. По этой причине турбины большой мощности для создания крупных объектов генерации поставляются в основном зарубежными компаниями. Американский энергетический гигант General Electric и французская Électricité de France (EDF) сообщили, что завершено изготовление одной из крупнейшей и наиболее эффективной в мире газовой турбины 9HA на турбинном заводе в Белфорте во Франции. Мощность первой газовой турбины 9HA составит 575 МВт, пуск из холодного состояния 9HA до номинальной нагрузки происходит менее чем за 30 минут, КПД составляет более чем 61% . В обозримом будущем наиболее распространенным способом использования газовых турбин все же останется их привычное сочетание с паровыми турбинами в составе парогазовых установок. Использованные источники: 1. Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Пути повышения эффективности современных газовых турбин в комбинированном цикле. // Энергетика Татарстана (37). С Гафуров А.М., Осипов Б.М., Титов А.В., Гафуров Н.М. Программная среда для проведения энергоаудита газотурбинных установок. // Энергетика Татарстана (39). С

5 3. Компания General Electric. Турбины. Электронный ресурс / Режим доступа: 4. Газовые турбины «Сименс». Электронный ресурс / Режим доступа: 5. ПАО «НПО Сатурн». Электронный ресурс / Режим доступа: 6. GE изготовила новейшую газовую турбину 9HA. Электронный ресурс / Режим доступа:

  • ОТЧЕТ за работата на Регионална библиотека Христо Ботев - Враца през 2008 г.

УДК 621.438 Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ

Ñóäîâûå ýíåðãåòè åñêèå óñòàíîâêè è ìàøèííî-äâèæèòåëüíûå êîìïëåêñû УДК 621.438 Р. А. Ильин, А. К. Ильин, В. А. Иванов ÝÊÑÅÐÃÅÒÈ ÅÑÊÀß ÝÔÔÔÅÊÒÈÂÍÎÑÒÜ ÎÒÅ ÅÑÒÂÅÍÍÛÕ È ÇÀÐÓÁÅÆÍÛÕ ÃÀÇÎÒÓÐÁÈÍÍÛÕ ÓÑÒÀÍÎÂÎÊ Развитие

УДК 621.433 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК Китенко С. Р. Пермский национальный исследовательский политехнический университет В статье рассматривается распределение компаний

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

УДК 621.165 Гумеров И.Р. магистрант кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВАКУУМА В

УДК 62-176.2 Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

О. Н. Фаворский, В. Л. Полищук ИНЭИ РАН, г. Москва Конец XX века и начало XXI века ознаменовались для мировой энергетики существенным увеличением мощности заказанных и установленных энергетических газовых

АССОЦИАЦИИ «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ» Аналитический отчет В отчете представлена характеристика парка газоперекачивающей техники в ПАО «Газпром»: по видам производственной деятельности, типам привода,

УДК 621.165 Гумеров И.Р. магистрант кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВЛИЯНИЕ НАЧАЛЬНЫХ И КОНЕЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ

УДК 621.165 Кувшинов Н.Е. магистрант 2 курса института теплоэнергетики, кафедры «ЭМС» ФГБОУ ВО «КГЭУ». Россия, г. Казань ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННЫХ ПАРОВЫХ ТУРБИН В статье рассматриваются

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БИНАРНОГО ЦИКЛА В СОСТАВЕ КОНДЕНСАЦИОННОЙ

УДК 62-176.2 Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

УДК 628.517 Хакимуллин Б.Р. студент кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ШУМОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

Предисловие...8 Основные условные обозначения 9 Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА АВИАЦИОННЫХ ГТД....15 1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

АО «ОДК Газовые турбины» для топливноэнергетического комплекса республики Беларусь ОДК-Газовые Турбины сегодня АО «ОДК Газовые турбины» является головной компанией АО «Объединенная Двигателестроительная

УДК 62-176.2 Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ. НАДЕЖНОСТЬ. ЭКОЛОГИЧНОСТЬ НОВАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА МОЩНОСТЬЮ 16 МВТ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ С 2016 ГОДА Т16 НОВЫЙ СТАНДАРТ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН КЛАССА 16 МВт Т16 ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ

LXV НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ГАЗОВЫХ ТУРБИН САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НЕВСКИЙ ЗАВОД, 18-19 СЕНТЯБРЯ 2018 Г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ТЭЦ РОССИИ НА БАЗЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЛИППОВ С.П., ДИЛЬМАН

УДК 620.91 Хакимуллин Б.Р. студент кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гумеров И.Р. магистрант кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

УДК 62-176.2 Гафуров Н.М. студент 4 курс, факультет «Энергонасыщенных материалов и изделий» ФГБОУ ВО «КНИТУ» Зайнуллин Р.Р. к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры ПЭС ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

Газопоршневые двигатели MAN как источник энергии для меняющегося рынка энергетики в сравнении с газовыми турбинами MAN Gas Engines as Prime Mover for Changing Energy Markets in Comparison with Gas Turbines

УДК 621.438 КОНФИГУРАЦИИ ГАЗОВЫХ ТУРБИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТЕПЛООБМЕННИКОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ЦИКЛОВ Филиппов Н.С. Уфимский государственный авиационный технический университет E-mail: [email protected]

УДК 621.438 Исаков Б.В., Романов В.В., Раимов Р.И., Филоненко А.А., Государственное предприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект", г. Николаев Новая газотурбинная установка

Экологичные решения на базе турбин Сименс. Локализованные проекты и новые перспективы. 29 Ноября, 2017 siemens.com/gasturbines 50Гц Газовые турбины Siemens: Подходящий двигатель для любого применения Газовые

В. Д. Буров, А. А. Дудолин, А. В. Евланов Московский энергетический институт (ТУ), г. Москва В 2005 г. фирма GENERAL ELECTRIC (GE) ввела в промышленную эксплуатацию первую современную газовую турбину LMS100

Портал промышленной кооперации Пермского края АО "ОДК-АВИАДВИГАТЕЛЬ" Тип компании Отрасль Адрес Крупные Машиностроение 614990, Россия, г.пермь, ГСП, Комсомольский пр., 93 Телефон График работы Официальный

УДК 620.91 Хакимуллин Б.Р. студент кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гумеров И.Р. магистрант кафедры ПТЭ, института теплоэнергетики Гафуров А.М. Инженер I категории УНИР ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

135-1 13-15 декабря 2017 г. УДК 621.165 С.А. КАЧАН, к.т.н., доцент (БНТУ) А.С. ТАРАНЧУК, студентка (БНТУ) г. Минск ОПЫТ GENERAL ELECTRIC В РАЗРАБОТКЕ ПАРОВЫХ ТУРБИН ДЛЯ ПГУ GE Power Systems является одним

Корпоративная презентация Москва, 2017г. ГРУППА «ИНТЕР РАО» ГЕНЕРАЦИЯ СБЫТ ТРЕЙДИНГ ИНЖИНИРИНГ ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ 40 ТЭЦ (в т.ч. 6 мини-тэц), 12 ГЭС (в т.ч. 7 малых ГЭС), 2 ветропарка Установленная мощность

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ГАЗОТУРБИННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУДОВ, МОРСКИХ ПЛАТФОРМ, ПРИБРЕЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И СПГпроектов Доклад директора по программам региональной энергетики АО «ОДК-ГТ» Сергея Эдуардовича Короткевича

Создание корабельных газотурбинных двигателей М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, М90ФР Конкурсная работа ПАО «ОДК-Сатурн» в номинации: «За успех в развитии диверсификации производства в условиях импортозамещения» 30.03.2018

Газовые Турбины Нигматулин Т.Р. Москва 17.06.2010 1 1 1500 Леонардо да Винчи нарисовал схему гриля, который использует принцип газовой турбины 1903 Норвежец Аегидиус Еллинг (Aegidius Elling) создал первую

УДК 621.438: 436 В.Т. МАТВЕЕНКО, д-р техн. наук Севастопольский национальный технический университет ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГЕНЕРАЦИОННЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК ДЛЯ КОММУНАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Корпоративная презентация Москва, 2016г. ОТ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕИ К ГЕНЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ Группа «Интер РАО» Группа «ИНТЕР РАО» ГЕНЕРАЦИЯ СБЫТ ТРЕЙДИНГ ИНЖИНИРИНГ ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ 40 ТЭЦ (в т.ч. 6 мини-тэц), 12

УДК 621.4 Парогазовая установка с регенеративным подогревом питательной воды А.Е Зарянкин 1, А.Н. Рогалев 1, Е.Ю. Григорьев 2, А.С. Магер 1 1 Национальный исследовательский университет МЭИ, г. Москва,

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ МИНИ-ТЭЦ Мусин Р.И. 1, Юрик Е.А. 2 магистрант 1, к.т.н., доцент 2 кафедра тепловых двигателей и теплофизики, Калужский филиал Московского государственного технического университета

УДК 621.311 С.В. УСОВ, аспирант (СамГТУ) А.А. КУДИНОВ, д.т.н., профессор (СамГТУ) г. Самара ФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТАНДЕР-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ В ТЕПЛОВОЙ СХЕМЕ ПГУ-200 СЫЗРАНСКОЙ ТЦ Сызранская ТЦ

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ WÄRTSILÄ 21.10.2016 - Wärtsilä Finland Oy Игорь Петрик 1 Wärtsilä 18.10.2016 Wärtsilä Energy Solutions introduction for Kazakhstan / Andrej Borgmästars Коротко о концерне Wärtsilä Технологии

Теория турбомашин Томский политехнический университет Ромашова Ольга Юрьевна Календарный план изучения дисциплины «Теория турбомашин» студентами гр. 5В5Б Направление ООП: 13.03.03 Энергетическое машиностроение

УДК 621.438 АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНФИГУРАЦИИ ГАЗОВЫХ ТУРБИН БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТЕПЛООБМЕННИКОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ЦИКЛОВ Ишмаев Ю.А. Уфимский государственный авиационный технический университет E-mail: [email protected]

Ãàçîòóðáèííûå ýëåêòðîñòàíöèè íà áàçå ãàçîâûõ òóðáèí ìîùíîñòüþ 22 ÌÂò Êîìïëåêñíûå ïîñòàâêè ýíåðãåòè åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ Ãàçîòóðáèííûå ýëåêòðîñòàíöèè íà áàçå ãàçîâûõ òóðáèí ìîùíîñòüþ 22 ÌÂò Газотурбинные

Модернизация филиала ОАО «ТГК-16» - «Казанская ТЭЦ-3» на базе ГТУ GE 9HA.01 Докладчик: Хамидуллин Тимур Ильдусович Начальник участка ГТУ Филиал ОАО «ТГК-16» «Казанская ТЭЦ-3» 2 Филиал ОАО «ТГК-16» «Казанская

14-я Международная Выставка «Нефть и газ» / MIOGE 2017 Новые российские технологии. Оборудование «РЭП Холдинга» для проектов СПГ Москва 28.06. 2017 1 АО «РЭП Холдинг» АО «РЭП Холдинг» ведущий российский

УДК 621.438(477) Сташок А.Н., Государственное предприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект», г. Николаев Состояние и перспективы развития украинского газотурбостроения

УДК 621.438 Мухарамов А.Ф., студент УГАТУ, г. Уфа, Бикбулатов А.М., к.т.н., УГАТУ, г. Уфа. Mukharamov A.F., student USATU, Ufa, Bikbulatov A.M, Candidate of Engineering Sciences, USATU, Ufa. ИССЛЕДОВАНИЕ

Дирекция по проектированию объектов генерации Наиболее значимые объекты текущего времени 2016 www.iceu.ru 1 Среднеуральская ГРЭС. Блок ПГУ-410 Монтаж дымовой трубы (декабрь 2009) Площадка существующей

УДК 621.438 Х 20 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СУДОВОГО ТИПА С КАМЕРОЙ ДОЖИГАНИЯ В.И. Харченко, канд. техн. наук, доц. 1 А.А. Филоненко, канд. техн. наук, зам. директора 2 О.С. Кучеренко, ведущий

НПО Сатурн: Использование суперкомпьютеров при проектировании авиационных двигателей. Зеленков Ю.А. Директор по ИТ, к.ф.-м. н. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Двигатели для гражданской авиации Двигатели

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Д. Д. Сулимов ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь В России свыше 70 % оборудования ТЭС выработало срок эксплуатации и устарело. Необходима массовая его замена с внедрением новых технологий производства электроэнергии

УДК (77) РОМАНОВ В.В., директор по энерг. программам, ГП НПКГ Зоря Машпроект, г. Николаев, Украина ФИЛОНЕНКО А.А., начальник отдела ЦНИОКР Машпроект, ГП НПКГ Зоря Машпроект, г. Николаев, Украина

УДК621.438.081.12 ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ STIG НА БАЗЕ ТЕПЛОВОЙ ДИАГРАММЫ РАБОЧЕГО ТЕЛА СЛОЖНОГО СОСТАВА А. С. Даниленко, студент, А.Э. Пожарицкий,

Импортозамещение: основные вызовы и задачи в электроэнергетике России. Опыт Группы «Интер РАО» 28 апреля 2015 года 1 Причины Сложившаяся ситуация Причины и последствия зависимости от импортных технологий

Технопромэкспорт инжиниринговые услуги в области строительства энергетических объектов Основан в 1955 году. За 57 лет существования реализовал более 400 энергопроектов в 50 странах мира суммарной установленной

Тимофеев Г.В. Общая характеристика Затонской ТЭЦ как новейшей тепловой электростанции в республике Башкортостан // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 5 (май).

УДК 62-176.2 Потапов А.А. к.ф.-м.н., доцент кафедры ПЭС Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИИ РАСХОДА УСЛОВНОГО ТОПЛИВА НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ СТАНЦИИ

Газотурбинные агрегаты АО «ОДК-Газовые турбины» на основе отечественных морских ГТД для энергообеспечения шельфовых объектов Доклад заместителя управляющего директора по коммерческим вопросам АО «ОДК Газовые

CОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ Наименование Год запуска 2010 Создание перспективного авиационного двигателя ПД-14 для гражданской авиации ОАО "Авиадвигатель", АО «ОДК-Пермские моторы» Цель: создание двигателя нового

УДК 62-1 ПРИМЕНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК В ЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ Китенко С.Р., Беклемышев П.О. Пермский национальный исследовательский политехнический университет E-mail: [email protected], [email protected]

УДК 629.5.01 Романов В.В., Раимов Р.И., Черный Г.В. НОВЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ МОЩНОСТЬЮ 45 И 60 МВт РАЗРАБОТКИ ГП НПКГ "ЗОРЯ"-"МАШПРОЕКТ" И ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА ИХ ОСНОВЕ В

GE Power & Water Решения 20 100 МВт для модернизации генерирующих мощностей в России Владимир Ширяев Виктор Носков Москва, Россия Октябрь 2013 Russia powerмосква, Россия Март 2014 2014 General Electric

КОМПРЕССОРЫ И.В. Чернов, ООО «ЭНЕРГАЗ» Компания «ЭНЕРГАЗ»: семилетие качества и надежности 24 сентября 2014 г. исполнилось семь лет компании «ЭНЕРГАЗ». Много это или мало? Знающие люди подмечают: один

Компания «Турбомоторс» при формировании ассортимента отдает предпочтение продукции известных марок. Это, среди прочего, широкий выбор турбин , MHI , , Schwitzer , , IHI и других брендов, заслуживших репутацию надежных, высокоэффективных систем впрыска. Предлагаем ознакомиться с информацией о данных производителях.

Является одним из наиболее крупных игроков на рынке современных автомобильных технологий. Она занимается выпуском систем турбонаддува для таких автогигантов, как General Motors , Volkswagen , Hyundai и Peugeot . Объем продукции, выпускаемой компанией за год, составляет приблизительно 9 миллионов турбин Garrett. 1955 год стал для предприятия знаменательным. Именно тогда была выпущена самая первая, легендарная турбина Garrett Т15. Она была установлена на трактор Caterpillar D9. Эффективность работы нового устройства была на очень высоком уровне, поэтому в 1961 году компания осуществила выход на рынок легковых автомобилей, для чего была сконструирована специальная турбина Garrett Т05.

Впервые установлена она была на автомобиль Oldsmobile Jetfire. Новинка пришлась по вкусу многим владельцам самых разных типов автомашин, так что успех ей был обеспечен. В 21 веке для все большего количества автомобилей турбокомпрессор Garrett становится нормой. В настоящее время в Европе число автомобилей с дизельными или бензиновыми двигателями, снабженными турбокомпрессором, составляет приблизительно половину от общего числа. Компания Garrett также не стоит на месте. Проектируются все более совершенные системы, а хорошие новаторские идеи реализуются на практике.

Гибкая политика управления позволила компании одной из первых выйти на рынок с принципиально новым турбокомпрессором Garrett - VNT, (турбина с изменяемой геометрией). Суть этого изобретения состоит в том, что оно позволяет устройству работать эффективно на всех скоростях - от низких до самых высоких. В последнее время специалисты предприятия разработали двухступенчатый турбонаддув, а также принципиально новые турбокомпрессоры Garrett с электроприводом. Она получила название "e-turbo".

Если Вы являетесь обладателем двигателя с установленной турбиной , наша компания готова предоставить Вам все необходимые услуги по ремонту и профилактике двигателя. Обращаясь к нам, Вы получаете грамотный, квалифицированный ремонт Вашей техники. Мы занимаемся ремонтом любых видов турбонагнетателей, в том числе ремонтируем турбины Garrett последних поколений. Для того, чтобы детальнее ознакомиться с видами ремонтных услуг, предоставляемых нашей компанией, посетите соответствующий раздел сайта.

Компания MHI (или Mitsubishi Heavy Industries) известна практически всем автолюбителям. Многие знакомы с ней благодаря ее отличной продукции, традиционно отличающейся высоким уровнем качества. История компании MHI началась в 1884 году, когда японец Ятаро Ивасаки приобрел в кредит верфь Нагасаки. Отсюда он начал развивать свой судостроительный бизнес. В последующие годы спектр продукции, выпускаемой компанией, значительно расширялся, в результате чего накануне Второй мировой войны MHI смогла стать наиболее крупной частной компанией в Японии, которая занималась производством не только кораблей, но и рельсового транспорта, машинного оборудования, а также самолетов.

После того, как Вторая мировая закончилась, в Японии был принят закон, который предназначался для предотвращения чрезмерно высокой концентрации экономических мощностей. В результате этого MHI в 1950 году была разделена на части. Самыми весомыми стали Central Japan Heavy-Industries, West Japan Heavy-Industries и East Japan Heavy-Industries. Помимо этих достаточно крупных промышленных объединений образовалось множество мелких компаний. В 1964 году наиболее крупные предприятия снова смогли объединиться, в результате чего Mitsubishi Heavy Industries возродилась. Тем не менее, в настоящее время не все "обломки" довоенного холдинга Mitsubishi смогли вновь объединиться.

Однако множество мелких компаний и производств смогли образовать своего рода экономический союз под названием Mitsubishi Group. Символ компании MHI - три ромба в форме трилистника. Эту эмблему придумал ее основатель Ятаро Ивасаки, взяв за основу свой семейный герб. Три ромба символизируют три основных принципа компании: честность, лояльное отношение к международному сотрудничеству, а также ответственность перед обществом. Mitsubishi буквально переводится как "три алмаза".

Если Вы обратили внимание на фирму MHI и желаете выбрать себе турбокомпрессор этой марки, Вы попали на нужный сайт. В нашем каталоге можно найти практически все модели этой марки, выпускаемые на сегодняшний день. Если же Вам необходим ремонт турбины MHI, мы также готовы прийти к вам на помощь. Наши мастера смогут быстро и эффективно устранить любые проблемы, связанные с двигателем автомобиля. Кроме того, мы занимаемся установкой новых турбин на двигатели. Обращайтесь к нам, и Вы убедитесь, что ремонт турбин в исполнении наших специалистов, это не только гарантированное качество и оперативная работа, но и значительная экономия денег.

Продукция завода – турбины, пользующиеся завидной популярностью по всему миру. Предприятие специализируется на проектировании и производстве турбокомпрессоров для дизельных двигателей. История компании началась в послевоенное время. В 1948 году англичане Louis Croset и W.C. Holmes решили основать собственное предприятие. Производство было открыто в городе Huddersfield. В 1952 Holmes основывает компанию Holset, название которой было получено путем слияния двух фамилий - Holmes и Croset. Новая компания успешно заняла свою нишу на рынке автомобильных турбокомпрессоров и успешно занималась их производством и реализацией, пока в 1967 году на производстве не случился пожар.

Из-за пожара сильно пострадали все производственные и административные помещения. Однако у владельцев компании хватило средств пережить кризис - заводы были восстановлены в кратчайшие сроки, и работа была продолжена. Производство успешно развивалось, поэтому в 1973 году на Holset обратили внимание такие инвесторы, как Cummins Engine Company Inc и Hanson Trust. Приток инвестиций дал новые силы компании, которая обратила пристальное внимание на внедрение новых систем проектирования. В результате в 1973 году в Holset начали использовать систему автоматизированного проектирования CAD. Результатом этого явилось то, что в 1998 году компания самой первой в мире начала производство VGT (или Variable Geometry Turbine), то есть турбины Holset с изменяемой геометрией.

Благодаря изменяемой геометрии турбины варьируется и ее скорость, что позволяет избежать так называемой "турбоямы" - явления, при котором турбина начинает эффективно работать только на высоких скоростях. Впоследствии это новшество активно использовалось в продукции других компаний по производству турбокомпрессоров. Тем не менее, у турбин с изменяемой геометрией есть существенный недостаток - они сложны в изготовлении и ремонте. В настоящее время не всякая мастерская возьмется за ремонт турбокомпрессоров такого типа. Однако наша компания с удовольствием возьмет на себя все заботы по ремонту Вашего двигателя. Мы ремонтируем турбины любой конструкции, поскольку обладаем целым штатом профессиональных мастеров. Ремонт турбины в нашей компании не займет много времени, а грамотная ценовая политика не позволит Вам потратить слишком много денег!

В состав немецкой компании BorgWarner Turbo Systems входят известные торговые марки KKK (3K) и Schwitzer , которые являются мировыми лидерами по производству турбокомпрессоров мощностью от 20 до 1200 кв. Турбокомпрессоры BorgWarner Turbo Systems широко применяются на дизельных и бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей, стационарных моторах, двигателях дорожной, корабельной и другой спец. техники.

Компании Schwitzer и KKK выпускают турбины на авто таких марок как Mercedes-Benz, Audi, BMW, Volvo, Scania, Volkswagen, Man, Deutz, Ford и многих других. Сегодня большой опыт, и самые совершенные конструкторские центры позволяют компаниям Schwitzer и KKK поддерживать высокий уровень качества, которому доверяют все ведущие мировые производители автомобилей.

Японская компания, производящая корабли, авиационные двигатели, турбокомпрессоры для автомобилей, промышленные машины, котлы для электростанций и другое оборудование. Образована в 1853 году, но только в 1945 г. получила название Ishikawajima Heavy Industries Co., Ltd., объеденив под собой множество компаний.

Самая известная турбина компании IHI - турбонаддув на двигатель RA166E, созданный компанией Honda в 1986 г. Это был самый мощный силовой агрегат за всю историю Формулы 1.

Сейчас компания IHI Corporation известна автолюбителям, как производитель надежных Японских турбокомпрессоров.

error: