Судно тылового обеспечения проекта 23120. «Всеволод Бобров» выведен из эллинга на открытый стапель

Объединенная судостроительная корпорация планирует, что заказчик получит головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" до конца текущего года. Об этом в понедельник, 25 декабря, сообщил FlotProm директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский.

Ранее источник в отрасли, знакомый с ситуацией, FlotProm об успешном завершении госиспытаний "Эльбруса". Судно вернулось в порт приписки Мурманск и ожидает подписания приемного акта. По данным источника, документ подготовят к пятнице, 29 декабря.


В пресс-службе "Северной верфи", завода-изготовителя судна, затруднились назвать сроки сдачи "Эльбруса" ВМФ.

По состоянию на 17:00 понедельника, 25 декабря, в пресс-службе Северного региона (Североморск) также не смогли ответить на вопрос корреспондента FlotProm о дате подписания приемо-сдаточного акта или церемонии подъема флага на судне.

Как рассказал FlotProm 21 декабря директор спроектировавшего "Эльбрус" конструкторского бюро "Спецсудопроект" Антон Соболевский, КБ уже оформило всю документацию. Он добавил, что конструкторы вовремя предоставляют верфи те или иные документы. "Насколько я знаю, (к передаче судна флоту – ред.) все почти готово", – сказал Соболевский.
Головное судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" заложили на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года, спустили на воду 26 июня 2015 года. Судно планировали передать флоту в 2016 году. Завод задержал постройку из-за корректировки проекта, связанной с необходимостью провести импортозамещение оборудования. Полностью завершить программу госиспытаний "Северная верфь" планировала в октябре.

Передачу флоту первого серийного судна проекта 23120 "Всеволод Бобров" запланировали на 2018 год. Постройку второго серийного судна "Капитан Шевченко" заморозили.

Суда проекта 23120 предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. При длине около 95 метров и ширине в 22 метра суда имеют водоизмещение 9,5 тысячи тонн. Осадка – 9 метров. Дальность плавания – до 5 тысяч миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек.

Среди новшеств проекта – система динамического позиционирования, позволяющая удерживать судно в заданной точке в любых погодных условиях, два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн, грузовая палуба площадью более 700 кв. метров.

Корпус судна с ледовым классом Arc4 позволяет ему ходить в арктических широтах, преодолевая лед толщиной до 0,6 метра.

Как сообщают, 8 сентября 2016 года начались заводские ходовые испытания в Балтийском море головного построенного для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге морского буксира "Эльбрус" (заводской номер 880) проекта 23120 (шифр "Лонгвиник") .

Головной построенный для ВМФ России на ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" морской буксир
"Эльбрус" проекта 23120 возвращается с первого выхода на заводские ходовые ис пытания. Санкт-Петербург, 14.09.2016 (с) RussianArms

"Эльбрус" стал головным судном, построенным в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники (Рособоронпоставка). По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе - к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье - к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее.

Церемония закладки "Эльбруса" на "Северной верфи" 14 ноября 2012 года в день столетнего юбилея "Северной верфи". Летом 2013 года приказом Главнокомандующего ВМФ России суда проекта 23120 были переклассифицированы в морские буксиры (по неофициальным сведениям, это было сделано с целью сокращения штатного расписания судов). В результате суда проекта 23120 стали самыми крупными буксирами в истории отечественного ВМФ. 19 декабря 2013 года состоялась для ВМФ России "Северной верфи" второй единицы проекта 23120, именовавшейся уже морским буксиром МБ-75 (в феврале 2015 года переименован во "Всеволод Бобров"; заводской номер 881). 24 июля 2014 года состоялась третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения.

"Эльбрус" был из цеха "Северной верфи" 18 мая 2015 года и спущен на воду 26 июня 2015 года. Однако достройка судна на плаву растянулась более чем на год, что, как сообщали, связано с непоставкой части западного оборудования ввиду санкций. В результате головное судно проекта 23120 будет, видимо, сдано с опозданием на два года по отношению к контрактным срокам.

Суда проекта 23120 спроектированы санкт-петербургским ЗАО "Спецсудопроект" под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

Полное водоизмещение судна проекта 23120 при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Длина составляет 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов по шкале Бофорта, при суммарной мощности главных дизель-генераторов 15 000 кВт составляет не менее 18 уз. Предусмотрено размещение экипажа из 27 чел.

Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в АО «ОСК») в течение семи дней проведет первый этап заводских ходовых испытаний головного судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус».

Вся программа заводских ходовых испытаний (ЗХИ) разбита на три этапа. Во время первого, семидневного, этапа в условиях реального морского перехода сдаточная команда из примерно сотни специалистов испытает все оборудование и системы, проверит на разных режимах эксплуатации главную энергетическую установку.

После возвращения судна к достроечной набережной судостроители завершат швартовые испытания, устранят выявленные замечания. Далее судно выйдет на второй, основной этап ЗХИ, совмещенных с государственными испытаниями. Он рассчитан на 14 дней. За это время будут проверены и предъявлены заказчику и Российскому морскому регистру судоходства все оборудование и системы в объеме программ и методик ходовых испытаний.

По завершению второго этапа судостроители проведут ревизию оборудования и систем, подготовят судно к буксировке до места базирования, где судно будет передано заказчику и пройдет церемония подъема флага. Судостроители планируют передать судно Министерству обороны до конца 2016 года.

«Эльбрус» имеет значительные технические преимущества перед другими судами тылового обеспечения, поскольку в основу его проекта закладывался принцип универсальности – возможности выполнения широкого спектра задач.

Общая мощность главных дизель–генераторов (17,8 тыс. кВт) позволит ему перевозить 4,5 тыс. тонн полезного груза или до 40 морских контейнеров по чистой воде со скоростью не менее 18 узлов, а ледовый класс (ARC4) — ходить в арктических широтах, преодолевая толщину льда в 0,6 м со скоростью 2-х узлов. Кроме того, за счет мощной энергетической установки судно может следовать в строю кораблей, выполняющих боевую задачу.

«Эльбрус» обладает повышенной маневренностью благодаря носовым подруливающим устройствам, это позволит ему доставлять грузы на корабли в открытом море. Высокую производительность погрузо-разгрузочных работ на его борту обеспечат электрогидравлические краны грузоподъемностью 50 тонн. На действующих судах кранов с такой большой грузоподъемностью достаточно мало. Маневренность и оснащенность современными мощными кранами делают судно проекта 23120 отличным помощником при обслуживании буровых платформ. На судне предусмотрена возможность приема и передачи грузов с вертолета.

«Эльбрус» способен не только транспортировать и перегружать сухие грузы, он обладает функциями буксира. Для буксирного обеспечения на палубе установлены основная и вспомогательная буксирные лебедки с тяговым усилием соответственно 120 и 25 тонн. Данное оборудование в сочетании с мощной энергетической установкой позволяет при необходимости буксировать даже авианосец.

Еще одно назначение судна — помощь терпящим бедствие кораблям и судам. С этой целью на нем предусмотрены барокамера для проведения декомпрессии и общей барогенотерапии и спасательная эвакуационная система, а также помещения для временного размещения 16 человек.

«Эльбрус» готов выполнять и исследовательские задачи. Например, для картографирования рельефа дна и поиска затонувших объектов он оснащен многолучевым эхолотом.

«Эльбрус» соответствует классу автоматизации А1, который означает, что судно может обслуживаться минимальным количеством личного состава. К услугам экипажа — комфортные каюты, современный хозяйственный блок, спортзал, сауна с бассейном.

В ходе строительства «Эльбруса» было успешно проведено импортозамещение части оборудования. Например, вместо импортного силового кабеля применили отечественный аналог, зарубежная система тонко-распыленной воды заменена на российскую, равно как и вместо гидроакустической антенны европейского производства применена сделанная в России.

«Эльбрус», головное судно тылового обеспечения проекта 23120, заложен в 2012 году. Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект».

Основные характеристики судна:
длина — 95 м;
ширина — 22 м;
осадка — 9 м;
скорость – 18 узлов
водоизмещение – 9 500 т;
дальность плавания — 5 000 морских миль;
автономность — около 60 суток;
экипаж — 27 человек.

http://www.korabel.ru/news/comments/severnaya_verf_nachala_zavodskie_hodovye_ispytaniya_sudna_tylovogo_obespecheniya_elbrus.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • Выборгский судостроительный завод обеспечен заказами…
  • Успешно завершился 1-й этап заводских ходовых…
  • «Северная верфь» спустила на воду судно…
  • На Каспийской флотилии начались ходовые испытания…

14 сентября 2016 года, после непродолжительного нахождения в полигонах Финского залива, головное судно проекта 23120 «Эльбрус» вернулось к достроечной набережной ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Выйдя в море поздним вечером 7 сентября, судно выполнило задачи первого этапа ходовых испытаний, в ходе которого проверялись в работе главные механизмы судна, ходовые и маневренные элементы, системы связи и навигации.


По какой-то причине две последних буквы названия и порта приписки оказались закрашены.

Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро ЗАО «Спецсудопроект» под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и относятся к классу Российского морского регистра судоходства КМ Arc4 АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel с ледовым классом ARC4. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи терпящим бедствие.

Полное водоизмещение судна при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Главные размерения: длина - 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов составляет не менее 18 уз. Мощность главных дизель–генераторов 15 000 кВт, в качестве движителя использованы поворотные колонки типа «Азипод». Автономность по запасам составляет 60 суток и дальность плавания 5000 миль. Предусмотрено размещение экипажа из 27 человек экипажа, но во время транспортных или спасательных операций помещения судна позволяют разместить до 43 человек. Предусмотрено крепление на палубе стандартных морских контейнеров: 40 двадцатифутовых или 20 сорокафутовых.

Контракт на строительство серии из трех судов стоимостью 11,715 млрд. рублей был подписан Министерством обороны России 29 июня 2012 года. В соответствии с ним первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года для Северного флота, второе – к 25 ноября 2015 года для Черноморского флота, третье – к 25 ноября 2016 года для Тихоокеанского флота, однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на более поздние сроки.

Экипаж судна тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" жалуется на бортовой рабочий катер и шлюпки, рассказал журналисту Mil.Press FLOT источник на Северном флоте.

"Эти бортовые суда не совсем нас устраивают, – отметил он. – Порт приписки "Эльбруса" – Мурманск, мы работаем на Севере, а тут шлюпки открытого типа. Катера в целом достойные, норвежского производства, однако в условиях Арктики, особенно в зимний период, работать на них непросто".


Представители проектанта судна – КБ "Спецсудопроект" – не смогли оперативно ответить на вопрос корреспондента издания, кто и по какому принципу принял решение об оснащении судна иностранными шлюпками. Один из специалистов "Северной верфи", где построили "Эльбрус", адресовал этот вопрос заказчику.

Информированный флотский источник сообщил Mil.Press FlotProm, что на судне используют шлюпки и спускоподъемные устройства норвежской компании Harding. Сейчас предприятие входит в Palfinger Group.

Запросы ряда российских заказчиков на оснащение теми или иными катерами иногда не поддаются логике. Об этом изданию рассказал гендиректор композитной верфи Kompan Marine и конструктор судов малого флота Александр Тараненко. По его словам, та или иная конструкция лодки, будь она открытого типа или закрытого, – не хороша и не плоха. Например, норвежские спасатели используют открытые лодки для работы в акваториях, в том числе удаленных. По их словам, они тепло одеваются, а "открытая" конструкция катера удобнее для работы.
Он добавил, что Норвегия обладает большим опытом разработки и производства спасательных шлюпок и рабочих катеров, в том числе открытого типа. Такие суда малого флота, в том числе бортовые, используют по всему миру.

"Есть бортовые шлюпки, которые используются как разъездные. Есть одноразовые спасательные шлюпки. Тихим ходом последние могут пройти 100-200 миль. Как правило, они герметичны и предназначены для свободного сброса. В данном случае "закрытая" конструкция безальтернативна, в других – все зависит от потребностей", – резюмировал Тараненко.

Справка Mil.Press FlotProm

" " – универсальное судно проекта 23120 разработки КБ "Спецсудопроект". Предназначено для перевозки грузов, буксировки, проведения гидрографических исследований, оказания помощи кораблям и судам, терпящим бедствие. Крановое оборудование (два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн) и система динамического позиционирования позволяют "Эльбрусу" выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и в открытом море.

Кроме того, "Эльбрус" оснащен водолазным комплексом с барокамерой для глубоководных водолазных погружений.

При длине около 95 м и ширине в 22 м суда имеют водоизмещение 9,5 тысячи тонн. Осадка – 9 м. Дальность плавания – до 5 тысяч миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек. Корпус судна с ледовым классом Arc4 позволяет ему ходить в арктических широтах, преодолевая лед толщиной до 0,6 м.

Сейчас "Северная верфь" продолжает постройку еще одного судна проекта 23120 – "Всеволод Бобров".

В пресс-службе "Северной верфи" прокомментировали жалобу моряков: "Наш завод – исполнитель по контракту. Мы строим и комплектуем корабль в соответствии с техническим заданием заказчика".

error: