Береговой ракетный комплекс «Сопка. Сопка (береговой ракетный комплекс) Береговой комплекс сопка

November 19th, 2016

Дивизион шахтного берегового ракетного комплекса "Утес" восстановлен в Крыму.

"Предполагается, что возрожденный комплекс проведет несколько пусков ракет с тем, чтобы доказать его жизнеспособность. В дальнейшем на его базе предполагается развернуть ракетный комплекс "Бастион" шахтного базирования", - сказал собеседник агентства.

Давайте вспомним историю этого ракетного комплекса.


Для защиты южных морских рубежей и Севастополя с моря в разгар "холодной войны" в 1954 году высоко в горах у Балаклавы начал создаваться первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования "Сопка" с радиусом действия в акватории Черного моря до 100 км.

Строительство "Объекта 100" (такой код получила секретная стройка) осуществлялось 95-м специализированным управлением подземных работ ЧФ. Объект состоял из двух одинаковых подземных комплексов и стартовых площадок, удаленных друг от друга на 6 км. Военными строителями руководил главный инженер строительного управления ЧФ полковник А. Геловани - будущий заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. Начальником строительства площадки № 1 был капитан А. Кузнецов, площадки № 2 - инженер А. Клюев. Монтажными операциями от предприятия "Эра" руководил инженер Ф. Карака. На каждом объекте строительства было занято до 1000 человек.

На строительных площадках возводились из жаропрочного бетона стартовые позиции и защищенные от атомного оружия подземные сооружения, в которых размещались КП, хранилища ракет и цеха для подготовки и заправки топливом. Ракеты в сооружениях находились на специальных технологических телегах со сложенными крыльями и перемещались до стартовых позиций специальными механизмами. Подземный комплекс имел полное инженерное обеспечение, дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, запасы горючего, воды и продовольствия, обеспечивающие жизнедеятельность обьекта при полной его герметизации после атомного удара. У оголовков рядом со стартовыми позициями размещались защищенные железобетонные бункера для укрытия снятых со старта ракет.

Система наведения и управления стрельбой комплекса "Сопка" включала в себя РЛС обнаружения "Мыс", центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения "Бурун". Радиолокационные станции "Мыс" и "Бурун" в 1955 году прошли государственные испытания. Радиолокационная станция "Мыс" предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных цели в центральный пост и размещалась на высоте более 550 метров мыса Айя.

В конце 1956 года практически было завершено строительство "Объекта 100", личный состав прошел спецподготовку. Был сформирован отдельный береговой ракетный полк, который 23 февраля 1957 года был включен в состав сил боевого ядра флота. Первым командиром полка был подполковник Г. Сидоренко (позже генерал-майор, начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ). По плану испытаний полком было выполнено несколько ракетных стрельб. Самая первая из них была проведена 5 июня 1957 года в присутствии командующего ЧФ адмирала В. А. Касатонова. Пуск производили со второй батареи (командир лейтенант В. Карсаков). Успешный результат возвестил о появлении в Военно-Морском Флоте СССР нового рода сил - береговых ракетных частей.

25 июля 1957 года государственная комиссия приняла "Объект 100". А в начале 1959 г. полку впервые был вручен переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 30 июля 1960 года полк получил свое постоянное наименование - 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). За время эксплуатации БРК "Скала" с 1957-го по 1965 год полком было произведено более 25 практических пусков ракет.

16 июля 1961 года вышло постановление Совета Министров о перевооружении береговых стационарных комплексов «Утес» с ракет «Сопка» на ракеты П-35Б. Переоборудование стационарных «объектов 100» и «101» с комплексов «Стрела» на вновь создаваемый комплекс «Утес» было определено этим постановлением. Стационарный береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс «Утес» был разработан на базе противокорабельной ракеты П-35 и подвижного берегового комплекса «Редут» в ОКБ-52 (ЦКБМ) под руководством В.М. Челомея. Комплекс «Утес» принят на вооружение Постановлением СМ от 28 апреля 1973 года. Комплексом «Утес» перевооружались части, ранее оснащенные комплексом «Сопка».

В состав комплекса входили: МРСЦ-1 (»Успех-У»), РЛС «Мыс» с системой опознавания «Пароль», система управления, пусковые установки, ракеты П-35, комплекс наземного оборудования. Система управления «Утес» создана в НИИ-303, маршевый турбореактивный двигатель ракеты разработан в ОКБ-300. На мысе Айа первым в 1964 г. на переоборудование встал второй дивизион 362-го ОБРП. Основные технические решения по комплексу «Утес» существенно отличались от ранее реализованных для комплекса «Стрела», пусковые установки которого выдвигались в горизонтальном направлении из скальных штолен. Для «Утеса» были приняты поворотные двух- контейнерные установки массой более 30 т, которые размещались в шахтах глубиной 20 м, а перед пуском поднимались на высоту 6 м над поверхностью. Непосредственно перед стартом контейнеры с ракетами выводились на угол 15°. Все основные объекты комплексов размещались в заглубленных в скальный грунт железобетонных сооружениях. В них в процессе предстартовой подготовки проверялись и заправлялись ракеты. В процессе гонки двигателя непосредственно перед стартом непосредственно на пусковой установке (как и в корабельной СМ-70) проводилась дозаправка ракеты топливом, что увеличивало дальность стрельбы.


16 сентября 1964 года в расположение полка прибыла первая партия военных строителей специального отряда ЧФ. Подземные сооружения, которыми располагал полк, подлежали реконструкции под габариты нового берегового ракетного комплекса. Строители под руководством капитана А. Климова вместе с личным составом второго дивизиона приступили к работам. До этого полностью был демонтирован прежний комплекс.

Десятиметровые ракеты в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранились на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом были готовы к пуску. Выдвигающиеся из-под земли спаренные пусковые контейнеры позволяли быстро производить перезарядку новых ракет.

Автономные испытания наземного оборудования начались в середине 1968 г. и продолжались более двух лет. 28 мая 1971 г. был проведен первый пуск П-35 на дальность около 200 км. Работы в первом дивизионе завершились 25 февраля 1972 г., а 17 апреля следующего года успешно прошла стрельба по цели пр. 1784 на дальность 217 км. 28 апреля 1973 г. оба дивизиона полка поступили на вооружение. В 1978- 1983 гг. было выполнено 33 пуска, из них 30 - успешно. Перевооружение дивизионов 616-го отдельного берегового ракетного полка Северного флота на острове Кильдин завершилось в 1976 и в 1983 г. Пусковые установки комплекса были размещены в скальных укрытиях. Пусковые установки в целом аналогичны «половинке» ПУ ракетных крейсеров проекта 56 (»Грозный», «Адмирал Головко») - в установке не 4 контейнера с ПКР, а два. Крылатые ракеты доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями.

Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами. В составе «объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковых установки. В 1974 г. началась модернизация береговых ракетных комплексов под ракету «Прогресс». В 1976 г. полк на мысе Айя выполнил шесть испытательных пусков. В 1982 году комплекс был модернизирован - в состав комплекса была введена новая ракета 3М44 «Прогресс». Производство ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 год. Благодаря большой дальности стрельбы батарея комплекса «Утес» при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров. Мощная кумулятивно-фугасная или ядерная боевая часть (350 кт) позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса.

В конце апреля 1972 года, после шести пробных запусков, "Объект 100" был введен в состав сил постоянной готовности. 19 апреля 1973 года была успешно выполнена первая зачетная стрельба по плану боевой подготовки на дальность 219 километров. 1986 год стал рекордным по числу ракетных пусков - 14, из них 10 в режиме мишени, два - по программе контрольно-серийных испытаний.

Полк неоднократно носил звание отличного, награждался переходящими Красными знаменами Военных советов ЧФ и ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. В 1982 г. имя полка было занесено на мраморную Доску почета в Центральном военно-морском музее.

Последний раз "Объект 100" запустил ракету в сентябре 1993 года, после чего несколько лет простаивал без дела. В рамках договора о разделе Черноморского флота в 1996 году комплекс отошел Украине. В 1997 году новые хозяева даже смогли произвести один учебный пуск ракеты, после чего комплекс фактически был разрушен.

После чего в начале 2000-х дивизион около поселка Оборонное был разграблен и весь металл с него был вывезен. В 2002 дивизион расформирован, в 2003-2004 оборудование порезано на металл. Другой же дивизион был законсервирован и как ни странно сохранился. В 2009 году ВМСУ предприняло даже попытку его восстановления. Теперь этот дивизион возвращен в состав Береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ России!

Осенью 2014 года инженеры и рабочие ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ восстановили береговой ракетный дивизион знаменитого ракетного комплекса «Сотка», что находится рядом с поселком Резервное.

Ранее информированный источник сообщил, что в Крыму к 2020 году может быть развернут первый береговой ракетный комплекс "Бастион" шахтного базирования.

"Он будет использовать как ныне существующие противокорабельные "Яхонты", так и разрабатываемые в настоящее время перспективные варианты ракет, которые будут способны уничтожать любую цель, находящуюся в акватории Черного моря", - сказал собеседник агентства.

По его оценке, шахтный способ размещения "Бастиона" значительно повысит боевую устойчивость комплекса.

"Стационарное базирование сделает необратимым удар возмездия по любому кораблю, который вторгнется в территориальные воды российского Черноморья", - подчеркнул собеседник агентства.

Он отметил, что стационарный "Бастион" сможет использовать беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические комплексы. Шахта сможет выдерживать избыточное давление во фронте ударной волны силой до 20 кгс/см2.

Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой 3М55 "Яхонт" разработан и производится в "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетной вооружение").

Комплекс "Бастион" предназначен для защиты морского побережья протяженностью свыше 600 км и поражения надводных кораблей различных классов и типов, действующих в составе десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Боекомплект одного комплекса может включать до 36 ракет "Яхонт". Ракета имеет загоризонтную дальность стрельбы. В ней реализован принцип "выстрелил - забыл".

"Яхонт" способен поражать цели на расстоянии 300 км и нести боеголовку весом более 200 кг. Ракету отличает полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета, возможность выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), а также полная унификация для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей.

Фото 1.

После развала СССР легендарную "сотку" несколько раз передавали в подчинение то одному, то другому подразделению ВМС Украины. Но объектом никто не занимался, и эта воинская часть пришла в упадок. Разграбленные блоки на командном пункте, вырезанные кабель-трассы с цветным металлом - такое наследие получили российские ракетчики, появившиеся на батарее вскоре после событий Крымской весны. Поэтому восстановление боеспособности "Утеса" было настоящим техническим подвигом. Эта задача была поручена офицеру, который когда-то командовал дивизионом, а теперь трудится в восстановительной команде, - подполковнику запаса Евгению Липко.

Фото 2.

Добиться этого было очень непросто, - говорит подполковник запаса Евгений Липко. - Но мы как одержимые вместе с сегодняшними ракетчиками выполнили поставленную задачу. Очень уж хотелось вновь услышать ракетный гром над крутым крымским берегом и вспомнить свою офицерскую молодость, когда мы пускали ракеты регулярно. Сейчас продолжаем ремонтные работы вместе со специалистами "НПО машиностроение". Это профессионалы высочайшего уровня. Один из них - доктор наук, капитан 1 ранга Константин Погорелов. Мы надеемся, что теперь, как и в прежние времена, ракетные автографы "Утеса" будут появляться на крымском небе, оберегая мирную жизнь жителей полуострова.

Фото 3.

Липко показал металлические подвесные койки, закрепленные в стенах помещений подземных коридоров. Оказывается, в свое время они были сняты со списанного крейсера "Слава", и благодаря им во время боевого дежурства дивизион превращался в корабль на берегу, только с более высокой боеготовностью. Ракетчики находились здесь круглосуточно - спали под землей в коридорах, вырубленных создателями "сотки" в скальном грунте. Несли здесь настоящее боевое дежурство, когда в Черное море заходили НАТОвские корабли. И каждый из незваных гостей был, что называется, на прицеле. В готовности к немедленному действию были ракеты и ракетчики. Так было и во время демарша новейших кораблей ВМС США - крейсера Yorktown и эсминца Caron, которые были вытеснены двумя нашими сторожевыми кораблями, значительно уступавшим по водоизмещению и вооружению американским.

Фото 4.

Вместе с командиром дивизиона "Утес" подполковником Сергеем Слесаревым мы по штольне прошли к пусковой установке мимо крылатых ракет, упрятанных в хранилище. Застали момент, когда мощные подъемные устройства медленно, но уверенно выдвигали пусковую установку наверх для пробного запуска двигателя крылатой ракеты. Маршевый двигатель гудит и выпускает мощную струю воздуха.

Первую в новейшей истории стрельбу ракетчики "Утеса" выполнили уже через несколько месяцев после вхождения Севастополя и Крыма в состав РФ. Еще со времен СССР каждая стрельба ракетой знаменовалась появлением пятиконечной звездочки на крышке контейнера, и вот теперь на пусковой установке рядом с красными звездочками появилась триколорная российская.

Фото 5.

Ракеты 3М44 "Прогресс" благодаря большой дальности стрельбы при внешнем целеуказании могут прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров, - говорит в недавнем прошлом заместитель начальника береговых войск ЧФ капитан 1 ранга запаса Сергей Гросс. - Ракеты "Прогресс" хоть и не новые, как скажем, у современных ракетных береговых комплексов "Бал" или "Бастион", но весьма надежные. Мощная кумулятивно-фугасная или специальная боевая часть ракеты "Прогресс" выведет из строя одной ракетой корабль любого класса.

Фото 6.

Рядом со стартовой позицией в высокогорном лесу затерялся маленький военный городок, где все продумано для комфортной жизни ракетчиков. Казарма здесь довольно просторная, кровати стоят в один ярус. Есть комната отдыха личного состава с большим плазменным телевизором, огромный шахматный стол, оборудованная всем необходимым бытовая комната. На своем месте и свежий номер стенгазеты, которую выпускает старший матрос контрактной службы Юлия Васильева.

Несмотря на удаленность нашего дивизиона, он укомплектован контрактниками на 80 процентов, - говорит подполковник Сергей Слесарев. - Это высокий процент. И все - настоящие профессионалы.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

источники

Первые в мире противокорабельные ракеты (ПКР) наземного базирования были созданы в СССР. Сначала их, как и все ПКР, называли самолетами-снарядами. Термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 года.

В начале 50-х годов XX века был создан противокорабельный самолет-снаряд «Комета», затем на его базе комплексы «Стрела» – корабельный (КСС) и береговой подземный. На их основе началось проектирование мобильного берегового комплекса «Сопка». Ракеты С-2 (4К-87) комплексов «Стрела» и «Сопка» были практически одинаковыми, поэтому в 60-х годах комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка».

Мобильный береговой комплекс оснащался самолетами-снарядами С-2 (4К-87). Целеуказание – внешнее, с береговой батареи, станция С-1М. Система управления (СУ) – инерциальная (ИНС). Головка самонаведения (ГСН) – полуактивная. Боевая часть (БЧ) – фугасная, вес взрывчатого вещества – 860 килограммов. Пусковая установка (ПУ) – подвижная, Б-163. Минимальная дальность – 15 километров, максимальная – 95. Маршевая скорость – 300 километров в час. Скорость передвижения ПУ – 35 километров в час. Готовность к пуску – 30 минут. Система управления оружием (СУО) включала (данные по береговому стационарному ракетному комплексу «Утес») РЛС обнаружения «Мыс» с дальностью действия 185 километров, центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун».

Начало проектирования – 1 декабря 1955 года. Первый пуск – 27 ноября 1957-го. Принят на вооружение 19 декабря 1958 года.

Боевая служба – 1962–1971 годы. При 211 пусках обеспечено 107 попаданий (СФ – 44/16, ЧФ – 93/39, БФ – 34/23, ТОФ – 40/29).

Любопытно, что у камчатской «Сопки» 21-го отдельного берегового ракетного полка (обрп) ТОФа был шанс стать противолодочным оружием. Осенью 1959 года американская ДЭПЛ «Танни» типа «Балао», вооруженная двумя крылатыми ракетами «Регулус-1», патрулировала у берегов полуострова. Янки бахвалились, что для пуска своих ракет им требовалось десять минут пребывания в надводном положении. Фактически это время достигало 30 минут. Так что наш комплекс имел все шансы поразить американскую ДЭПЛ. Однако сразу после первого пуска «Сопки» американцы быстро отошли от берега за стокилометровый рубеж.

В 1968 году расчеты комплексов «Сопка» с Балтийского и Черноморского флотов были отправлены в Египет. Там же 9 октября 1973-го состоялось первое боевое применение. По четырем израильским катерам, приблизившимся к порту Александрия, было выпущено пять ракет С-2. По египетским данным, один катер потоплен, другой получил повреждения. Израиль объявил, что все ракеты прошли мимо.

Береговой ракетный комплекс (БРК) оснащался ракетами П-35Б и 3М44 «Прогресс». Целеуказание – внешнее по радиотехнической станции наблюдения (РTСН). Схема наведения: набор высоты – по ИНС, обнаружение целей – по бортовой радиолокационной системе (БРЛС), передача радиолокационного изображения (РЛИ) оператору РТСН, после выбора оператора цели – по ГСН. СУ – ИНС+БРЛС. ГСН – радиолокационная (РЛ ГСН). БЧ – кумулятивно-фугасная или специальная (20 кТ), вес первой – 460 килограммов. ПУ – подвижная, СПУ-35 (СПУ-35Б), шасси – ЗиЛ-135К/БАЗ-135МБ. Максимальная дальность – 300 километров. Рабочая дальность стрельбы зависела от выбранного режима высоты полета: 55 километров при высоте 400 метров (режим В1), 200 – при высоте 4000 метров (В2), 300 – при высоте 7000 метров (В3). Дальность в режиме разведки – 450 километров. Маршевая скорость – 500 километров в час. Скорость передвижения ПУ – 40 километров в час (по шоссе), максимальная – 65. Запас хода – 500 километров. Время перехода из походного в боевое положение – 1,5 часа. Пуск ракеты производился под углом 20 градусов. СУО – «Скала» (4Р43).

Начало проектирования – 16 августа 1960 года, ракеты «Прогресс» – 1974-й. Начало государственных испытаний – 6 ноября 1961 года. Принят на вооружение 11 августа 1966-го. Боевая служба – 1963-й – по настоящее время.

Американский линкор «Нью-Джерси» с конца 1983-го стал регулярно обстреливать территорию Ливана, где шла гражданская война. В день он выпускал до трехсот 406-мм снарядов. Сам же линкор находился вне зоны огня полевой артиллерии. Досталось и сирийским войскам, дислоцированным в долине Бекаа. Был убит генерал. В Казачьей бухте Севастополя на сухогруз Морфлота погрузили матчасть полка «Редутов» и личный состав, собранный из ракетных частей Черноморского флота. Моряки получили приказ после прибытия в ливанский порт за три дня совершить марш в позиционный район и нанести удар по «Нью-Джерси». Однако, как полагают, из-за бдительности американской разведки приказ выполнить не удалось. Менее чем через 24 часа после выгрузки матчасти линкор полным ходом ушел на запад и впредь в Восточном Средиземноморье не объявлялся.

С 16 июля по 2 августа 1985 года 21-й обрп ТОФа находился на боевом дежурстве по пресечению нарушений государственной границы атомным крейсером «Техас» ВМС США. Оценка за несение боевого дежурства – отлично.

С 17 мая по 11 июня 1987 года полк аналогичным образом отработал по атомному крейсеру «Арканзас». Оценка за несение боевого дежурства – отлично.

Оснащается ракетами П-15М «Термит» с новым радиовысотомером: вариант П-21 – с активной импульсной радиолокационной (АИРЛ) ГСН, вариант П-22 – с пассивной тепловой (ИК) ГСН. Целеуказание – автономное – РЛС ЦУ «Гарпун» на самоходной ПУ (СПУ), дальность обнаружения – 120 километров. ПУ – самоходная 3С-51, шасси – МАЗ-543В(543М). Средняя скорость передвижения – 50 километров в час.

Начало проектирования – 1970-й. За время испытаний в 1974–1978 годах выполнено свыше 20 пусков. Принят на вооружение 22 октября 1978-го.

Боевая служба – 1978-й – по настоящее время. Учения: 1980 год – две СПУ 1267-го отдельного берегового ракетного дивизиона (обрд) ЧФ («Братство по оружию-80», ГДР), 1981 год – 1267-й обрд («Запад-81», полигон БФ Хмелевка), 1983 год – две СПУ 1267-го обрд («Запад-83», мыс Таран, 12 км от Светлогорска, БФ), 1988 год – СПУ 1267-го обрд («Осень-88», мыс Тарханкут – мыс Егорлыцкий Кут, ЧФ), обрд СФ в 1988 году (пусков – два, попаданий – нет), 14 ноября 1989 года – обрд СФ (пусков – более одного, попаданий – более одного), 17 сентября 2011 года – учения СПУ «Рубеж» и СПУ «Редут» 520-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады (обрабр) ТОФа (Камчатка).

В 1980 году две СПУ 3С-51 из 1267-го дивизиона были отправлены из Крыма в ГДР для участия в учениях «Братство по оружию-80». Так как к этому времени на Балтике еще не было боеготовых «Рубежей», черноморцам пришлось сыграть роль балтийцев. Поэтому СПУ отвезли не прямо в ГДР, а по железной дороге до Балтийска, а оттуда на десантных кораблях проекта 775 морем в Свинемюнде.

На учениях «Запад-81» СПУ 1267-го дивизиона стреляли уже на десантном полигоне Балтийского флота Хмелевка.

В ходе учений «Запад-83», проводившихся у мыса Таран в 12 километрах от Светлогорска, приняли участие балтийские четыре СПУ «Редут» 27-го обрп БФ, а от Черноморского флота – две СПУ «Рубеж» 1267-го дивизиона. По наводке системы внешнего целеуказания МРСЦ-1 с вертолета Ка-25С были выпущены две ракеты П-35Б, а через 30 секунд – две П-21 с БРК. Результаты стрельбы признаны успешными.

В 1988 году в ходе учений «Осень-88» СПУ 1267-го дивизиона прошли маршем от места дислокации у мыса Тарханкут до мыса Егорлыцкий Кут в районе Херсона. 320-километровый марш дивизион совершил со средней скоростью 50 километров в час. Как видим, СПУ 3С-51 оправдали принятое среди специалистов прозвище комплекса – колесный ракетный катер (вся аппаратура взята с катера проекта 205У). РЛС «Гарпун» обнаружила цель на дальности 120 километров. Дивизион двумя ракетами поразил ее.

В январе 1986 года на Северном флоте был сформирован обрд с БРК «Рубеж», дислоцированный на полуострове Рыбачий в поселке Скарбеевка. Первые два пуска ракет «Термит» в 1988-м оказались неудачными, и лишь 14 ноября 1989 года был произведен нормальный пуск.

Ракеты стационарного комплекса «Бастион-С» размещаются в шахтных пусковых установках (ШПУ). «Бастион-П» – подвижный. БРК оснащается ракетами «Оникс» («Яхонт», П-800, 3М-55). ПУ «Бастион-П» – самоходная, шасси – МАЗ-543 (установлены три контейнера с ракетами) и МЗКТ-7930.

5 июля 1981 года вышло постановление Совета министров СССР о начале работ над сверхзвуковой ПКР «Оникс». 10 марта 1982-го в ОКБ-52 прошла защита эскизного проекта. ПКР выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает «Ониксу» высокую маневренность (максимальный угол атаки – до 15 градусов), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПВО противника.

Силовая установка «Оникса» состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), работающего на жидком топливе (керосин Т-6), и твердотопливного ускорителя, установленного по принципу «матрешка» в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости М=2. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого двигателя набегающим потоком воздуха и «Оникс» продолжает полет на скорости М=2,5, обеспечиваемой ПВРД.

Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. РЛС головки самонаведения может захватывать надводную цель типа «крейсер» на дальности до 75 километров. После первоначального захвата цели ракета выключает РЛС и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5–10 метров).

В состав комплекса «Бастион-П» входят до восьми СПУ, машина боевого управления на шасси МЗКТ-65273, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта.

Дальность ракет 3М55 «Оникс» по комбинированной траектории – 300 километров (при конечном участке до 40 километров), а по низковысотной – до 120. СУ – ИНС+радиовысотометр+РЛ ГСН. Вес БЧ – 200 килограммов.

Чтобы изыскать средства для доводки комплекса, оба варианта – подвижный и стационарный – предлагались на экспорт. Один дивизион подвижного БРК закупил Вьетнам (поставка в 2010-м) и два – Сирия (поставка в 2011-м).

В конце 2009 – начале 2010 года два комплекса «Бастион» поступили на вооружение 25-го обрд 11-й обрабр (поселок Уташ Краснодарского края, близ Анапы).

Последний, третий комплекс (СПУ и другие машины) был получен в середине января 2011 года. Выделен в отдельную батарею.

Оснащается дозвуковыми ракетами Х-35 «Уран» (Х-35Э, П-35Э). Мобильный вариант БРК «Бал-Э» принят на вооружение в 2008 году. ПУ – самоходная, 3С60 (в комплексе четыре СПУ), шасси – МЗКТ-7930. В состав БРК «Бал-Э» также входят два самоходных командных пункта управления и связи, четыре транспортно-перегрузочные машины, наземное оборудование.

С конца 1977 года в ОКБ «Звезда» разрабатывался дозвуковой противокорабельный комплекс Х-35 «Уран». Полномасштабные работы велись на основании постановлений Совета министров СССР № 635-188 от 5 июля 1981 года и № 222-90 от 16 марта 1983 года.

Испытания корабельного комплекса «Уран» начались в 1983-м на полигоне ЧФ Песчаная Балка. Из-за ряда задержек, обусловленных техническими, финансовыми и политическими факторами, был принят на вооружение лишь в 2003 году. На базе корабельного комплекса создан БРК «Бал-Э» (3К-60, 3М-60).

СПУ выполнена в виде установленной на штатные опорные точки автомобильного шасси сварной рамы. На раме помещен блок из восьми транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. При переходе из походного положения в боевое гидросистема поднимает блок на стартовый угол +35 градусов. Время развертывания комплекса из походного в боевое положение – не более десяти минут, дальность стрельбы – до 120 километров.

В 2004 году были закончены государственные испытания опытного образца СПУ 3С60, после чего установку и остальное оборудование, хотя и без боекомплекта, передали 11-й обрабр Черноморского флота, дислоцированной в Анапе. В конце 2011-го две СПУ 3С60 поступили на вооружение Каспийской флотилии. 26 апреля 2012-го на полигоне Аданок в Дагестане была произведена первая стрельба с БРК «Бал». По мишеням, находившимся на якорях в 56 километрах от берега, запущены две ракеты П-35Э. По сообщению командования, обе ракеты поразили цели.

Следует заметить, что «Бал» и «Бастион» вовсе не дублируют, а дополняют друг друга. Ракета «Оникс» в три-четыре раза дороже Х-35. В чем-то эта пара аналогична паре «Редут» – «Рубеж». Разумеется, и «Бал», и «Бастион» требуют доводки.

Специалисты считают, что в первую очередь данные БРК требуются для обороны Курильских островов, Сахалина и Камчатки. Острая необходимость, естественно, есть в них и на Кавказском побережье, и на Балтике.

Работа оператора / Фото: AP Photo/ File

Новый радиолокационный комплекс "Сопка-2" для наблюдения за воздушной обстановкой в Арктике был развернут на острове Врангеля, заявил журналистам РИА Новости начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.

«Комплекс оборудован защитным антенным куполом и способен работать в любых метеоусловиях, в частности, при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до минус 40 градусов по Цельсию»

"На острове Врангеля в 2016 году введен в эксплуатацию новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) "Сопка-2". Основная задача данного ТРЛК — получение, обобщение и анализ информации о воздушной обстановке в Арктической зоне", - сказал он.

Гордеев отметил, что благодаря высокой разрешающей способности "Сопка-2" способна распознавать отдельные воздушные цели, летящие в составе группы. Комплекс оборудован защитным антенным куполом и способен работать в любых метеоусловиях, в частности, при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до минус 40 градусов по Цельсию.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО.


Техническая справка


Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» S-диапазона предназначен для использования в качестве источника радиолокационной информации для систем управления воздушным движением и контроля воздушного пространства. Одновременно в ТРЛК организован отдельный канал для получения информации об интенсивности и границах метеообразований аналогично данным, получаемым со специализированных метеолокаторов диапазона S.

ТРЛК «Сопка-2» обеспечивает обнаружение воздушных объектов (ВО), измерение дальности, азимута и угла места (высоты) целей, определение государственной принадлежности; получение дополнительной информации по каналу МВРЛ/НРЗ, передаваемой бортовыми ответчиками, объединение радиолокационной информации (РЛИ), получаемой от ПРЛ, ВРЛ и НРЗ, а также выдает обработанную информацию потребителям по согласованным протоколам на средства отображения.

Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» S-диапазона / Фото: army-news.ru

Антенное устройство первичного радиолокатора - фазированная антенная решетка (ФАР), с частотным управлением положения луча в вертикальной плоскости; антенны МВРЛ и НРЗ - моноимпульсные антенные решетки, расположенные с тыльной стороны антенны ПРЛ («спина-к-спине»). Вращение по азимуту обеспечивается безредукторным приводом вращения.

Передающее устройство ПРЛ - твердотельное, с синфазным суммированием мощности 64 модулей с воздушным охлаждением, средняя излучаемая мощность на выходе передатчика не менее 4 кВт. Амплитудно-фазовая стабильность передающего устройства обеспечивает коэффициент подавления отражений от местных предметов не менее 50 дБ. Передатчик работает в режиме «мягкого отказа, замена отказавших модулей может производиться в процессе работы без выключения излучения.

Приемное устройство ПРЛ многоканальное, состоит из 4 основных и 4 резервных каналов (100% резервирование). Каждый канал имеет однократное преобразование частоты с коэффициентом шума не более 3 дБ.

Многоканальная аппаратура цифровой обработки сигналов построена на цифровых сигнальных процессорах и программируемых логических интегральных схемах (ПЛИС). Аналого-цифровое преобразование принятого сигнала производится на промежуточной частоте с формированием амплитудно-частотной характеристики с помощью цифровых фильтров, обеспечивающих высокую идентичность характеристик каналов и их фазовую стабильность. Внутрипериодная обработка сигналов (сжатие, подавление несинхронных импульсных помех) реализуется на ПЛИС.

Межпериодная обработка (селекция движущихся целей, с адаптацией к параметрам мешающих отражений на основе алгоритмов решетчатой фильтрации) осуществляется на сигнальных процессорах. Процессор первичной обработки осуществляет формирование пакетов и вычисление координат воздушных объектов, формирование пеленгов постановщиков активных помех, формирование карт пассивных помех. Процессор вторичной обработки осуществляет траекторную обработку и отождествление информации ПРЛ с данными МВРЛ/НРЗ. Сопровождение траекторий воздушных объектов возможно по информации, получаемой из любого канала (ПРЛ или МВРЛ / НРЗ).

Встроенный моноимпульсный вторичный радиолокатор «Лира-ВМ» соответствует стандарту RBS с возможностью реализации режима «S» и может работать также во всех режимах государственного опознавания «Пароль».

Встроенная система управления позволяет в автоматическом режиме реализовывать программы обзора, производя обнаружение и сопровождение ВО, оборудованных соответствующими приемоответчиками.

Тактико-технические показатели

Пределы работы

По дальности, км (ПРЛ/МВРЛ)
360/450
По азимуту, град
360
По углу места, град
45
По высоте, км
35
Точность определения координат (СКО)

Для ПРЛ:
по дальности, м - 250;
по азимуту, угл.мин - 10;
по углу места, угл.мин - 15
Для МВРЛ/НРЗ:
по дальности, м - 50;
по азимуту, угл.мин - 6
Разрешающая способность
Для ПРЛ: по дальности, м - 250;
по азимуту, град - 1,3
Для ВРЛ: по дальности, м - 100;
по азимуту, град - 0,6
Вероятность объединения координат ПРЛ и ВРЛ с выхода АПОИ
По одному самолету не менее 0,95
Полетной информации
0,96
Темп обнаружения информации, с 10
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 300
Электропотребление, кВА не более 50
Среднее время наработки на отказ, час 10000

Отличительной особенностью построения аппаратуры МВРЛ является использование полностью цифровой резервированной аппаратуры обработки ответных сигналов с кодированием на промежуточной частоте и цифровым фазовым детектированием.

Управление включением и чередованием режимов запроса осуществляется автоматически по данным процессора вторичной обработки информации.

Автоматизированная система контроля и управления обеспечивает диагностирование устройств РЛК с целью локализации неисправностей и отказов с точностью до сменного элемента (типового элемента замены) и автоматическую или ручную реконфигурацию систем по результатам контроля работоспособности РЛК, дистанционное включение (выключение) и управление режимами работы.

Аппаратура комплекса «Сопка-2» / Фото: army-news.ru

Высокая надежность обеспечивается полным дублированием оборудования с автоматическим резервированием, наличие контроля и дистанционного управления обеспечивает возможность работы без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Аппаратура ТРЛК смонтирована в мобильном здании системы «Универсал», имеющего все необходимые условия для работы аппаратуры и персонала (вентиляция, кондиционирование воздуха, отопление, освещение, пожарная и охранная сигнализация, система автоматического пожаротушения и т.д.).

В начале 1950-х гг. появился первый противокорабельный самолет-снаряд - «Комета». Затем на базе «Кометы» были разработаны корабельный ракетный комплекс «Стрела» (КСС) и береговой комплекс «Стрела» с подземным базированием. На основе этих систем с 1 декабря 1955 г. по Постановлению Совета Министров СССР № 2004-1073 началось проектирование мобильного берегового ракетного комплекса (БРК) «Сопка». Модификации ракеты С-2 (4К87) для «Стрелы» и «Сопки» были практически идентичны, поэтому в 1960-х гг. комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка». Комплекс «Сопка» использовал одноименные самолеты-снаряды (термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 г.).

Стрельба ракетами С-2 производилась следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога», которая дублировалась, как положено на флоте, колоколами громкого боя. По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун», которая переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. В боевом режиме также по данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась. Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перемещались на направляющие пусковых установок, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов. По команде из центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) происходил вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты состояла из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (на участке марша бортовая станция С-3 работала в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работала в режиме «Б»). В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотного сигнала. После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Пусковая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно поворачивалась - «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляемая только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих пусковой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота. При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»). На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала, вырабатывая сигналы, пропорциональные отклонениям и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходит в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался. На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью. По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место встречи с целью. Его можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После попадания ракет в цели передатчики станций С-1М выключались. Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые установки переводились на линии заряжания, осуществлялась подача очередных ракет, заряжание и т.д.

В 1958-1959 гг. на полигоне «Песчаная Балка» прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения (ГСН) «Спутник-2». В ноябре-декабре 1958 г. состоялись два пуска, и в мае-августе 1959 г. - еще три, после чего тепловая ГСН «Спутник-2» была принята на вооружение. Стрельба ракетами, оснащенными головками «Спутник-2», могла производиться в двух режимах. В первом режиме С-2, как и ракета с радиолокационной ГСН, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем с расстояния в 15 км от цели (радиус действия тепловой головки) начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км. Второй режим включался в случае постановки противником активных или пассивных помех, а так же во избежание поражения РЛС боеприпасами, наводящимися на радиоизлучающий объект. В этом режиме удалось реализовать принцип «выстрелил и забыл»: вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

Для заводских испытаний комплекса «Сопка» на полигон «Песчаная Балка» были доставлены четыре передвижные пусковые установки Б-163. Первый пуск состоялся 27 ноября 1957 г. с пусковой установки № 2 батареи № 1. Стреляли по дрейфующей мишени - тральщику «Бельбек». Расстояние от станции наведения С-1М до мишени составляло 28,9 км. На 121,7-й секунде полета ракета пролетела над целью на высоте 9 м от ватерлинии и на расстоянии 10 м влево от центра мишени и приводнилась в 7 км за мишенью. Исходя из результатов пусков ракет КСС БРК «Стрела» и заводских испытаний ракет С-2 ракетного комплекса БРК «Сопка» летно-конструкторские испытания было решено не проводить, а сразу провести совместные (государственные) испытания подвижного ракетного комплекса «Сопка».

Первые пуски ракет С-2 по программе летно-конструкторских испытаний состоялись 19 августа 1959 г. Стрельба велись как по неподвижным мишеням ДК-430, судну «Испытатель» (бывший немецкий тральщик М-255), так и по скоростной мишени проекта 183КВУ, двигавшейся со скоростью свыше 30 узлов. На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят приказом Главнокомандующего ВМФ от 19 декабря 1958 г. После завершения испытаний на полигоне «Песчаная Балка» 390-й дивизион, укомплектованный комплексами «Сопка», был передан Черноморскому флоту и передислоцирован в поселок Черноморское. Но здесь береговые ракетчики служили недолго. 3 мая 1962 г. поступил приказ «готовиться к передислокации на территорию дружественного государства». Личный состав и матчасть 390-го дивизиона погрузили в Севастополе на теплоход «Лениногорск», и через 18 дней крайне тяжелого для людей путешествия в трюмах корабля, 11 августа 1962 г., они прибыли в кубинский порт Матансас.

Местом дислокации 390-го дивизиона стал пригород Гаваны Минас. Дивизион получил название «Школа № 16», с 1 сентября началось обучение кубинского персонала. Однако 19 сентября в связи с кризисом в отношениях США и СССР, который чуть не перерос в войну и впоследствии был назван Карибским, учебу пришлось прервать. В ночь на 26 октября 1962 г. под тропическим ливнем расчеты доставили комплексы в район Мэриам и изготовили к бою. Но через несколько часов поступил новый приказ - следовать на огневую позицию в район Сьенфуэгоса. К 18 часам 27 октября, совершив 500-километровый марш, ракетчики заступили на боевое дежурство.

Боевая служба продолжалась до 9 ноября. И лишь спустя две недели, дивизион вернулся обратно. В конце ноября обучение кубинцев было продолжено. А в июле 1963 г. сам Фидель Кастро участвовал в приемке материальной части дивизиона. Кроме 390-го дивизиона в июле 1962 г. на Кубу из Поти на теплоходе был переброшен 17-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). Полк состоял из двух отдельных дивизионов и отдельной технической батареи. 29 июля 1962 г. ракетный дивизион полка под командованием майора Юрченко Я. Г. в полном составе, с техникой прибыл на Кубу и разместился в провинции Орьенте в 10 км от города Банес. Вслед за первым дивизионом прибыл и остальной личный состав 17-го ОБРП во главе с командиром А. Г. Шиковым. Полк разместился вблизи города Санта-Крус и на острове Пинос в 120 км южнее Кубы. В октябре 1962 г. 17-й ОБРП встал на боевое дежурство. В 1963 г. матчасть полка передали кубинцам, а личный состав вернулся в СССР. Оставшиеся на «Острове свободы» в качестве советников офицеры полка помогли кубинским коллегам в короткий срок освоить технику и выполнить практические ракетные стрельбы.

ОБЩИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Сектор стрельбы каждого подразделения, град ±85°
Дальность стрельбы (в зависимости от превышения антенных РЛС С-1М над уровнем моря):
- минимальная, км 15
- максимальная, км 95
Время на подготовку первого выстрела, мин. до 17
Количество ракет в залпе до 4-х
Скорость полета, км/час 1050
Маршевая высота полета, м 400

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ С-2
Габариты:
Длина, мм 8480
Высота без ПРД и дополнительного киля, мм 2119
Высота с ПРД и дополнительным килем, мм 2935
Размах крыла, мм 4722
Ширина при сложенных консолях крыла, мм 1956
Весовая сводка:
Стартовый вес,кг 3419
Полетный вес, кг 2929
Стартовый двигатель (ПРД), кг 479
Боевая часть, кг 1010
Взрывчатое вещество (ТГАГ-5), кг 860
Двигатели:
Маршевый двигатель РД-500К
Тяга маршевого двигателя, кг 1500
Ёмкость керосинового бака, л 320
Стартовый двигатель СПРД-15
Тяга стартового двигателя, т 27-41
Время работы, с 1,6-1,8

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТОВОЙ УСТАНОВКИ
Габаритные размеры:
В походном положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 3120
- высота, мм 2950
В боевом положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 5400
- высота, мм 3765
Угол старта к плоскости горизонта, град 10°
Угол горизонтального наведения, град ±174°
Длина стартового пути ракеты, мм 10000
Число осей 2
Число колес 8
База, мм 6150
Колея, мм 2180
Наименьший дорожный просвет:
- по осям ходов, мм 400
- по центру крестовины, мм 600

Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка по распоряжению СМ № 3346 от 21 апреля 1954 года.

Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем СПРД-15, разработанным КБ-2 завода № 81 МАП под руководством главного конструктора И. И. Картукова.

Пусковые установки комплекса «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях.

Летом 1955 года, в 13 км юго-восточнее Балаклавы, там, где главная гряда Крымских гор с высоты 587 м отвесным утесом мыса Айа (Святой мыс) обрывается в море, развернулось строительство «объекта 100». Военные строители и метростроевцы проделали в скальном грунте систему туннелей. Для эксплуатации комплекса был сформирован 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), состоявший из двух дивизионов, в каждом из которых было по две спаренные пусковые установки. Все помещения комплекса были вырублены в скальном грунте. Для стрельбы спаренная пусковая установка поднималась на поверхность. Комплекс был введен в строй приказом Главкома ВМФ от 30 августа 1957 года. Первые стрельбы с комплекса «объект 100» были проведены 5 июня 1957 года.

Параллельно с «объектом 100» аналогичный комплекс «объект 101» строился на Северном флоте на острове Кильдин. В отличие от Балаклавы комплекс разместили в большой яме в скале, а сверху покрыли толстым слоем бетона. Для эксплуатации «объекта 101» в 1957 году был сформирован 616-й ОБРП. В строй комплекс был введен приказом Главкома ВМФ от 6 января 1958 года. «Объект 101» оказался второй и последней отечественной стационарной ракетной базой с крылатыми ракетами.

Постановлением СМ № 2004–1073 от 1 декабря 1955 года была начата работа по подвижному комплексу «Сопка». Ракеты С-2 (4К-87) у комплексов «Стрела» и «Сопка» были практически одинаковые, поэтому в 60-х годах комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка».

На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят Приказом Главкома ВМФ от 19 декабря 1958 года.

Внешне ракета С-2 похожа на МиГ-15бис. Характерная схема – лобовой воздухозаборник, стреловидное среднерасположенное крыло и оперение, развитый верхнерасположенный киль.

Сведения о пусках ракет С-2 «Сопка» в период с 1962 по 1971 год

«Сопка» имела маршевый самолетный турбореактивный двигатель конструкции В. Я. Климова. Для осуществления старта к корпусу ракеты в его хвостовой части крепился твердотопливный реактивный ускоритель.

Система наведения и управления стрельбой комплекса «Сопка» включала в себя: РЛС обнаружения «Мыс», центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун». Радиолокационные станции «Мыс» и «Бурун» были разработаны НИИ-49 и в 1955 году прошли государственные испытания.

Радиолокационная станция «Мыс» предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных и цели в центральный пост.

Центральный пост с РЛС наведения С-1М предназначен для управления подготовкой ракет С-2 к старту, наведения пусковых установок по данным РЛС С-1М, производства старта ракет и наведения их на цель. Аппаратура центрального поста размещалась в кабине прицепа АПЛ-598, буксируемого тягачом АТ-С. Там же размещалась и радиолокационная станция С-1М, кроме приемно-передающего и антенного блоков, которые устанавливались на специальной антенной вышке. Последняя монтировалась на шасси автомобиля ЯАЗ-219, высота ее в боевом положении составляла 11,01 м.

Радиолокационная станция «Бурун» предназначалась для слежения за целью и наведения станции С-1М на цель в условиях помех.

Действие комплекса «Сопка» происходило следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск цели. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога» колоколами громкого боя.

По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун» и переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. По данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась.

Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перетаскивались на пусковые установки, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов кораблей.

По команде с центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) производился вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты складывалась из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (участка марша, бортовая станция С-3 работает при этом в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работает в режиме «Б»).

В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, а по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотной энергии с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты.

После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Стартовая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляясь только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих стартовой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота.

При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»).

На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала на эти отклонения, вырабатывала сигналы, пропорциональные отклонениям, и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходила в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался.

На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью.

По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место падения.

Место падения ракеты можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После падения (попадания в цель) передатчики станций С-1М выключались.

Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: стартовые установки приводились на линии заряжания, производилась подача очередных ракет к стартовым установкам, заряжание стартовых установок и т. д.

В 1959 году прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения «Спутник-2». Стрельба такими ракетами могла производиться в двух режимах. В первом ракета С-2, как и с радиолокационной головкой самонаведения, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем на расстоянии 15 км (радиус действия тепловой головки) и менее от цели начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км.

Второй режим мог быть применен при создании противником активных или пассивных помех, а так же чтобы избежать попадания в РЛС ракет, самонаводящихся на радиоизлучающий объект. В этом режиме реализовывался принцип «выстрелил и забыл», т. е. вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

error: