Несколько простых советов как фотографировать луну. Как правильно снимать луну

Дэвид Ноутон (David Noton), известный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon рассказывает как снимать самое длинное лунное затмение этого века.

В пятницу, 27 июля 2018 года, нас ожидает самое длинное в этом столетии лунное затмение, во время которого Луна станет кроваво-красной. Это астрономическое явление продлится в общей сложности 1 час 43 минуты, начиная от заката Солнца и восхода спутника Земли над Европой.

Лунное затмение - это явление, когда Земля загораживает солнечный свет и Луна оказывается в ее тени. Луна станет красной из-за эффекта, известного как рэлеевское рассеяние (называемое также упругим рассеянием), когда зеленые и фиолетовые волны как бы отфильтровываются в атмосфере.

Увидеть "кровавую" Луну можно будет из разных точек континента, но в юго-восточной Европе явление будет продолжительней, поскольку там спутник во время затмения будет выше на небе.

Амбассадор Canon и известный фотограф-пейзажист Дэвид Ноутон дает пять советов, которые пригодятся, если вы захотите запечатлеть столь редкое и необычное явление.

Скачайте специальные приложения

Положение Солнца на небе в определенное время суток зависит только от широты точки наблюдения и времени года. Однако с Луной все обстоит несколько иначе - ее видимое движение по небу определяется сложной эллиптической орбитой Земли. Изменения траектории движения Луны зависят не от годичного, а от месячного цикла, поэтому время появления Луны и ее траектория так сильно меняются.

К счастью, чтобы рассчитать движение Луны, больше не нужно возиться с астрономическими таблицами - достаточно просто скачать приложение на смартфон. Например, приложение Photographer’s Ephemeris подскажет время восхода и захода Луны, ее азимуты и фазы; а приложение Photopills содержит подробные сведения о положении Луны на небе.

С помощью этих двух приложений я планирую съемку "кровавой" Луны в английском Дорсете. Я хочу запечатлеть ее в первые 15 минут после восхода, пока она еще низко в небе - тогда я смогу захватить в кадр какой-то объект на горизонте, например дерево на холме, чтобы отразить масштаб небесного тела.

Используйте телеобъектив

Одна из основных задач, которые мне придется решить 27 июля, - как снять Луну настолько крупно, чтобы был виден каждый кратер на изрытой астероидами поверхности. Обычно такие задачи решают астрономы со сверхмощными телескопами. Однако телеобъектив с фокусным расстоянием около 600 мм на полнокадровой камере также позволяет сделать впечатляющий кадр. Я буду снимать на Canon EOS 5D Mark IV с объективом EF 200-400mm f/4L IS USM Ext. 1,4x.

Используйте штатив

Выбирая кадр, вы обнаружите, что Луна перемещается по небу с неожиданной быстротой и следить за ней через объектив на удивление непросто. Поскольку вы будете использовать длиннофокусный объектив, важно подобрать устойчивый штатив, с которого можно сделать максимально качественные кадры. Если же вам захочется снимать с рук, учтите, что объект съемки расположен более чем в 384 000 километрах от вас и даже при короткой выдержке малейшее движение испортит кадр.

Впишите Луну в пейзаж


Не забывайте про композицию. Хотя детализированные снимки Луны крупным планом могут быть прекрасны, в сущности они имеют только астрономическую ценность. Меня Луна привлекает значительно больше, когда является частью пейзажа или служит источником света при съемке. Добиться последнего довольно сложно, так как количество отражаемого Луной света мало и по сравнению с ним сама лунная поверхность оказывается очень яркой. До последнего времени ночная фотография неизбежно требовала очень длинных выдержек, однако потрясающая светочувствительность таких камер, как EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV, открыла фотографам целый новый мир ночной съемки.

Подберите выдержку, подходящую для вашего сюжета

Наиболее выразительно и естественно Луна в пейзаже выглядит тогда, когда она окружена слегка подсвеченным небом. Такие снимки получаются реалистичными, они полны очарования и особого настроения.


На любом кадре, сделанном со средним или широким углом, Луна будет выглядеть как пятно света размером с булавочную головку, однако ее присутствие все равно будет ощущаться. Она естественным образом притягивает к себе взгляд, даже если представляется малозначительной деталью. Конечно, вам потребуется найти правильную выдержку: если она будет слишком большой, то даже при съемке широкоугольным объективом на снимке останется лишь некрасивый смазанный след.

В ясную ночь удачный выбор выдержки - необходимое условие для съемки Луны. Выдержка 1/250 с при диафрагме f8 и ISO 100 (в зависимости от фокусного расстояния) позволит избежать смазывания и получить технически безупречный кадр. При съемке камерой высокого класса, например Canon EOS 5DS R, возможно, получится даже разглядеть те двенадцать камер, которые в 1960-е годы были оставлены на Луне астронавтами NASA!

О Дэвиде Ноутоне

Автор множества захватывающих дух пейзажей и видов из разных уголков мира, неоднократный обладатель титула Фотограф года канала "BBC - дикая природа", Дэвид уже более тридцати лет остается лучшим в своей области. В возрасте 60 лет он по-прежнему путешествует и снимает пейзажи. Из оборудования Canon предпочитает камеры EOS 5DS R и EOS 5D Mark IV и объектив EF 24-70mm f/2.8L II USM.

Благодарим за предоставленный материал

Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.

Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.

Какие ошибки возникают при фотографировании Луны?

Для начала давайте посмотрим, с какими типичными ошибками сталкивается фотограф, желающий сфотографировать Луну. Пожалуй, первой сложностью для фотографа становится подбор правильной экспопары, то есть, соотношения диафрагмы и выдержки. Кто-то из начинающих фотографов старается снять Луну с длительной выдержкой и низким значением ISO, а другие пытаются произвести съемку в режиме приоритета диафрагмы либо программном режиме. В обоих случаях результаты фотографирования Луны разочаровывают: в первом случае вы получите размытое «нечто» вместо лунного диска (не забываем, что на длительной выдержке фотокамера жестко зафиксирована, а Луна движется по небосводу), а во втором мы имеем переэкспонированный белый круг, лишенный каких-либо деталей.

Итак, как же правильно фотографировать Луну? Что ж, попробуем рассмотреть этот вопрос более детально и попробуем определить алгоритм действий и технических средств, которые потребуются нам для такого рода съемки.

Что нам потребуется для фотографирования Луны ночью?

Для начала развеем популярный среди фотографов миф о том, что хорошо сфотографировать луну можно только со штатива. Конечно, штатив может оказаться полезным дополнением, однако без него вполне можно обойтись. Единственным аспектом при съемке Луны крупным планом может стать наличие длиннофокусного объектива. В принципе, минимальным фокусным расстоянием для фотографирования лунного диска можно признать значение в 300 мм. К слову, фотографировать Луну можно не только зеркалкой или системной камерой со сменной оптикой, но и ультразумом, и результат при грамотном подходе также будет весьма впечатляющим.

Чтобы сфотографировать Луну и не переэкспонировать кадр, стоит помнить, что ночное светило является на практике гораздо более ярким объектом, нежели нам кажется. Эта иллюзия относительно малой яркости «обманывает» не только глаз человека, но и автоматику камеры, которая при съемке в режиме приоритета диафрагмы или программном режиме устанавливает слишком длительную выдержку. По этой причине при съемке старайтесь установить значение выдержки вручную, пользуясь точечным экспозамером по лунному диску либо, используя режим приоритета диафрагмы, смело ставьте «минусовую» экспокоррекцию на полторы-две ступени. При этом снимать следует в режиме RAW и затем, при обработке в конвертере, дополнительно понижать яркость светов. Только таким способом можно «вытянуть» текстуру лунного диска. Итак, давайте пошагово разберемся, как производить съемку и настроить камеру (сейчас мы будем говорить о фотографировании Луны крупным планом, а не ночного пейзажа):

  1. Установите на фотокамеру длиннофокусный объектив либо, в случае использования «ультразума», переведите его на максимальное значение фокусного расстояния.
  2. Закрепите камеру на штативе (повторимся, что условие это не обязательное, поскольку выдержка при съемке бывает не очень длительная, но желательное - все же риск получить кадр с «шевеленкой» будет ниже). Если снимаете «с рук», можно включить стабилизатор при его наличии в цифровой фотокамере.
  3. Поставьте минимальное значение чувствительности в камере (как показывает практика 100 ISO - вполне подходящее значение для фотографирования Луны ночью).
  4. Выберите режим RAW для сохранения полученных снимков (конечно, в том случае, если ваша фотокамера поддерживает данный формат записи изображений).
  5. С помощью диска выбора режимов установите режим приоритета диафрагмы (A), либо ручной режим (М).
  6. Задействуйте режим экспокорреции, введя отрицательное значение в 1.5-2 ступени (оптимально использование именно коррекции в 2 «стопа»).
  7. Производите съемку. При наличии пересветов корректируйте значение экспокоррекции или прикройте диафрагму на одно-два значения. К слову, фотографировать Луну лучше со средними значениями диафрагмы, от 5.6 до 8.

Итоги:

Как видим, фотографирование Луны ночью - занятие не очень сложное, но требующее несколько специфического подхода. В случае использования пленочного фотоаппарата ситуация осложняется невозможностью заранее отсмотреть получившийся кадр и сделать, при необходимости, корректировку. Тут можно посоветовать одно - фотографирую Луну на пленку, заранее сделайте несколько «пристрелочных» снимков на «цифру». Впрочем, при должном опыте такого рода съемок это вам уже не потребуется. Надеемся, этот небольшой материал поможет вам избежать ошибок при съемке Луны и позволит сделать больше интересных кадров.

Качественные фотографии луны очень красивы, но порой получить ее четкие снимки бывает крайне трудно! Чтобы запечатлеть потрясающие кадры с луной, нужно иметь соответствующее оборудование и уметь его правильно настраивать. При условии знания некоторых базовых основ, очень скоро луна может стать одним из самых излюбленных объектов ваших фотосъемок.

Шаги

Часть 1

Выбор подходящего оборудования

    Используйте качественный фотоаппарат. Фотокамера сотового телефона не позволит вам получить хорошие снимки луны, они будут размытыми и отдаленными. Лучше всего использовать в работе самый качественный фотоаппарат, который вы можете себе позволить приобрести. Качество объектива даже еще более важно, чем качество самого фотоаппарата, поэтому для поставленной задачи подойдут многие фотоаппараты, главное, чтобы объектив был подходящим.

    Выберите объектив с фокусным расстоянием 200 мм или более. Большое фокусное расстояние говорит о том, что объектив способен приближать удаленные объекты. Приобретите объектив с самым большим фокусным расстоянием, которое можете себе позволить. Лучше всего, если фокусное расстояние будет более 300 мм, но хорошие снимки можно получить и при фокусном расстоянии в 200 мм.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Фотограф

    Фотограф

    "Вероятно не стоит использовать объектив с фокусным расстоянием менее 55 мм! Из-за этого луна на ваших фотографиях будет выглядеть меньше, чем вам того хотелось бы."

    Обязательно используйте треногу. Для фотосъемки луны важно обеспечить устойчивость фотоаппарата. Даже малейшее подрагивание камеры может привести к получению размытой фотографии, поэтому необходимо использовать треногу. Выберите себе треногу с регулируемыми ножками на случай необходимости установки на неровную поверхность.

  1. Часть 2

    Выбор времени и места фотосъемки

      Выберите свою любимую фазу луны. Луну можно фотографировать в самых различных фазах за исключением новолуния, когда ее вообще не видно на небе. Первая и третья четверть лунной фазы позволяет добиться высококонтрастных фотоснимков с более подробными деталями кратеров на лунной поверхности, тогда как полная луна позволяет получить более яркие фотоснимки. Вам решать, во время какой фазы фотографировать луну, главное, сделайте это прежде, чем отправиться на фотосъемки.

      Выясните время восхода и захода луны. Во время восхода и захода луна располагается ближе всего к горизонту, что визуально увеличивает ее и приближает. В таком положении ее заметно проще фотографировать! Сверьтесь с информацией в лунном календаре или в погодном приложении на своем телефоне, чтобы проверить время восхода и захода луны в вашей местности.

      Выберите для фотосъемки ясную ночь. Облака, туман и смог не позволят вам получить четкие фотографии. Проверьте прогноз погоды, прежде чем выходить из дома и отправляться на фотосессию. Ясная ночь при отсутствии смога и дождя позволит вам получить самые лучшие фотоснимки луны.

      Найдите для фотосъемки место, удаленное от искусственных источников света. Луна кажется яркой из-за того, что отражает от своей поверхности солнечный свет. При этом лишний свет от фонарных столбов, машин и из окон домов будет делать луну более тусклой и размывать фотографии. Нет ничего страшного в свете на некотором удалении от вас, но ни в коем случае не нужно заниматься фотосъемкой в непосредственной близости от источников искусственного освещения.

    Часть 3

    Фотосъемка луны

      Установите фотоаппарат. Установите треногу на устойчивую ровную поверхность. При необходимости отрегулируйте ножки треноги, чтобы площадка для крепления фотокамеры была выровнена по горизонту. Убедитесь в том, что тренога стоит надежно, прежде чем крепить на ее фотоаппарат. Снимите крышечку с объектива и включите камеру. Если вы будете пользоваться кабелем дистанционного спуска затвора, прикрепите его к фотоаппарату.

      Настройте фокус. Сначала отключите автофокус, так как эта опция не лучшим образом подходит для ночной фотосъемки и может не дать вам четкой фокусировки. Посмотрите в объектив и вручную настройте фокус до получения четкого детального изображения лунной поверхности. У всех фотокамер свои методы настройки фокуса, поэтому предварительно обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя от вашей модели фотоаппарата.

      Выберите выдержку. Выдержка определяет собой длительность спуска затвора. При более короткой выдержке через объектив фотоаппарата проходит меньше света, что позволяет получить более четкое изображение деталей лунной поверхности без светящегося гало вокруг небесного тела. Используйте самую короткую выдержку, которая есть у вашей фотокамеры.

      СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

      Фотограф

      Ор Гозал - фотограф-любитель с 2007 года. Ее работы публиковались в таких изданиях, как National Geographic и журнал Стэнфордского университета Leland Quarterly.

      Фотограф

      Совет от опытного фотографа Ор Гозал: "Установка выдержки не более 1/125 секунды позволит снизить вероятность получения размытых фотографий."

      Используйте отложенный спуск затвора либо кабель (или пульт) для его дистанционного спуска. Нажимая на кнопку спуска затвора, вы можете пошатнуть фотоаппарат, и снимки получатся размытыми. Специальный кабель дистанционного спуска затвора (или пульт) позволит вам не прикасаться к камере при совершении снимков. Если у вас нет кабеля или пульта, воспользуйтесь функцией отсроченного спуска затвора.

      Отснимите сразу много фотографий. Когда камера будет установлена, настроена и сфокусирована, отснимите целую серию фотографий луны. Так у вас будет возможность выбрать самый лучший кадр. Попробуйте немного поэкспериментировать с выдержкой и фокусом, чтобы не упустить шанс получить наилучшие фотографии!

Дата публикации: 11.06.2015

Луна - красивый и загадочный спутник нашей планеты. Можно просто любоваться ею, а можно попробовать сделать интересные кадры с её участием.

В этой статье мы разберём творческие аспекты съёмки ночного светила, узнаем, как сделать максимально чёткие снимки, как красиво и выразительно показать царицу ночи в кадре.

Что нужно знать фотографу о Луне?

График движения . Луна - это естественный спутник Земли. Как и в случае с Солнцем, жители нашей планеты могут наблюдать её восходы и заходы. Она движется по небу по собственному расписанию и может взойти как глубокой ночью, так и днём. Чтобы делать красивые фотографии, нужно знать это расписание.

Почему Луна светится? Фазы Луны . Луна или её часть начинают светиться тогда, когда от них отражается свет Солнца. При смене взаимного расположения Земли, Солнца и Луны граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны сдвигается. Поэтому освещённая часть может расти или уменьшаться.

Все знают, что Луна может быть полной, а может предстать перед нами в виде полумесяца. Различают восемь ключевых фаз Луны.

Новолуние (New Moon): Луна не видна.
Молодая Луна (Waxing crescent).
Первая четверть (First quarter): освещена половина Луны.
Прибывающая Луна (Waxing gibbous): освещено более половины лунного диска.
Полнолуние (Full Moon): Луна освещена полностью.
Убывающая Луна (Waning Gibbous): освещено более половины Луны; освещённая площадь лунного диска постепенно уменьшается.
Последняя четверть (Last quarter): освещена половина Луны.
Старая Луна (Waning crescent)

Фазы Луны дают лишь обобщённое представление о том, какая её часть будет освещена Солнцем в определённые дни. Например, к первой и последней четверти будет относиться и 70% освещённой площади, и 95%. Поэтому площадь освещённой части Луны часто измеряют в процентах от её общей площади. В полнолуние это около 100%, а при тоненьком месяце на небе - несколько процентов.

Размер и цвет Луны. Иллюзия большой Луны . Сама по себе поверхность Луны серого цвета. Отражая солнечный свет, она становится желтоватой. Также лунный диск может менять свой цвет благодаря атмосфере Земли (проходя через толщу воздуха). Иногда восходящая над горизонтом Луна окрашивается в ярко-красный цвет, при этом она кажется значительно крупнее. Отметим, что для фотографа это самое подходящее время для создания красивых кадров с Луной.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 400.0 мм экв.

Планируем съёмку: выбираем время, место и условия

Для начала стоит определиться с тем, какую фазу Луны вы хотите заснять. Ознакомиться с расписанием движения Луны по небосводу поможет любой лунный календарь. Идеальным же вариантом станут специальные программы для фотографов, отслеживающие движение небесных светил. На компьютере удобно пользоваться веб-приложением TPE .

Обратите внимание: когда на дворе глубокая ночь, а Луна высоко над горизонтом, можно получить скучные кадры лунного диска без какого-то интересного сюжета или фона. По-моему мнению, такие фотографии будут интересны разве что астрономам. Да и те видели лунную поверхность уже тысячи раз.

Чтобы была возможность вписать Луну в какой-то пейзаж, сфотографировать её на фоне города, природы или облаков, фотографировать лучше в сумерках. Дождитесь момента, когда Луна будет восходить или садиться (сразу после захода Солнца или непосредственно до его восхода).

С другой стороны, если вы хотите просто снять Луну на чёрном фоне, то лучше всего фотографировать глубокой ночью в ясную погоду, когда Луна высоко над горизонтом.

Съемка Луны в сумерках позволяет сфотографировать ее не саму по себе на фоне черноты, а вписать в окружающую действительность.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 400.0 мм экв.

По личному опыту: наиболее выразительно в кадре смотрится либо полная Луна, либо тоненький месяц с освещённой частью менее 15%.

Важно выбрать и правильную точку съёмки. Чтобы сделать интересный кадр, найдите место, откуда открывается хороший вид. Программы, упомянутые выше, помогут определить, откуда будет восходить Луна. В городе можно выбрать какую-то возвышенную точку с видом на его достопримечательности. В моём случае ими стали Останкинская башня и Живописный мост. Желательно приехать на место съёмки заранее, ведь восходящая Луна «выпрыгивает» из-за горизонта очень быстро, так что на съёмку у вас будет очень мало времени - несколько десятков минут.

Необходимая фототехника

Составим список фототехники, которая точно пригодится для съёмки Луны.

  • Фотокамера с ручными настройками

Съёмка Луны - довольно сложная задача, поэтому лучше настроить самостоятельно хотя бы некоторые параметры. Хорошо, если камера обладает широким динамическим диапазоном. Это поможет при съёмке Луны на фоне других объектов - она не пересветится, а фон не будет слишком тёмным. Для такой съёмки отлично подойдут зеркальные фотокамеры: как самые простые (например Nikon D3300, Nikon D5500), так и продвинутые модели (Nikon D750 или Nikon D810).

Также неплохим бюджетным выбором для фотолюбителя станут компакты-гиперзумы (например, Nikon COOLPIX P900). У них есть ручные настройки и такой зум, что зеркалкам и не снился. Тот же P900 может дать увеличение, эквивалентное объективу для полнокадровой зеркалки с фокусным расстоянием 2000 мм.

  • Объектив

Если вы хотите показать Луну в кадре достаточно крупно, то необходимо использовать телеобъектив . Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее в кадре будет показана Луна. Кадры к статье были сняты объективом Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor с двукратным телеконвертером NIKON AF-S TC-20E III. Фокусное расстояние на фотографиях составляет 400 мм. Хорошим компактным и бюджетным телеобъективом является Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/2 с, 350.0 мм экв.

Не забывайте: чем больше фокусное расстояние, тем труднее будет получить качественные кадры. Но об этом чуть ниже.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1 с, 110.0 мм экв.

Луну можно фотографировать и широкоугольной оптикой. При этом в кадре она будет не такой крупной, но в этом случае можно показать на фото какой-то пейзаж вместе с ней. Уместно использовать объективы с фокусным расстоянием около 35 мм для полного кадра или 28 мм для «кропа». То есть для таких съёмок подойдёт почти любой универсальный или китовый зум-объектив.

  • Штатив

Если вы хотите получить качественные резкие снимки ночного светила, то вам обязательно потребуется штатив . Исключение составит съёмка Луны днём на штатную или широкоугольную оптику . В режимное время (рано утром или поздно вечером) и ночью съёмка Луны проходит на достаточно длинных для фотографирования с рук выдержках (может появиться «шевёленка» от дрожания камеры в руках). Если же вы работаете с телеобъективами, фокусное расстояние которых более 300 мм, то штатив желательно использовать даже днём. Иначе смаза не миновать. Ведь чем уже угол обзора объектива (чем сильнее он приближает), тем сильнее будет «трястись» картинка в видоискателе. При съёмке телеобъективом штатив нужен для стабилизации изображения. Он должен быть очень мощным, способным надёжно, не колеблясь, удержать аппаратуру.

  • Пульт дистанционного управления

Он станет полезным аксессуаром при съёмке со штатива. Пульт нужен для того, чтобы избежать колебаний камеры в момент нажатия на кнопку спуска. Так мы застрахуем себя от получения смазанных кадров. Если у вас нет пульта ДУ, то можно настроить камеру на автоспуск, чтобы между нажатием на кнопку спуска и самой съёмкой прошло хотя бы несколько секунд. Если же ваш фотоаппарат, подобно Nikon D5200, Nikon D5300 или Nikon D7200, поддерживает дистанционное управление по Wi-Fi, то пультом может послужить ваш смартфон.

Параметры съёмки. Технические сложности и пути их решения

Проблема новичков №1. «Шевёленка» при съёмке с рук . Начинающие фотографы держат камеру в руках или на хлипком, трясущемся штативе. И если они фотографируют на телеобъектив (с большим зумом), то почти всегда получают смазанное изображение. Чтобы снимать с рук с большим приближением, требуется сильно укорачивать выдержку. То есть при съёмке телеобъективом максимальная выдержка должна быть короче 1/250 с. Резкие кадры поможет получить оптическая стабилизация изображения. Если у вас на объективе есть переключатель с надписью VR, IS или Optical steady shot, установите его в положение ON.

О том, как рассчитать максимально допустимую выдержку при съёмке с рук, рассказано в одном из наших уроков .

Если вы новичок и из предыдущего абзаца ничего не поняли, так как пока пользуетесь только автоматическим режимом и сюжетными программами, для фотографирования Луны с сильным «приближением» выберите сюжетную программу «Спорт» - она гарантирует съёмку на короткой выдержке. Если вы снимаете Луну общим планом, без сильного «приближения», можно воспользоваться сюжетной программой «Ночной пейзаж».

Проблема №2. Луна движется по небосводу . Чем съёмка Луны отличается от других пейзажных съёмок? Тем, что снимаем мы очень быстро движущийся объект. Если фотографировать её на длинной выдержке, она смажется.

Как правильно определить максимальную выдержку для съёмки Луны, чтобы она получилась чётко? Обычно выдержку определяют экспериментальным путём, делая пробные снимки. Общая закономерность проста: чем более длиннофокусный у вас объектив, тем короче нужна выдержка. Поэтому фотографировать супертелеобъективами очень сложно - Луна буквально летит через кадр - успевай ловить. Выдержки при этом потребуются довольно короткие.

Те, кто знаком с астрофотографией, знают о «правиле 600» для определения максимальной выдержки при съёмке звёзд (если число 600 разделить на эквивалентное фокусное расстояние , мы получим оптимальное значение выдержки в секундах). Но при съёмке Луны это правило не сработает, ведь она движется по небу быстрее звёзд.

Чтобы сделать качественный снимок Луны телеобъективом, рекомендуется использовать выдержки короче 1 с. Если мы фотографируем нормальными объективами, то максимальная выдержка может составить 2–3 секунды без потери резкости. Поскольку фотографируем мы на относительно коротких выдержках в условиях ночи или сумерек, ISO придётся поднимать. По собственному опыту скажу, что съёмка Луны обычно происходит при ISO 400–800.

Проблема №3. Настройка экспозиции и нехватка динамического диапазона . Мы уже упоминали об этой проблеме: ночью Луна ярче всего того, что её окружает в кадре. Поэтому фотографу придётся выбирать - показать на фото либо Луну, либо окружающий пейзаж, сильно пересветив ночное светило. Снимая ночью, выбирать придётся только из этих двух зол. В статье уже встречались иллюстрации обеих ситуаций. Давайте посмотрим на них ещё раз:

Экспозиция настроена по Луне. Ее поверхность не пересвечена. Однако, с небесами пришлось попрощаться: в место них чернота.

Если вы снимаете ночью на телеобъектив, ориентируйтесь на Луну, покажите на ней все детали. Если вы снимаете на широкоугольный объектив, лучше сделайте акцент на пейзаж.

Чтобы такой выбор не стоял, необходимо выбирать условия освещения, при которых контраст между Луной и окружающей средой не так высок. Это, прежде всего, сумерки - время, когда Луна уже начинает светиться, однако ещё не так ярко, как ночью.

Динамический диапазон фотокамеры можно немного расширить. Это позволит сохранить в кадре больше деталей разной яркости. Если вы снимаете в JPEG, то у Nikon для расширения динамического диапазона предусмотрена технология «Активный D-Lighting».

Также некоторые фотокамеры позволяют создавать HDR-снимки (для склейки нескольких кадров с разной экспозицией). Помните, что Луна по небу перемещается относительно быстро. И чтобы конечный HDR-снимок не был смазан, каждый отдельный кадр придётся делать на значительно более коротких выдержках.

Как правильно определить экспозицию при съёмке Луны? Думаю, с первого раза никому не удавалось получить идеально проэкспонированный кадр. В таких сложных условиях любой метод замера экспозиции может дать сбой. Всегда делайте пробные кадры и настраивайте экспозицию, ориентируясь на них, делая следующие кадры либо темнее, либо светлее. Пользуйтесь экраном Live View, так вы сможете увидеть будущую яркость кадра прямо на дисплее камеры. Чтобы при этом не зависеть от причуд автоматики, лучше всего снимать в ручном режиме, самостоятельно контролируя все параметры съёмки.

Удобно пользоваться брекетингом экспозиции. Эта функция позволит сделать несколько (от 2 до 9) кадров с разной экспозицией (яркостью). Из этой серии кадров вы сможете выбрать наиболее точно проэкспонированный и работать с ним. Также можно объединить отснятые кадры с помощью HDR или блендинга экспозиции на компьютере.

В заключение хочется пожелать читателям интересных съёмок и смелых фотоэкспериментов! Помните, умение фотографировать не заканчивается умением нажимать кнопки на фотоаппарате. Нужно находить интересные сюжеты для съёмки и выбирать хорошие условия для фотографирования. Уделяйте внимание подготовке к съёмке, планированию. Это залог удачных кадров.

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

error: