Время новых технологий. Донской николай юрьевич – С какой целью разрабатываются УКП-ЯЭУ

«Космическая» история «Арсенала» берет начало с середины 1960-х гг., когда предприятию было поручено создание опор посадочных блоков первых советских лунных станций. Конструкторское бюро и машиностроительный завод с успехом справились с поставленной задачей. В конце 1960-х гг. «Арсенал» приступил к выполнению принципиально нового научно-технического задания – созданию первой в мире всепогодной многоцелевой системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). В систему МКРЦ вошли КА двух типов: радиотехнической разведки «УС-П» с солнечной энергоустановкой и радиолокационной разведки «УС-А» с ядерной энергоустановкой. «Арсеналом» было выпущено более 70 КА для формирования и поддержания функционирования системы МКРЦ, которая находилась на боевом дежурстве до 2007 г.

С 1980 г. еще одним направлением космического производства Машиностроительного завода «Арсенал» стало изготовление КА «Кобальт», разработанного ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и предназначенного для фотосъемки земной поверхности.

КБ и МЗ «Арсенал» обладают уникальным опытом создания и эксплуатации КА с ЯЭУ. Около 30 таких КА функционировали на орбитах. В 1980-х гг. были разработаны и выведены на высокие орбиты два экспериментальных КА «Плазма-А» («Космос-1818» и «Космос-1867») с ядерными энергоустановками термоэмиссионного типа и с максимальным обеспечением экологической безопасности (разработчик – НПО «Красная Звезда»).

С 2002 г. ОАО «МЗ «Арсенал» приступил к изготовлению опытных летных образцов космических аппаратов нового поколения, разработанных ФГУП «КБ «Арсенал» и предназначенных для решения широкого круга задач и исследования физики распространения электромагнитных волн. В 2009 г. «Арсеналом» был осуществлен запуск опытного космического аппарата нового поколения по проекту КБ «Арсенал» для радиотехнических исследований поверхности Земли и акватории Мирового океана.

В ФГУП "Конструкторское бюро "Арсенал"" (КБ, подчиняется Роскосмосу) назначен генеральный директор — им стал главный конструктор предприятия Андрей Романов. Господин Романов обошел пятерых конкурентов, поскольку, по оценке Роскосмоса, представил лучшую программу развития КБ. Эксперты считают, что опыт господина Романова позволит ему эффективно руководить предприятием, хотя и вспоминают случаи, когда назначение главного конструктора гендиректором крупного оборонного предприятия было неудачным.


В конце марта генеральным директором КБ "Арсенал"" был назначен Андрей Романов, главный конструктор направления ракетно-космической техники предприятия. Господин Романов работает в КБ с 1993 года, куда пришел сразу после окончания БГТУ "Военмех".

Приоритетными направлениями деятельности предприятия Андрей Романов называет проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию космических систем, комплексов и аппаратов информационного обеспечения, работ по созданию образцов корабельного артиллерийского вооружения и пусковых установок.

Также предприятие продолжит реализацию инновационных проектов на собственной производственной базе, которая занимается изготовлением технологического и испытательного оборудования, необходимого для проведения наземной экспериментальной отработки изделий, проектируемых КБ.

Господин Романов отказался назвать суммы действующих контрактов КБ "Арсенал". "В настоящее время портфель заказов на 2013-2015 годы сформирован, те работы, которые мы выполняли в рамках госзаказа в 2012 году, выполнены своевременно и в полном объеме. Финансово-экономическое состояние предприятия — стабильное и устойчивое", — сообщил "Ъ" новый глава предприятия.

Анатолий Шилов, заместитель главы Федерального космического агентства, заявил, что и руководство Роскосмоса, и Минобороны России (как основной заказчик) "в целом считают деятельность КБ "Арсенал" и его команды эффективной". "Но это не исключает и критики в адрес руководства предприятия. У нового директора есть время повысить эффективность и качество работы своей команды", — говорит господин Шилов.

Пост генерального директора КБ "Арсенал" пустовал с середины января, когда его покинул Михаил Сапего. Официальной причиной ухода господина Сапего стало желание сосредоточиться на работе в ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал"" (МЗ, находится в ведении Роскосмоса), где он являлся и является до сих пор председателем совета директоров.

Однако для отставки Михаила Сапего были и другие основания. Осенью прошлого года с целью проведения внеплановой проверки в КБ была направлена комиссия Роскосмоса, которая выявила, что господин Сапего руководил КБ, представляя интересы МЗ "Арсенал". Завод выполняет те технические задания, которые создаются в бюро, поэтому комиссия не исключила ангажированности экс-руководителя КБ.

Помимо МЗ "Арсенал", проекты КБ воплощают в жизнь ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ФГУП "ЦНИРТИ имени академика А. И. Берга", ОАО "НИИ ТП", ОАО "ОКБ МЭИ".

Временно обязанности руководителя КБ исполнял заместитель генерального директора Евгений Лянной, который до назначения господина Сапего руководителем конструкторского бюро в 2009 году являлся директором МЗ "Арсенал".

Помимо Андрея Романова, на должность гендиректора КБ претендовало еще пять человек. По данным источника, близкого к ситуации, двое из них являются бывшими сотрудниками конструкторского бюро — начальник отдела Ольга Куркова и Виктор Белов, бывший заместитель генерального директора КБ "Арсенал", уволенный летом 2012 года за неэффективную работу. Третьим претендентом стал Сергей Королев, экс-директор МЗ "Арсенал". Еще двое участников конкурса были из Москвы: один из них связан с военным космосом, другой трудится в ЦНИИ машиностроения.

Как поясняет сам Андрей Романов, конкурсная комиссия признала его победителем, "как представившего наилучшую программу деятельности предприятия".

Михаил Сапего в беседе с "Ъ" заметил, что Роскосмос руководствовался в выборе победителя рекомендацией конструкторского бюро. "Это лучший из вариантов: как главный конструктор Андрей Романов хорошо знает работу предприятия, и ему не потребуется времени для вхождения в курс дел. Еще в 2009 году, придя в КБ, я прогнозировал, что он станет генеральным директором", — говорит господин Сапего. По его оценке, КБ "Арсенал" обеспечено заказами в полной мере.

В сентябре 2012 года в Санкт-Петербурге было прекращено уголовное дело в отношении Михаила Сапего. Тогда ему инкриминировалось два эпизода мошенничества, связанных с якобы имевшим место захватом МЗ "Арсенал". Впоследствии правоохранительные органы решили, что в действиях топ-менеджера "Арсенала" отсутствует состав преступления.

По словам Михаила Сапего, эта история уже не имеет никаких отголосков, влияющих на положение КБ и МЗ "Арсенал". Андрей Романов оценивает взаимодействие КБ и МЗ как "один из немногих примеров эффективного частно-государственного партнерства в сфере высоких технологий", поэтому считает, что "события, происходившие в последнее время вокруг менеджмента завода и КБ, не оказали негативного влияния на результаты деятельности научно-производственного комплекса".

Анатолий Шилов не отрицает, что события, происходившие с господином Сапего, "создают вокруг обоих "Арсеналов" определенную атмосферу". "Однако исторически сложившийся союз этих предприятий позволит, на наш взгляд, и в дальнейшем решать сложные задачи как в рамках Гособоронзаказа, так и Федеральной космической программы", — надеется замглавы Роскосмоса.

Начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский считает, что скандалы, связанные с Михаилом Сапего, значительно сократили объемы госзаказа для КБ, однако сейчас на предприятии восстановилась стабильность.

Денис Демин, начальник аналитического отдела инвесткомпании БФА, не видит препятствий для того, чтобы господин Романов стал эффективным руководителем КБ "Арсенал". "Главный конструктор на таком предприятии — это не просто техническая должность. Конструктор, по сути, является правой рукой генерального директора", — полагает аналитик.

Впрочем, говоря о назначении Андрея Романова, господин Кумановский вспоминает другое громкое назначение на должность генерального директора бывшего конструктора. Речь о Юрии Соломонове, генеральном директоре Московского института теплотехники, который был уволен с этой должности в 2009 году после неудавшегося запуска МБР "Булава". "Причиной случившегося стало отсутствие контроля за поставщиками комплектующих. Именно генеральный директор должен был добиться стабильного качества, но, видимо, у генерального конструктора Соломонова не хватило управленческого опыта", — считает господин Кумановский. Однако при этом эксперт полагает, что господин Романов вполне сможет в новой должности привнести в работу КБ свои ноу-хау.

Генеральный директор, Генеральный конструктор

Московченко Леонид Васильевич

Образование:

  • Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина)
    В настоящее время - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Специальность
:
  • Гироскопические приборы и устройства

Ученая степень
:
  • Кандидат технических наук по специальности «Системы управления подвижными объектами»

С 1968г. по 1990г. постоянно работал в Научно-исследовательском Институте Командных Приборов (НИИ КП) в должности инженера, ведущего инженера, начальника лаборатории, заместителя главного конструктора. При его непосредственном участии с 1980г. по 1990г. были разработаны, внедрены в производство и прошли полигонные испытания системы стабилизации высокоточных комплексов командных приборов ряда космических объектов и баллистических ракет морского базирования, большая часть из которых стоит в настоящее время на вооружении и обеспечивает обороноспособность России.

С 1991г. является генеральным директором и генеральным конструктором предприятия ОАО «НПО «Карат» . Под его руководством предприятие занимается разработкой и производством современных оптико-электронных теплотелевизионных гиростабилизированных систем (ТТГС) для различных корабельных, наземных и авиационных комплексов военного назначения.

  • Медаль «За доблестный труд» - (1970 г.);
  • Орден «Знак почёта» - (1978 г.);
  • Медаль «Изобретатель СССР» - (1985 г.);
  • Звание «Заслуженный изобретатель СССР» (1985 г.);
  • Медаль «За долголетний добросовестный труд» - (1991 г.);
  • Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2009 год.

Первый заместитель генерального директора, П ервый заместитель генерального конструктора

Московченко Артем Леонидович

Образование:


Специальность:
  • Финансовые, кредитные и международные экономические отношения
  • Hotel Mamagement and Operations

Квалификация:
  • Бакалавр
  • Магистр

«Основные проблемы российских производственных предприятий – это низкая производительность труда и неэффективная система управления процессами. ОАО «НПО «Карат» успешно борется с этими трудностями. На предприятии проводится работа по повышению культуры производства, внедряется современная информационная система управления, которая охватит весь производственный процесс, начиная с этапа разработки новых изделий ».

Директор по производству

Донской Николай Юрьевич

Образование: Специальность :
  • Системы автоматического управления

Квалификация:
  • Инженер-электрик

ОАО «НПО «Карат»

Заместитель генерального директора по качеству

Жуков Павел Иванович

Образование:

  • Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) им. В.И. Ульянова (Ленина)

Специальность :
  • Электронные вычислительные машины

Квалификация:
  • Инженер-системотехник

«Наше предприятие работает в той сфере промышленности, где качество – это основное требование, предъявляемое заказчиком к продукции. Жесткие условия эксплуатации, повышенная отказоустойчивость, возможность оперативного ремонта – все эти требования к приборам ОАО «НПО «Карат» стимулируют нас постоянно работать над совершенствованием методов производства. Немаловажным становится вопрос о подборе поставщиков, входном контроле комплектующих, выборе подрядчиков. Все эти процессы занимают важное место во всем производственном процессе и требуют постоянного внимания и развития».

АО «Конструкторское бюро „Арсенал“ имени М. В. Фрунзе» (АО «КБ «Арсенал»; до 1 февраля 2017 года - ФГУП «КБ „Арсенал“ имени М.В. Фрунзе»; ранее «ЦКБ-7») - конструкторское бюро, образованное 21 ноября 1949 года на базе конструкторских отделов завода «Арсенал» и подразделений Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро как головное предприятие оборонной промышленности. Ведёт свою историю с основанных Петром I в 1711 году «Пушечных литейных мастерских». Сегодня КБ «Арсенал» входит в число ведущих разработчиков и изготовителей космической техники, корабельных артиллерийских и пусковых установок.

Разработки

В 1949 году по решению Совета Министров СССР от 21.11.1949 года № 5316-2040 для создания корабельной автоматической артиллерии нового поколения на базе конструкторских отделов завода «Арсенал» (тогда - завод № 7) и подразделений Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро образовано конструкторское бюро «Арсенал» (ЦКБ-7).

Уже в 1951 году первая АУ СМ-24-ЗИФ успешно прошла огневые испытания, а в 1953 году была принята на вооружение. За десять с небольшим лет КБ был создан ряд корабельных зенитных АУ: 45 мм одноствольная высокоскорострельная СМ-21-ЗИФ; четырёхорудийные палубные АУ открытого типа СМ-20-ЗИФ (калибр 45 мм) и ЗИФ-75 (калибр −57 мм); башенные двухорудийные АУ АК-725 (калибр - 57 мм) и АК-726 (калибр - 76,2 мм) для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям и другие установки.

Во второй половине 1960-х годов, когда ВМФ потребовались 100 мм и 130 мм полностью механизированные башенные АУ со скорострельностью 40-60 выстрелов в минуту (что почти в 4 раза превышало скорострельность ранее существующих АУ данного калибра), КБ «Арсенал» начало разработку новых АУ. В результате были созданы и сданы на вооружение одноорудийная АК-100 (1978 год), двухорудийная АК-130 (1985 год). Созданные на «Арсенале» АК-725 и АК-726; АК-100 и АК-130 по настоящее время не сняты с вооружения ВМФ России, ими оснащены практически все корабли отечественного флота. АУ АК-130 установлены на российских крейсерах «Москва», «Маршал Устинов», «Петр Великий». АУ поставлялись и находятся на вооружении ряда зарубежных стран: Китая, Индии, Сирии, Алжира, Кубы и др. стран. Кроме этого, в 1960-1970-х гг. КБ «Арсенал» были разработаны корабельные ракетные пусковые установки палубного типа ЗИФ-101 и ЗИФ-102 (зенитный ракетный комплекс - ЗРК «Волна»), ЗИФ-122 (ЗРК «ОСА-М»), а также комплексы для постановки ложных целей: ПК-16, ПК-2М (ЗИФ-121), которые также неоднократно поставлялись на экспорт. Разработка ЗРК «ОСА-М» была отмечена Государственной премией.

В целом, заводом и КБ «Арсенал» было создано более 20 видов автоматизированных артиллерийских установок калибра от 45 до 130 мм, а также ряд корабельных пусковых ракетных установок различного назначения.

В конце 1950-х годов на «Арсенале» были начаты работы по созданию комплекса ракетного оружия с твердотопливными баллистическими ракетами. Под руководством С. П. Королёва (ОКБ-1) проводились работы по созданию ракеты 8К98, в которой «Арсенал» принял участие в разработке двигательной установки второй ступени. Отдельно «Арсеналом» проводились работы по созданию подвижного ракетного комплекса 15П96 с ракетой 8К96. Позднее по отдельному постановлению Правительства под руководством главного конструктора П. А. Тюрина был создан модернизированный ракетный комплекс 15П098П с твердотопливной ракетой 8К98П, отличающейся от 8К98 боевым оснащением, наличием системы преодоления противоракетной обороны противника с новыми двигательными установками всех ступеней и новой системой управления. По завершении этих работ «Арсенал» вышел с предложением по разработке комплекса ракетного оружия с твердотопливными ракетами для вооружения атомных подводных крейсеров. Работа закончилась созданием и передачей в эксплуатацию ВМФ комплекса Д-11 с твердотопливной баллистической ракетой, что утвердило твердотопливные БР как новый вид вооружения ВМФ. После 1980 года в связи с переходом к деятельности по созданию космических аппаратов, КБ «Арсенал» прекратило разработку новых БРК.

С 1969 года «Арсенал» начал заниматься созданием космической техники. В начале 1960-х годов руководством страны перед наукой и промышленностью была поставлена принципиально новая задача создания первой в мире всепогодной космической системы наблюдения за акваторией Мирового океана и выдачи целеуказания по надводным объектам с передачей данных непосредственно на носители ракетного оружия или наземные пункты. «Арсенал», занятый в это время созданием артиллерийских и ракетных комплексов, не сразу подключился к новой тематике. Однако уже в 1969 году на «Арсенал» была передана частично разработанная НПОМаш (г. Реутово) конструкторская документация на космический комплекс и поручена разработка конструкторской документации непосредственно на сам космический аппарат. В сжатые сроки его специалистам удалось обеспечить выпуск конструкторской документации на космический аппарат, провести реконструкцию и дооснащение производственных мощностей для выпуска совершенно новой для завода тематики. В систему МКРЦ вошли космические аппараты (КА) двух типов: радиотехнической разведки «УС-П» с солнечной энергоустановкой и радиолокационной разведки «УС-А» с ядерной энергоустановкой (ЯЭУ). Лётно-конструкторские испытания КА «УС-А» начались в 1973 году, КА «УС-П» - в 1974 году, приняты в эксплуатацию в 1975 и в 1978 годах соответственно. В 1978 году космическая система была поставлена на вооружение уже в полном объёме. Успешные результаты работ, выполненных коллективом «Арсенала», послужили основой для принятия Правительством решения о закреплении за предприятием статуса головного предприятия по созданию космических комплексов наблюдения. Космическое направление стало для КБ «Арсенал» основным. Одновременно с созданием и выпуском собственных космических аппаратов «Арсенал» был подключен к программе создания космических аппаратов фотонаблюдения, основным разработчиком которых является ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Серийное производство этих КА было организовано на заводе «Арсенал» в начале 1980-х годов.

В рамках проекта «Энергия - Буран» на «Арсенале» была разработана принципиально новая конструкция гидравлических рулевых приводов (РП) с цифровым управлением для поворота камер двигателя РД-170 ракеты-носителя (РН) «Энергия». В развитие этой работы позднее «Арсеналом» были созданы рулевые приводы, которые в настоящее время используются в составе ЖРД РД-180 на РН «Atlas 5» (США). В 1980-х годах КБ «Арсенал» вело работы по отработке и эксплуатации КА с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). В 1987 году были проведены успешные лётно-конструкторские испытания двух экспериментальных КА «Плазма-А» («Космос-1818» и «Космос-1867») с новой мощной ЯЭУ «Топаз» (разработки НПО «Красная Звезда»).

В 1990-х годах КБ «Арсенал» приняло участие в космическом эксперименте по исследованию всплесков космического гамма-излучения с помощью научной аппаратуры, созданной ФТИ имени А. Ф. Иоффе. Эксперимент проводился в рамках совместной с США космической программы «Винд-Koнyc» на двух КА «Космос-2326» и «Космос-2367» в период 1995-2000 гг., и на третьем КА «Космос-2421», запущенном в 2006 году. Кроме этого, на «Арсенале» было разработано и изготовлено специальное технологическое оборудование для работ с разгонным блоком РН «Зенит-3SL» (по проекту «Морской старт»). С 2000 года КБ «Арсенал» ведет работы по созданию космических средств нового поколения, предназначенных для дистанционного зондирования Земли и исследования физики распространения электромагнитных волн в околоземном пространстве, а также продолжает работы по созданию корабельных артиллерийских установок нового поколения.

Руководство

  • Антонов Николай Петрович , начальник и главный конструктор ЦКБ-7 (1949-1952).
  • Лендер Владимир Францевич , временно исполняющий обязанности начальника ЦКБ-7 (1952-1953).
  • Тюрин Петр Александрович , начальник и главный конструктор ЦКБ-7 (1953-1958), зам. начальника - главный конструктор ЦКБ-7 (1958-1971).
  • Семенов Вячеслав Николаевич , начальник ЦКБ-7 - директор опытного завода № 7 имени М. В. Фрунзе (1958-1967).
  • Иванов Евгений Константинович , начальник КБ «Арсенал», директор машиностроительного завода «Арсенал» имени М. В. Фрунзе (1967-1976).
  • Арефьев Алексей Иванович , начальник КБ «Арсенал» (1976-1980).
  • Борошнев Игорь Николаевич , начальник КБ «Арсенал» (1980-1983).
  • Валов Юрий Федорович , начальник - главный конструктор КБ «Арсенал» (1983-1995).
  • Полетаев Борис Иванович , начальник - главный конструктор ФГУП «КБ «Арсенал» (1995-1997), генеральный директор-генеральный конструктор ФГУП «КБ «Арсенал» (1997-2009).
  • Сапего Михаил Кимович , генеральный директор-генеральный конструктор ФГУП «КБ «Арсенал» (с 2009), генеральный директор ФГУП «КБ «Арсенал» (2012-2013).
  • Романов Андрей Васильевич , генеральный директор ФГУП «КБ «Арсенал» (2013-2014).
  • Ковалёв Александр Павлович , генеральный директор ФГУП «КБ «Арсенал» (с 27 августа 2015 года).
  • Мильковский Александр Григорьевич , генеральный директор АО «КБ «Арсенал» (с 1 февраля 2017 года) (и.о. генерального директора ФГУП «КБ «Арсенал» (01.06.2016-01.02.2017)).

История

Федеральное государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро „Арсенал“ имени М. В. Фрунзе» (ФГУП «КБ «Арсенал») ведет свою историю с основанных Петром I в 1711 году «пушечных литейных мастерских», где проектировались и изготавливались первые российские пушки для вооружения армии и флота. 15 октября 2011 года Санкт-Петербургский «Арсенал» отметил 300-летие со дня основания. Конструкторское бюро «Арсенал» (изначально - ЦКБ-7) образовано 21 ноября 1949 года на базе конструкторских отделов завода «Арсенал» и подразделений Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро как головное предприятие оборонной промышленности. За прошедшее время в КБ «Арсенал» были развернуты работы по созданию сложнейших систем и изделий оборонной техники. В настоящее время ФГУП «КБ «Арсенал» входит в число ведущих разработчиков и изготовителей космической техники, корабельных артиллерийских и пусковых установок и находится в ведении Федерального космического агентства России (Роскосмос). ФГУП «КБ «Арсенал» возглавляется генеральным директором. Основными направлениями деятельности конструкторского бюро являются:

Создание космических комплексов и космических аппаратов различного назначения;

Создание корабельных автоматических артиллерийских и пусковых ракетных установок.

Для расширения международного сотрудничества в космической деятельности по инициативе ФГУП «КБ «Арсенал» при поддержке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга в июне 2002 г. было образовано Некоммерческое партнерство «Северо-Европейский космический консорциум» (НП СЕКК).

1 февраля 2017 года состоялась государственная регистрация акционерного общества «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» (АО «КБ «Арсенал» имени М.В. Фрунзе»). Компания создана путём преобразования ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» в акционерное общество и является правопреемником ФГУП «КБ «Арсенал» по всем его обязательствам.

Генеральным директором назначен Мильковский Александр Григорьевич.

error: