Приказ 302 онлайн справочник профессий. Перечень вредных и опасных производственных факторов по профессиям — приказ о медосмотрах

Приветствую, друзья! Предлагаю обсудить занимательное чтиво: Заключение Минэкономразвития России от 28.05.2015 N 13875-ОФ/Д26и "Об экспертизе приказа Минздрава России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В ходе экспертизы приказа № 302н в период с 17 сентября 2013 г. по 17 октября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях приказа № 302н, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее — разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 г. N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу № 302н.

Для проведения экспертного исследования положений приказа № 302н была создана экспертная группа.

Сам я его успел просмотреть по диагонали, и то не до конца. Но смысл во всём этом такой: приказ 302н затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывает необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности. Кроме всего прочего приказ 302н конфликтует с требованиями других нормативных правовых актов.

1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

1.1. Место приказа № 302н в системе нормативного правового регулирования.
Приказом № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок были введены в действие с 1 января 2012 года.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Приказ № 302н издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В то же время в соответствии с приложением № 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.2. Адресаты регулирования.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение № 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении № 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

1.3. Цели регулирования.
Целями регулирования приказа № 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом № 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году» (далее — Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа № 302н.
В соответствии с требованиями приказа № 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
Кроме того, в Приложениях № 1 и № 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс. руб. на работника.
Размер затрат на выполнение требований приказа № 302н представлен в таблице 1.

Кроме того, экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров. Частично это связывают с изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, преобразовавшихся из муниципальных бюджетных в государственные бюджетные учреждения, в которых определение стоимости медицинских услуг производится самостоятельно по ставкам и тарифам, регулируемым или устанавливаемым без участия муниципальных органов власти. Другой причиной возрастания стоимости эксперты называют расширение количественного состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, и увеличение необходимых лабораторных и функциональных методов исследования.

По данным экспертов, на предприятиях нефтегазодобычи медосмотры проходят ежегодно в среднем 60 — 70% работников. На нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических предприятиях в силу отраслевой специфики медосмотрам подлежат более 90% работников, причем значительная часть подлежащих медосмотрам работников (от 10 до 40%) по результатам аттестации рабочих мест работает в оптимальных или допустимых условиях труда.

В Докладе приводятся показатели профессиональной заболеваемости на 10 000 работников по наиболее неблагополучным в данном отношении видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 31,41, обрабатывающих производств — 3,14, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 2,89, транспорта и связи — 2,86.

2. Основания для проведения экспертизы приказа № 302н.

Основанием для проведения экспертизы приказа № 302н на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО «Сургутнефтегаз» о трудностях проведения медицинских осмотров в связи с отсутствием определения терминов «медицинские учреждения» и «значительное удаление» как в приказе № 302н, так и в законодательстве Российской Федерации.

По мнению экспертной группы положения приказа № 302н необосновано затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также обращают внимание, что к выполнению одних и тех же видов работ в результате «пересечения» предмета регулирования приказа № 302н с рядом нормативных правовых актов, в том числе с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»), Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предъявляются различные требования.

Кроме этого, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа № 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности по причине дублирования медицинских осмотров с мероприятиями по диспансеризации, осуществляемыми в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

3. Результаты проведенной экспертизы.

В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа № 302н и приводят к необоснованным затруднениям ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

3.1. Согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» гражданин (в возрасте 18 лет и старше) работающий, неработающий или обучающийся проходит диспансеризацию 1 раз в 3 года в рамках программы обязательного медицинского страхования.

В то же время в соответствии с приказом № 302н медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений должны проводиться с периодичностью 1 раз в год или в 2 — 3 года за счет работодателя.

При этом ряд дублирующих исследований предусмотрено как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом № 302н.

В целях исключения такого дублирования, сокращения временных затрат как работников, так и работодателей, а также финансовых затрат работодателей считаем целесообразным предусмотреть механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

3.2. Кроме того, в рамках экспертизы установлено несоответствие положений приказа № 302н действующим нормативным документам в области охраны труда, принятым ранее.

Имеются несоответствия требований приказа № 302н и действующих санитарных норм и правил по объемам и кратности обследования по отдельным видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Так, объемы осмотров медицинских работников, изложенные в пункте 17 приложения № 2 «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных», не соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части кратности и объемов осмотров.

Согласно примечанию 5 к приложению № 1 и примечанию 3 к приложению № 2 участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что лица, «связанные с работами, указанными в столбце два Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет».

Таким образом, например, специалисты-психиатры должны проводить осмотры только лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в соответствии с приказом № 302н прохождение соответствующего осмотра предусмотрено для всех сотрудников, занятых как производством, так и реализацией лекарственных средств.

Также, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, существенным моментом, затрудняющим применение приказа № 302н, является несогласованность наименований вредных производственных факторов, перечисленных в приложении № 1 и в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «ГН 2.2.5.1313-03. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы)».

В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа № 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.

Представляется целесообразным установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих и гигиеническому нормированию, и учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

3.3. В рамках публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступали обращения о чрезмерности требований предъявляемых в приложении № 1 и № 2, а также о наличии (отсутствии) специалистов в медицинских организациях, предоставляющих услуги по проведению медицинских осмотров.

3.3.1. Представляется, что для работников розничной торговли либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), либо для работников предприятий торговли непродовольственными товарами представляется избыточным проведение всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований.

Например, расходы на проведение медицинских осмотров одного крупного субъекта предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли составляют 295 млн. руб. в год. Количество сотрудников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, превышает 84 000 человек. Обращаем внимание, что не все эти сотрудники имеют контакт с пищевыми продуктами. При этом сотрудники предприятий розничной торговли, включая тех, кто не имеет контакта с пищевыми продуктами, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в полном объеме, включая стоматолога, оториноларинголога, акушера-гинеколога, врача-нарколога, врача-психиатра.

3.3.2. Согласно примечанию 3 к приложению № 1 все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Фактически это означает, что все женщины, подлежащие медосмотрам согласно приложению № 1, должны проходить его 1 раз в год вне зависимости от периодичности, установленной в соответствии с опасностью производства, из-за воздействия которого они проходят медосмотр. Данное требование создает дополнительные обязанности работодателя по формированию поименного списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем году, а также затраты по организации и проведению медицинского осмотра для выявления профессиональных заболеваний.

3.3.3. Эксперты в рамках публичных консультаций отмечали проблему отсутствия ряда врачей-специалистов, особенно в медицинских организациях, расположенных в отдаленных регионах страны, либо отсутствует отсутствия технической возможности провести лабораторные и функциональные исследования в соответствии с требованиям приказа № 302н, а именно:

1) отсутствует или не функционирует необходимое медицинское оборудование (в частности, аппараты, позволяющие делать рентгенографию в двух проекциях);
2) в медицинских организациях (особенно расположенных вне областных центров) отсутствуют врачи-наркологи и психиатры, что вынуждает работодателей заключать дополнительные договоры со специализированными медицинскими учреждениями, имеющими соответствующих специалистов, либо ограничивать выбор медицинских организаций, что не всегда бывает возможно, особенно в удаленных регионах;
3) низкие укомплектованность медицинскими кадрами и их качество.

3.3.4. В приложениях к приказу (примечание 5 к приложению № 1, примечание 3 к приложению № 2) установлено обязательное требование участия врача-психиатра и врача-нарколога в процедуре прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра всеми категориями обследуемых. При этом в соответствии с приложением № 3:

— лицо, направленное на обследование, должно представлять «решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством)»;
— врач-психиатр и (или) нарколог при выявлении лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний должны направлять этих лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

Как отмечают эксперты, на практике участие врача-психиатра в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров сводится к проверке результатов психиатрического освидетельствования, проведенного другой врачебной комиссией, и направлению работников на освидетельствование в другую врачебную комиссию. Аналогичная ситуация наблюдается и с участием врача-нарколога.

Обращаем внимание, что порядок направления на психиатрическое освидетельствование и необходимость прохождения такого освидетельствования установлена один раз в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Учитывая вышесказанное, считаем, что при направлении работников на освидетельствование, являющееся обязанностью работодателя, требование об участии вышеуказанных врачей-специалистов в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров является избыточным.

3.3.5. Аналогично перечню вредных факторов, не согласованному с соответствующими гигиеническими нормативами, наименования видов работ, приведенные в приложении № 2, не согласуются с соответствующими понятиями, определенными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и охраны труда. В частности:
— термин «верхолазные работы», определенный в примечании 5 к приложению № 2, не соответствует определению верхолазных работ, установленному пунктом 1.1 Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, утвержденных постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. № 68;
— вид работ, указанный в пункте 6 приложения № 2, — «Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах» не согласован с понятиями, определенными в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности. Указанный вид работ сформулирован неоднозначно и вследствие этого допускает различные толкования. Представляется целесообразным разделить указанные понятия на два отдельных понятия: «работы с применением взрывчатых материалов» и «работы на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющие и (или) окисляющие и (или) горючие вещества»);
— вид работ, определенный в пунктах 4.1 и 4.4 приложения № 2 в части, относящейся к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет более широкую формулировку, чем в статье 302 Трудового кодекса, относящейся к гарантиям и компенсациям работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям из других районов, что ущемляет интересы работников, постоянно проживающих в указанных районах (фактически они вынуждены проходить медосмотры, устраиваясь на любую работу, и при наличии противопоказаний в соответствии с указанными выше пунктами 4.1 и 4.2 приложения № 2 не имеют никаких легальных возможностей по трудоустройству);
— вид работ, указанный в пункте 24 приложения № 2 «Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств» представляет возможность для отделения работ, связанных с реализацией лекарственных средств в готовом виде в заводской упаковке. Так, в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» приведены следующие понятия: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов»; «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона»; «аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». Исходя из приведенных понятий может быть сделан вывод о том, что речь идет только о работах в аптечных организациях, напрямую связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств внутриаптечного изготовления, а не торговля лекарственными препаратами. В ином случае остается неясным, почему организации оптовой торговли лекарственными средствами не включены в приказ № 302н. Вместе с тем, на практике Роспотребнадзор предъявляет одинаковые требования к аптечным организациям, осуществляющим такие виды работ, как «розничная торговля лекарственными средствами» и «изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения».

4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа № 302н.

Запрос по предоставлению комментариев на проект заключения в рамках процедуры проведения экспертизы приказа № 302н был направлен в Минздрав России, Минтруд России и Роспотребнадзор письмом от 27 августа 2014 г. № Д26и-536.

Минздрав России письмом от 17 сентября 2014 г. № 24-1-2078287 сообщил о значительном количестве обращений граждан и юридических лиц по вопросу реализации положений приказа № 302н. По мнению Минздрава России, приказ № 302н требует серьезных изменений, а также приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ).

Приведение в соответствие с Законом № 323-ФЗ предусмотрено приказом Минздрава России от 13 июля 2012 г. № 32 "О подготовке нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в срок до 20 сентября 2012 г.

Минтруд России письмом от 17 сентября 2014 г. № 15-2/10/В-5937 указал, что считает необходимым привести наименования физических факторов в соответствие с приложением 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также сообщил, что указанное предложение уже направлялось в Минздрав России.

Роспотребнадзор письмом от 17 ноября 2014 г. № 01/13471-14-23 сообщил о поддержке необходимости внесения концептуальных изменений в приказ № 302н. Однако, по мнению Роспотребнадзора, анализ влияния условий труда на профессиональную и профессионально-обусловленную заболеваемость с рекомендациями по совершенствованию профилактических мероприятий и анализ замечаний, изложенных в приложении № 1 к заключению о возможности сокращении периодичности медицинских осмотров, могут дать только врачи — специалисты в области гигиены.

По пункту 1 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает исключить из контингента лиц, подлежащих диспансеризации в соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», работающих лиц, проходящих периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом № 302н.

По пункту 2 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор считает необходимым сохранить существующий принцип распределения по вредным и (или) опасным производственным факторам химической природы и предлагает привести наименования указанных в пунктах приказа № 302н производственных факторов химической природы в соответствие с правилами Международного союза теоре
тической и прикладной химии, ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC).
По пункту 3 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает пересмотреть формулировки перечня работ, указанных в Приложении № 2 к приказу № 302н с указанием контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения об экспертизе приказа № 302н.

5. Выводы по итогам проведения экспертизы приказа № 302н.

По итогам проведенной экспертизы приказа № 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе № 302н положений, необосновано затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления № 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ № 302н:

1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.
2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.
3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.
4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.
5. Привести положения приказа № 302н в соответствие с действующими редакциями Закона № 323-ФЗ и Закона № 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

The end...

На этом у меня всё. До новых заключений экспертов.

Продолжение следует...

С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

  • Приказ 302н приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
  • Приказ 302н приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»;
  • Приказ 302н приложение №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одновременно были признаны утратившими силу и отменены следующие нормативные документы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96).
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015).
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).
  4. Подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложение №1 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и имеет следующее содержание:

  1. Непосредственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов по следующим разделам: химические факторы, биологические факторы, физические факторы, факторы трудового процесса.
  2. Периодичность медосмотров.
  3. Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов).
  4. Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований).
  5. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к медицинским противопоказаниям (Приложение№3, раздел IV, п.48)

Обязательный объём обследования для всех категорий работников

Обязательный объём обследования работника, проходящего предварительный или периодический медицинский осмотр включает в себя:

  1. Осмотр врача-профпатолога, врача-терапевта, врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, врача-акушер-гинеколога (для женщин).
  2. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
  3. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложения №2 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и включает в себя:

Т.о. если задача профосмотра – это выявление состояний и заболеваний, которые в процессе работы могут привести к негативным последствиям для самого работника (защита здоровья гражданина), то при обследовании для оформления ЛМК добавляется задача по выявлению состояний и заболеваний опасных как для работника, так и для других граждан (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения).

Приложение 2 состоит из 27 пунктов, которые условно разделим на 3 группы и рассмотрим подробнее.

Пункт 27 состоит из 16 подпунктов в зависимости от категории наземных транспортных средств. Надо иметь ввиду, что использованная в приказе классификация транспортных средств принятая Госдумой РФ 19.10.2011г., ещё не введена в действие. Согласно новой классификации в России теперь появится 9 категорий и 6 подкатегорий транспортных средств (ранее было 5 категорий).

Организация медицинских осмотров – прерогатива работодателя. Персоналу предприятия или сотруднику, только принимаемому в штат, нет необходимости искать для прохождения медосмотра лечебное учреждение и изыскивать на это деньги. Кадровая служба любой компании несет ответственность за своевременность исполнения этого мероприятия и должна правильно оформить соответствующие документы и проконтролировать выполнение требований законодательства. Разберемся, согласно какому приказу РФ проводятся обязательные медосмотры, и какими документами они должны подтверждаться.

302 приказ по медосмотрам: для кого они обязательны

Согласно ст. 76 ТК РФ сотрудник, не прошедший обязательный медосмотр, отстраняется от работы. Однако, это не значит, что все работники поголовно должны быть обследованы, ведь речь идет об обязательном осмотре. Приказом МЗиСР РФ от 12.04.2011 № 302-н утвержден перечень опасных и вредных работ и производственных факторов, выполнение которых сопровождается обязательными периодическими медицинскими обследованиями. Этим же актом определен порядок проведения медосмотров.

  • возрастной группы до 21 года;
  • занятых на вредных производствах, тяжелых и опасных работах;
  • связанных с движением транспорта, в т.ч. железнодорожного;
  • работающих в энергетической и строительной отраслях;
  • ведомственной охраны;
  • предприятий пищевой промышленности, торговли и общепита;
  • медицинских и детских учреждений;
  • сотрудников водоводов и водопроводных сооружений;
  • профессиональных спортсменов.

Медосмотр по приказу 302-н может быть предварительным (т.е. при поступлении на работу), периодическим или внеочередным. Любой вид осмотра организуется за счет работодателя. Проводят обследования на возмездной основе медучреждения, с которыми компании заключают соответствующие соглашения. Следуем помнить, что медосмотры работников (приказ 302-н об этом говорит прямо) осуществляют медицинские организации любой формы собственности, имеющие лицензию на их проведение, а также и экспертизы профессиональной пригодности. Обязательными реквизитами подобных договоров являются:

  • предмет;
  • информация о наличии лицензии на ведение медицинской деятельности;
  • список платных медуслуг;
  • условия, стоимость и сроки их выполнения;
  • порядок расчета.

Этапы кадровой работы по осуществлению требований приказа 302-н

Кадровики руководствуются приложением № 3, определяющим проведение медосмотра по приказу 302-н. Заключив соглашение с медицинским учреждением, кадровая служба обязана установить внутрифирменный порядок направлений сотрудников на медосмотры:

  • издать соответствующий приказ (образец) и ознакомить с ним сотрудников под роспись;

Приказ 302н о прохождении медосмотров

В этой статье поговорим о медосмотрах. Прохождение медосмотров регулируется приказом Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г. В нем представлен перечень профессий, вредных и опасных факторов для прохождения медосмотра. Здесь вы можете скачать образец документов о прохождении медосмотра на предприятии (образец приказа и списка профессий) и проч.

Краткое видео о прохождении медосмотров

Как правильно организовать медосмотр?

Необходимость трудящимся проходить медосмотры, а работодателям – их организовывать, прописана в ст. 212, 213 Трудового кодекса. И как мы уже сказали, прохождение медосмотров регулируется Приказом 302н.

В нем подробно перечисляются:

  • производственные факторы, для работы с которыми трудящимся нужно проходить медосмотр;
  • работы, для выполнения которых им тоже нужно проходить медосмотр.

По каждому пункту списков факторов или работ приводятся:

  • периодичность осмотров по этому фактору или работе;
  • перечень специалистов, которые должны оценить состояние здоровья трудящегося;
  • список лабораторных и функциональных исследований (анализ крови, УЗИ, ЭКГ и т.д.);
  • дополнительные требования или противопоказания (например, отсутствие кисти может быть препятствием к работе охранником, сотрудником МЧС, токарем, водителем и др.).

Обычно этой информации достаточно, чтобы составить перечень профессий для прохождения медосмотра на конкретном предприятии. Если инженеру по ОТ или другому уполномоченному лицу самостоятельно сделать это трудно, на помощь всегда придут сотрудники клиники, в которой планируется проходить медосмотр, или сотрудники органов санэпиднадзора.

На основании этого перечня ежегодно составляется приказ о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого можно попросить у инспектора по труду (образец приказа размещен в этой статье с возможностью его скачивания).

Обычно перечень врачей и исследований по конкретному месту работы одинаков для предварительного и периодических медосмотров. Если условия труда изменились или работник получил дополнительную профессию, то количество нужных для прохождения медосмотра врачей и исследований возрастет.

Необходимость прохождения медосмотра при приеме на работу и в процессе работы

Трудящимся проходить медосмотр нужно, чтобы:

  • сохранить свое здоровье, в отдельных случаях — жизнь;
  • женщинам – выносить и родить здоровых детей;
  • получать допуск к выполнению работ;
  • вновь устраивающимся на работу лицам – узнать, позволит ли их состояние здоровья выполнять желаемую работу.

Работодателям организовывать медосмотр нужно, чтобы:

  • предотвратить несчастные случаи и связанные с условиями труда заболевания работников;
  • обеспечить максимальную эффективность производства (не нужно искать замену постоянно болеющим трудящимся, оплачивать больничные, обучать новых работников, принятых взамен заболевших);
  • обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность в своих организациях (актуально для больниц, аптек, садиков, школ, столовых, кафе, ресторанов, парикмахерских, салонов красоты, гостиниц, спорткомплексов и других учреждений по обслуживанию населения);
  • избежать штрафных санкций.

Какие медобследования проходят трудящиеся?

Медосмотры бывают предварительные, периодические, профилактические, внеплановые, предсменые и послесменные.

Предварительный медицинский осмотр должны проходить все трудящие при приеме на работу, которые имеют вредные условия труда, имеющие риск получения профзаболеваний, а также лица, указанные в статье 213 ТК РФ (сфера торговли, образование, пищевая промышленность и т.д.)

Повторные медосвидетельствования проходят только трудящиеся, которые попадают в действующий в подразделении перечень профессий для прохождения медосмотра. В разных организациях медосмотры для представителей одной и той же профессии отличаются. Это происходит потому, что кроме наименования профессии или должности при направлении на медосмотр учитываются вредные и опасные факторы, которые действуют на трудящегося, и категории работ, которые он выполняет. Например, в одном складе стройматериалов ночная уборщица просто моет пол, поэтому ежегодно проходит только флюорограмму и гинеколога. А в другом она еще моет высоко расположенные окна и люстры, поэтому ей еще нужно проходить невролога, офтальмолога и хирурга. Если же она для уборки пола использует не тряпку и швабру, а специальную машину, то в список добавляются исследования и осмотры, необходимые для допуска к обслуживанию машин и механизмов.

Обратите внимание: трудящиеся младше 21 года должны проходить медосмотр ежегодно, независимо от категории работ, которые они выполняют.

Перечень работ, а также вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) указан в Приложениях 1 и 2 Приказа 302н «О медицинских осмотрах».

Существуют также внеплановые медосмотры, которые проводятся по требованию:

  • работодателя . Работодатель вправе отправить трудящегося на внеплановый медосмотр, если он болел долго или определенной болезнью (например, впервые проявилось заболевание сердечно-сосудистой системы), либо появились подозрения на то, что состояние здоровья не позволяет ему выполнять свои рабочие обязанности;
  • трудящегося . Он вправе потребовать отправить его проходить внеплановый медосмотр, если считает, что его состояние здоровья ухудшилось из-за влияния каких-либо производственных факторов;
  • медучреждения . По результатам очередного медосмотра врачи могут рекомендовать пройти следующее обследование раньше, например, не через 1 год, а через 6 месяцев.

Все медосмотры своих сотрудников, даже потенциальных, оплачивает работодатель. Если трудящийся (чаще всего – соискатель должности) оплатил прохождение медкомиссии сам, затраченные средства ему должны быть возмещены.

В общем случае ответственность за организацию и проведение медобследований несет работодатель. Поэтому из числа своих сотрудников он выбирает ответственных за:

  • составление перечня профессий для прохождения медосмотра. Обычно это сотрудники службы ОТ;
  • подготовку и издание приказа о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого хранится у делопроизводителя, в службе ОТ или у других вовлеченных в процесс лиц;
  • организацию самого медосмотра – подготовку документации для больницы, отправку сотрудников на медосмотр, контроль его прохождения;
  • недопущение к работам непрошедших обследование лиц. Чаще всего это непосредственные руководители работ (начальники участков, мастера).

День или дни, в которые трудящиеся проходят медосмотр, оплачиваются им «по среднему». Если трудящийся уклонился от прохождения медосмотра, его не допускают к работе, а дни, в течение которых он не работал по этой причине, ему не оплачиваются.

Образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии:

Как организовать периодический медосмотр на своем предприятии?

Чтобы организовать медосмотр, нужно:

  1. Изучить положения приказа 302 н о прохождении медосмотров.
  2. Заключить с медучреждением договор на проведение медосмотров, согласовать с ним дату начала проведения медосмотра сотрудников вашей организации.
  3. На основании положений приказа 302 составить список профессий трудящихся организации для прохождения медосмотра при приеме на работу и для периодических медосвидетельствований. Составляя список, нужно учитывать также вакантные должности.
  4. Утвердить этот список в органе санэпиднадзора, которому подконтрольна ваша организация.
  5. Посчитать количество трудящихся по включенным в список профессиям. Составить их поименный перечень с указанием ФИО, профессии (в том числе по совместительству), возраста, пола, вредных, опасных факторов и особых работ, наименования структурного подразделения и утвердить его у работодателя.
  6. Отправить этот утвержденный список в медучреждение не позднее 2 месяцев до назначенной в п. 2 даты.
  7. В 10-дневный срок после отправки списка получить от медучреждения календарный план медосмотра своих сотрудников. Он должен быть составлен минимум за 2 недели до старта медосмотра. Работодатель согласовывает этот календарный план, а медучреждение его утверждает.
  8. Организовать прибытие работников организации в медучреждение в выделенные для их медосмотра дни.
  9. Забрать медицинские заключения, заключительный акт, другую документацию, которую передаст медучреждение, например, акты выполненных в рамках договора работ.
  10. Организовать контроль выполнения рекомендаций, выданных медучреждением по каждому работнику, если это касается работодателя. Например, если грузчику сырья и материалов из-за неудовлетворительного состояния легких рекомендован перевод на другую работу, этим должен заняться работодатель. А если ему рекомендовано обратиться к нефрологу из-за врожденных особенностей организма, то этим должен заниматься он сам.
  11. Проконтролировать, чтобы сотрудники, которые не прошли медосмотр, не были допущены к выполнению работ.

При составлении сметы по договору учитывайте, что стоимость обследования конкретного работника определяется как сумма обследований по «его» факторам и видам работ, которые внесены в перечень. Поэтому стоимость обследования мужчины и женщины одинаковой профессии (например, машинистов конвейера) из-за разных обследований будут отличаться.

Поскольку кадровый состав организации постоянно меняется, удобно проводить медосмотры по 2 заключенным с больницей договорам: один – для периодического медосмотра, другой – для предварительных медосмотров. По «периодическому» договору оплату можно сделать единоразовой, по «предварительному» — помесячной в зависимости от количества обследованных по заказу предприятия человек.

Образец списка контингента работников для прохождения медосмотра на предприятии:

Как организовать прохождение медосмотра при приеме на работу?

Чтобы организовать такое медобследование, нужно:

  • заключить соответствующий договор с медучреждением;
  • выдать кандидату на трудоустройство утвержденное работодателем направление в соответствии с приказом 302 н о прохождении медосмотров;
  • уведомить кандидата, что в медучреждении ему нужно будет предъявить это направление, паспорт, если нужно – результаты психосвидетельствования, паспорт здоровья, если он есть;
  • получить от него заключение врачебной комиссии по результатам пройденного медосмотра;
  • оформить бухгалтерские документы по проведенному медосмотру – акт выполненных работ и др.

Образцы или порядок заполнения основных бумаг содержатся в приказе 302 н о прохождении медосмотров.

В этой статье поговорим о медосмотрах. Прохождение медосмотров регулируется приказом Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г. В нем представлен перечень профессий, вредных и опасных факторов для прохождения медосмотра. Здесь вы можете скачать образец документов о прохождении медосмотра на предприятии (образец приказа и списка профессий) и проч.

Краткое видео о прохождении медосмотров

Как правильно организовать медосмотр?

Необходимость трудящимся проходить медосмотры, а работодателям – их организовывать, прописана в ст. 212, 213 Трудового кодекса. И как мы уже сказали, прохождение медосмотров регулируется Приказом 302н.

В нем подробно перечисляются:

  • производственные факторы, для работы с которыми трудящимся нужно проходить медосмотр;
  • работы, для выполнения которых им тоже нужно проходить медосмотр.

По каждому пункту списков факторов или работ приводятся:

  • периодичность осмотров по этому фактору или работе;
  • перечень специалистов, которые должны оценить состояние здоровья трудящегося;
  • список лабораторных и функциональных исследований (анализ крови, УЗИ, ЭКГ и т.д.);
  • дополнительные требования или противопоказания (например, отсутствие кисти может быть препятствием к работе охранником, сотрудником МЧС, токарем, водителем и др.).

Обычно этой информации достаточно, чтобы составить перечень профессий для прохождения медосмотра на конкретном предприятии. Если инженеру по ОТ или другому уполномоченному лицу самостоятельно сделать это трудно, на помощь всегда придут сотрудники клиники, в которой планируется проходить медосмотр, или сотрудники органов санэпиднадзора.

На основании этого перечня ежегодно составляется приказ о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого можно попросить у инспектора по труду (образец приказа размещен в этой статье с возможностью его скачивания).

Обычно перечень врачей и исследований по конкретному месту работы одинаков для предварительного медицинского осмотра при приеме на работу и периодических медосмотров. Если условия труда изменились или работник получил дополнительную профессию, то количество нужных для прохождения медосмотра врачей и исследований возрастет.

Необходимость прохождения медосмотра при приеме на работу и в процессе работы

Трудящимся проходить медосмотр нужно, чтобы:

  • сохранить свое здоровье, в отдельных случаях — жизнь;
  • женщинам – выносить и родить здоровых детей;
  • получать допуск к выполнению работ;
  • вновь устраивающимся на работу лицам – узнать, позволит ли их состояние здоровья выполнять желаемую работу.

Работодателям организовывать медосмотр нужно, чтобы:

  • предотвратить несчастные случаи и связанные с условиями труда заболевания работников;
  • обеспечить максимальную эффективность производства (не нужно искать замену постоянно болеющим трудящимся, оплачивать больничные, обучать новых работников, принятых взамен заболевших);
  • обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность в своих организациях (актуально для больниц, аптек, садиков, школ, столовых, кафе, ресторанов, парикмахерских, салонов красоты, гостиниц, спорткомплексов и других учреждений по обслуживанию населения);
  • избежать штрафных санкций.

Какие медобследования проходят трудящиеся?

Медосмотры бывают предварительные, периодические, профилактические, внеплановые, предсменые и послесменные.

Предварительный медицинский осмотр при приеме на работу должны проходить все трудящие, которые имеют вредные условия труда, имеющие риск получения профзаболеваний, а также лица, указанные в статье 213 ТК РФ (сфера торговли, образование, пищевая промышленность и т.д.)

Повторные медосвидетельствования проходят только трудящиеся, которые попадают в действующий в подразделении перечень профессий для прохождения медосмотра. В разных организациях медосмотры для представителей одной и той же профессии отличаются. Это происходит потому, что кроме наименования профессии или должности при направлении на медосмотр учитываются вредные и опасные факторы, которые действуют на трудящегося, и категории работ, которые он выполняет. Например, в одном складе стройматериалов ночная уборщица просто моет пол, поэтому ежегодно проходит только флюорограмму и гинеколога. А в другом она еще моет высоко расположенные окна и люстры, поэтому ей еще нужно проходить невролога, офтальмолога и хирурга. Если же она для уборки пола использует не тряпку и швабру, а специальную машину, то в список добавляются исследования и осмотры, необходимые для допуска к обслуживанию машин и механизмов.

Обратите внимание: трудящиеся младше 21 года должны проходить медосмотр ежегодно, независимо от категории работ, которые они выполняют.

Перечень работ, а также вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводится обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме на работу и периодические медицинские осмотры (обследования) указан в Приложениях 1 и 2 Приказа 302н «О медицинских осмотрах».

Существуют также внеплановые медосмотры, которые проводятся по требованию:

  • работодателя . Работодатель вправе отправить трудящегося на внеплановый медосмотр, если он болел долго или определенной болезнью (например, впервые проявилось заболевание сердечно-сосудистой системы), либо появились подозрения на то, что состояние здоровья не позволяет ему выполнять свои рабочие обязанности;
  • трудящегося . Он вправе потребовать отправить его проходить внеплановый медосмотр, если считает, что его состояние здоровья ухудшилось из-за влияния каких-либо производственных факторов;
  • медучреждения . По результатам очередного медосмотра врачи могут рекомендовать пройти следующее обследование раньше, например, не через 1 год, а через 6 месяцев.

Все медосмотры своих сотрудников, даже потенциальных, оплачивает работодатель. Если трудящийся (чаще всего – соискатель должности) оплатил прохождение медкомиссии сам, затраченные средства ему должны быть возмещены.

Кто отвечает за медосмотры?

В общем случае ответственность за организацию и проведение медобследований несет работодатель. Поэтому из числа своих сотрудников он выбирает ответственных за:

  • составление перечня профессий для прохождения медосмотра. Обычно это сотрудники службы ОТ;
  • подготовку и издание приказа о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого хранится у делопроизводителя, в службе ОТ или у других вовлеченных в процесс лиц;
  • организацию самого медосмотра – подготовку документации для больницы, отправку сотрудников на медосмотр, контроль его прохождения;
  • недопущение к работам непрошедших обследование лиц. Чаще всего это непосредственные руководители работ (начальники участков, мастера).

День или дни, в которые трудящиеся проходят медосмотр, оплачиваются им «по среднему». Если трудящийся уклонился от прохождения медосмотра, его не допускают к работе, а дни, в течение которых он не работал по этой причине, ему не оплачиваются.

Как организовать периодический медосмотр на своем предприятии?

Чтобы организовать медосмотр, нужно:

  1. Изучить положения приказа 302 н о прохождении медосмотров.
  2. Заключить с медучреждением договор на проведение медосмотров, согласовать с ним дату начала проведения медосмотра сотрудников вашей организации.
  3. На основании положений приказа 302 составить список профессий трудящихся организации, которые должны проходить медосмотр при приеме на работу и для периодических медосвидетельствований. Составляя список, нужно учитывать также вакантные должности.
  4. Утвердить этот список в органе санэпиднадзора, которому подконтрольна ваша организация.
  5. Посчитать количество трудящихся по включенным в список профессиям. Составить их поименный перечень с указанием ФИО, профессии (в том числе по совместительству), возраста, пола, вредных, опасных факторов и особых работ, наименования структурного подразделения и утвердить его у работодателя.
  6. Отправить этот утвержденный список в медучреждение не позднее 2 месяцев до назначенной в п. 2 даты.
  7. В 10-дневный срок после отправки списка получить от медучреждения календарный план медосмотра своих сотрудников. Он должен быть составлен минимум за 2 недели до старта медосмотра. Работодатель согласовывает этот календарный план, а медучреждение его утверждает.
  8. Организовать прибытие работников организации в медучреждение в выделенные для их медосмотра дни.
  9. Забрать медицинские заключения, заключительный акт, другую документацию, которую передаст медучреждение, например, акты выполненных в рамках договора работ.
  10. Организовать контроль выполнения рекомендаций, выданных медучреждением по каждому работнику, если это касается работодателя. Например, если грузчику сырья и материалов из-за неудовлетворительного состояния легких рекомендован перевод на другую работу, этим должен заняться работодатель. А если ему рекомендовано обратиться к нефрологу из-за врожденных особенностей организма, то этим должен заниматься он сам.
  11. Проконтролировать, чтобы сотрудники, которые не прошли медосмотр, не были допущены к выполнению работ.

При составлении сметы по договору учитывайте, что стоимость обследования конкретного работника определяется как сумма обследований по «его» факторам и видам работ, которые внесены в перечень. Поэтому стоимость обследования мужчины и женщины одинаковой профессии (например, машинистов конвейера) из-за разных обследований будут отличаться.

Поскольку кадровый состав организации постоянно меняется, удобно проводить медосмотры по 2 заключенным с больницей договорам: один – для периодического медосмотра, другой – для предварительных медицинских осмотров при приеме на работу. По «периодическому» договору оплату можно сделать единоразовой, по «предварительному» — помесячной в зависимости от количества обследованных по заказу предприятия человек.

Образец списка контингента работников для прохождения медосмотра на предприятии:

Как организовать прохождение медосмотра при приеме на работу?

Чтобы организовать такое медобследование, нужно:

  • заключить соответствующий договор с медучреждением;
  • выдать кандидату на трудоустройство утвержденное работодателем направление в соответствии с приказом 302 н о прохождении медосмотров;
  • уведомить кандидата, что в медучреждении ему нужно будет предъявить это направление, паспорт, если нужно – результаты психосвидетельствования, паспорт здоровья, если он есть;
  • получить от него заключение врачебной комиссии по результатам пройденного медосмотра;
  • оформить бухгалтерские документы по проведенному медосмотру – акт выполненных работ и др.

Образцы или порядок заполнения основных бумаг содержатся в приказе 302 н о прохождении медосмотров.

Итак, вы узнали, зачем проводятся медосвидетельствования и какими они бывают, где брать образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии, какие лица отвечают за разные этапы организации медосмотра, порядок и сроки составления необходимых для организации медосмотра документов, как удобнее всего организовывать медосмотр, познакомились с образцами документов, необходимых для прохождения медосмотра на предприятии (образцы приказа и списка контингента трудящихся). Узнали, когда проводится предварительный медицинский осмотр при приеме на работу.

(9 оценок, среднее: 4,67 из 5)

1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 - на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме - 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.

3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).

4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 - на худшем.

5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме - 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции - от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.

6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 - на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме -
3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.

7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).

8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.

9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.

10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.

12) Ограничение поля зрения более чем на 20 0 в любом из меридианов.

13) Нарушение цветоощущения.

14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).

15) Глаукома

16) Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая их движение. В порядке исключения могут допускаться лица с одной ампутированной голенью, если ампутационная культя не менее 1/3 голени и подвижность в коленном суставе ампутированной конечности полностью сохранена.

17) Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

отсутствие двух фаланг большого пальца на правой или левой руке;

отсутствие или неподвижность двух или более пальцев на правой руке или полное сведение хотя бы одного пальца;

отсутствие или неподвижность трех или более пальцев на левой руке или полное сведение хотя бы одного пальца (при сохранении хватательной функции и силы кисти вопрос о допуске к управлению решается индивидуально).

18) Укорочение нижней конечности более чем на 6 см - освидетельствуемые могут быть признаны годными, если конечность не имеет дефектов со стороны костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности более 75 см (от пяточной кости до середины большого вертела бедра).

19) Отсутствие верхней конечности или кисти, отсутствие нижней конечности на любом уровне бедра или голени при нарушении подвижности в коленном суставе.

20) Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики, препятствующей управлению транспортными средствами. При наличии незначительной неврологической симптоматики допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием через один год.

21) Полная глухота на одно ухо при восприятии разговорной речи на другое на расстоянии менее 3 м, шепотной речи - на расстояние 1 м, или восприятии разговорной речи на каждое ухо менее 2 м (при полной глухоте, глухонемоте допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием не реже чем через 2 года).

22) Хроническое одностороннее или двустороннее гнойное воспаление среднего уха, осложненное холестеатомой, грануляциями или полипом (эпитимпанит). Наличие фистульного симптома (после оперативного лечения с хорошим результатом вопрос решается индивидуально).

23) Хронический гнойный мастоидит, осложнения вследствие мастоидэктомии (киста, свищ).

24) Заболевания любой этиологии, вызывающие нарушения функции вестибулярного анализатора, синдромы головокружения, нистагм (болезнь Меньера, лабиринтиты, вестибулярные кризы любой этиологии и др.).

25) Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения со стойкими выраженными нарушениями функций других органов и систем (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования после обследования и лечения у эндокринолога).

26) Ишемическая болезнь сердца: стенокардия нестабильная, стенокардия напряжения, ФК III ст., нарушения сердечного ритма высокой градации либо сочетание указанных состояний (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования после обследования и лечения у кардиолога).

27) Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск 1V (допуск к вождению решается индивидуально при условии ежегодного переосвидетельствования по результатам лечения и рекомендаций кардиолога)

28) Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточностью 2-3 ст. (допуск к вождению решается индивидуально после обследования и лечения у пульмонолога).

29) Выпадение матки и влагалища, ретровагинальные и пузырно-влагалищные свищи, разрывы промежности с нарушением целостности сфинктеров прямой кишки, водянка яичка или семенного канатика, грыжи и другие заболевания, вызывающие ограничения и болезненность движений, препятствующих управлению транспортными средствами.

В 2011 году вышел приказ № 302н Минздравсоцразвития, в котором были изложены все моменты, необходимые для организации и проведения медицинских осмотров работников, занятых на вредных или опасных работах. С этого времени в документ был внесён ряд существенных изменений и дополнений, информация о которых не всем доступна.

Сейчас ведутся работы по созданию нового приказа ""Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу)...", читать версию нового приказа по медосмотрам от 29.08.17 ...

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2011 г. N 302н г. Москва "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

Утверждение перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)

Дата подписания: 12.04.2011

Дата публикации: 28.10.2011 00:00

Регистрационный N 22111

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст.З; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3; ст. 378), приказываю:

1. Утвердить:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1 ;

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2 ;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3 .

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от

16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

Министр

Т. Голикова

Скачать актуальные файлы приказа 302н и его приложений (по состоянию на 2017 г.).

Файлы приказа № 302 н изложены в редакции приказов Минздрава РФ N 296н от 15.05.2013 г. и N 801н от 05.12.2014 г., самой актуальной на июнь 2017 г.

error: