Подводные лодки проекта 671 ртм. Военно-морские учения и события

Атомная лодка-охотник второго поколения, ориентированная в первую очередь на борьбу с субмаринами противника.

Первое поколение советских атомоходов (лодки проектов и ) было заточено главным образом под борьбу с надводными кораблями. Однако уже ближе к концу 1950-х годов флот потребовал себе современный массовый «охотник», который должен был заняться главным образом задачами противолодочной обороны.

В 1958 году был проведен широкомасштабный конкурс проектов на атомоходы второго поколения. В результате были отобраны три эскизных проекта лодок для серийного строительства: с баллистическими ракетами — проект 667, с крылатыми ракетами — проект 670 и лодка-охотник — проект 671.

Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38 .


Фото: navy.su

В проекте был реализован целый ряд новшеств: обтекаемый корпус лодки в виде тела вращения, полное подчинение архитектуры лодки задачам подводного плавания и пр. Лодка получила одновальную энергоустановку с двумя водо-водяными реакторами ОК-300 .

Водоизмещение надводное/подводное 3500/4700 тонн. Длина корпуса 93 метра, ширина свыше 10 метров. Рабочая глубина погружения 320 метров, предельная 400 метров. Максимальная скорость хода под водой до 32 узлов, надводная 11−12 узлов. Экипаж по разным данным 68−76 человек, автономность по провизии 50−60 суток.

«Ерши» получили мощный гидроакустический комплекс «Рубин» с макимальной дальностью обнаружения целей 50−60 км. Одним из сложных элементов технического задания состоял в том, чтобы вписать габаритный комплекс (объемом порядка 70 кубометров и весом 20 тонн) в носовую часть субмарины. С 1976 года вместо «Рубина» на лодки начали в порядке модернизации ставить новый комплекс «Рубикон» с максимальной дальностью обнаружения до 200 км.

Лодка была вооружена шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. В боекомплект входило 18 торпед (типа 53−65К или СЭТ-65) или противолодочных ракет (типа 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга-53» ; для лодок проекта 671В). Также лодка могла брать морские мины: 18 ПМР-1 , ПМР-2 или ПМТ либо 36 РМ-2Г. Постановка мин выполнялась на скорости хода до шести узлов.


Фото: navy.su

Всего было построено 15 лодок проекта 671, основная их часть служила на Северном флоте.

Три субмарины, строившиеся для Тихого океана, были построены по измененному проекту 671 В (с оснащением комплексом управляемого противолодочного вооружения РПК-2 «Вьюга-53»). Лодка К-323 была в 1984 году модернизирована по проекту 671К и получила возможность применять стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» (советский аналог американских ракет типа Tomahawk).

Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 годы и к настоящему времени утилизированы.

На базе проект 671 «Ерш» были созданы другие проекты многоцелевых атомных лодок — 671РТ «Семга» и 671РТМ/РТМК «Щука».

Проект 671 РТМ

Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации ракетно- торпедных многоцелевых подводных лодок. Только тогда, когда проект модернизации 671 РТМ в июне 1975 был утвержден, начались работы (практически параллельно) над созданием перспективных лодок третьего поколения в ЦКБ “Малахит” ("Барс") и ЦКБ “Лазурит” ("Барракуда"). Надо полагать, до этого времени строящаяся серия лодок вполне удовлетворяла ВМФ. Впоследствии началась и параллельная постройка схожих проектов этих КБ. “Лазуритовская” титановая лодка по магнитным полям действительно превзошла “Малахитовскую”, но при этом оказалась вчетверо дороже.

На их фоне последние корпуса 671 РТМ смотрится совершенно неплохо: по боевым возможностям и обитаемости новые лодки недалеко ушли вперед, а по критерию “стоимость- эффективность” далеко позади. Сейчас, кстати, развитие атомных субмарин испытывает определенный кризис, как когда-то было у дизельных лодок. Все попытки улучшить их характеристики дают скромные результаты при громадных затратах. Яркий пример- американская новинка “Сивулф”. Противолодочные силы США уверенно её обнаруживают, классифицируют и “уничтожают”. Все её непревзойденные характеристики- рекламный трёп и психологическая обработка врагов. Говорят, что критика нашего флота и превозношение своего в американской прессе весьма действовали на С.Г. Горшкова и “помогали” ему (или американцам?) иногда в принятии решений.

Страница из французского ежегодника за 1996 год.

Вывод атомной подводной лодки из эллинга в передаточный док на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре.

Большая атомная многоцелевая подводная лодка 1 ранга Б - 448 “ТАМБОВ”

В основу проекта следующей модификации проекта- 671 РТМ (шифр “Щука”) легли проработки по размещению примерно в тех же габаритах нового поколения радиотехнического вооружения и нового ГАК “Скат” (гл. конструктор Б.Б. Индин), который втрое превосходил по возможностям предыдущие гидроакустические комплексы- дальность обнаружения им при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, протяженная буксируемая инфразвуковая антенна оригинально размещалась в хвостовом бульбе (гондоле). Устанавливалась новая БИУС “Омнибус”. Проводились мероприятия по снижению акустического поля за счёт внедрения принципиально новых решений по амортизации ("отключение фундаментов"), развязке механизмов и конструкций, применению выгородок для систем вентиляции, вертикальных шпигатов, размагничивающему устройству. Увеличена автономность с 60 до 80 суток. Была усилена конструкция рубки и легкого корпуса для обеспечения всплытия во льдах. Общее расположение по отсекам осталось таким же, как и на предыдущей модификации.

Все работы проводились под руководством Г.И. Чернышева. Наверное, он держит мировой рекорд по длительности строительства одного типа лодок на базовом проекте. Ни одна лодка этого типа не утонула, все аварии незначительны по масштабам и унесли минимальное количество жизней. С 1984 года главным конструктором этих проектов назначается Р.А. Шмаков.

Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Г.В. Николаев, строительство лодок модернизированного проекта 671 РТМ шло на Адмиралтейском обьединении (с достройкой на СРЗ “Нерпа”) и на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре (с достройкой в Большом Камне). На СЗЛК (N 199) перед этим была построена большая серия атомных ракетоносцев проектов 675, 667 А и Б, вначале каждый корабль строился полностью, до вывода, в своем доке. С увеличением водоизмещения перешли на “сухой” вывод из построечных доков в специальный транспортно- спусковой док (ТСД). Кроме этого, построечные доки эллинга “А”, имеющие меньшие габариты, чем доки других эллингов, были приспособлены для формирования крупных зональных блоков, которые переводились с помощью трансбордера для сборки взллингах “Б” и “В”. Таким образом, при закладке лодки готовность корпуса могла составлять до 40–44 %. Технология и оснащение под новый проект были освоены в кратчайший срок, постройка осуществлялась поточно- позиционным способом готовая к спуску на воду подводная лодка не всплывала с опор стапеля, а выкатывалась из него судовозным поездом (на котором, собственно, и строилась) в транспортно- спусковой док. Затем в специальном ковше производились швартовые испытания, после которых лодка своим ходом входила в транспортный док, на котором и доставлялась на сдаточную базу в Большой Камень.

Амурским судостроительным заводом руководили в этот период А.Т. Деев, позднее Ю.З. Кучмин, военные приемщики О.С. Прокофьев и Б.И. Полушин. Следует упомянуть и директоров ЛАО- Б.Е. Клопотова, И.И. Пирогова, В.Н. Дубровского, руководителей военной приемки Г.Л. Небесова, В.В. Гордеева, Э.Е. Николаева, В.В. Колмо. Всего на двух заводах по этому проекту построено 26 единиц, причём последняя ("Тамбов") вошла уже в состав ВМФ России. В процессе строительства для уменьшения шумоизлучения гребного винта было снижено число оборотов, почти на всех лодках применена схема “тандем”, состоящая из двух четырехлопастных винтов, установленных друг за другом. Такая схема была апробирована ещё на К-387 горьковской постройки. Длина лодки увеличилась на 1 метр.

Основные характеристики проекта 671 РТМ следующие: водоизмещение нормальное- 4780 т, подводное- 6990 т, полное подводное- 7250 т. Длина наибольшая- 106,1 м (107,1 м), ширина легкого корпуса- 10,78 м, ширина по стабилизаторам- 16,48 м, осадка носом- 7,9 м, кормой- 7,7 м, на миделе- 7,8 м. Запас плавучести 28 %, глубина погружения рабочая 400 метров, предельная 600 метров. Скорость подводная- 31 узел, надводная- 11,6 узлов. Энергоустановка аналогична предыдущей модификации- два реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615 общей мощностью 31000 л. с, 1 винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя по 375 л.с. на 500 оборотов.

Установлен новый навигационный комплекс “Медведица-671 РТМ”, новый автоматизированный комплекс связи “Молния-Л”, разведкомплекс, комплекс космической связи “Цунами- Б”, БИУС “Омнибус”. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата (16 торпед 53-65К или СЭТ-65, ракет “Шквал” ВА-111 или же 36 мин “Голец”), два- 650 мм торпедных аппарата (8 дальноходных торпед 65.-76). Принимаются также имитаторы МГ-74 “Корунд”. Возможна транспортировка и применение специальных управляемых диверсионных снарядов “Сирена”. Чуть позже началась адаптация лодок к применению стратегических крылатых ракет “Гранат” (пуск из 533-мм ТА), что дало возможность наносить высокоточные удары по береговым обьектам противника и сделало их по настоящему многоцелевыми.

Экипаж- 27 офицеров, 34 мичмана, 35 матросов и старшин. Командир головной лодки К-524 В.В. Протопопов в 1986 году получил высокое звание Героя Советского Союза. Окончательно на вооружение этот тип кораблей был принят 25 апреля 1984 года. Фактически проект был переходным между лодками второго поколения (по конструкторским решениям) и третьего поколения (по вооружению и оснащению), что несомненно, помогло впоследствии, оттолкнувшись от достигнутого уровня, создать лучшие наши атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971.

Боевые возможности подводных лодок тщательно маскируются, о маршрутах и задачах необнаруженных кораблей не распространяются. Ни один подводный корабль при современных средствах не может быть неуязвимым- это ясно. И все же не могут не вызывать гордость за наши корабли и военно- морской флот операции, подобные “Апорту”, когда из Западной Лицы одновременно вышли четыре однотипных лодки 33 дивизии: К-299, К-324, К-488, К-502, а чуть позже к ним присоединилась К-147 (между прочим, “чистая” 671). После исчезновения из базы почти целого соединения атомоходов американцы всполошились. Поиск велся днем и ночью, в трех секторах- Бермудском (авиабаза Брунсвик), Азорском (авиабаза Лагенс) Канадском (база Гринвуд) и не принес никаких результатов. Лодки как провалились. Но при этом, как оказалось, они вели напряженную работу по слежению за ПЛАРБ США, вскрытию районов патрулирования атомоходов, изучению тактики действий американской авиации при поиске наших лодок. К-147 шесть суток “вела” американский ракетоносец “Симон Боливар”, пользуясь акустическими и неакустическими средствами обнаружения. К-324 имела три контакта. С нашей стороны только К-488 (пр. 671 РТ) была единожды обнаружена, да и то уже по возвращении. Похожие результаты были достигнуты и при проведении двумя пдзми позже, в 1987 году, операции “Атрина” лодками К-244, К-255, К-298, К-299, К-524. Позже командиры докладывали, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для пополнения запасов воздуха в баллонах- шла самая настоящая охота с применением абсолютно всех сил и средств флотов НАТО, включая три корабля дальней гидроакустической разведки, дающие освещение подводной обстановки при помощи мощных подводных взрывов ("Инвинсибл", “Столуорт”, “Индомитебл”). Из Норфолка вышли дополнительно шесть АПЛ, из Брунсвика- три эскадрильи противолодочных самолетов. На восьмые сутки “советская завеса” была обнаружена. После этого было разрешено выстреливать ЛДЦ и приборы ГПД (ложные цели и приборы гидроакустического противодействия), которые, ввиду того, что они дорогие, наши экипажи обычно не применяют. Естественно, такая “экономия” привела к тому, что половина лодок уже не смогла оторваться от сил преследования. И тем не менее, анализируя результаты “Атрины”, главный штаб ВМФ пришел к однозначному выводу: для полного контроля океана в случае массового выхода наших подводных лодок сил у американцев недостаточно. Эта демонстрация даже не силы, а просто возможностей нашего ВМФ, проведенная с санкции Ю.В. Андропова, была, к сожалению, последней. Нынешние наши политики просто не представляют, что в рамках обычных учений атомных подводных лодок можно умело воздействовать на правительство любой страны, включая и Америку, в интересах своего государства…

К-147 (проект 671), вступила в строй 20 января 1969 года, в 1984 модернизирована с установкой новой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 году при помощи этой системы лодка “вела” американскую ПЛАРБ в течение шести суток. Аналогичную модернизацию прошла и К-438.

Рубка и выдвижные устройства пр. 671 РТМ:

1 - Антенна радиостанции “Анис”; 2 - радиопеленгатор; 3 - РКП; 4 - система радиоразведки; 5 - PJIK-101; 6 - антенна связи; 7 - телевизионная система МТ-70; 8 - станция космической связи “Синтез”; 9 - перископ; 10 - система отслеживания кильватерного следа (СОКС).

Многочисленность серии и высокие боевые возможности предопределили напряженную службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, превратив 671 в “рабочих лошадок”. Только надежность конструкции, продуманность размещения, простота эксплуатации обеспечили им длительную службу без тяжелых аварий. И всё же постоянные походы изнашивают технику. При очередных осмотрах не прошедшим ремонта лодкам занижают оценку, выводят в резерв, из которого сейчас редко возвращаются.

Официальная классификация до 25 июля 1977 считала корабли этого типа большими подводными лодками 1 ранга. 29 августа 1991 года этот проект был переклассифицирован уже из крейсерских (К) вновь в большие 1 ранга (Б) с изменением буквенных обозначений в тактических номерах. При нынешнем положении дел ясно видно, что началась их эксплуатация “на износ” и жить осталось им недолго.

В настоящее время, согласно правительственному постановлению N 514 от 24 июля 1992 к утилизации лодок второго поколения приступил СРЗ “Нерпа”, ранее занимавшийся их же ремонтом (завод “Звездочка” разделывает ракетоносцы, “Севмашпредприятие” специализируется на титановых кораблях). На “Нерпе” уже разрезаны подводные лодки К-481 (пр. 671) и К-479 (пр. 670М). При этом реакторные отсеки снабжаются дополнительными цистернами плавучести и в таком виде буксируются в Сайда- губу для длительного хранения. Дело это кропотливое, дорогое и невыгодное, а средств на разделку и полную утилизацию придется затратить примерно столько же, сколько и на постройку этого флота.

Номера кораблей, относящиеся к пр. 671: 38; 53; 138; 147; 218; 242; 244; 247; 251; 254; 255; 264; 292; 298; 299; 305; 306; 314; 323; 324; 355; 358; 360; 367; 369; 370; 371; 387; 388; 398; 412; 414; 438; 448; 454; 462; 467; 469; 481; 488; 492; 495; 502; 507; 513; 517; 524; 527.

На фотографии реакторный отсек атомной подводной лодки класса «Виктор-1» на судоремонтном заводе «Нерпа». К кормовой и носовой части отсека приварены цистерны плавучести. Далее реакторный отсек будет отбуксирован в Сайда-губу - место длительного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок.

Строительство плиты для разделки атомных подводных лодок на заводе «Нерпа» планировалось завершить в 1996 г., но из-за отсутствия финансирования сроки сдачи объекта не определены.

Судоремонтный завод «Нерпа» находится в губе Оленья. Завод занимается ремонтом и техническим обслуживанием действующих атомных подводных лодок и гражданских судов. Здесь также проводится утилизация атомных подводных лодок второго поколения.

Вооружение

ШКВАЛ ВА -111 533 мм - 11 км (200 узлов) ЯБЧ. пл РАКЕТА

53- 65К. 533 мм - 19 км (45 узлов) кислородная торпеда

СЭТ-65. 53Змм -15 км (40 узлов) электроторпеда

САЭТ-65, 533 мм -13 км (42 узла) эл//торпеда (акустич.)

65–76 650 мм 50 км (50 уз) дальноходная

РК-55 ГРАНАТ. 533 мм стратегическая КРМБ. 3000 км.

Корунд -2. 533 мм имитатор 15 узл 30 мин

ПМР-2. 533 мм мина

Самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-65 И СЭТ-40

Предназначены для поражения подводных лодок и могут быть использованы как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.

1 - система наведения, 2 - неконтактный взрыватель; 3 - контактный взрыватель. 4 - заряд ВВ; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - приборы управления 7 - электродвигатель

Из книги автора

Проект 671 21 января 1969 года по правительственному постановлению проект 671 был официально принят на вооружение. Это двухкорпусная лодка с характерным для СКБ-143 ограждением рубки “лимузинного” типа и развитым кормовым оперением. Прочный корпус толщиной до 35 мм состоит из

Из книги автора

Проект 671 РТМ Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации

Из книги автора

Проект № 120 Частная верфь "Германия” в местечке Гаарден в Киле принадлежала известной фирме Ф. Круппа и, занимаясь судостроительной деятельностью, была вторым после Ф. Шихау поставщиком миноносцев для германского флота. Эти номерные корабли с индексами G. (Germania) и S (Schichau)

Из книги автора

Проект Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года Из книги автора

Проект «К» Потрясающие успехи, которых добились германские подводные лодки в первые месяцы Второй мировой войны, npueaiu почти полному прекращению работ по сверхмалым субмаринам. Немногие конструкторы продолжали заниматься дачной тематикой. среди этих немногих

Из книги автора

Проект VS-5 Некто Рудольф Ингельман, не то торговец кофе, не то дантист, в l 925 г. предложил проект schnellen Halb-Unlerseebool (скоростная полупогруженная подводная лодка). Субмарина Ингельмана предназначалась для скоростной доставки почты через Атлантику. В 1939 г. было санкционировано

Из книги автора

Проект "К5" Согласно программы 1909 финансового года в июле того же года были заложены два однотипных линейных корабля, которые согласно проекта имели индекс "К5", и являлись улучшенным вариантом линкора "Нептун", хотя их старший "собрат" и передал им свой главный недостаток -

Из книги автора

Проект 604 В ходе боевых действий командиры – подводники, особенно на Балтике, неоднократно указывали в своих донесениях, что вооружение минами значительно расширило бы боевые возможности подводных лодок XII серии. Учитывая мнение подводников, в начале 1942 г. ЦКБ-18

Из книги автора

Проект «36» К середине 1950-х годов стало очевидно, что придется принимать на вооружение два стратегических бомбардировщика – М-4 и Ту-95. Первый из них обладал большей скоростью и бомбовой нагрузкой, второй – большей дальностью. В Советском Союзе так и не удалось создать

Из книги автора

Проект 628 К самолетам-снарядам стал приглядываться и флот. При отсутствии авианосцев самолеты-снаряды были практически единственным средством ударов по береговым объектам. Кроме того, возможность оснащения корабельных самолетов-снарядов системами самонаведения,

Из книги автора

Проект 644 С принятием на вооружение самолет- снаряд П-5 начал поступать на бсевые подводные лодки-ракетоносцы, первой из которых стала С-80. До переоборудования это был по-своему раритетный корабль: первая советская субмарина, построенная после войны по новейшему для того

Из книги автора

Проект 665 Проектные работы по более основательной перестройке пр 613 в носитель самолетов-снарядов П-5 также начались в ЦКБ-18, но из-за перегрузки головной организации отрасли проектированием принципиально новых лодок эта тематика >по наследству» перешла к ЦКБ-112.Вначале

Из книги автора

Проект 659 Все перечисленные лодки с самолетами-снарядами П-5 представляли собой вариации на тему дизель-электрических ПЛ пр. 613. Наряду с ними специально под это ракетное оружие были спроектированы и построены атомные подводные лодки пр. 659 Как и другой атомный ракетоносец

Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма:
...
Столкновение моего судна с К-53 было большим секретом полишинеля. Лично я был официально предупрежден о том, что этот случай в пароходстве известен всего десятку человек. Тем и жили. Экипаж спас судно, груз и сами спаслись без трав, жертв и потерь. Всех благодарили, обещали наградить весь экипаж. Как всегда, забыли. Дали 4 знака "Почетный работник Морфлота" Экипаж расформировали.
Пароход продали на металлолом. (Мой переход на другое судно стоил мне ордена Ленина и загранработы. (Хотя со случаем это никак не связано).
Сама история. Судно грузилось в Канаде зерном на Одессу. В Сеуту зашли для пополнения запасов пресной воды и топлива. Вышли из порта Сеута, легли на курс 98. Груженое судно набирало скорость.
Очень странно и интересно. Ну откуда пошел этот бред - пожар, обесточивание, без огней, в дрейфе....
23.33 18 сентября 1984г. судно уже набрало скорость 14 узлов. Везде фигурирует 19 сентября, поскольку на лодке было переведено время и они зафиксировали 01.34 19 сент. На судне нормальная ходовая вахта. Наблюдение визуальное и включена РЛС. Поскольку видимость хорошая, РЛС на подготовке и включается периодически, согласно правил безопасности плавания. В этом райне все суда или попутчики или встречные, практически линии курсов параллельны. Район не является повышенной опастности плавания. Страшный удар, сравнимый только со взрывом, потряс судно!!!
До того момента, когда испанский водолаз, вынырнув из затопленного маш.отделения, показав нам куски резины и прокричал "рашен сабмарин", все считали что это был взрыв. Но это было потом.
В течении 50 секунд М.О. было затоплено по главную палубу. Практически судно с осадки 10 метров провалилось на осадку 12.5м., по главную палубу. Суда нашей серии имели большую погибь, так что над водой возвышался бак и корма.
Пробоина оказалась размером 100 квадратных метров. От киля на высоту 5м. и длиной 20м. Как потом мы выяснили, лодка нанесла удар носом, на встречном курсе, под углом около 45 град. (что подтверждается курсом лодки, курсом судна и акустическим пеленгом). Удар пришелся в конец 3-го трюма и закончился на всем М.О. Лодка просто вошла в корпус судна и унесла с собой кусок борта. Пробоина не была рваной дырой. Просто отсутствовал большой кусок борта.
Слава советским судостроителям!!!
М.О. полностью затоплено, 3-й трюм разгерметизирован!? Судно одноотсечной непотопляемости. Однако на плаву!!!. Видимо при наличии зерна, коэффициент проницаемости очень мал, да и зерно не так активно вымывалось, поскольку не было большой волны и сильной качки.
Как бы там не было, теоретически, судно должно было затонуть в течении одной минуты. А оно оставалось на плаву. М.О. затоплено, турбогенератор встал, но через 20 секунд запустился АДГ (аварийный диз.генератор).
Если и не было освещено судно, то только в течении 30-40 секунд. И никто не прыгал за борт с криками "мина".
По тревоге, экипаж быстро покинул судно на спасательных шлюпках, но от судна не отходили. По сигналу СОС начали подходить суда. Первым подошло болгарское судно "Пятеро из РМС". С горяча спустили зачем то свою шлюпку, она заглохла
и ветром ее унесло в кромешную мглу. Капитан болгарина не поднимал наших людей, пока одна из наших шлюпок не отправилась на поиски горе-спасателей, их нашли и на буксире привели к их борту. На борту они оказали дружеский прием нашим морякам. Вскоре подошел наш теплоход "Капитан Медведев" и забрал всех с болгарского судна.
Одна из наших шлюпок постоянно дежурила у борта нашего судна. Как раз для того, чтобы оно не считалось брошенным, и не досталось кому либо как добыча.


В декабре 1983 г. большая АПЛ К-324 несла боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. Автономное плавание проходило в сложных условиях: возникли проблемы с водоснабжением, вышла из строя холодильная установка, в отсеках стояла изнуряющая жара. Лодке было поручено слежение за американским фрегатом "Макклой" (тип "Бронштейн"), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения ТАSS с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы.

Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Однако неожиданно "Макклой" прекратил испытания и ушел на базу. К-324, оставшись "без работы", получила приказ сменить район плавания.

Однако сделать этого не удалось - внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир К-324 обнаружил, что получил неожиданный "ценный подарок дяди Сэма" - на винт его корабля намоталось 400 м сверхсекретной бронированной кабельантенны ТА58. Разумеется, советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена "потенциальным противником". К утру в район происшествия прибыли эсминцы "Питерсон" и "Николсон" (тип "Спруенс"), установившие за К-324 плотную опеку. Очевидно, командиры этих кораблей получили вполне конкретный приказ - любыми средствам не позволить русским завладеть антенной. "Совместное плавание" практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней, американцы вели себя все более "резко" (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АПЛ и отрубить антенну. Опасаясь еще более решительных действий эсминцев, командир лодки капитан 2 ранга В. А. Терехин дал приказ приготовить свой корабль к взрыву.

Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь К-324 прибыло советское судно "Алдан". Американское командование, наконец, осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за "шланга" никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, К-324 была "Алданом" отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения.

Главным "героем" описанных событий стала крейсерская подводная лодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.

Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка "выжать" максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения - мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически, проект 671РТМ так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, "плавно перешел" из 2-го в 3-е поколение атомоходов.

Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г. Н. Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 году его сменил Р. А. Шмаков.

Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс "Шквал", разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ ССР в 1960 г. "Идеологами" нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО "Регион") под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков).

В состав комплекса "Шквал" входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам.

Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 году, а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 "Шквал" с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время.

Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (1 н. "отключение фундаментов"), акустической развязке механизмов и конструкций. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами.

Гидроакустический комплекс "Скат-КС" (главный конструктор Б.Е Индии) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию.

По своим возможностям комплекс "Скат-КС" втрое превосходи ГАК предшествующего поколения вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс "Медведица-671РТМ" обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы.

Боевая информационная управляющая система "Омнибус" производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой.

Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи "Молния-Л" с системой космической связи "Цунами-Б", а также специальным разведывательным комплексом.

Строительство подводных лодок проекта 671РТМ было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе "Звездочка") и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).

Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС "Омнибус": до середины 80-х годов система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки "Омнибус" приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности.

Наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-мм торпедных аппаратов.

Пять последних лодок ленинградской постройки были введены в строй по проекту 671РТМК (с комплексом вооружения, дополненным КР). В дальнейшем крылатыми ракетами были дооснащены и остальные корабли проекта 671РТМ.

Уже после вступления в строй часть лодок получила "имена собственные". С 1996 г. К-414 носит название "Даниил Московский", а К-448 (последняя лодка пр. 671 РТМ, введенная в строй уже после распада Соведского Союза) с 10 апреля 1995 г. именуется "Тамбов". К-138 получила название "Обнинск". Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях "Апорт" и "Атрина", проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность "потенциального противника" - США - в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.

29 мая 1985 г. из Западной Лицы одновременно вышли три лодки проекта 671РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (пр. 671РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (пр. 671). Разумеется, выход в океан целого соединения атомных подводных лодок не мог остаться незамеченным для американской военно-морской разведки. Начались интенсивные поиски, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. В то же время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской АПЛ, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488 (которая уже возвращалась на базу). Операция "Апорт" завершилась 1 июля.

В марте-июне 1987 г. была проведена близкая по размаху операция "Атрина", в которой приняли участие пять лодок проекта 671РТМ - К-244 (командир капитан 2 ранга Аликов), К-255 (командир капитан 2 ранга Муратов), К-298 (командир капитан 2 ранга Попков), К-299 (командир капитан 2 ранга Клюев) и К-524 (командир капитан 2 ранга Смелков), действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа "Колгуев", оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. Хотя о выходе атомоходов из Западной Лицы американцам было известно, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась драматическая "подводная охота", в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США - самолеты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных АПЛ (в дополнение к лодкам, уже развернутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа "Столуорт", использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли английского флота. По рассказам командиров советских лодок, концентрация противолодочных сил была такова, что казалось почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи и подкачки воздуха. Тем не менее, АПЛ сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где советская "завеса" была, наконец, обнаружена.

Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции "Атрина". При этом АПЛ проекта 671РТМ были ошибочно приняты за РПКСН, что еще больше усилило обеспокоенное американского военно-морского командования и политического руководства США (следует напомнить, что описываемые события пришлись на очередной пик "холодной войны", которая в любой момент могла трансформироваться в "горячую"). При возвращении на базу для отрыва от американских противолодочных средств командирам АПЛ было разрешено и пользовать секретные приборы гидроакустического противодействия.

Успешное проведение операции "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия. Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила K-524 (командир - капитан 1 ранга В. Протопопов, старший на борту - командир 33-й дивизии капитан 1 ранга А. И. Шевченко). Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока. За этот поход командир АПЛ был удостоен звания Героя Советского Союза.

Войдя в море Линкольна, лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла Баффинов залив и далее - в северную Атлантику.

Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцец; "Америка" и скрытно его "атаковала (разумеется, условно). Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых - подо льдами, на глубинах более 15 м. За участие в этой операции капитану 1 ранга В. В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671РТМ первым освоили и трансполярные переходы Тихоокеанского на Северный театр 1981, 1982 и 1983 гг. в целях оптимального распределения многоцелевых АПЛ между флотами такие переходы были выполнены лодками К-255 (командир капитан 2 ранга В. В. Ушаков), К-324 (командир капитан 2 ранга Терехин) и К-218 (командир капитан 2 ранга Ю. П. Авдейчик), построенными в Комсомольске-на-Амуре. В начале 1989 года в соответствии с российско-американскими договоренностями с многоцелевых АПЛ ВМС США и ВМФ России было снято и складировано на берегу оружие, оснащенное ядерными боевыми частями. В результате лодки проекта 671РТМ лишились "Шквала" и "Граната".

Корабли проекта 671РТМ участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, "Даниил Московский" (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки. 29 августа 1991 г. у АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буквы "К" в тактических номерах были заменены на букву "Б". В середине 90-х годов корабли проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. 31 июля из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие, в общей сложности, 12,10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 году, в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва.

Однако, пребывая в уже весьма почтенном возрасте, "Щуки" продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 г. в 150 милях от Гебридских островов. 29 февраля российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу подводной лодки (командир капитан 1 ранга М. Иванисов), перенесшему на борту корабля операцию по удалению аппендицита, после которой обнаружился перитонит (лечение которого возможно лишь в стационарных условиях). Вскоре больной был перенаправлен на берег вертолетом "Линкс" с эскадренного миноносца "Глазго". Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько выражала недоумение тем фактом, что в то время, когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась российская подводная лодка, проходили противолодочные маневры НАТО (кстати, в них принимал участие и ЭМ "Глазго"). Однако АПЛ удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса. По словам влиятельной английской газеты "Таймс", русская субмарина продемонстрировала, насколько она скрытна, осуществляя слежение за противолодочными силами и оставаясь при этом незамеченной. Примечательно, что "Щука" была принята англичанами за более современную (и, естественно, более малошумную) лодку проекта 971.

В 1999 году в составе Северного флота находились Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-414, Б-448, Б-502 и Б-524. В строю Тихоокеанского флота имелись Б-264 и Б-305.

Вероятно, в дальнейшем темпы "вымывания" из состава флота кораблей проекта 671РТМ еще более ускорятся. Однако часть лодок этого типа, скорее всего, доживет до 2010 года. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радио-электронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.

Тактико-технические характеристики
Длина, м 107,1
Ширина, м 7,8
Рабочая глубина погружения, м; 400
Предельная глубина погружения, м 600
Экипаж, чел 92
Водоизмещение нормальное, тонн 6990
Водоизмещение максимальное, тонн 7250
Скорость в надводном положении, узлов 11,6
Скорость в подводном положении, узлов 31
Автономность, суток 80

Это был легендарный проект атомной подводной лодки, родившийся в ходе сумасшедшей военной гонки между СССР и США. Обидные провалы и жесткие выводы, авантюрные приказы и настоящий героизм моряков, шпионские подводные слежки и засады подо льдом - история лодок серии 671 полна драматизма и острых сюжетов, по которым можно снять не один триллер мирового уровня.

В рамках проекта было построено и спущено на воду сорок восемь субмарин с разным боевым оснащением и постоянными усовершенствованиями. Это был важнейший этап в советском военном судостроении: именно во время жесткого противостояния с США отечественные верфи научились делать подводные лодки высочайшего класса.

Когда все началось

Это было после Второй мировой войны. Первая атомная подводная лодка в мире появилась лишь в 1954 году, это был знаменитый американский «Наутилус» с максимальной подводной скоростью 23 узла. Он сумел проплыть подо льдами к Северному полюсу, завоевав себе почетное место в истории мирового подводного флота.

СССР отстал от «Наутилуса» на четыре года: в 1958 году на воду спустили «Ленинский комсомол» - советскую первую атомную подводную лодку, способную под водой обогнать американца без каких-либо усилий: ее подводная максимальная скорость была уже 30 узлов.

Стороны работали в неравных условиях. Если предыдущий лодочный проект под номером 627 создавали, опираясь на опыт с дизельными кораблями и скудную информацию от американцев, то лодки второго поколения делались с учетом собственного нелегкого опыта. Уже в то время снабжение расходными материалами и сопутствующим оборудованием проводилось по совершенно разным каналам и принципам. Американцы могли выбирать лучшие образцы электроники или, к примеру, орудий для стрельбы по всему миру - хоть в Японии, хоть в Швеции. Наши же ребята работали только с отечественными производителями с понятными трудностями.

Исторический толчок: конфуз в Саргассовом море

В 1962 году мир замер в ожидании развязки крупнейшего американо-советского конфликта по поводу размещения на Кубе советских ядерных ракет. Соединенные Штаты Америки ввели строгий морской карантин, чтобы перекрыть советским морским судам путь к Кубе. Советское руководство немедленно ответило на такой демарш. Приказ был жестким и экстренным: прорвать морскую блокаду с помощью советских подводных лодок.

К кубинским берегам срочно вышли четыре дизельных лодки, усиленных ядерными торпедами и оснащенных новейшими тактическими советскими разработками, позволяющими уклоняться от противника под водой. Так казалось советским подводникам.

Закончилось все катастрофически. В Саргассовом море наши лодки были быстро обнаружены с помощью гидрофонов новейшей американской системы слежения Sosus. Американцы начали сбрасывать на лодки гранаты, не давая подняться на поверхность воды, что для дизелей жизненно необходимо. В дикой жаре и при нехватке кислорода подводники падали в обморок.

Дело кончилось тем, что лодка Б-130 первой была вынуждена подняться на поверхность воды на виду у всех. Это был отчаянный и смелый жест капитана подлодки, который послал шифровку с убийственным текстом о вынужденном всплытии, сломанном дизеле и разряженной батарее. И о том, что Б-130 окружили четыре американских эсминца. Следом за этой шифровкой пришли сообщения от остальных экипажей с примерно таким же содержанием. Авантюра, храбрость, полная неудача - вот самые подходящие слова для короткого резюме, которое в итоге оказалось жестоким и одновременно эффективнейшим уроком. Ведь именно с этого обидного провала начался путь знаменитых атомных подводных лодок 671.

Выводы и новые задачи для субмарин второго поколения

Уровень осведомленности советских подводников, которые участвовали в Карибском кризисе, был нулевым: ведь они были уверены, что в штабе ВМФ СССР сидит американский шпион. И только поэтому американские корабли смогли так быстро обнаружить наши дизели.

У советских первого поколения ракеты были катастрофически малой дальности. По этой причине им пришлось идти на прорыв морской обороны США - стрелять издалека они не умели. Для их охраны нужны были лодки нового типа с совершенно новой задачей: охотиться не за надводными кораблями, а за подводными лодками противника. Нужны были новые подводные охотники - истребители для защиты ракетоносцев.

Главными критериями были определены подводная скорость, глубина погружения и маневренность. Отсюда и особая форма лодок проекта 671 - все под функции и задачи. Отсюда и "рыбная" шифровка серий.

Проект 671 «Ерш»: новые подводные охотники

Знаменитый ленинградский «Малахит» - никакая не ювелирная фирма, как можно было бы подумать. Это серьезнейшее конструкторское бюро, которому поручили разработку новых подводных лодок проекта 671. Главной задачей была борьба с американскими стратегическими субмаринами, которые являлись по своей сути подводными ракетоносцами. Плавая подо льдами, они были неуязвимы. А крупнейшие и стратегические города СССР Москва, Мурманск, Ленинград и Севастополь были под постоянной угрозой удара ракетой.

Обстановка была напряженной, прессинг со стороны руководства был огромным, скорость проекта была фантастической. Дело осложнялось еще и новыми неприятностями с американской стороны: там тоже не дремали.

Уже в 1963 году американцы спустили на воду новый класс субмарин «Лафайет». По своим функциям они являлись специализированными ракетоносцами. Их главной особенностью была фантастическая бесшумность. Советская локаторная аппаратура засекала их на расстоянии всего нескольких километров. Такая ситуация могла привести к нонсенсу: подводная лодка 671 могла устареть еще до своего рождения. Решение, конечно, нашли. Пришлось создавать новый процесс загрузки торпед: он теперь стал полностью автоматизированным. Многое в этом проекте делалось в советском судостроении впервые, этот момент был по-настоящему прорывным.

Технические характеристики и проекта 671 под названием «Ерш» были следующими:

  • длина и ширина лодки 95 и 11,7 метров соответственно;
  • глубина погружения 320 метров;
  • атомная силовая установка с мощностью турбин в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 32 узла;
  • способность плавания в автономном режиме - 50 суток.

Из вооружения "ершики" были снабжены минами в количестве 36 штук и двумя ракетами SS-N-15.

Первое боевое крещение

Подводное противостояние новых подводных охотников проекта 671 и американских стратегических субмарин превращалось в интереснейшую хронику, по которой можно было бы снять отличный остросюжетный сериал.

Американцы держали под своим контролем практически половину Антарктики благодаря отличной модифицированной системе «Sosus». В их базе данных хранились записи всех шумов, производимых советскими судам вплоть до гражданских кораблей. А уж по каждой подводной лодке были составлены настоящие развернутые шумовые портреты. Тактика обнаружения также изменилась. Американцы не сообщали, что обнаружили советскую субмарину, вместо этого они продолжали контролировать ход лодки скрытно, буквально висели на хвосте, как в шпионском романе. Они могли это делать, потому что были бесшумными, как кошки.

Как же наши новые субмарины при таком непростом раскладе? Они проявили себя с самого начала отлично. При прорывах противолодочных блокад (что и было их главной функцией) "ерши" оказались вполне эффективными. Шумели они, конечно, сильно в сравнении с американскими лодками, но зато уж по скорости и ходовым качествам обгоняли всех и легко уходили от преследования. Иными словами, первая боевая задача в стартовой серии подводных лодок проекта 671 была выполнена. Конструкторы с моряками справились на отлично.

Проект 671 РТ «Семга»

В начале 70-х пришла новая беда. Наши подводные охотники 671 серии оказались в роли дичи - на них самих началась охота. Дело было в очередной модернизации вооружения ВМФ США. На их лодках появились новые ракеты с разделяющей боевой частью. Но не они стали главной проблемой, а так называемая ракета-торпеда - противолодочное оружие с повышенной дальнобойностью. Эта ракета-торпеда в воде двигалась как типичная торпеда. Затем она выходила из воды и превращалась в ракету, которая летела в положенную точку. В этой точке от нее отходила специальная боевая часть, которая взрывалась на нужной глубине в воде.

У конструкторов бюро «Малахит» вновь появилась срочная задача «догнать и обогнать». Советский ответ пришел через год: это была модифицированная лодка 671 с аббревиатурой РТ под шифром «Семга». Главным ее преимуществом был новый ракетный комплекс «Вьюга» с увеличенной дальностью полета ракеты до 40 км, мощным калибром и ядерной боевой головкой.

"Семга" была способна уничтожить лодки противника в нескольких километрах от эпицентра. Дополнительным вооружением стали аппараты для торпед повышенной мощности с калибром 650 мм. Лодки удлинили на целый отсек, повысилась комфортность пребывания экипажа. Хорошо поработали с пресловутой шумностью: сумели снизить ее в пять раз, что, впрочем, было все равно недостаточным. На фото подводная лодка 671 проекта РТ.

В 1975 году случилась курьезная история. Отдел обороны ЦК КПСС срочно созвал всех конструкторов - подводников на экстренное совещание. Их встретил прокурор с официальной жалобой в руках. Жаловался офицер ВМФ, работающий в приемном аппарате. Он считал, что главная проблема всех лодок проекта 671 в виде высокой шумности (а это было именно так) является следствием запланированных действий конструкторов. Дело закончилось подробнейшим разбором полетов, после которого конструкторы пообещали перебрать все возможные варианты снижения шумности. Правильное решение в конце концов нашли. Главные источники шума - турбину и турбогенераторы разместили на амортизаторах внутри специальной камеры. Впоследствии такую схему размещали на всех следующих лодках. Первый же выход бесшумной лодки 671 РТ навел переполох среди американцев: атлантическое и антарктическое спокойствие они потеряли навсегда.

У "Семги" были отличные технические характеристики:

  • длина 102 м и ширина 10 м;
  • возможность погружения на 350 м;
  • силовая атомная установка мощностью в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 30,5 узлов;
  • возможность автономного плавания 60 суток;

Вооружение было более чем серьезное: 12 торпедных аппаратов разного калибра и две ядерных ракеты SS-N-16.

Проект 671 РТМ: а теперь "Щуки"

Эта серия - чрезвычайно интересный проект со всех точек зрения, его полезно было бы изучать в университетах в рамках производственного менеджмента. Прежде всего, это была попытка (весьма успешная в итоге) выжать из двух проектов 671 и 671 РТ все, что только возможно. Дело в том, что параллельно уже полным ходом строились субмарины третьего поколения - принципиально новые проекты 945 и 971 с кардинальным снижением уровня шумности и мощным комплексом вооружений.

В устройство подводной лодки проекта 671 РТМ были введены новейшие мощные гидроакустические и навигационные комплексы. Новые средства связи были на мировом уровне. Также были установлены два атомных реактора со значительным повышением мощности. Усовершенствования коснулись всех систем лодки. С учетом таких трансформаций подводная лодка РТМ 671 плавно перешла в категорию субмарин третьего поколения.

Легендарная «Щука» - самая продвинутая опция проекта. проекта 671 РТМ представляла собой многоцелевую атомную субмарину. Всего под аббревиатурой РТМ было выпущено 26 моделей - целая серия лодок с великолепными техническими характеристиками, среди которых:

  • предельная глубина погружения 600 м;
  • максимальная подводная скорость 31 узел;
  • два мощных реактора по 31 000 лошадиных сил каждый.

В автономном плавании лодка могла находиться в течение 80 суток. Команда экипажа требовалась уже более солидного размера - примерно 100 человек.

Главным же преимуществом подводной лодки 671 проекта РТМ было ее вооружение: крылатые ракеты «Гранат», 24 торпеды или 34 мины - в зависимости от модификации конкретной лодки. Такая комплектация в сочетании со скоростью и плавучестью делала серию РТМ уникальной. Атомный реактор подводной лодки отвечал всем требованиям безопасности.

В итоге проект 671 вышел очень грамотным с технической эволюционной точки зрения: его началом было создание новой лодки второго поколения, а концом стала трансформация субмарин 671 РТМ в подводные корабли новейшего третьего поколения.

Строились АПЛ проекта 671 РТМ на двух заводах: знаменитом Адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге и Судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Финальная доводка производилась на заводе «Звездочка» и на базе в Большом Камне.

Паритетная гонка вооружений под водой

Исторически проект атомной подводной лодки проекта 671 РТМ по срокам совпадал с началом американской программы постройки многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688. В итоге они стали самой массовой серией субмарин в мировой истории подводного флота (всего было выпущено 62 единицы). На фото атомная подводная лодка «Лос-Анджелес» - головной корабль со скоростью 31 узел и вооружением из 26 торпед. Он был спущен на воду в 1976 году.

Совпадение сроков, конечно, не было случайным. Дело в том, что американские атомные субмарины в то время были значительно лучше советских лодок по уровню скрытности и акустическим возможностям. Разрыв постепенно сокращался, но не исчезал полностью.

Американцам тоже было над чем поработать: они уступали советским аналогам в максимальной скорости подводного хода, да и боевая живучесть с маневренностью у "щук" были выше. По уровню вооружения обе серии могли поспорить, но у советских 671 РТМ определялось относительное преимущество.

Немаловажным было и то, что для обслуживания лодок серии 671 РТМ требовалось меньше народу. Таким образом, за счет компактного экипажа условия обитаемости на борту были намного выше. Может показаться, что данный критерий не относится к ключевым. Но если учитывать многомесячные автономные рейды субмарин, к примеру, подо льдом, условия обитаемости выходят по своей значимости на первый план: это состояние и настроение экипажа.

В целом по оценкам независимых экспертов субмарины 671РТМ и SSN-688 были примерно равноценными. Можно сказать, что гонка двух условных противников по усовершенствованию и оборонной мощи шла параллельно, оба участника шли примерно на равных.

Про американские атомные подводные лодки в мировой прессе писали много. Даже среди обывателей это был известный и обсуждаемый проект. О советских подводных лодках проекта 671 не знал практически никто в силу традиционной чрезвычайной скрытности советских подводников. Даже сейчас информация о них ограничена узкими профессиональными ресурсами. Трудно отыскать в сети, к примеру, качественные фото атомной подводной лодки класса «Щука».

Поэтому многолетняя история подводных «догонялок» двух стран-соперниц также остается за тайными шторами. А зря, интереснейших случаев было много. Один из самых ярких - крупная операция «Апорт» в Атлантическом океане в 1985 году, когда советские подводники «умыли» своего условного противника - ВМФ США. Все напоминало настоящую охоту с засадой, что вполне закономерно: весь проект 671 создавался именно для охоты на вражеские подводные лодки.

В конце мая из базы Западная Лица на Кольском полуострове в океан выплыли три красавицы охотницы класса РТМ с двумя примкнувшими к ним лодками 671 других модификаций. Само собой, такую атомную подводную команду американская морская разведка не могла не заметить. Заметили, но… потеряли. Искали всей разведкой самым интенсивным образом. Единственным американским успехом стало обнаружение лодки К-488, лишь когда она уже возвращалась домой на базу. А наши красавицы тем временем занимались своими перманентными боевыми задачами: следили за ракетными субмаринами и противолодочной авиацией ВМФ США во время их патрулирования. В итоге американцы без успеха охотились за командой лодок 671 РТМ в течение целого месяца. «Апорт» завершился 1 июля 1985 года.

Операция «Атрина» была для советских подводников принципиальной и важнейшей в политическом смысле. На этот раз в ней участвовала «великолепная пятерка» известных субмарин К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524. Пятерка лодок имела поддержку в виде морской авиации и пары разведывательных кораблей, снабженных специальными гидроакустическими системами с антеннами. Как и в прошлый раз, американцы знали о выходе лодок, но сразу же потеряли их в Атлантическом океане. Охота началась снова, подтянули все силы обнаружения в виде трех поисковых групп с привлечением британских кораблей. Лодки ушли незамеченными и достигли того самого злополучного Саргассова моря.

Американцы сумели найти контакт с лодками лишь через восемь суток с начала операции. Они приняли "щук" за ракетные подводные крейсеры, по поводу чего серьезно волновались. Все эти действия проводились в период пика холодной войны.

Итоги операций «Апорт» и «Атрина» показали, что ВМФ США не сможет обеспечить эффективного противодействия АПЛ нового поколения проекта 671 РТМ при их массированном использовании.

Это была важнейшая победа советского военного флота. Вот что значит делать правильные вводы. Подводники всегда умели это делать.

Еще одной известной героической страницей стало подледное плавание знаменитой невероятной сложности лодки К-524. Задачей было переплыть из Северного Ледовитого океана в Атлантический с обходом острова Гренландия с северо-востока. Этот переход стал легендой, а капитан Протопопов В.В. получил звезду Героя Советского Союза.

Шумность. Обшивка. Акустика. Списывать…

К величайшему сожалению, да. Всему приходит конец, и легендарные охотницы подводные лодки проекта 671 "Ерш", "Семга" и "Щука" не стали исключением. Вопрос их модернизации рассматривался командованием ВМФ России самым серьезным образом несколько лет назад. Это был конкурс проектов модернизации "щук", где прорабатывались все возможные варианты.

Все дело в высокой шумности лодок - критерии, по которому 671 серия проигрывала американским «Лос-Анджелес» еще во времена бешеной гонки усовершенствований.

Цена модернизации лодки была бы примерно равной стоимости новой лодки. Нужно было бы менять всю начинку, включая новейшие гидроакустические системы и, конечно, сами реакторы. Обшивка также нуждалась бы в серьезнейшей доводке.

Таким образом, модернизация была признана бесперспективной. К 2015 году лодки были списаны. Знаменитый проект 671 подводных лодок закончился. Подводники помнят и ценят его, это было славное время для полета инженерной мысли, технических находок и подвигов подводников, которые до сих пор мало кому известны.

error: