От провинциального «труповоза» до крупнейшего IT-сервиса в России: создатель такси «Максим» никогда не надеялся на государство и опирался только на себя. Сервис начал экспансию в юго-восточную азию Максим белоногов

05:08 Первые деньги и работа труповозом

08:00 Пейджинг и фундамент будущего бизнеса

11:33 Место, где все началось

17:00 Выход на другие города

20:17 Создание собственного уникального автомобиля

25:42 Предложения от конкурентов

Видео: РБК

Круглый сирота Максим Белоногов потерпел крах с пейджинговым бизнесом, но создал агрегатора такси. Оборот его компании «Максим» превышает 5 млрд руб., с ней сотрудничают более 500 тыс. таксистов по всей России, в Иране и Италии

Видеогалерея

«Я никогда не работал на кого-то, я всегда предпринимал», — говорит сооснователь агрегатора такси «Максим» Максим Белоногов. Будучи школьником старших классов, он перепродавал газеты и подрабатывал на «труповозке» в спецбригаде при больнице скорой помощи, которая забирала тела умерших. Сотрудники периодически уходили в запой, и школьник их подменял.

В 16 лет умерла мама Максима, и он остался круглым сиротой. На пособие по потере кормильца купил компьютер Pentium и принтер. Вместе с однокурсником и будущим партнером Олегом Шлепановым скачивал рефераты в Фидонете, распечатывал и продавал их студентам. Затем торговал телефонами и газовым оборудованием для автомобилей, подрабатывал грузчиком. В 22 года предприниматель женился, у него родилась дочь, и нужно было кормить семью.

Первый серьезный бизнес Максим Белоногов создал в Шадринске — небольшом городке в 140 км от Кургана. Но не с первой, а со второй попытки, рассказывает он в интервью РБК. Сначала предприниматель вместе с Олегом Шлепановым арендовал офис, поставил передатчик, приобрел франшизу компании «Мобил Телеком» и начал заниматься пейджингом. Этот бизнес умер быстро и неожиданно, когда на рынок мобильной связи вышли операторы сотовой связи. На тот момент у Белоногова работали восемь операторов, и он решил организовать службу такси. Взял у знакомого таксиста радиостанцию, антенну, установил оборудование и попробовал найти таксистов. Предприниматели арендовали многоканальный номер телефона — в час пик до них можно было дозвониться, а до конкурентов не всегда. «Водители стали сами подтягиваться, так как знали, что будут иметь работу», — вспоминает Белоногов.

В Биробиджане вряд ли найдется человек, хотя бы раз не прибегавший к услугам сервиса вызова такси «Максим». Сервис удобный, особенно если использовать приложением для смартфонов.

Сейчас это крупнейшая IT-компания в сфере пассажирских перевозок в России, её оборот больше «Яндекс.Такси», «Uber» и «Gett», а саму компанию оценивают в 100 миллионов долларов.

В команде нашего проекта никто не задавался вопросом, как создавался «Максим». Были мысли, что скорее всего какие-то крупные коммерсанты из Москвы просто решили монополизировать рынок такси и стать доминантой в данной сфере.

К нашему удивлению, «Максим» оказался историей успеха одного очень простого и упрямого российского парня из провинциального Шадринска близ Кургана, который по своим стартовым возможностям для молодежи очень похож на Биробиджан.

Максим Белоногов — создатель такси «Максим» — рос в откровенно бедной семье. Отец умер рано. Мать тянулась как могла, сильно болела. Уже в школе Максим приторговывал газетами на улице, а также за деньги собирал подписи для партии ЛДПР.

В 11 классе он подрабатывал в местной скорой — забирали трупы умерших людей из домов и увозили в морг. Сотрудники скорой нещадно пили, и нередко выходить на смену было некому. Подрабатывал незаконно по устной договоренности со знакомым врачом. Максим сам признает, что нередко за вывоз тел брал чаевые.

После школы сам поступил в институт. В день, когда он написал экзаменационное сочинение, умерла мать. Максим остался со старшим братом.

На пособие по потере кормильца купили компьютер, стали распечатывать рефераты из интернета и продавать студентам.

На втором курсе ВУЗа он женился, в семье родился ребёнок. Подрабатывать пришлось усерднее: грузчиком по ночам, торговал газовым оборудованием и телефонами. Позднее с другом решили организовать пейджинговую компанию в Шадринске. Дело пошло хорошо, но пейджинг убила сотовая связь.

Оставшееся оборудование решили использовать для создания такси. Нашли в одном из подвалов помещение, посадили несколько операторов. У знакомых взяли радиостанцию для связи с водителями.

По сравнению с конкурентами, пейджинговое оборудование дало возможность организации многоканального дозвона — попасть на оператора клиентам было проще, свободных линий было достаточно, такси получалось вызвать быстрее. Клиентам это нравилось и бизнес начал развиваться.

Чуть позже компания переехала в квартиру-офис большего размера, операторов стало 20 человек, работали в небольшой комнате в нарушение всех норм трудового законодательства. Затем из Шадринска вышли в Курган, именно там сервис приобрел своё название «Максим» и логотип с красными и чёрными шашечками. Придумывали, кстати, за кружкой пива с друзьями где-то на квартире.

Со временем решили процесс приема заказов оцифровать. Нашелся айтишник из местного «Сбербанка» и написал простенькую программу по учету вызовов, расчету времени в пути.

В 2007 году попытались разработать приложение для смартфонов, но оно не пошло. К разработке этого продукта вернутся позже. Дальше поняли, что нужно выходить за границы Кургана, следующий офис открыли в Тюмени.

Потом ударил кризис, многие люди потеряли работу и стали таксовать, чтоб платить за машины, купленные в кредит. Тогда сервис расцвёл. Как рассказывает сам Белоногов: «У меня складывалось впечатление, что одна половина города бухает, а вторая половина её возит, потом они менялись местами».

Затем зашли в другие города и в столицу. Пришёл успех и деньги. «Максим» стал таким, каким мы его знаем, с оборотом в 10 миллионов рублей в день.

Как отмечает Максим Белоногов, свою первую хорошую машину «Toyota Camry» из салона он купил только спустя 4 года после запуска проекта — все свободные средства сначала вкладывались в дело. Сначала бизнес — потом роскошь.

На пути к успеху молодой человек всегда где-то подрабатывал, что-то предпринимал, чтобы вырваться из бедности, ступить на ступеньку выше. Предприниматель пришёл к выводу, что не бывает грязной или плохой работы. Любая работа, не связанная с криминалом и насилием над людьми, по его мнению достойна, чтоб ее выполнять.

Бизнесмен говорит, что был одинаково счастлив и когда за небольшую плату вывозил трупы на скорой, и сейчас, когда «Максим» планирует выйти на рынок Ирана, Ирака и Сирии.

Молодежи Белоногов советует ничего не бояться, а упираться рогом и идти до конца, тогда обязательно можно прийти к цели. Сразу успех не приходит. Ему на это потребовалось 13 лет.

Предприниматель утверждает, что никогда не связывался с государством и рассчитывал только на себя. Потом вспоминает, что пытался стать депутатом курганской гордумы, чтоб решить вопрос с приобретением помещений под офис. Но у него ничего не получилось. С тех пор ни с политикой, ни с властью предпочитает дел не иметь.

Получается скорее наоборот, в различных городах, куда приходил «Максим», чиновники, лоббируя интересы своих друзей из местных компаний по извозу, поднимали бучу и требовали запретить сервис. С компанией много судились.

Недавно «Максим» создал специализированный фонд помощи клиентам, пострадавшим в ДТП. Белоногов грезит развитием туризма в ямальской тундре и даже разработал специальный автомобиль-вездеход «Бурлак» для этого.

Головной офис компании по-прежнему находится в Кургане. Это крайне удивляет московских бизнесменов, которые приезжают в город для переговоров. Они не могут понять, зачем Белоногов продолжает сидеть в провинциальной, по московским меркам, дыре. Он улыбается и отвечает, что его всё устраивает и в небольшом Кургане для его дела есть всё необходимое.

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал , что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам , на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов . Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

Один из крупнейших российских онлайн-сервисов заказа такси «Максим» начал работать в Индонезии. На новом рынке компания делает ставку на мототакси: на мотоциклы в стране приходится 75% всех перевозок. Индонезия - удобный рынок для экспансии, считают эксперты, там много уже знакомых с брендом российских туристов.


Сервис такси «Максим» начал работать в столице Индонезии Джакарте, сообщил “Ъ” представитель компании. Жители города могут заказывать такси и мотоциклы от партнеров сервиса - таксопарков и индивидуальных перевозчиков - в приложении и на сайте. Отличием сервиса в Индонезии стало введение тарифа «Мотоцикл». В стране на мотоциклы приходится 75% перевозок, это самый простой и быстрый способ уехать из точки А в точку Б, особенно в мегаполисах, говорят в компании. По словам директора по региональному развитию «Максима» Алексея Маркина, среди десяти стран, где работает сервис, это первый подобный опыт.

Индонезия - одна из самых больших по численности населения стран мира: только в Джакарте проживает более 9 млн человек, а во всей стране - более 260 млн. «Здесь развиты интернет и мобильные сервисы, люди активно пользуются приложениями, в том числе заказывают транспорт. Это огромный рынок,- объясняют в "Максиме" логику экспансии.- Климат позволяет жителям не тратиться на автомобили, а передвигаться на мотоциклах и мопедах, общественный транспорт развит слабо. Плюс мотоциклы решают вопрос пробок и в мегаполисах особенно актуальны».

Сервис «Максим» основал в 2003 году Максим Белоногов. По собственным данным, компания принадлежит господину Белоногову и его партнеру Олегу Шлепанову (у обоих - по 50%). Сервис присутствует в 275 городах России и более чем в 340 городах мира, годовой оборот по итогам 2016 года - 6 млрд руб. Кроме домашнего рынка «Максим» работает на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Азербайджане, Таджикистане, Италии, Киргизии. Сейчас также ведется подготовка к запуску в Чили, уточняют в компании. Кроме того, сервис планирует экспансию на другие рынки стран Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Америки.

Размер инвестиций в индонезийский рынок, где уже работает ряд агрегаторов такси, в «Максиме» не раскрывают. «Опыт работы в Джакарте поможет лучше понять потребности индонезийского рынка и оптимально настроить сервис. Вскоре планируется начать работу и в других городах страны»,- говорит представитель сервиса. На этапе запуска «Максим» не будет взимать комиссию с партнеров, но «по мере укрепления позиций на рынке» условия будут пересмотрены, уточняют в компании. Сейчас средний размер комиссии сервиса - 10%, в разных городах ее размер отличается. Речь идет о курорте, популярном среди россиян, у которых бренд на слуху, рассуждает основатель маркетплейса Guru.Taxi Александр Мерзликин. «Возможно, после успешного "пилота" мы увидим "Максим" на мотоциклах и в городах России»,- допускает он.

Другие российские онлайн-сервисы по заказу такси также активно выходят на зарубежные рынки. Так, «Яндекс.Такси» уже работает в странах ближнего зарубежья - Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Эстонии, а также в Сербии, а сибирский агрегатор inDriver, лишь недавно вышедший на московский рынок, в мае 2018 года, как сообщал “Ъ”, начал международную экспансию с Мексики.

Роман Рожков


«Яндекс.Такси» и Uber перешли на единую IT-платформу

Конъюнктура

Объединенная компания «Яндекс.Такси» и Uber завершила перевод водителей во всех городах России на единую платформу для работы с заказами, сообщили “Ъ” в компании. Последними городами стали Москва и Санкт-Петербург. Благодаря этому водители смогут получать заказы от пользователей и Uber, и «Яндекс.Такси». «Машин, доступных для вызова, станет больше, и они будут приезжать к клиентам быстрее, а у водителей сократится холостой пробег. Это повысит надежность и качество сервиса в целом»,- рассчитывают в компании. Единая платформа работает на базе водительского приложения «Таксометр», разработанного в «Яндексе». Она включает навигатор, карты и справочник организаций.

Основатель такси «Максим» 39-летний Максим Белоногов в 15 лет возил трупы в больнице в Кургане, агитировал за ЛДПР, а на вырученные деньги покупал сигареты. Он остался сиротой в 16 лет, когда умерла его мать, отца не стало за семь лет до этого. На полученное после смерти матери пособие Белоногов купил компьютер с процессором Pentium 100 и принтер, чтобы скачивать рефераты, распечатывать и продавать. Так он заработал первые деньги вместе с одногруппником по Курганскому государственному университету Олегом Шлепановым. На вырученные деньги партнеры закупали аккумуляторные батареи и проводные телефоны и продавали их на оптовый рынок Кургана, а также в розницу в отделы радиотоваров в разных магазинах. Параллельно они занимались продажей газового оборудования. Под склад использовал гараж, который достался Белоногову в наследство от тестя. Однажды склад ограбили и сожгли, а друзья потеряли товар на 50 000 рублей. ВАЗ-2108 тогда можно было купить за 35 000 рублей. Потом в город зашли федеральные сети вроде «Эльдорадо» и продавать радиотовары стало невыгодно.

Следующим бизнесом стала пейджинговая компания «Мобил Телеком», запущенная по франшизе в Шадринске Курганской области. Заработать на этом бизнесе Белоногов не успел - через год, в 2002 году, появились мобильные телефоны, а пейджеры остались в прошлом. В 2003 году Белоногов, используя номера, оставшиеся от пейджингового бизнеса, запустил такси «Максим» - дали объявление в Шадринске: «Требуется водитель с личным автомобилем». В городе было много отставных военных, которые откликнулись на объявление. Тогда компания называлась сначала «Мобил Телеком», а затем «Шадринск».

В феврале 2004 года Белоногов, Шлепанов и нынешний гендиректор компании Антон Клементьев взяли в банке кредит в 150 000 рублей, купили на эти деньги офисную АТС, а также несколько телефонных аппаратов, наняли оператора, поставили антенну на крышу и начали работать в Кургане. Компания получила название «Максим».

В Кургане партнеры использовали домашний номер Шлепанова. Устраивать офис в его квартире не захотели, поэтому сняли в соседнем доме подвальное помещение в 15 квадратных метров и протянули туда телефонный шнур из окна квартиры по крышам.

«Мы никогда не думали про инвестиции: когда мы стартовали, то не знали таких слов», - вспоминает запуск сервиса «Максим» Белоногов.

Компания никогда не привлекала инвестиций, развивалась исключительно на собственные средства - запускали такси в нескольких городах, а заработанные средства реинвестировали в открытие сервиса в новых городах. В первые шесть лет сервис заказа такси «Максим» открылся в четырех городах, в 2010 году - в 17 городах, затем ежегодно подключал по несколько десятков городов. Сейчас «Максим» работает в 450 городах России и 16 странах. А основатели компании - Белоногов и Шлепанов - остаются ее владельцами (им принадлежит по 50% бизнеса).

Сегодня клиенты по всему миру заказывают такси «Максим» более 1 млн раз в сутки, а в компании работают более 6000 сотрудников. Выручка в 2018 году, по словам Белоногова, составила 5 млрд рублей, чистая прибыль - 1,5 млрд рублей - это средства, заработанные на 10% комиссии от стоимости каждого заказа. При этом на Россию приходится 75% бизнеса.

Контакт-центр Taxsee, который вырос из диспетчерской службы в Шадринске, сейчас является одним из крупнейших в России. До появления таких центров спрос на такси был выше предложения: таксопарки не хотели возить людей дешево, а службы заказов такси привлекали обычных водителей, которые были готовы возить пассажиров за меньшую цену.

Международная экспансия и санкции

К 2017 году «Максим» был представлен почти во всех городах России благодаря запуску франшизы. «Мы гарантировали франчайзи, что не будем открываться в тех населенных пунктах, куда зашли они», - говорит Белоногов. Для него в первую очередь важна узнаваемость бренда, поэтому компания берет минимальные отчисления - 1% от поездки.

На паушальном взносе (единовременный взнос покупателя франшизы), который составляет 50 000-100 000 рублей, сервис ничего не зарабатывает, так как передает франчайзи оборудование на эту сумму.

Тогда же, в 2017 году, Белоногов решил выйти на новый рынок, «где много людей, но нет инвестиций». «Тогда мы уже вышли в Грузию, Казахстан, Украину, но почему-то не верили в дальнюю заграницу», - вспоминает Белоногов.

Осенью 2017 года «Максим» запустился в Иране и через полгода попал под санкции. «В Иране мы вели себя как «Яндекс» - сразу открылись в 70 городах», - говорит Белоногов. Часть городов «выросли», другие – нет. Всего бизнесмен потратил около 800 млн рублей на запуск в Иране.

Весной 2018 года приложение было некоторое время недоступно в App Store из-за санкций США против Ирана. Официально App Store в Иране заблокирован, но местные жители скачивают приложения из национального маркета для iOS, который американская корпорация не блокирует, чтобы не навредить своему бизнесу, писало издание Cnews.

В январе 2019 года Apple удалила приложение компании для водителей Taxsee Driver из App Store примерно на месяц. Для того чтобы урегулировать конфликт с IT-корпорацией, «Максим» наняла американского юриста. После всех процедур Apple вернула приложения в магазин и подтвердила, что оно соответствуют правилам.

В настоящее время в Иране под брендом «Максим» работает самостоятельная иранская компания. Она растет, так как в стране нет американских инвестиций, нет Uber и «Яндекс.Такси», говорит Белоногов. Неожиданно быстро сервис начал развиваться также в Малайзии и Индонезии: «Мы не верили в эти регионы, так как там сильные конкуренты».

Бизнес компании растет ежегодно на 20-30%, и конкуренции предприниматель не боится: «Даже если меня задавят в России, у меня есть Индонезия, Малайзия и другие страны».

Отказаться от Gett

В сентябре 2016 года основатель сервиса Gett Дэйв Вайсер и операционный директор компании Александр Артемьев прилетели в Курган, чтобы встретиться с основателями сервиса «Максим». Gett хотел купить компанию, которая могла бы помочь ему выйти в регионы, объясняет мотивацию конкурентов Белоногов. «Мы даже ездили в Израиль в офис Gett посмотреть, как там все устроено. Нас не впечатлил их контакт-центр - наш мощнее и больше», - вспоминает он.

Помимо приложений и кол-центров в IT-инфраструктуру сервиса «Максим» входят собственные дата-центры в России и Германии, а также междугородний оператор связи.

За последние четыре года Белоногов получил предложения о покупке бизнеса практически от всех конкурентов. Gett в 2016 году оценил «Максим» в $80 млн (тогда 5 млрд рублей). Белоногову было интересно попробовать развивать бизнес вместе. «если бы мы заключили тогда сделку, то дали бы Gett хороший толчок», - считает он. Но его партнер был против объединения.

После этого Белоногов обсуждал слияние с «Яндексом», который оценил сервис в $100 млн, с Uber, который готов был заплатить $150 млн, и Mail.Ru Group, который предлагал $200 млн с учетом опциона. Представители Gett, «Яндекса» и Mail.Ru Group отказались комментировать эту информацию. Uber не ответил на запрос Forbes.

В 2015 и 2016 годах сервисы такси из Москвы активно двинулись в регионы и столкнулись с конкуренцией со стороны «Максима», это и побудило их начать переговоры о слиянии, рассуждает Белоногов.

Но от всех предложений бизнесмен отказался: он считает, что с инвестициями сервис перестанет ему принадлежать. «Инвесторы будут толкать тебя на IPO, а потом ты будешь нервничать из-за того, что акции падают или растут, - это все не связано с нормальным производственным процессом», - рассуждает Белоногов.

Такси за миллиарды

Переговоры с конкурентами позволили понять, сколько стоит бизнес «Максим». «Они оценивали меня, исходя из моих перспектив и того, сколько я зарабатываю. Но у «Яндекс.Такси» 2 млн поездок, его оценивают в $8 млрд, а меня с 1 млн поездок в день - всего в $200 млн», - сетует Белоногов.

В январе 2018 года количество поездок объединенной компании «Яндекс.Такси» и Uber в России и ближайших странах составило 62 млн, заявлял во время одного из конференц-колов операционный директор «Яндекса» Грег Абовский. С тех пор «Яндекс» не раскрывал новые данные.

Оценка «Яндекс.Такси» складывается не только из количества поездок, говорит управляющий партнер фонда AddVenture Максим Медведев. Сравнивать сервисы по этому показателю некорректно, считает он. «Яндекс.Такси» лучше представлена в Москве, где выше средний чек, а «Максим» - в регионах, говорит он. Кроме того, бизнес «Яндекс.Такси» кратно растет из года в год, поэтому сейчас число их поездок может быть больше, отмечает Медведев. «Также у «Яндекса» есть сервис доставки еды, компания разрабатывает технологии беспилотного автомобиля», - подчеркивает он.

Беспилотные технологии развивает не только «Яндекс», но и Google, «Камаз», Uber, Volkswagen и другие компании, говорит Белоногов. «Если технология будет по-настоящему доступна, то я смогу ее купить и внедрить», - парирует он.

В 2010 году предприниматель Трэвис Каланик запустил сенсационный сервис Uber, который уже в 2014 году оценивался в $18,2 млрд и позволил Каланику попасть в число 400 самых богатых американцев по версии Forbes с капиталом в $6 млрд. Uber «перегрел» этот рынок, уверен Белоногов: те, кто никогда не инвестировал в такси, стали это делать. Например, в мае 2016 года в конкурента Uber - китайский сервис такси Didi - корпорация Apple вложила $1 млрд.

«Каланик обратил внимание инвесторов на этот рынок, но они никогда не вернут свои деньги», - считает Белоногов. После IPO в 2019 году стоимость Uber, который оценивался в $120 млрд, упала в два раза, а капитализация сервиса такси Lyft, который оценивался в $24 млрд, сейчас около $12,8 млрд.

«Это рынок, который сейчас перегрет во всем мире», - согласен Медведев из AddVenture. Большое количество интернет-компаний «залили» в этот сектор огромные деньги для того, чтобы сформировались новые игроки, добавляет он. Преимущество этих платформ, продолжает Медведев, в том, что они повышают утилизацию использования транспорта и делают поездки дешевле. Инвесторы, которые вкладывались на ранних этапах, смогли заработать, а те, кто заходил на последних раундах, остались при тех же деньгах или могли их потерять в зависимости от структуры инвестиций, рассказал Медведев.

Серийный предприниматель

Бизнес такси мог бы расти быстрее, но Белоногов распылил усилия, затеяв еще несколько побочных бизнесов. «Я теперь к этим бизнесам отношусь как к недоразумению», - признается он.

В 2012 году Белоногов купил офисное здание на улице Радионова в Кургане, в одной из частей которого находилась фабрика по производству тортов «Славянка». «Дела у нее были плохи, но она работала», - говорит Белоногов. Бизнесмен решил ее поддержать и в 2014 году вложил в предприятие около 600 млн рублей. Фабрика начала расти и сейчас приносит около 40 млн прибыли в год. Она рентабельна, но срок возврата инвестиций для таких бизнесов - 10-15 лет, подчеркивает бизнесмен.

Другой непрофильный проект - авиация - начался с курганского авиаспортклуба, в котором Белоногов и Шлепанов тренировались летать. Партнеры решили его спасти: в 2011 году договорились взять запущенный аэродром «Логовушка» в аренду на 49 лет. Создали на базе аэродрома летный центр, затем купили умирающую региональную авиакомпанию «СИБИА», выплатили ее долги, а также увеличили парк до 30 самолетов и двух вертолетов. Общие вложения составили примерно 300 млн рублей, 40 млн из которых пошли на покупку «СИБИА».

Сейчас Белоногов участвует в тендерах на патрулирование и охрану лесов, в основном в Курганской, Свердловской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Бизнес стал рентабельным и принес Белоногову за 9 месяцев 2019 года около 37 млн рублей чистой прибыли.

Кроме того, в 2005 году Белоногов открыл турагентство, 13 филиалов которого пришлось закрыть в 2008 году из-за кризиса. Единственным непрофильным проектом «для души» Максим называет компанию «Вездеходы Макарова» по производству вездеходов «Бурлак», которую он открыл в 2018 году. «Я осознанно пошел играть в машинки», - смеется бизнесмен. Он рассчитывал потратить на этот проект 20-30 млн рублей, но затраты уже превысили 100 млн рублей, зато Белоногов доволен. Еще во время опытного производства компания продала 11 вездеходов, стоимость каждого 6,5-10 млн рублей в зависимости от комплектации. Сборкой вездеходов занимаются специалисты в Екатеринбурге, но если проект и дальше будет расти, то компания переедет в Курган, где «рабочая сила подешевле». По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году выручка «Вездеходов Макарова» составила 26 млн рублей, а чистая прибыль - 14,8 млн рублей. В следующем году Белоногов планирует, что «Вездеходы Макарова» выйдут на окупаемость.

«Когда получилось такси, мы поверили в себя, подумали, что мы серийные предприниматели», - вспоминает предприниматель. Но когда компания «Максим» зашла в Иран, то Белоногов понял, что конкуренты Tappsi и Snapp успели их обогнать, пока он развивал кондитерскую фабрику. «Чем больше бизнесов я открывал, тем больше понимал, что не надо распыляться», - признается он.

error: