Критерии эффективного контракта в здравоохранении. Эффективный контракт в здравоохранении

Переход на эффективный контракт вызвал много вопросов у руководителей бюджетных учреждений . Рассмотрим наиболее актуальные.

Предпосылки перехода на эффективный контракт содержатся в Указе Президента РФ № 597, предусматривающем поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Указано, что повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Обязательность перехода на эффективный контракт заложена в Программе совершенствования оплаты труда , разработанной в соответствии с Указом Президента РФ № 597.

Для каждой социальной сферы деятельности существуют свои базовые документы , разработанные в целях повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» , Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы .

Что такое эффективный контракт?

В Программе совершенствования оплаты труда дано определение эффективному контракту. Это с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности , условия оплаты труда , показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Итак, под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные на :

  • наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Методологическая основа разработки эффективного контракта

При разработке положений эффективного контракта руководителю государственного (муниципального) учреждения в первую очередь следует ориентироваться на Приказ Минтруда РФ № 167 , утвердивший соответствующие рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником. Для некоторых сфер деятельности существует еще своя методологическая основа введения эффективного контракта. На федеральном уровне утверждены рекомендации по разработке показателей эффективности для:

Для других сфер деятельности, например, для физкультурно-спортивных организаций, аналогичных рекомендаций пока нет. Впрочем, деятельность физкультурно-спортивных организаций можно рассматривать как оказание социальных услуг согласно п. 1 Приказа Минспорта РФ № 121 , и при разработке показателей эффективности руководствоваться Приказом Минтруда РФ № 287. При переходе на систему эффективного контракта этот документ могут использовать и другие учреждения, оказывающие социальные услуги в своей области.

В перспективе все министерства и ведомства в целях реализации в подведомственных бюджетных учреждениях новой кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с работниками, должны:

  • разработать и внедрить примерные формы трудовых договоров с работником;
  • уточнить и установить отраслевые нормы труда на основе существующих профстандартов;
  • подготовить, апробировать и внедрить примерные программы дополнительного профобразования (курсовой подготовки) для руководителей бюджетных учреждений по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

Нормативные правовые акты и методологическая основа перехода на систему эффективного контракта

Наименование

Положения документа

Указ Президента РФ № 597

Повышение средней заработной платы бюджетникам связано с эффективностью и качеством услуг

Программа совершенствования оплаты труда

Утверждена Примерная форма трудового договора (эффективного контракта) с работником государственного учреждения (приложение 3).

План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д), утвержденный соответствующим распоряжением правительства РФ (например, Распоряжение Правительства РФ № 722-р)

Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности, разработанный на региональном или муниципальном уровне (например, Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп).

Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту в конкретном регионе или муниципалитете

Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом соответствующего министерства (например, Приказом Минздрава РФ № 421)

Критерии оценки эффективности деятельности работников определенной социальной сферы, разработанные на региональном уровне*

Пособие по разработке критериев для учреждений субъектов РФ и муниципалитетов

Пособие по разработке критериев для оценки эффективности деятельности руководителей бюджетных организаций субъектов РФ и муниципалитетов

* Например, Критерии оценки эффективности деятельности работников муниципальных учреждений культуры, утвержденные Администрацией сельского поселения Анновского сельсовета Белебеевского района Республики Башкорстан Постановлением от 23.12.2013 № 69.

** Например, Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 № 1862-р.

Как заключить эффективный контракт?

Если работник уже состоит в трудовых отношениях с работодателем, то с ним следует заключить дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

С лицами, принимаемыми на работу , подписывается трудовой договор в формате эффективного контракта .

Виды эффективных контрактов

Как разработать трудовой договор - эффективный контракт?

При составлении обычного трудового договора должностные обязанности работника могут быть указаны в нем, а могут устанавливаться другим документом (должностной инструкцией). В эффективном контракте должностные обязанности желательно отразить непосредственно в тексте.

Примерная форма трудового договора - эффективного контракта с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении 3 к Программе совершенствования оплаты труда. Это шаблон, который следует «настроить» для каждого конкретного учреждения.

Как существующий трудовой договор сделать эффективным контрактом?

Порядок изменения трудовых договоров установлен ст. 74 ТК РФ: если при изменении организационных или технологических условий труда условия трудового договора не могут быть сохранены, то допускается изменение условий договора по инициативе работодателя , то есть в одностороннем порядке (за исключением изменения трудовой функции работника). В Приказе Минтруда РФ № 167н рекомендовано руководствоваться этой статьей при введении эффективного контракта.

При введении эффективного контракта ключевым изменением в условиях трудового договора будет корректировка условий оплаты труда . Статья 74 ТК РФ не регламентирует данное изменение, однако она не устанавливает исчерпывающий перечень того, что подпадает под понятие «изменение условий труда». А это значит, что при изменении условий оплаты труда можно руководствоваться ее положениями.

Еще одно изменение касается уточнения обязанностей работника (например, достижения показателей эффективности его деятельности).

При изменении договора в одностороннем порядке работодатель обязан указать причины и обосновать их как неотвратимые. В данном случае работодателю можно сослаться на Программу совершенствования оплаты труда и другие нормативно-правовые акты, связанные с введением системы эффективного контракта. Программа совершенствования оплаты труда устанавливает показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений - это и есть причины изменения трудового договора. Введение показателей и критериев обуславливает необходимость изменения условий оплаты труда и уточнение должностных обязанностей в трудовых договорах.

Какие условия трудового договора подлежат изменению

При разработке положений эффективного контракта следует конкретизировать должностные обязанности и условия труда, прописать меры соцподдержки.

* Статья 21 ТК РФ.

** Соответствующий пункт трудового договора.

*** Соответствующий пункт эффективного контракта.

**** Устанавливается штатным расписанием и отражается в трудовом договоре (эффективном контракте); выплачивается за выполнение основных должностных обязанностей и остается неизменным.

***** Устанавливаются Положением об оплате труда и отражаются в трудовом договоре (эффективном контракте), выплачиваются за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и иных случаях.

****** Устанавливаются положением об оплате труда, приложением к эффективному контракту, выплачиваются за выполнение показателей эффективности.

Что включать в эффективный контракт?

При разработке трудового договора и допсоглашения следует руководствоваться ст. 57 ТК РФ, регулирующей содержание трудового договора. Если условий, указанных в данной статье, нет в ранее заключенном трудовом договоре, то их рекомендуется включать в допсоглашение.

Если трудовой договор, ранее заключенный с работником, не содержит обязательных условий, указанных в ст. 57 ТК РФ, то эти условия включаются в допсоглашение.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлены размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

При оформлении трудовых отношений с работником учреждения учитываются нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями.

В частности, в документах (допсоглашении или трудовом договоре) обязательно должны быть указаны:

  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы). Если согласно ТК РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или положениям профстандартов;
  • в случае, когда был заключен , срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие, основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Условия осуществления выплат рекомендуется конкретизировать: компенсационного характера (наименование выплаты, размер, факторы, обусловливающие ее получение); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника учреждения он отличается от режима рабочего времени времени отдыха общим правилам, действующим в учреждении);
  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовой договор или допсоглашение могут содержать дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон трудового договора. Однако эти условия не должны ухудшать положение работника по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности условия об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения), об испытании.

Последовательность действий при введении эффективного контракта

Определенная последовательность действий при переходе на систему эффективного контракта позволит работодателю снизить затраты сил и времени, а также соблюсти нормы трудового законодательства. Действия должны быть следующими:

  1. Создать в учреждении комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта.
  2. Изучить базовые и дополнительные показатели эффективности деятельности, разработанные и утвержденные учредителем, показатели качества и эффективности деятельности, внесенные учредителем в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа.
  3. Ознакомиться с механизмом оценивания , системой мониторинга достижений базовых и дополнительных показателей для каждой организации, утвержденными учредителем.
  4. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного контракта.
  5. Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффективности деятельности учреждения» для представления нормативных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.
  6. Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ и Приказу Минтруда РФ № 167н.
  7. Разработать показатели эффективности труда сотрудников.
  8. С учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера.
  9. Принять локальные нормативные акты , связанные с оплатой труда работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.
  10. Конкретизировать трудовую функцию и условия оплаты труда работника.
  11. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности работников учреждения.
  12. Утвердить измененные должностные инструкции .
  13. Уведомить работников об изменении определенных условий трудового договора.
  14. Заключить с работниками допсоглашения.

О вопросах перехода на эффективный контракт читайте в статье С. П. Фролова «Переходим на эффективный контракт», № 3, 2014.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.

Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013№ 167 «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».

Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (вместе с «Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников», утв. Минобрнауки РФ 18.06.2013).

Приказ Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».

Приказ Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».

Приказ Минспорта РФ от 19.03.2013 № 121 «О методических рекомендациях по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта».

Например, при заключении трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327.2 ТК РФ), со спортсменами, с тренерами (348.2 ТК РФ), гражданским служащим (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

В связи с многочисленными обращениями работников и работодателей Московским областным комитетом профсоюза работников здравоохранения РФ с учетом особенностей правового регулирования трудовых отношений с работниками медицинских организаций разработаны «Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками медицинских организаций при введении эффективного контракта» с приложением примерных форм дополнительных соглашений и примерной формы трудового договора.

Предлагаем принять участие в обсуждении темы введения эффективного контракта в медицинских организациях Московской области.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» под эффективным контрактом понимается - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Распоряжением Правительства поставлена задача уточнить и конкретизировать трудовую функцию работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установить размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Кроме того распоряжение содержит примерную форму трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения.

Введение эффективного контракта отдельные работодатели понимают как необходимость заключения новых трудовых договоров с работниками (перезаключение трудовых договоров), что не предусмотрено трудовым законодательством. Кроме того у работодателей возникают сложности при определении условий трудового договора о выплатах компенсационного и стимулирующего характера.

Обращаем внимание работодателей, что порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ). Перезаключение трудового договора ТК РФ не предусмотрено.

Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013 г. № 167н.

Считаем, что использование примерной формы трудового договора, утв. распоряжением Правительства от 26.11.2012 N 2190-р, требует обязательного уточнения с учетом правовых особенностей регулирования трудовых отношений с работниками медицинских организаций.

С целью исключения возможности нарушения трудового законодательства при введении эффективного контракта Московским областным комитетом профсоюза работников здравоохранения РФ разработаны настоящие рекомендации с приложением примерных форм дополнительных соглашений и примерной формы трудового договора.

При разработке предлагаемых форм учтены нормы трудового законодательства, рекомендации, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013 г. № 167н.

Содержание трудового договора определено ст. 57 ТК РФ.

Трудовой договор должен содержать обязательные сведения и обязательные условия, а также может содержать дополнительные условия:

1. Ст. 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с федеральными законами выполнение работы по обусловленной должности, профессии и специальности связано с предоставлением работникам компенсаций и льгот или установлением ограничений, то наименование этой должности, профессии или специальности и квалификационные требования к ним должны указываться в трудовом договоре в соответствии с квалификационными справочниками.

В связи с этим, определяя обязательное условие - о трудовой функции медицинских работников, наименовании должности работодатель обязан руководствоваться приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее ЕКС).

Квалификационных характеристики, содержащиеся в ЕКС, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Разъяснением Роструда от 31.10.2007г. N 4412-6 должностной инструкции отводится важное место в определении трудовой функции работника, его должностных обязанностей, пределов ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемых к занимаемой должности.

В медицинских организациях по всем должностям штатного расписания, как правило, разработаны и утверждены должностные инструкции. С должностными инструкциями работники должны быть ознакомлены под роспись.

В случае если должностная инструкция соответствует ЕКС и работник ознакомлен с ней под роспись, то в уточнении трудовой функции, предусмотренном при введении эффективного контракта, нет необходимости.

Сложившаяся в медицинских организациях Московской области практика определения трудовой функции именно в должностной инструкции, а не в трудовом договоре не является нарушением трудового законодательства.

2. Обязательное условие трудового договора об оплате труда в силу ст. 57 ТК РФ должно содержать размер должностного оклада (тарифной ставки), доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Таким образом, размер должностного оклада должен быть указан непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту, предусматривающему основания и условия их выплаты. В любом случае в силу ст. 22 ТК РФ работник должен быть под роспись ознакомлен с содержанием этих локальных нормативных актов, как и со всеми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.

Введение эффективного контракта предполагает информирование работника об условиях оплаты труда, показателях и критериях оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда Условия получения вознаграждения должны быть понятны работнику и не допускать двойного толкования. В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе доплаты и стимулирующие выплаты, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя локальными нормативными актами, устанавливающими систему оплаты труда.

В предлагаемых МОК ПРЗ РФ примерных формах доп.соглашений и трудового договора применена действующая в настоящее время в Московской области система оплаты труда, утв. Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области (постановление Правительства Московской области от 07.07.2007 г. № 483/23).

3. В силу ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора является условие о компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда , если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда. Отсутствие этого обязательного условия в трудовом договоре государственными контролирующими органами и профсоюзом оценивается как нарушение трудового законодательства.

В связи с этим условие примерной формы трудового договора - п. 15 «На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами» требует обязательного уточнения - указания, на предоставляемые конкретному работнику гарантий и компенсаций.

В предлагаемых МОК ПРЗ РФ примерных формах доп.соглашений и трудового договора учтены гарантии и компенсации работникам медицинских организаций, установленные действующим законодательством РФ.

4. К дополнительным условиям трудового договора ст. 57 ТК РФ относит уточнение применительно к условиям работы работника прав и обязанностей работника и работодателя.

Кроме того, по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также права и обязанности сторон, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей не является нарушением трудового законодательства.

5. Дополнительное условие трудового договора - меры социальной поддержки следует вносить трудовой договор, в случае, если они предусмотрены коллективным договором, соглашениями.

Таким образом, проведенный анализ нормативных актов, устанавливающих введение эффективного контракта (распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013 г. № 167н) позволяет сделать вывод о том, что если трудовой договор с работником отвечает всем требованиям трудового законодательства, то введение эффективного контракта должно ограничиться заключением с ним дополнительного соглашения, уточняющего условия об оплате труда (Примерная форма Дополнительного соглашения, разработанная МОК ПРЗ РФ- Приложение 1).

По аналогии, в случае если, какие-либо условия трудового договора не отвечают требованиям законодательства, то их также следует внести в Дополнительное соглашение.

В случае необходимости возможно заключение Дополнительного соглашения о новой редакции условий трудового договора. Примерная форма такого Дополнительного соглашения, разработанная МОК ПРЗ РФ в Приложении 2.

При заключении трудовых договоров с вновь принятыми работниками предлагаем применять примерную форму трудового договора, также разработанную с учетом особенностей правового регулирования труда работников медицинских организаций и с учетом распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (Приложение 3).

Бюджетная сфера перешла на новый этап зарплатных взаимоотношений. Поощрительные выплаты теперь в большей степени направлены на стимулирование результативности работника, а не на закрепление его на длительный период на одном рабочем месте. Такая практика, по мнению государства, должна поднять не только доходы, но и престиж профессий бюджетной сферы. Одной из отраслей, в которой уже используется оплата труда по системе , является здравоохранение.

Критерии оценки работы в здравоохранении

Эффективный контракт, по своей сути, является разновидностью . В нем также, как и в обычном соглашении между нанимателем и персоналом, оговариваются права и обязанности сторон, зарплата и иные обязательные условия.

Основным отличием эффективного контракта от стандартного трудового договора является структура поощрительных выплат и иных стимулирующих работника мер.

В этом виде договора система стимулирования работников содержит несколько видов доплат:

  • выплаты за достижение определенных показателей (эффективность сотрудника);
  • компенсации за условия труда или социальный статус работника;
  • внутренние меры поощрения, определенные или профсоюзным соглашением.

Критерии оценки эффективности персонала в новой системе трудовых взаимоотношений должны быть понятны наемным работникам и не вызывать расхождений в их трактовании.

Поэтому необходимо максимально детализировать в трудовых договорах обязанности сотрудников и их вклад в достижение каждого показателя эффективности.

Программа по постепенному переходу от стандартной системы трудовых взаимоотношений к эффективному контракту была утверждена распоряжением Правительства РФ № 2190-р. Перевод работников бюджетной сферы на эффективный контракт должен был завершиться в 2018 году. Помимо самой программы, это распоряжение содержит также и примерный образец эффективного контракта, который может быть использован, в том числе и в здравоохранении.

Показатели эффективности работников здравоохранения

Детализация показателей результативности была произведена соответствующими министерствами и ведомствами для подконтрольных им учреждений и организаций. Минздрав издал приказ № 421, которым утвердил методические рекомендации по расчету результативности и критерии оценки работы персонала и руководителей в зависимости от направленности медучреждений.

Условно эти показатели можно разделить на три вида:

Минздрав рекомендовал также и методику расчета поощрительных выплат. После того, как медучреждение установит определенные показатели эффективности для каждого работника, полному или частичному достижению одного из критериев присваивается определенное количество баллов. Для персонала устанавливаются повышающие коэффициенты.

  1. коэффициент для младшего медперсонала;
  2. для среднего звена;
  3. для врачей.

Максимальное количество баллов по каждому работнику суммируются и умножаются на повышающий коэффициент. Затем суммируют общее количество баллов эффективности в целом по штату учреждения. Средства, выделенные для поощрения работников, делят на общее количество баллов и таким образом высчитывают стоимость одного балла.

Затем специально созданная в медучреждении комиссия определяет вклад каждого работника в достижение запланированных и установленных в трудовых договорах целей. Таким образом, рассчитывается размер поощрения каждого сотрудника.

Пример расчета размера поощрения за эффективность

Штатная численность персонала больницы — 100 человек. Из них:

  • врачей — 60 человек
  • средний медперсонал — 20 человек
  • младший медперсонал — 20 человек

Каждому работнику установлены пять показателей эффективности, максимально возможное количество баллов за их достижение — 10.

Общее количество баллов на весь персонал больницы:

(60*10*3)+(20*10*2)+(20*10*1)= 2400

Премиальный фонд составляет 300 000 рублей.

Стоимость 1 балла: 300 000/2400= 125 рублей.

Комиссия, определяя вклад каждого сотрудника в достижение показателей эффективности, установила, что врач Мамонов заработал 8,5 баллов из 10 возможных. Его размер премирования составит:

8,5*125*3= 3 187,5 рублей.

Таким же образом рассчитывается размер премии за достижение показателей эффективности по каждому сотруднику.

Переход на такой вид трудового договора, как эффективный контракт должен способствовать повышению престижа профессий бюджетной сферы и повлиять на результативность работы госучреждений в целом. В медицинской сфере каждому работнику устанавливаются несколько показателей, которые характеризуют положительный эффект от его работы. В соответствии с их выполнением (полным или частичным) оценивается его вклад в общую эффективность работы медучреждения и устанавливается соответствующий размер премирования.

Здравствуйте, друзья! В этой статье хотелось бы поговорить о том, как с точки зрения права сегодня выстраиваются отношения между медицинским работником и работодателем. Если в не столь отдаленные советские времена понятие трудового договора существовало скорее в теории, чем на практике, то сегодня без него не работает ни одно предприятие или учреждение.

Зачем нужен трудовой договор

От того, как составлен трудовой договор, какие права и обязанности в него вписаны, зависит ваша социальная защищенность. Законом строго регламентированы такие понятия, как продолжительность рабочего времени, отдыха, минимальная заработная плата, условия труда, что находит отражение в договоре. Он имеет важное значение для обеих сторон.

Однако сегодня в ряде отраслей обычные трудовые договоры претерпевают изменения. В первую очередь это относится к работникам социальной сферы, в том числе к медицинским работникам. В последние годы широко распространена такая форма договора, как эффективный контракт в здравоохранении.

Примерные образцы такого контракта легко можно найти и скачать в интернете. Однако надо понимать, что это именно примерные образцы, поскольку эффективный контракт, действующий в одном учреждении, может существенно отличаться от принятого в другом. Поэтому нужно разобраться, что это за документ, чем он отличается от обычного трудового договора и действительно ли он эффективен.

Сходство и различия

Для начала отметим, кем и когда он был регламентирован. В ноябре 2012 года правительством России издано распоряжение, целью которого провозглашалось регулирование вопросов оплаты труда работникам социальных учреждений, включая и учреждения здравоохранения. Именно в этом документе содержится требование перехода на заключение эффективного контракта в отрасли к 2018 году.

Можно ли сказать, что эффективный контракт и трудовой договор – это прямо противоположные понятия? Нет, это утверждение неверно. Оба соответствуют Трудовому законодательству. По сути, контракт тот же договор, но более подробный. В нем расписывается, какие конкретно трудовые обязанности должен выполнять работник. Это важный момент, поскольку прежде в договоре отталкивались не от них, а от должности.

Эффективную работу нужно стимулировать

Помимо описания обязанностей, в эффективном контракте подробно расписаны условия оплаты труда. Не минимальная зарплата, а все вместе – зарплата, выплаты стимулирующего характера, компенсации за работу во вредных условиях труда, в особых погодных условиях и др. Также указывается премия, если она существует.

В контракт также включается такой показатель, как эффективность. Чтобы ее оценить, вырабатываются критерии оценки труда медицинских работников. Это достаточно сложный момент, вызывающий разные отзывы при переходе на новую систему. Предполагалось, что оцениваться труд будет по балльной системе. Однако, как оказалось, для расчета баллов нужен специальный штат, что не всегда возможно.

Тем не менее каждое учреждение здравоохранения само принимает условия, по которым устанавливаются выплаты стимулирующего характера. Их принятие должно быть закреплено документально и отражено, например, в таких документах, как Положение об оплате труда или выплатах стимулирующего характера.

В этих выплатах обязательно учитывается качество работы врача, медсестры и других медицинских работников. Например, если по вине работника произошло ЧП, допущена врачебная ошибка, пациенты обоснованно жалуются на качество лечения, то о стимулирующих выплатах вряд ли может идти речь.

Наоборот, если работа ведется интенсивно, вызывает хорошие отзывы, приводит к результату, сотрудник повышает квалификацию, имеет большой стаж работы, то он вправе рассчитывать на выплаты стимулирующего характера. Такой подход важен не сам по себе, а для улучшения качества услуг, которое происходит в том числе и за счет материальной заинтересованности.

Если сотрудник отказывается

Как происходит переход на новый вид договора? Во-первых, совершенно не обязательно заключать новый трудовой договор с работниками, которые уже трудятся в учреждении. Достаточно составить дополнительное соглашение и отразить в нем все изменения, которые несет в себе эффективный контракт. Если сотрудник не согласен, ему предлагают другую должность. В случае отказа – трудовые отношения прекращают.

Предупредить работников необходимо за два месяца до перехода на новую форму. Ее разрабатывают ответственные сотрудники отдела труда, беря за основу приложение к упомянутому выше распоряжению правительства. Обязательно до перехода на новые условия должно быть разработаны документы, позволяющие определять эффективность.

Подводные камни новшества

Внедрение эффективного контракта преследовало цель – стимулировать работников здравоохранения на улучшение качества оказания услуг. Вместе с этим правительство предпринимает шаги к существенному росту их заработной платы. Предполагается, что эта форма позволит повысить зарплату так, что она составит 200 % от средней в регионе.

К сожалению, на практике не всегда получается так, как задумано. Отзывы медработников свидетельствуют о том, что новая форма имеет и недостатки. Один из них – это недостаточное финансирование отрасли, в результате чего контракт есть, стимулирующие выплаты прописаны, люди работают хорошо, а средств на реализацию обещанного нет.

Не все просто и с определением эффективности работы – оно по-прежнему вызывает немало вопросов и недовольств со стороны врачей и медсестер. Хотя в целом идея эффективного контракта – это положительный момент в развитии здравоохранения и в деятельности каждого медицинского работника.

Если вы уже перешли на новую форму контракта или только собираетесь сделать это, мы будем рады услышать ваше мнение по теме, а также отклик на нашу статью. Оставляйте комментарии на нашем сайте, нам интересно мнение каждого.

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 11

Еще в 2012 г. возник вопрос о необходимости увязки заработной платы медицинских работников с качеством оказываемых ими услуг. Одним из инструментов, позволяющих это сделать, является эффективный контракт. Однако, чтобы учреждения здравоохранения могли обоснованно и доходчиво перейти на эффективные контракты, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, например разработать показатели эффективности труда медицинских работников, систему нормирования труда и пр. Сегодня расскажем, что такое эффективный контракт, как разработать показатели эффективности работы медицинских работников, нужно ли расторгать действующие трудовые договоры и заключать эффективный контракт, а также рассмотрим процедуру перехода на эффективный контракт.

Какие выплаты учитывать при установлении систем оплаты труда, на что обратить внимание?

В соответствии с Едиными рекомендациями <1> системы оплаты труда должны включать фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц, а также размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

<1> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г., утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.

Так, при определении базовой ставки или оклада необходимо учитывать нормы труда. Для этого согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" Приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

Поэтому на уровне учреждения локальным нормативным актом должны быть утверждены с учетом мнения представительного органа работников:

  • система нормирования труда в учреждении;
  • изменения, которые вносятся в положение об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.

Согласно Письму Минздрава России от 04.09.2014 N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников" к выплатам стимулирующего характера относятся:

  1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
  • надбавка за интенсивность труда;
  • премия за высокие результаты работы;
  • премия за выполнение особо важных и ответственных работ;
  1. выплаты за качество выполняемых работ:
  • надбавка за наличие квалификационной категории;
  • премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
  1. выплаты за стаж работы, выслугу лет:
  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за стаж непрерывной работы;
  • надбавка за стаж работы;
  1. премиальные выплаты по итогам работы:
  • премия по итогам работы за месяц;
  • премия по итогам работы за квартал;
  • премия по итогам работы за год.

К выплатам компенсационного характера можно отнести, в частности:

  • выплаты за работу во вредных, опасных или иных особых условиях труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях или высокогорных районах);
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, выполнение работ различной квалификации, в ночное время).

Обратите внимание, что в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условия осуществления названных выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

Какие могут быть показатели эффективности деятельности работников?

Прежде всего стоит сказать, что перейти на эффективный контракт нельзя без разработки и утверждения критериев эффективности работы сотрудников, применяемых при установлении критериев и условий назначения стимулирующих выплат. Конечно, при разработке таких критериев и показателей у руководителя учреждения могут возникнуть трудности. Хорошо, если вышестоящая организация предоставит хотя бы примерный перечень таких показателей и критериев, но ведь этого может и не быть.

В настоящее время Приказом Минздрава России от 11.07.2013 N 451 разработаны целевые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Минздрава, а также критерии оценки эффективности и результативности работы руководителей.

Перечень показателей эффективности деятельности медицинских работников должен позволить комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных услуг, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.

Например , согласно Приказу Минтруда России от 01.07.2013 N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" при определении показателей эффективности деятельности работников учреждений из числа основного персонала должны учитываться:

  • соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение ими трудовых обязанностей;
  • участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения (участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также в подготовке выступлений на конференциях и семинарах);
  • участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах;
  • освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
  • использование новых эффективных технологий;
  • удовлетворенность граждан качеством и количеством оказанных им услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления).

Итак, какие же критерии эффективности работы можно закрепить в локальных нормативных актах? Повторим, что все критерии разрабатываются конкретным учреждением на основании методических рекомендаций, приказов и иных актов Минздрава. Например , для врачей это могут быть <2>:

  • отсутствие чрезвычайных происшествий за время лечения в учреждении;
  • отсутствие случаев летальности, врачебной ошибки;
  • отсутствие обоснованных жалоб на качество, объем оказания медицинской помощи, соблюдение деонтологических аспектов деятельности по заключению врачебной комиссии учреждения;
  • соответствие качества медицинской помощи установленным стандартам (соблюдение сроков обследования пациента, объема и своевременности проведения лечебных мероприятий, соответствие назначенной биологической терапии нозологическому диагнозу, применение психосоциальной реабилитации и т.п.);
  • отсутствие нарушений в оформлении медицинской документации;
  • отсутствие нарушений исполнительской дисциплины документооборота, отчетности, распоряжений администрации;
  • соблюдение сроков направления пациента и полнота подготовки для проведения медико-социальной экспертизы (первичной и повторной);
  • отсутствие замечаний по выполнению должностной инструкции.
<2> Проект приказа Минздрава России "Об установлении системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации", размещенный на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/).

Для среднего медицинского персонала такими показателями могут быть, в частности:

  • отсутствие нарушений правил получения, учета, хранения и раздачи лекарственных препаратов;
  • отсутствие чрезвычайных происшествий в отделении;
  • отсутствие замечаний при выполнении врачебных назначений, уходе за пациентами, подготовке пациентов к исследованиям (с нарушением установленных стандартов);
  • отсутствие нарушений в обеспечении интенсивного, непрерывного и качественного наблюдения за пациентами.

Кроме того, эффективными могут стать такие критерии, как охват медосмотрами, прививками, анкетирование по вопросам удовлетворенности пациента, у педиатров - уровень грудного вскармливания.

Напомним, что все эти показатели и критерии должны быть закреплены в локальном нормативном акте, регламентирующем порядок оплаты труда в конкретном учреждении.

Эффективный контракт = трудовой договор?

Не стоит думать, что при введении эффективного контракта нужно перезаключать трудовые договоры с медицинскими сотрудниками. Эффективный контракт - это тот же трудовой договор, но с расширенными некоторыми обязательными условиями. Напомним, что перечень обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, приведен в ст. 57 ТК РФ. Остановимся на некоторых из них.

  1. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой сотруднику работы). Достаточно часто трудовая функция конкретизируется в должностной инструкции, а в трудовом договоре есть ссылка на нее. С эффективным контрактом так не получится: именно в него должны быть включены все права и обязанности работника.
  2. Условия оплаты труда . Поскольку оплата труда медицинского работника зависит от качества выполнения работы, в эффективном контракте необходимо не только зафиксировать размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, но и конкретизировать показатели и критерии оценки эффективности работы, а также размер вознаграждения и поощрения за достигнутые результаты. При этом не нужно забывать про доплаты компенсационного характера. Причем прописать это надо таким образом, чтобы медработник мог понять, за что и в каком размере ему будет осуществляться выплата, и чтобы была исключена возможность двойного толкования.

Обратите внимание! Расторгнуть трудовой договор и заключить эффективный контракт нельзя. Даже с вновь принимаемыми на работу лицами заключается трудовой договор. Однако он должен содержать все условия эффективного контракта.

Поскольку эффективный контракт - это тот же трудовой договор (его примерная форма приведена в Приложении 3 к Распоряжению Правительства РФ N 2190-р), условия оплаты труда, содержащиеся в трудовых договорах уже трудящихся медицинских работников, подлежат изменению. Для этого оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

Какова процедура внесения изменений в трудовые договоры медицинских работников при переходе на эффективный контракт?

В связи с введением эффективного контракта изменяются условия трудового договора, причем существенные, которые просто так не скорректируешь: необходимо соблюсти процедуру, установленную ТК РФ.

Минтруд в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом от 26.04.2013 N 167н (далее - Рекомендации), указал на необходимость соблюдения ст. 74 ТК РФ при внесении изменений в трудовой договор.

  1. Нужно уведомить работника о предстоящих изменениях . Согласно ст. 74 ТК РФ, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Поскольку работодатель обязан указать в уведомлении причины изменения условий трудового договора, у многих руководителей медицинских учреждений возникает вопрос: на что сослаться, какую причину указать в уведомлении? Полагаем, что в данном случае можно сослаться на Распоряжение Правительства РФ N 2190-р, а также на другие нормативные акты, связанные с введением эффективного контракта.

Такое уведомление нужно составить в двух экземплярах. Один выдается работнику на руки, на другом (который остается у работодателя) сотрудник делает отметку о получении экземпляра уведомления.

Согласие или отказ работника продолжать работу после изменения условий трудового договора могут быть выражены как в самом уведомлении (на экземпляре работодателя), так и в отдельном документе.

Обратите внимание! Медицинский работник может не дать ответа сразу, закон предоставляет ему право на принятие решения в течение двух месяцев со дня уведомления.

  1. Если работник согласен трудиться в новых условиях , составляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Условия, подлежащие включению в дополнительное соглашение, названы в п. 8 Рекомендаций. Помимо условий об оплате труда и трудовой функции, рассмотренных выше, среди них значатся, в частности:
  • место работы, а в случае когда работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном (структурном) подразделении учреждения, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного (структурного) подразделения и его местонахождения;
  • срок трудового договора (если был заключен срочный трудовой договор - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих в учреждении);
  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.);
  • условие об обязательном социальном страховании работника;
  • продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков работника учреждения;
  • меры социальной поддержки.

Такое соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается работником и работодателем, после чего медработник продолжает трудиться в новых условиях.

  1. Если сотрудник не согласен работать в новых условиях , работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся в медицинском учреждении работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Можно ли не соблюдать двухмесячный срок уведомления работника о переходе на эффективный контракт?

Напомним, что Рекомендации предполагают введение эффективного контракта в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Но ведь есть ст. 72 ТК РФ, в силу которой изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно по соглашению сторон. При этом никакие сроки соблюдать не нужно. Полагаем, что руководство медицинского учреждения вполне может воспользоваться нормами ст. 72 ТК РФ и, объяснив необходимость перехода на эффективный контракт, предоставить медицинскому работнику дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора для ознакомления. Если сотрудник согласен, то, когда он подпишет такое соглашение, будет считаться, что изменение условий трудового договора произведено на основании ст. 72 ТК РФ.

Если же сотрудник не согласен с составленным дополнительным соглашением, рекомендуем действовать по описанной выше схеме в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Заключение

Конечно, в настоящее время руководители медицинских учреждений побаиваются введения эффективного контракта. Они считают, что, возможно, будет недофинансирование других статей расходов или даже придется проводить сокращение медперсонала в целях выведения уровня оплаты труда на требуемый уровень. Однако в целях повышения привлекательности и престижности работы в медицинских организациях и сохранения кадрового потенциала всей отрасли все-таки придется проводить работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, позволяя врачам, а также среднему и младшему медицинскому персоналу получать хорошую заработную плату за качественно выполненную работу.

Для этого нужно разработать показатели и критерии эффективности работы медицинских работников в каждом учреждении и закрепить их в трудовых договорах - эффективных контрактах таким образом, чтобы каждый сотрудник понимал, какие выплаты и за что ему полагаются.

Т.Шадрина

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

error: