Анализ закона о об основах социального обслуживания граждан в РФ. Закон о социальном обслуживании населения Фз номер 442 об основах социального обслуживания

Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ.

Последние изменения, внесенные в 442-закон «О социальном обслуживании»

Новое законодательство гласит, что учреждения, которые обеспечивают граждан социальным обслуживанием, становятся поставщиками услуг. Однако теперь они не проверяют граждан, которые нуждаются в обслуживании. Теперь это контролирует уполномоченный орган, состоящий из комиссии экспертов.

Изменения закона затрагивают и метод индивидуального подхода. Например, социальное сопровождение — это новый элемент в системе обслуживания. Он позволяет предоставлять гражданам необходимые виды обслуживания в следующих областях:

  • Медицинских;
  • Юридических;
  • Психологических;
  • Педагогических;
  • Социальной помощи, если она не относится к обслуживанию.

Также определены основания, благодаря которым граждане признаются нуждающимися в услугах. Ниже рассмотрены изменения в следующих статьях закона:

Статья 7

В ней дополнена часть 1 закона. Чтобы определить оценку качества оказываемых услуг, создаются специальные условия в организациях по предоставлению обслуживания.

Статья 8

В ней описывается пункт 24.1 закона. Речь идет о проведении независимой оценки после оказанных услуг учреждениями по социальному обеспечению.

Ст 13 442-ФЗ

В этой статье был дополнен пункт 2 в новой редакции. В нем говорится о проведении независимой оценки качества оказываемых услуг сотрудниками в социальной сфере. Показатели определяются Федеральным органом исполнительной власти.

Также дополнена часть 4 закона. В ней говорится, что независимо от органа, который предоставляет услуги, он должен обеспечивать во Всемирной паутине возможность письменно выражать мнение. Люди, которые воспользовались обслуживанием, могут написать комментарий или отзыв после успешного оказания сервиса.

Ст 15 ФЗ-442

Описываются критерии закона, на основании которых гражданин признается нуждающимся в социальном обеспечении. Чтобы признать его таковым, требуется проанализировать обстоятельства, которые способствуют ухудшению нормальных жизненных условий. Также он должен быть признан недееспособным. Гражданин не может:

  • Невозможное самостоятельное передвижение инвалидов (больше о социальной защите инвалидов в );
  • Обслуживаться;
  • Обеспечивать себя жизненными потребностями.

Описывает методы составления индивидуальной программы. Индивидуальная программа — это документ, в котором указываются:

  • Виды сервисов;
  • Периодичность;
  • Объем;
  • Условия;
  • Сроки.

Документ создается исходя из потребностей гражданина в социальных услугах. Список нужд пересматривается один раз в 36 месяцев. Но только на основании уже созданной индивидуальной программы. В последней редакции закона изменения не вносились.

Перечисляется перечень сервисов, которые оказываются в срочном порядке.

В соответствии с законом, спектр услуг следующий:

  • Необходимый набор продуктов или обеспечение бесплатной горячей едой;
  • Граждане обеспечиваются обувью, одеждой или иными предметами первой необходимости;
  • Помощь в получении жилого помещения;
  • Другие срочные услуги.

В последней редакции изменения в статью не вносились.

Ст 31 442

Перечислены лица, которые могут получить социальные сервисы бесплатно. В этот список входят:

  • Несовершеннолетние дети;
  • Лица, которые пострадали в результате чрезвычайного происшествия или военных (международных) конфликтов.

Чтобы проанализировать закон, изменения и дополнения, скачайте его по ссылке выше.

Одной из главных обязанностей государства как института социальной защиты является «обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Суть ФЗ 442

Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2013 года. Предметом регулирования настоящего закона являются правовые, экономические и организационные аспекты в сфере обслуживания населения: полномочия государственных служб, права и обязанности получателей и поставщиков услуг и так далее.

Структурно 442 закон о социальном обслуживании представлен десятью главами, содержащими 37 статей. Рассмотрим его краткое содержание, отметив основные положения:

  • Общие положения: предмет регулирования, правовое регулирование обслуживания населения, основные понятия, принципы, система социального обслуживания, конфиденциальность сведений о получателе услуг;
  • Полномочия государственных органов: полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Получатели услуг: права и обязанности;
  • Поставщики услуг: права, обязанности и информационная открытость;
  • Порядок предоставления социального обслуживания: обращение за предоставлением услуг, признание лица нуждающимся в обслуживании, индивидуальная программа, договор о предоставлении услуг, отказ от обслуживания;
  • Социальное обслуживание: формы, виды, срочные услуги, социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи, не относящейся к социальным услугам);
  • Предоставление социальных услуг: организация социального обслуживания, независимая оценка качества, профильные информационные системы, реестр поставщиков и регистр получателей, требования к порядку предоставления услуг, межведомственное взаимодействие;
  • Финансирование: финансовое обеспечение социального обслуживания, предоставление услуг бесплатно, определение размера платы;
  • Контроль (надзор): государственный, общественный;
  • Заключительные и переходные положения.

Подписанный еще в декабре 2013 года, закон о социальном обслуживании вступил в силу лишь 1 января 2015 года. ФЗ 446 пришел на смену утратившим в тот же день силу нормативно-правовым актам: от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Единственное изменение, вступившее в силу на текущий момент, закон претерпел в июле 2017 года, на тот момент еще не войдя в законную силу.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произвел определенный ажиотаж в профильных кругах еще на этапе обсуждения. Закон включил в себя некоторые аспекты, которые были затронуты и прописаны в России впервые. В первую очередь речь идет о приобщении к данной деятельности негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Предпосылками для такого кардинального решения явились во многом большие очереди граждан, желающих стать получателем услуг, что свидетельствовало о несостоятельности существовавшей на тот момент системы социального обслуживания и соответственно законов, действовавших в этой сфере.

Рассмотрим основные нововведения, последовавшие за принятием настоящего закона:

  • Привлечение к сфере социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки (снижение налоговой ставки, субсидирование);
  • Расширение круга граждан, которым может быть оказана такая помощь. В число лиц, которым положено бесплатное обслуживание вошли: инвалиды, пожилые люди, несовершеннолетние и граждане, денежный доход которых не превысил установленного порога;
  • Были четко прописаны основания для признания лица нуждающимся в предоставлении помощи. Для сравнения, в законе от 1995 года в качестве основания была прописана формулировка «трудная жизненная ситуация», которая неизбежно влекла за собой расхождения в трактовке;
  • Поменялась система поддержки детей-сирот, полномочия по опеке над которыми перешли в ведение органов соцзащиты;
  • Было предусмотрено создание единого реестра поставщиков и регистра получателей в сфере социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг по закону

Согласно положениям девятой статьи 442 закона, получатели социальных услуг имеют право на:

  • Уважение и гуманное отношение;
  • Бесплатный доступ к информации, касающейся их прав и обязанностей, видов услуг, сроков, порядка и условий их предоставления, тарифов на эти услуги, возможности получения их бесплатно и других требующихся сведений;
  • Выбор поставщика или поставщиков;
  • Отказ от предоставления услуг;
  • Защиту собственных прав и интересов в соответствии с законодательством России;
  • Участие в разработке индивидуальной программы;
  • Обеспечение условий в период нахождения в организациях социального обслуживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на необходимый уход;
  • Свободное посещение законными представителями, родственниками, юристами (адвокат, нотариус), представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • Социальное сопровождение (подробно прописано в ст. 22 закона).

Согласно статье десятой настоящего закона, в число обязанностей получателей социальных услуг входят:

  • Предъявление требуемых для предоставления услуг сведений и документов (список может отличаться в зависимости от субъекта РФ);
  • Своевременное информирование поставщика об изменении обстоятельств, явившихся изначально причиной предоставления услуг;
  • Соблюдение условий договора о предоставлении услуг, в частности своевременная и полная оплата стоимости, если предусмотрено.

Какие были внесены изменения?

После подписания законопроекта, на подготовку материально-технической базы и реализацию всех положений закона был предусмотрен год. За этот период закон претерпел поправки в июле 2014 года. В основном они касались вопроса независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, действующих в данной сфере, таким образом добавилось создание условий для проведения независимой оценки качества обслуживания и обеспечение на своих официальных интернет-сайтах технической возможности выражения мнений получателями услуг о качестве их оказания и об организации социального обслуживания в целом. Также на поставщиков легло обязательство по обеспечению открытости и доступности информации в сфере проведения независимой оценки качества их оказания.

В настоящем году вышел Федеральный закон от 14.11.2017 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 ФЗ-324, закон вступит в силу по истечении девяноста дней со дня официальной публикации. Был опубликован в «Российской газете» 17 ноября 2017 года, таким образом, закон (и, соответственно, вносимые им поправки) вступает в силу 13 февраля 2018 года. Рассмотрим изменения, которые предстоит претерпеть закону 442-ФЗ.

Пункт 2 статьи 5 закона был изложен в другой редакции. Уточнено, что полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания действуют только на территории самого субъекта, а также была сделана уточняющая приписка о том, что к полномочиям данного органа относятся признание граждан нуждающимися в обслуживании и составление индивидуальных программ.

Статья 5 ФЗ-442 была дополнена пунктом 7. Таким образом, в систему социального обслуживания вошли организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ, если им, согласно положениям закона 442-ФЗ, были предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися и на составление индивидуальных программ на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Формулировка пункта 13 части 2 статьи 7 ФЗ-442 была сокращена: были исключены слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

Пункт 2 статьи 8 ФЗ-442 был изложен в другой редакции. Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов России в сфере соцобслуживания было отнесено определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации,а также при необходимости — уполномоченной организации.

Аналогичное уточнение коснулось статьи 14, части 2 статьи 15 и части 4 статьи 16 , в которых формулировка «уполномоченный орган Российской Федерации» была дополнена «уполномоченной организацией».

Рассмотрим также несколько отдельных статей закона ФЗ-442, имеющих большое значение в рамках данного законодательного акта.

Статья 15 ФЗ-442 определяет порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Основанием для признания согласно закону могут служить следующие обстоятельства:

  • Потеря способности осуществлять самообслуживание, передвигаться без чужой помощи, обеспечивая основные физиологические и иные потребности ввиду болезни, травмы, возраста или инвалидности;
  • Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
  • Наличие в семье ребенка, у которого трудности с адаптацией в социуме;
  • Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком (детьми) либо отсутствия попечения над ними;
  • Семейное насилие, наличие у членов семьи наркотической, алкогольной или иных зависимостей;
  • Отсутствие определенного места жительства. В особом порядке данное основание прописано для бывших воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей, не достигших при этом возраста 23 лет;
  • Отсутствие работы, и, соответственно, средств к существованию;
  • Иные обстоятельства, признанные ухудщающими жизнь граждан согласно законам субъектов РФ.

Уполномоченный орган или организация согласно закону ФЗ-442 о социальном обслуживании граждан обязаны принять решение о признании лица нуждающимся в помощи либо об отказе в течение 5 дней с момента подачи заявления. Ответ предоставляется в письменной или электронной форме. Решение по оказанию срочных услуг принимается незамедлительно. Если заявитель считает, что полученный им отказ является неправомерным и противоречит закону, он вправе обжаловать решение в суде.

Статья 13 442-ФЗ регулирует аспекты обязательств поставщиков социальных услуг в сфере обеспечения информационной открытости в процессе своей деятельности. Так, поставщики обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивать доступ к данным ресурсам путем размещения их на информационных стендах в своих офисах, а также в средствах массовой информации, сети «Интернет» — на официальном сайте.

Также на официальном сайте должен быть размещен определенный перечень сведений и документов (часть 2 статьи 13), обновляясь в случае внесения каких-либо изменений в срок до десяти рабочих дней. Порядок размещения и обновления информации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16 ФЗ-442 содержит положения, связанные с разработкой и применением индивидуальной программы предоставления услуг. Это документ, в котором указываются сведения о форме, видах, объеме, периодичности, условиях и сроках предоставления социальных услуг. Программа также включает списки рекомендованных поставщиков и мероприятий по сопровождению (ст. 22 закона). Составляется в соответствии с потребностями человека и пересматривается в зависимости от изменения обстоятельств, определяющих данную потребность. Происходит пересмотр не реже одного раза в течение трех лет.

Подробнее об условиях составления документа и действии его положений читайте в тексте закона (ст. 16). Ссылка на скачивание закона ФЗ-442 дана в последнем подзаголовке настоящей статьи.

Статья 21 ФЗ-442 описывает, что включает в себя понятие «срочные социальные услуги»:

  • обеспечение бесплатным питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения и оказании необходимой юридической помощи;
  • создание условий для оказания экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей и иные срочные услуги.

Название услуг говорит само за себя — предоставляться они должны без промедления, т.е. без составления индивидуальной программы или договора о предоставлении услуг. Основанием согласно закону может служить как заявление гражданина, так и получение соответствующей информации от представителей других государственных структур (медицинских, образовательных). Подтверждением является соответствующий акт, включающий сведения о получателе и поставщике, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Заверяется подписью получателя.

Статья 31 442 ФЗ предписывает, что обслуживание на дому, а также в стационарной и полустационарной формах предоставляются на безвозмездной основе детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных национальных конфликтов. Все это при условии, что на момент обращения средний доход на одного члена семьи равен или ниже определенного законами субъекта РФ порога (зачастую равен полутора прожиточным минимумам).

Скачать текст закона о социальном обслуживании

Текст настоящего закона может быть полезен как правозащитникам и должностным лицам, так и простым гражданам, желающим расширить свои знания в области собственных прав и свобод, предусмотренных законодательством.

Предлагаем скачать закон в последней редакции, вступившей на настоящий момент в силу.

Согласно Конституции, Российская Федерация является социально направленным государством. Именно поэтому всем категориям граждан должно предоставляться качественное социальное обслуживание, порядок предоставления которого регламентируется в 442-ФЗ. Некоторые положения данного нормативного акта будут разобраны в статье.

О чем закон?

В федеральном законе № 442-ФЗ закреплен ряд целей и задач, обязательных для исполнения соответствующими субъектами. Здесь стоит обратить внимание на:

  • правовые, экономические, организационные и прочие основы обслуживания граждан в сфере предоставления социальных благ;
  • ряд полномочий и обязанностей как получателей, так и поставщиков в рассматриваемой сфере;
  • ряд прав федеральных и субъектных инстанций государственной власти и т.д.

Что, согласно 442-ФЗ, является социальным обслуживанием российских граждан? В статье 3 говорится о деятельности должностных лиц по предоставлению ряда полезных услуг населению. Стоит отметить, что социальное обслуживание должно строго соответствовать определенным стандартам, то есть требованиям к периодичности, объему и качеству той или иной услуги.

О принципах социального обслуживания

Такая важная и обширная область как оказание услуг социального характера населению обязательно должна базироваться на ряде принципов, идей и условий. Самым главным принципом здесь является, конечно же, защита прав человека и гражданина. Работы в рассматриваемой сфере должны носить гуманный характер, а также не допускать унижения личности и достоинства того или иного человека.

Необходимо также обратить внимание на следующие принципы:

  • добровольность и конфиденциальность;
  • адресность предоставления услуг;
  • равный доступ всех групп населения к социальному обслуживанию;
  • территориальная близость поставщиков услуг к местам жительства получателей и т. д.

Функционирование рассматриваемой системы будет невозможным, если хотя бы один из представленных принципов исчезнет.

О системе обслуживания

В статье 5 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания" приводится характеристика структуры в рассматриваемой сфере, в которую входит ряд государственных инстанций, организаций и некоммерческих предприятий.

Правительство как основная инстанция исполнительной власти является важнейшим органом в области социального обслуживания. Именно правительство призвано реализовывать и вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование во всей системе. отдает приказы региональным органам - администрациям российских субъектов. Помимо этого, правительство контролирует различные частные организации коммерческого и некоммерческого типа. В систему также могут входить обычные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями - но только те, что занимаются социальным обслуживанием.

Об обязанностях субъектов системы

Согласно главам 3 и 4 № 442-ФЗ, как получатели, так и поставщики услуг в социальной сфере обладают рядом обязательных для исполнения функций. Для начала стоит разобрать обязанности получателей, закрепленные в статье 10 рассматриваемого нормативного акта. Вот, что здесь стоит выделить:

  • предоставление в государственные органы всей необходимой документации;
  • своевременное извещение поставщиков об изменении обстоятельств, которые обусловливают потребность в предоставлении услуг;
  • соблюдение условий, закрепленных в договоре с поставщиком.

Согласно же статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ, поставщики услуг обладают следующими обязанностями:

  • осуществление своих профессиональных функций в строгом соответствии с законом;
  • реализация социального сопровождения;
  • законное использование информации о получателе;
  • предоставление срочных услуг и т. д.

Стоит также отметить, что поставщики услуг не должны ограничивать права или свободы людей, применять любые виды насилия, допускать грубое обращение и т. д.

О правах субъектов системы

На что имеют право поставщики услуг социального характера? Здесь стоит обратить внимание на статью 11 №442-ФЗ, в которой говорится о следующем:

  • возможность осуществлять запросы всей необходимой информации у органов государственной власти;
  • возможность включаться в реестр поставщиков - федерального или регионального типа;
  • право на отказ получателю услуг или заявителю в случае, если был неправильно оформлен договор или не была предоставлена вся необходимая документация.

Получатели же услуг имеют право на гуманное и уважительное отношение, на свободный выбор поставщика, получение в бесплатной и доступной форме сведений о своих обязанностях и полномочиях, на участие в составлении программ индивидуального характера и на многое другое.

О формах социального обслуживания

В каких видах и формах может выражаться система предоставления социальных услуг? В статье 19 № 442-ФЗ "О социальном обслуживании" речь идет об оказании услуг на дому, в стационарной или полустационарной формах.

Обслуживание на дому не имеет временных рамок, а вот остальные виды оказания услуг должны строго регламентироваться определенными часами. Стоит также отметить, что приобретатели социальных услуг в стационарной или полустационарной формах обязательно должны обеспечиваться:

  • возможностью сопровождения при передвижении по территории оказания услуг;
  • правом самостоятельного передвижения;
  • возможностью получать дублирование текстов голосовыми сообщениями, и наоборот;
  • правом получать остальные виды помощи, соответствующие закону.

Сами социальные услуги могут иметь социально-бытовой, медицинский, психологически, трудовой или иной характер.

В наступившем году, социальное обслуживание населения ждут серьёзные перемены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вносит значительные изменения в систему и порядок предоставления социального обслуживания. Некоторые аспекты нового закона сегодня комментирует министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Юрьевна Антимонова:

- Сначала о самом главном: в соответствии с Федеральным законом расширяется перечень поставщиков социальных услуг. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги населению будут оказывать негосударственные поставщики – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

Учреждения социального обслуживания населения согласно новому законодательству становятся поставщиками социальных услуг и утрачивают полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Теперь признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании будет уполномоченный орган (комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании).

В сфере социального обслуживания населения делается упор на профилактику и индивидуальный подход. Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.

Согласно закону плата за оказание социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, основывается на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги.

Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания – реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

1. Вопрос: кто имеет право на социальное обслуживание в соответствие с новым законом?

Ответ: Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

2. Вопрос: кто будет оказывать социальные услуги после вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ?

Ответ: Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться негосударственные организации (коммерческие или некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

3. Вопрос: кто ведет реестр поставщиков социальных услуг?

Ответ: Реестр поставщиков формирует и ведёт министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

4. Вопрос: куда можно обратиться, чтобы получить социальное обслуживание?

Ответ: Обратиться с заявлением для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания можно в комиссию по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, которые будут созданы в каждом муниципальном образовании, в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также непосредственно к поставщику социальных услуг.

5. Вопрос: где гражданин может узнать информацию об организациях, оказывающих социальные услуги?

Ответ: Информация о поставщиках социальных услуг (место нахождения, контактная информация, сведения о формах социального обслуживания, о видах предоставляемых социальных услуг, а также размере платы и др.) будет располагаться на официальном сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, сайтах и информационных стендах поставщиков социальных услуг.

6. Вопрос: кто может обратиться за предоставлением социальных услуг?

Ответ: Для предоставления социальных услуг гражданин или же его законный представитель может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

7. Вопрос: в каком случае может быть отказано в предоставлении социальных услуг?

Ответ: Принятие решения об отказе в социальном обслуживании возможно в случае наличия у гражданина (или получателя социальных услуг) медицинских противопоказаний, подтвержденных соответствующим заключением медицинской организации.

8. Вопрос: в каком случае гражданина признают нуждающимся в социальном обслуживании?

Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии у него обстоятельств, которые ухудшают либо могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К числу таких обстоятельств, например, относятся: полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание; наличие в семье инвалида и инвалидов (в том числе ребенка-инвалида), нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, а также насилия в семье; отсутствие определенного места жительства; отсутствие работы и средств к существованию.

9. Вопрос: кто имеет право на бесплатное социальное обслуживание?

Ответ: В соответствии с федеральным законодательством установлены следующие категории граждан, имеющие право на бесплатное социальное обслуживание: несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины. В Самарской области данный размер составляет полуторную величину прожиточного минимума. Например: на сегодняшний день величина прожиточного минимума для пенсионеров равна 6082 рублям, соответственно полуторная величина составит 9123 рубля (6082×1,5), таким образом, пожилые граждане и инвалиды Самарской области, чей среднедушевой доход будет равен или ниже 9123 рублей станут получать социальные услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно. В регионе предусмотрены также дополнительные категории граждан, к числу которых относятся: лица, впервые признанные инвалидами, в пределах рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида в организациях, оказывающих реабилитационные услуги; лица без определенного места жительства и занятий в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания; женщины с детьми, беременные женщины и совершеннолетние граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в социальных гостиницах или отделениях, оказывающих социальные услуги в стационарных условиях.

10. Вопрос: произойдут ли изменения в оплате за предоставление социальных услуг?

Ответ: С 1 января 2015 года утверждены пределы ежемесячной платы за предоставление социальных услуг. За предоставление услуг на дому и полустационарной форме плата составит не более 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (полторы величины прожиточного минимума). В стационарной форме предел платы – не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Например, среднедушевой доход получателя социальных услуг на дому на 01.01.2015 г. составляет 10123 руб., действующий размер прожиточного минимума равен 6082 руб., предельная величина среднедушевого дохода получателя составит 9123 руб. (6082×1,5). 10123-9123= 1000 руб. разница. 50% разницы – 500 руб. Это означает, что получатель социальных услуг может получить услуги на сумму свыше 500 рублей, но оплатит только 500 рублей.

Статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг

1. Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

2. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:

1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

2) о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;

3) о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;

4) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

5) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

6) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");

7) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

8) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

9) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) о финансово-хозяйственной деятельности;

11) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;

12) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний;

12.1) о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

13) об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

error: