Консолидированная лизинговая маржа. Лизинг или кредит: как сделать правильный выбор

Лизинговая маржа – 4 процента годовых.

Для расчета суммы лизинговых платежей используется формула аннуитетов.

Р = А * И: Т/(1 – 1: (1 + И: Т) Т* П)

Р – сумма арендных платежей;

А – стоимость арендуемого имущества;

П – срок договора;

И – ставка лизингового процента;

Т – периодичность арендных платежей.

В соответствии с рассматриваемыми нами условиями расходы предприятия по финансовому лизингу:

Р = 9 883 долл.

Для определения суммы платежа, скорректированного на величину остаточной стоимости, применяется формула дисконтного множителя, откуда:

С учетом корректировки на К (коэффициент остаточной стоимости) сумма арендного платежа будет равна 9 869 долл.

Таким образом, сумма лизинговых платежей при 1%-ной остаточной стоимости оборудования составит 237 856.

Так как первый арендный платеж осуществляется авансом в момент подписания лизингополучателем протокола о приемке оборудования, то есть не в конце, а вначале процентного периода при квартальной периодичности уплаты процента, то в расчет суммы платежа вносится еще одна корректировка по формуле:

Данный поправочный коэффициент равняется 0,9217.

Это означает, что расходы предприятия снижаются почти на 8 процентов за счет срока выплат лизинговых платежей.

С учетом этого поправочного коэффициента общая сумма лизинговых платежей составляет 219 310 долл.

Согласно существующим правилам в расходы предприятия по получению оборудования также должны войти затраты, идентичные по направленности и суммам кредитной схеме покупки оборудования.

Расходы предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС учитываем в режиме договоренности с лизинговой компанией о том, что эти платежи вносятся в лизинговое соглашение.

Лизингодатель (лизинговая компания) оплачивает их на границе, а затем они дополнительно учитываются в лизинговых платежах в течение года и оплачиваются предприятием-лизингополучателем сверх расчетной величины лизинговых процентов на условиях привлечения для данной сделки кредитных ресурсов и получения лизингодателем соответствующей лизинговой маржи. Как видно, обе стороны (лизинговая компания и лизингополучатель) заинтересованы в данной схеме.

Однако, в отличие от расходов по кредиту, удорожание будет производиться по коэффициенту 0,04 (лизинговая маржа).

Расходы предприятия по лизингу (с выплатой в начале квартала) с учетом расходов по таможенным пошлинам, сборам, налогу на добавленную стоимость составят 279 042 долл.

Платежи производятся равными долями в начале каждого квартала на протяжении всего договора лизинга.

Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу будет следующим:

326 465: 279 042 = 1,170, то есть расходы по кредиту превышают расходы по лизингу на 17 процентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг, как метод долгосрочного инвестирования может быть достаточно выгоден для предприятия по сравнению с другими формами инвестирования в основные производственные фонды.

ГЛАВА 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1. Регулирование лизинговых отношений российским законодательством

Целью правовой главы является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по договору международного лизинга, а также сравнение международных и российских нормативных документов и вывод наиболее существенных различий в подходах к регулированию международного лизинга. Актуальность этого вопроса обуславливается тем, что в соответствии с Конституцией РФ международные правовые акты обладают высшей юридической силой и их положения необходимо учитывать при разработке и заключении договора международного лизинга. Для достижения поставленной цели в настоящей главе будут решены следующие задачи:

1. рассмотреть основные нормативно-правовые акты, регулирующие лизинговые отношения в Российской Федерации;

2. проанализировать наиболее существенные положения Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»;

3. рассмотреть положения Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге;

4. на основе проведенного сравнения сделать выводы о разнице в подходах к регулированию лизинговых отношений по международным и отечественным нормативным документам.

В настоящее время гражданско-правовое регулирование лизинга в России осуществляется несколькими нормативными актами. Прежде всего, это Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Россия присоединилась к Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Конвенция УНИДРУА вступила в силу для РФ

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим лизинговые отношения, является Конвенция стран СНГ о межгосударственном лизинге. Данная Конвенция подписана 25 ноября 1998 г., но еще не ратифицирована Государственной Думой.

В Российской Федерации принят ряд нормативных документов, направленных на регулирование лизинга:

1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»;

2. Гражданский Кодекс РФ – определяет договор лизинга как разновидность договора аренды. Специальные нормы ГК РФ о лизинге применяются вместе с общими положениями об аренде и обязательствах;

3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом от 29 января 2002 г. №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» - определяет лизинг как форму инвестиционной деятельности; предоставляет значительное количество таможенных и налоговых льгот;

4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 02.01.2000 N 22-ФЗ);

5. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.);

6. Постановления Правительства и иные нормативные акты, регулирующие применение лизинга в отдельных отраслях – устанавливают порядок предоставления государственных гарантий по лизинговым операциям в отдельных отраслях.

Вопросы о праве, применимом к международным сделкам, определяются в соответствии с частью третьей Гражданского кодекса: права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве используется право страны, где учреждена или имеет основное место деятельности сторона, являющаяся наймодателем (лизингодателем) в договоре.

Федеральный закон N 164-ФЗ "О лизинге" определяет лизинг как "вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем". При этом лизинговая сделка определяется как "совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга". Одновременно Закон исключает из возможного перечня предметов лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, запрещенное для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Таким образом, лизинг трактуется как "одна из форм финансирования инвестиций".

Лизинг

Это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика имущество и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях

Лизингодатель

Физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю....

Лизингополучатель

Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Предмет лизинга

Любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. К потребляемым вещам в юридическом смысле...

Договор лизинга

Договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное...

Затраты лизингодателя

Расходы и издержки лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем.

Лизинговая ставка

Ставка, заложенная в график лизинговых платежей в качестве ставки по кредиту. Лизинговая ставка включает ставку по заемным средствам банка и лизинговую маржу компании или размер закладываемой (расчетной) прибыли лизинговой компании

Лизинг внутренний

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является резидентом Российской Федерации.

Лизинг международный

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Лизинг возвратный

Разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Лизинг финансовый

Самый распространённый вид лизинга. Это вид лизинга, при котором лизингодатель по поручению лизингополучателя обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю

Лизинговый портфель

Общая сумма лизинговых платежей к получению, в том числе НДС, по действующим договорам лизинга.

Выкупная стоимость (выкупной платеж)

Стоимость, по которой предмет лизинга переходит в собственность к Лизингополучателю, определяемая договором лизинга. Выкупная стоимость по договору может быть зафиксирована в договоре лизинга:

при досрочном выкупе...

Процент удорожания

Разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга.

Процент удорожания полный в год

Отношение удорожания предмета лизинга, приведённое к годовой ставке с учётом срока договора лизинга.

Лизинговая маржа

Маржа лизинговой компании или доход лизинговой компании сверх процентов по банковским кредитам, привлеченным для финансирования лизинговой сделки. Маржа может исчисляться аналогично банковским процентам от остатка задолженности по кредитам....

Доход лизингодателя

Сумма, получаемая лизинговой компанией по лизинговой сделке после вычета всех затрат лизингодателя.

Объем нового бизнеса

Общая сумма лизинговых платежей с НДС по договорам лизинга, заключенным в течение рассматриваемого периода, по которым наиболее раннее из двух событий - (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору...

Лизинговые платежи к получению

Общая сумма лизинговых платежей с НДС по договору лизинга, срок оплаты которых еще не наступил, и лизинговых платежей просроченных.

Расчетная дата (дата платежа)

Календарная дата, которая указывается в Графике лизинговых платежей для каждого Лизингового платежа, как срок, не позднее которого он должен быть оплачен.

Лизинговый платеж для целей налогообложения

Лизинговым платежом для целей налогообложения считается платеж, осуществленный после передачи имущества в лизинг и состоящий из текущего платежа по договору и зачета ранее осуществленного(ых) авансового(ых) платежа(ей) (или его/их...

Лизинговые платежи

Общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных...

НИЛ (NIL)

Исходя из особенностей учета объемные показатели в МСФО по сделке лизинга учитываются как Net Investment Lease NIL - НИЛ (чистая инвестиция в лизинг).

Стоимость договора лизинга (цена договора лизинга)

Сумма всех платежей по лизингу и выкупной стоимости предмета лизинга.

Авансовый платеж (аванс)

Платеж или платежи, производимые лизингополучателем до передачи предмета лизинга в лизинг.

Сублизинг

Особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору...

Сиротский траст

Используется в сделках международного лизинга воздушных судов.

Бербоут-чартер

Это договор фрахтования судна без экипажа.

Франшиза

Определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями договора страхования. Различаются условная и безусловная франшиза. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности...

Страховщик

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие лицензию на осуществление...

Страховой случай

Свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страховой риск

Вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.

Страховое возмещение

Сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю (выгодоприобретателю, третьим лицам) в возмещение убытков, вызванных наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Страховая сумма

Определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором страхования или законодательными актами РФ не предусмотрено...

Страховая премия

Плата за страхование

Выгодоприобретатель

Лицо, в пользу которого заключен договор страхования.

Банковская гарантия возврата авансовых платежей

Поручительство, выдаваемое банком-гарантом за выполнение клиентом либо другим лицом денежных или иных обязательств. В случае невыполнения этих обязательств банк, выдавший гарантию, несет ответственность по долгам заемщика в пределах,...

Постфинансирование

Схема финансирования, применяемая при сделках с импортом имущества и применении аккредитивной схемы оплаты по контракту. При использовании данной схемы банк страны экспортера имущества (либо первоклассный международный банк) оплачивает...

Комиссии (Премия) ЭКА

Стоимость экспортного кредита складывается из нескольких составляющих. В качестве основы финансирования принимается ставка привлечения средств на мировых рынках (LIBOR).

ЭКА - Экспортно-кредитное агентство

Экспортно-кредитные агентства - это либо государственные учреждения в соответствующей стране, которые были созданы с целью обеспечения поддержки экспорта, либо компании частного сектора, которые обеспечивают государственную поддержку

Кредитный портфель лизинговой компании

Величина ссудной задолженности по договорам привлечения денежных средств для приобретения предметов лизинга.

Ускоренная амортизация

Целевой метод более быстрого, по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

Расчетный период

Установленная договором лизинга периодичность оплаты лизинговых платежей. Обычно месяц. Встречаются иногда ежеквартальные платежи.

Лизинговый брокер

Компания, непосредственно не занимающаяся предоставлением имущества, а выполняющая роль посредника между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем за соответствующее вознаграждение.

В России стало слишком много железнодорожной техники для перевозки грузов, но спрос на нее от этого пока сильно не пострадал: объемы транспортировок все равно растут, да и выбывающее оборудование надо заменять новым. Однако уже сейчас лизинговым компаниям стоит подумать над расширением бизнеса, например над финансированием сделок по приобретению локомотивов.


Работать с железнодорожным подвижным составом, в первую очередь грузовыми вагонами, приятно: актив надежный, с большим сроком жизни, низким уровнем технических рисков, высокой ликвидностью. "Именно поэтому в них охотно инвестируют лизинговые компании, а банки — кредитуют их покупателей. При этом предложение на рынке все еще ограничено, поэтому цены на вагоны находятся на высоком уровне",— говорит Дмитрий Бовыкин, исполнительный директор лизинговой компании RAIL1520.

С ним соглашается Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании Arval. Рисковая составляющая, связанная с таким предметом лизинга, как железнодорожный вагон, минимальна. Оценивая клиентов-лизингополучателей, работающих в этом сегменте, нужно отметить высокую надежность этих компаний, говорит он.

Разумеется, все эти плюсы оборачиваются более низкой по сравнению с инвестированием в другие виды активов доходностью. Зато спрос гарантирован, уверен Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг". Он существенно превышает предложение последние десять лет, в результате чего увеличиваются и цены. "Конечно, в кризис цены на вагоны сократились почти вдвое, и это коснулось не только новой, но и подержанной техники. Многие производители были вынуждены сокращать объемы выпуска, но начиная с 2010 года рынок активно восстанавливался, в результате чего вагоны снова являются дефицитным активом с растущей стоимостью",— отмечает он.

Для лизинговых компаний финансирование железнодорожного транспорта — это в первую очередь большие объемы, позволяющие существенно увеличить свой портфель. Такие сделки нельзя сравнивать, например, с автотранспортным сегментом по марже: объемы финансирования и норма доходности несопоставимы.

Впрочем, не исключено, что оптимистичная ситуация в железнодорожном секторе может поменяться на несколько тревожную. В настоящее время парк грузовых вагонов в России достигает 1,1 млн единиц, что является историческим рекордом за всю историю страны. Вместится ли весь наличный подвижной состав на имеющиеся рельсы и найдется ли загрузка для всего парка?

С одной стороны, вагоны приобретаются под объем — имеющиеся контракты или же, по крайней мере, под возможных в будущем клиентов, которые появятся с высокой степенью вероятности. Иными словами, техника, которой сейчас располагают промышленные и транспортные компании, приобреталась под какие-то более или менее конкретные нужды. Промпроизводство в России не падает и даже потихоньку выправляется до докризисных уровней, стало быть, и беспокоиться не о чем.

С другой стороны, потребность в вагонах зависит не только от объема предъявляемого груза, но и от того, насколько эффективно они управляются. Чем более эффективно, тем меньшее количество вагонов понадобится для перевозки большого объема товаров, что приводит к снижению потребности в подвижном составе. Не вдаваясь в отраслевые подробности, отметим, что за последние семь месяцев Министерство экономического развития, Министерство транспорта и ОАО РЖД предприняли ряд шагов, которые привели к оптимизации вагонопотоков на железнодорожной сети. Это повысило ее производительность и тем самым сократило потребность в технике, уронило порожний пробег в 12 раз, стабилизировало растущие до сего момента ставки транспортных компаний и вообще фактически ликвидировало дефицит в подвижном составе — ситуация, которая за последние десять лет наблюдалась только во время кризиса. По подсчетам ОАО РЖД, в настоящее время в России насчитывается лишних около 50 тыс. вагонов.

Более того, намечены следующие шаги по оптимизации железнодорожных перевозок. Создает ли это угрозу для лизингодателей? "Можно говорить о том, что в сегменте грузовых вагонов рынок уже насыщен и мы переходим к стадии лишь замещения оборудования, которое отжило свой срок. Износ вагонов в России не очень значителен. Основной пик спроса на универсальный парк прошел, и тот состав, который есть у операторов, на данный момент практически полностью обеспечивает их потребности",— полагает директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский, высказывая, впрочем, уверенность в том, что портфель ГТЛК в обсуждаемом сегменте будет все равно расти. Господин Агаджанов из "Газпромбанк Лизинга", в свою очередь, обращает внимание на отсутствие значимых инноваций в железнодорожном транспорте России, способных оптимизировать экономику перевозок. "Появление таких инноваций, а над ними сейчас работает ряд производителей подвижного состава, может вызвать новую волну спроса и способствовать развитию лизинга подвижного состава",— уверен он. Спокоен и Дмитрий Бовыкин из RAIL1520. По его оценке, на текущий момент в СНГ эксплуатируется 390 тыс. вагонов с истекшим сроком службы. До 2020 года рынку потребуется еще как минимум 700 тыс. единиц для замены выбывающего подвижного состава и обеспечения роста перевозок. "Колебания спроса неизбежны, но в целом он останется на высоком уровне",— говорит эксперт.

Но даже в том случае, если худшие прогнозы оправдаются, лизинговым компаниям есть куда расти. Реформа железнодорожного транспорта России предусматривает привлечение частного бизнеса не только в управление вагонами, но и в другие сектора, в первую очередь ремонт, а также локомотивное хозяйство (тяговый подвижной состав) и инфраструктуру — пути, станции и вокзалы.

Отметим, что по поводу того, чтобы давать право другим помимо РЖД компаниям на управление локомотивами, еще идут жаркие споры, хотя позиция государства в этом вопросе в принципе положительная. Но так или иначе, некоторое количество — хоть и незначительное — частных тепловозов и электровозов в стране уже работает на отдельных маршрутах или немагистральных направлениях и бизнес уже активно изучает вопрос приобретения собственной тяги.

Именно сектор тягового подвижного состава господин Бовыкин называет перспективным. Парк локомотивов устарел как физически, так и морально, и требует обновления. Помимо этого уже сейчас ощущается их физическая нехватка для обеспечения перевозок возросшего парка вагонов. "На нынешнем этапе реформы железнодорожной отрасли участие частных инвесторов все еще ограниченно, но потенциально либерализация тяги может создать новый рынок лизинга, по размеру сравнимый с рынком вагонов",— говорит представитель RAIL1520.

"Газпромбанк Лизинг" с большим интересом рассматривает финансирование железнодорожных депо, тягового состава и различной спецтехники для подъездных путей, признает господин Агаджанов. Дело в том, что для корпоративных клиентов из числа промпредприятий, с которыми компания предпочитает работать, создание транспортной инфраструктуры является актуальной задачей — этого требуют объемы перевозки и перевалки грузов, кроме того, такой подход позволяет наладить своего рода замкнутый цикл.

Более осторожен господин Добровольский. Он признает, что парк локомотивов изношен уже на 70% (к слову, у грузовых вагонов — только 40%), тяга и правда находится в большом дефиците, что делает сегмент в перспективе весьма интересным. "Но пока это только теория. Локомотивным парком на путях общего пользования на данный момент владеет и управляет ОАО РЖД. Если в этом направлении будет проведена либерализация и на общие пути выпустят частных перевозчиков, сегмент локомотивов будет очень востребован",— делится соображениями топ-менеджер ГТЛК.

По всей видимости, в будущем лизинговым компаниям даст хороший результат комплексная стратегия работы с клиентами: начать с финансирования сделок по приобретению вагонов, а затем, когда лизингополучатель подрастет, можно помочь ему с покупкой локомотива и оборудования для обслуживания всего подвижного состава. При умелом управлении без прибыли железнодорожный перевозчик в России не останется. Как показывает практика, дефицит провозных и пропускных способностей приводит к тому, что грузовладельцы готовы платить больше только за то, чтобы гарантированно вывезти товар и не сорвать контрактные условия. В среднесрочной перспективе ситуация точно сильно не изменится.

Алексей Стригин

Анализ лизинговых операций завершается оценкой их экономической эффективности. При этом, определяется величина номинального и реального, фактически полученного дохода от лизинговых операций. Доход от них представляет собой сумму фактически полученной арендной платы от арендаторов.

Вспомним, что же входит в состав арендной платы:

Сумма амортизации арендуемого имущества;

Доход лизингодателя за услуги, что предоставляются (лизинговая маржа);

Страховая премия.

Из этой схемы видно, что доход от лизинговых операций равен разнице между суммой фактически полученной арендной платы и суммой начисленной амортизации на лизинговое имущество, а сумма дохода - сумме фактически полученной арендной платы. Следовательно, чтобы рассчитать уровень доходности лизинговых операций, можно воспользоваться следующими формулами:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества.

Кроме того:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества, что находится на балансе банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры) либо предприятия.

Для расчета уровня рентабельности лизинговых операций

используется следующая формула:

Рентабельность (лизинговой операции) = Доход (от лизинговой операции) - делится на сумму начисленной амортизации на лизинговое имущество.

Прибыльность лизинговых операций

равна соотношению между суммой доходов от лизинговых операций и суммой имущества, переданного в аренду:

Прибыльность лизинговых операций =

сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму имущества, переданного в аренду.

Обобщающим показателем значимости лизинговых операций в получении прибыли - удельный вес дохода от лизинговых операций в общей сумме дохода (Удох.лиз):

Удельный вес дохода от лизинговых операций = сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму общих доходов банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры), либо предприятия.

Кроме того, в процессе анализа лизинговых операций используется такой показатель, как целесообразность проведения этих операций. Показатель определяется через сопоставление удельного веса доходов (или прибыли) от лизинговых операций в общей сумме доходов (или прибыли) с удельным весом лизинговых операций в общей сумме актива баланса. Если значение вклада лизинговых операций в общее дело получение прибыли больше, чем их удельный вес в активах, то это свидетельствует о сравнительно высокой эффективности этих операций.

Анализ лизинговых операций осуществляется в динамике, а также по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Рассмотрим на примере методику анализа эффективности лизинговых операций.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютные отклонения

1. Стоимость лизингового имущества на балансе на начало периода, тыс. р

2. Стоимость лизингового имущества на балансе на конец отчетного периода, тыс. р

3. Средняя стоимость лизингового имущества за период, тыс. тыс. р (стр. 1 + ряд. 2) : 2

4. Среднегодовая стоимость имущества, фактически переданного в аренду, тыс. р

5. Сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу, всего за период, тыс. р

6. Сумма арендной платы, подлежащей взысканию с арендаторов, тыс. р

7. Сумма арендной платы, которая фактически полученная от арендаторов, тыс. р

8. Доход от лизинговых операций, тыс. р (стр. 6 - ряд. 5)

9. Доходность лизинговых операций (Д1), % (стр. 6: ряд. 4)

10. Доходность лизинговых операций (Д2), % (стр. 6: ряд. 3)

11. Рентабельность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 5)

12. Доходность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 4)

13. Доходы, всего, тыс. р

14. Удельный вес доходов от лизинговых операций в общих доходах, % (стр. 6: ряд. 14)

15. Коэффициент полноты получения дохода, % (стр. 7: ряд. 6)

16. Доля прибыли от лизинговых операций в доходах от лизинговых операций, % (стр. 8: ряд. 6)

Кирилл Кирилин

При формировании графика лизинговых платежей особое внимание уделяется отражению дохода лизинговой компании в расчете. Четкое понятие дохода лизингодателя в российской лизинговой практике пока до конца не устоялось. Различные лизинговые компании могут называть включаемый в расчеты доход по-разному. В лизинговой практике встречаются такие наименования дохода лизинговой компании, как маржа, вознаграждение, прибыль, чистая прибыль. Предлагается в дальнейшем в настоящем обзоре включаемый в расчет лизинговых платежей доход лизинговой компании называть маржой.

Можно выделить два основных подхода к формированию маржи лизинговой компании:

1) лизингодатель закладывает в расчеты чистую прибыль компании и прибавляет к ней налог на прибыль. Также лизинговая компания может отдельно выделить не всю сумму налога на прибыль, а только сумму так называемого обязательного налога на прибыль, рассчитанного исходя из затрат лизингодателя, выплачиваемых из чистой прибыли (например, такими затратами могут быть проценты по кредиту сверх норм, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ);

2) под маржой понимается “грязная” прибыль, из которой лизинговая компания выплачивает налог на прибыль, но данный налог отдельно не учитывается в расчетах, а “сидит” в марже.

Теоретически маржой лизинговой компании можно называть также всю сумму превышения лизинговых платежей над стоимостью имущества. Предполагается, что при таком подходе в маржу включаются проценты по заемным средствам, налоги, прочие расходы, а также собственно сам доход лизингодателя. Однако такая трактовка маржи лизинговой компании видится не корректной, так как при этом не отражается именно доходность лизинговой операции.

Для любого из вышеуказанных вариантов формирования маржи можно выделить следующие способы расчета общей суммы маржи:

1. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма не корректируется с учетом срока лизинга.

2. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма корректируется с учетом срока лизинга (обычно умножается на количество лет, в течение которых длится договор лизинга).

3. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остатка задолженности по кредиту. В этом случае к процентной ставке по кредиту прибавляется некое значение, которое и формирует маржу лизингодателя. В этом случае общую сумму процентов по кредиту и маржу иногда называют лизинговым процентом.

4. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остаточной стоимости лизингового имущества в каждый момент времени действия договора лизинга. В данном случае размер маржи зависит от срока лизинга и алгоритм расчета аналогичен алгоритму расчета налога на имущество.

5. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от суммы договора лизинга или от суммы всех затрат лизингодателя по договору лизинга.

6. Сумма маржи является фиксированной величиной. Такой алгоритм может применяться, например, при лизинге однотипных транспортных средств, а также недорогого оборудования, когда лизингодатель фиксирует минимальную сумму маржи.

При переговорах перед подписанием договора лизинга лизингодатель и лизингополучатель обычно обсуждают ставку маржи лизинговой компании. При этом сторонам стоит сразу обратить внимание на три аспекта при обсуждении данного вопроса:

Лизинговая компания указывает ставку маржи, которая уже включает НДС, или ставку без НДС;

Лизинговая компания указывает ставку маржи, к которой в расчетах прибавляется налог на прибыль, или ставку, уже включающую налог на прибыль;

Что является базой при расчете маржи.

Предположим, стороны договорились, что ставка маржи не включает НДС на маржу и включает налог на прибыль лизинговой компании. Рассмотрим, какую сумму составит маржа лизингодателя при одинаковой абсолютной ставке исходя из вышеуказанных способов ее расчета. Пусть ставка маржи равняется 4%, срок договора лизинга – 3 года, стоимость предмета лизинга составляет 118 000 единиц с НДС (балансовая стоимость - 100 000 ед.), ставка привлеченного лизингодателем кредита составляет 14% годовых, срок кредита – 3 года, погашение кредита производится ежемесячно равными частями (при этих условиях сумма процентов по кредиту составляет 25 468 ед.). Результаты расчетов маржи представлены в таблице №1.

Из таблицы №1 видно, что одна и та же ставка маржи может составлять разную абсолютную сумму дохода лизингодателя исходя из различных способов расчета маржи. Также можно заметить, что все способы расчета маржи, приведенные в таблице №1, кроме первого и пятого, фиксируют зависимость маржи от срока договора лизинга. Это можно считать корректной зависимостью, так как лизингодатель предоставляет услуги лизингополучателю в течение всего срока лизинга, а не в конкретный момент времени. Первый и пятый способы фактор времени не учитывает, при этом первый способ зачастую является более понятным и простым для лизингополучателя и поэтому широко используется на практике, пятый способ - несколько сложнее и используется реже.

Лизингополучатель всегда будет стремиться понять абсолютный размер маржи лизинговой компании и по возможности пытаться его уменьшить. Лизинговая компания наоборот всегда пытается увеличить размер собственного дохода. Таким образом, формируется определенный рыночный уровень доходности лизинговых операций, при котором данный финансовый инструмент становится взаимовыгодным для каждой стороны.

error: