Ткмв муниципальный контроль торговой деятельности. Муниципальный контроль в области торговой деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности

Пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона муниципальный контроль в области торговой деятельности ошибочно отнесен к методам государственного регулирования. Являясь деятельностью органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами (статья 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), муниципальный контроль является элементом системы муниципального регулирования, которое строго обособлено от государственного регулирования (статьи 12, 130 - 133 Конституции РФ, статья 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 1 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации (проведения контрольно-надзорных мероприятий) изложены в статье 16 Закона, поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к "законодательству Российской Федерации", то государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

В действительности перечень методов государственного регулирования торговой деятельности значительно шире, чем приведенный в части 1 статьи 4 Закона. В этой связи сформулированный в части 2 статьи 4 Закона запрет на применение других методов представляется не просто некорректным, но и ошибочным, особенно с учетом использованной для его описания конструкции. Если бы часть 2 статьи 4 Закона предусматривала отсылку к другим федеральным законам с целью определения легальности использования для государственного регулирования торговой деятельности других, не поименованных в части 1 статьи 4 Закона методов государственного регулирования, то ее можно было бы критиковать за мнимое закрытие перечня методов государственного регулирования торговой деятельности. Однако часть 2 статьи 4 Закона отсылает к другим федеральным законам не как к источникам, содержащим дополнительные к указанным в части 1 статьи 4 Закона методы государственного регулирования, а как к источникам, определяющим случаи применения других, не предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона, методов.

Что касается других, не поименованных в части 1 статьи 4 Закона методов государственного регулирования торговой деятельности (лицензирования торговли отдельными видами товаров, ценового регулирования в других формах (установления минимальных цен, предельных торговых надбавок, др.)). Применение их не обусловливается в соответствующих федеральных законах какими-либо случаями, а предусматривается как способ воздействия на отношения в целом для достижения провозглашенных в данных законах целей.

В итоговой же редакции Закона часть 2 статьи 4 выглядит бессмысленной с логической точки зрения (таким приемом никак не исчерпывается перечень методов государственного регулирования торговой деятельности) и избыточной и некорректной с юридической точки зрения. Запрет, во-первых, на применение методов государственного регулирования, ограничивающих права и свободы граждан и их объединений, если таковые не предусмотрены федеральными законами, фактически сформулирован в Конституции РФ (часть 3 статьи 55) и Гражданском кодексе РФ (пункт 2 статьи 1). Во-вторых, источниками методов государственного регулирования являются не только федеральные законы, но и федеральные конституционные законы (например, значительнейший комплекс мер государственного регулирования, право на применение, которых без необходимости какого-либо корреспондирования с федеральными законами, предусмотрен Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не говоря уже о мерах государственного регулирования экономики, предусмотренных Федеральными конституционными законами от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Поэтому от абсолютизирования предусмотренного Законом перечня методов государственного регулирования как определенно-конечного и ограничения его только теми методами, которые предусмотрены федеральными законами, следует отказаться. С точки зрения диалектики заявление законодателя о том, что им сформирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования и что это должно гарантировать торговле предсказуемость и стабильность государственной политики в данной сфере, выглядит достаточно претенциозным. Стройная и исчерпывающая классификация всех элементов системы государственного регулирования пока не сформирована и не описана в принципе. Набор средств государственного регулирования, которые, например, может реализовывать Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", описан такими широкими формулировками, что позволяет принимать не предусмотренные законом и другими федеральными законами решения (например, в рамках принятия мер по реализации государственной структурной и инвестиционной политики, мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг).

Немалое число обычных российских граждан, не говоря уже о тех, кто занимается (или только строит планы) небольшим бизнесом, в первую очередь интересует не политика, не то, как и где «космические корабли бороздят пространство», а вполне приземленные, бытовые вопросы. Как и где купить хорошие продукты питания, качественные и по разумным ценам, как и где, одеть детей к зиме.

Для предпринимателей — вопросы потребительского рынка и то, какие там существуют правила игры, не менее важны. Ведь, прежде чем открыть магазин, надо быть уверенным не только в том, что найдутся покупатели в достаточном количестве, но и в том, какой уровень конкуренции на рынке.

Какие существуют нормативы со стороны властей, определяющие, чем можно торговать, а чем нельзя, где можно взять в аренду помещение под магазин, по каким ценам и на какой срок и т.п. Все эти вопросы решаются в большинстве случаев на местном уровне, т.е. в пределах конкретного города, района, поселка или деревни.

В Российской Федерации существует довольно сложная и обширная система регулирования не только потребительского рынка, но и почти всей сферы экономики, связанной с производством, торговлей и предоставлением услуг. Правда, уже нет того кошмара времен СССР, когда из Москвы Госплан определял, сколько нужно продать курток, сапог и кастрюль в далеком дальневосточном поселке.

Сейчас все вопросы потребительского рынка решают на уровне саморегуляции рынка. Но по — прежнему высока доля регулятивных функций того, что, как и где должно продаваться, остается за государственными органами власти.

Многочисленные федеральные службы осуществляют свои функции путем проведения государственного контроля над соблюдением законодательства, проверки деятельности продавцов и производителей, приема граждан и принятия решений по их обращениям. Свои полномочия эти службы реализуют путем проведения проверок, выдачи предписаний, приостановки производства и реализации товаров, отправления материалов для отзыва лицензий, обращений в суд и возбуждения уголовных дел.

Помимо Роспотребнадзора, контроль над соблюдением прав потребителей также ведется отделом полиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и прокуратурой. Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». Но по — прежнему остается открытым вопрос — какими полномочиями обладают местные органы власти по контролю за сферой торговли, которые находятся в непосредственной близости к тому, что называется потребительским рынком, на котором работают местные предприниматели, и услугами которого, пользуются обычные граждане.

В этой статье будет рассказано о том, какая существует система контроля и регулирования потребительского рынка и, в частности, что такое муниципальный контроль в сфере торговли местными органами власти. О том, какими они полномочиями обладают в этой важной сфере и как можно использовать эту информацию, чтобы выстроить свою линию поведения, как покупателя, так и предпринимателя, по защите своих прав и определить для себя степень возможного участия в этом интересном секторе экономики.

Чтобы у читателя сложилась полная картина того, какое место занимают муниципальные органы власти в деле организации и осуществлении контроля торговли, в каком виде существует муниципальный контроль в сфере торговли, необходимо в общих чертах представить всю систему контроля потребительского рынка в России.

Она состоит из трех элементов:

  • Первый элемент — это уровень федерального управления. Здесь главную роль играет такое ведомство, как Роспотребнадзор, а также ФАС (Федеральная Антимонопольная служба) и многие другие ведомства, регулирующие специальные сферы торговли и оказания услуг.

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является отработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», вот лишь основные из них:

  1. выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и прекращений деятельности нарушителей;
  2. направление материалов для возбуждения уголовных дел в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы;
  3. дача официальных разъяснений о соответствии законодательству по защите прав потребителей;
  4. проведение отбора проб и образцов товаров, предназначенных для реализации;
  5. составление протоколов об административных правонарушениях.
  • Вторым уровнем контроля потребительского рынка, является наличие различных некоммерческих организаций, так или иначе стоящих на защите покупателей и пользователей услуг.

В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным Законом «Об общественных объединениях», а также ст. 45 Закона «О защите прав потребителей», они имеют полномочия участвовать в таких мероприятиях как:

  1. разработке обязательных требований к товарам и проектов нормативных актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
  2. проводить независимые экспертизы качества,
  3. проверять соблюдение правил обслуживания потребителей,
  4. направлять информацию для рассмотрения в органы местного самоуправления или исполнительной власти,
  5. проводить сравнительные исследования и направлять информацию, например, в комитет по управлению муниципальным имуществом о том, что торги по аренде имели нарушения.
  6. вносить в органы власти предложения о принятии мер по приостановлению производства и продажи товаров,
  7. обращаться в суды.
  • Третий уровень — это полномочия и обязанности местных органов власти по защите прав потребителей и контроля сферы торговли.

На муниципальном уровне управление сферой муниципальной торговли и защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным Законом N 242-ФЗ, Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, и Постановлениями глав муниципальных образований.

Например, в городе Новосибирске муниципальное управление торговой сферой реализовано через «Положение о комитете мэрии по защите прав потребителей», утвержденное Постановлением Мэра от 25 марта 2008 г. Также действует административный регламент «Предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей».

Он разработан в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и четко фиксирует рамки и сроки осуществления комитетом по защите прав потребителей своих функций. Теперь рассмотрим то, какие же непосредственные полномочия возложены на муниципалитеты и как они должны осуществлять управление сферой торговли в муниципальных образованиях, а также контроль торговой сферы поселений и осуществление защиты прав потребителей.

В эти полномочия и функциональные обязанности входят:

  • работа с обращениями, жалобами граждан всего того, что касается качества продаваемых на местных рынках товаров и оказанию услуг. Реакция на такие жалобы у местных органов власти может быть в виде, либо обращения в органы прокуратуры, либо в территориальные подразделения Роспотребнадзора и другие федеральные службы. Самостоятельно муниципалитеты, конечно, не имеют права накладывать какие — то административные санкции, но участие в защите прав потребителей – это их прямая обязанность.

  • меры законодательного регулирования и муниципальное управление торговлей . В частности, муниципалитеты могут вносить в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг). Снятию с производства и изъятию (только в судебном порядке) из обращения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
  • муниципальный контроль в области торговли включает участие совместно с федеральными (территориальными) органами исполнительной власти в проверках предприятий и организаций города , независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Такие проверки могут быть осуществлены в следующих сферах деятельности: торговля (муниципальная и частная форма собственности), бытовое обслуживание и общественное питание, услуги транспорта, связи, финансовые услуги, медицинские услуги, образовательные услуги (кроме школ и дошкольных учреждений).
  • оказание консультативной помощи по составлению претензий и исковых заявлений в суды в целях защиты прав потребителей;

Также существует и особый порядок, когда муниципальный контроль торговой деятельности осуществляется через право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом выданных предписаний, органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, либо о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

На кого возложен контроль сферы торговли на муниципальном уровне

Как определено законодательством и принято в российской практике, непосредственно муниципальный контроль в торговле на территории конкретного муниципального поселения осуществляет структурное подразделение администрации города или поселка. Это департаменты, отделы, комитеты или комиссии.

На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться и специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности. В частности, на территории г. Хабаровска в соответствии с постановлением мэра города от 25.01.2002 г. № 82(3) был создан и функционирует «Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска».

В его функции, в частности, входят:

  • разработка проектов нормативных актов и внесение предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности подведомственной отрасли;
  • разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования продовольственного рынка города;
  • организация работ по обеспечению соблюдения законодательства в сфере торговли, контроля качества и безопасность товаров народного потребления, законодательства о защите прав потребителей;
  • координация деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • служб, обеспечивающих ветеринарный контроль на территории города;
  • структурных подразделений администрации города по вопросам экономического развития, разработки программ и прогнозов, реализации политики в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • обеспечению взаимодействия с городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства УООП УВД Хабаровского края и др.

Кроме этого, немаловажная роль по созданию и контролю соблюдения прав потребителей и регулированию сферы торговли в муниципальном образовании, лежит на местных законодательных органах -Городские Думы, поселковые комитеты и т.п.

На этом административные полномочия муниципалитетов ограничены. Для контроля рынка потребительских товаров и регулирования сферы торговли на территории муниципального образования, у местных исполнительных и законодательных органов власти имеются другие косвенные методы контроля и регулирования рынка.

К таким косвенным методам контроля и регулирования сферы торговли и мониторинга зашиты прав потребителя относятся:

  1. регулирование ценовой политики на товарном рынке, путем представления льготных условий аренды и приватизации муниципального имущества для предприятий торговли, особенно имеющих большую социальную значимость.
  2. предоставление гарантий по кредитам тем предприятиям торговли, которые обслуживают местные товарные рынки или выполняющие функции обеспечения продовольствием местных социальных учреждений.
  3. антимонопольное регулирование продовольственных и товарных рынков, не допуская захвата большей части рынка компаниями, которые могут потом устанавливать высокие цены и фактически стать монополистом.

  1. созданий условий, при которых на территорию будет привлекаться инвестиционный капитал, с помощью которого будет развиваться конкурентный рынок на территории муниципального образования.
  2. создание полноценной и эффективной системы муниципальных заказов, тендеров и аукционов, что не только позволит развить сферу торговли, но и пополнить местный бюджет дополнительными доходами. Например, это управление и организация муниципальных торгов имуществом, принадлежащего муниципальным предприятиям и учреждениям.

В заключение

Следует отметить, что кроме непосредственного контроля и регулирования местного рынка и торговли властями, в сегодняшнем информационном обществе все большую роль играют неформальные сообщества и объединения граждан, в том числе и через интернет. Благодаря этим социальным независимым объединениям граждан, местные органы власти получают больше объективной информации о состоянии дел в сфере торговли, и могут принять более эффективные и упреждающие меры.

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности

Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров

1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" настоящего пункта;

3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции").

Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов

1. Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

2. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается:

1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;

2) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);

3) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;

4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.с. Терское № 84

Об утверждении Порядка осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» администрация Терского сельсовета ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в печатном средстве массовой информации Терского сельсовета «Терский Вестник».

Глава сельсовета

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением администрации

Сельсовета

Порядок

осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности

1.Общие положения

1.1. Порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,Уставом сельсовета.

1.2. Порядок определяет задачи и принципы осуществления муниципального контроля, полномочия должностных лиц органа муниципального контроля, порядок проведения проверок и оформления результатов проверок, порядок передачи материалов проверок, связанных с нарушениями обязательных требований.

2. Основные понятия

2.1.Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления , уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами , а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

2.2.Проверка - совокупность проводимых органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

2.3.Эксперты, экспертные организации – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

2.4. Орган муниципального контроля – администрация сельсовета, уполномоченная на осуществление муниципального контроля на территории сельсовета в соответствии с законодательством (далее - орган муниципального контроля).

2.5. Должностное лицо органа муниципального контроля - уполномоченное должностное лицо администрации сельсовета, назначенное распоряжением администрации сельсовета на проведение проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2.6. Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности - документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям;

2.7. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) .

3. Принципы осуществления муниципального контроля

3.1.Принципами осуществления муниципального контроля являются:

Открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц;

Ответственность органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении муниципального контроля;

Недопустимость взимания органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

Недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Финансирование за счет средств бюджета сельсовета проводимых органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю.

4.Полномочия органа муниципального контроля

4.1. К полномочиям органа муниципального контроля относятся:

Организация и осуществление муниципального контроля на территории сельсовета;

Организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля, показатели и методика проведения которых утверждаются Правительством Российской Федерации;

Осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области полномочий.

5.Предмет муниципального контроля

5.1. Предметом муниципального контроля является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области торговой деятельности.

6.Взаимодействие органа муниципального контроля

при организации и проведении проверок

6.1. Орган муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Мичуринске, Мичуринском, Петровском, Первомайском, Никифоровском и Староюрьевском районах;

Прокуратурой Мичуринского района;

МО МВД России «Мичуринский».

6.2. Орган муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляет взаимодействие по следующим вопросам:

Информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления муниципального контроля;

Определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

Информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности муниципального контроля.

6.3. Орган муниципального контроля при организации и осуществлении муниципального контроля привлекает экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.

6.4. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

7. Организация и проведение мероприятий муниципального контроля

7.1. Муниципальный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

7.2.Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разработанный должностным лицом органа муниципального контроля в установленном порядке.

7.3. Ежегодно орган муниципального контроля направляет в органы прокуратуры:

Проект плана проведения плановых проверок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок;

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

7.4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

ЗАЯВЛЕНИЕ

о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 01.01.01 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249) просим согласия на проведение внеплановой выездной проверки в отношении

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица/фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр субъектов малого или среднего предпринимательства)

осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание проведения проверки: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ссылка на положение Федерального закона от 01.01.01 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

Дата начала проведения проверки: «__» ______________ 20__ года.

Время начала проведения проверки: «__» _____________ 20__ года.

(указывается в случае, если основанием проведения проверки является часть 12 статьи 10 Федерального закона от 01.01.01 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

Приложения: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(копия распоряжения органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки. Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения внеплановой проверки)

_________________________________ ____________ ________________________

(наименование должностного лица) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

М. П.

Дата и время составления документа: ____________________

Приложение

К Порядку

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О проведении проверки _______________________________ проверки

(плановой/внеплановой, документарной/выездной)

Юридического лица, индивидуального предпринимателя

от «__» _____________ г. № _____

1. Провести проверку в отношении __________________________________________________________________

(полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя)

2. Назначить лицом(ми), уполномоченным(ми) на проведение проверки: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (ых) на проведение проверки)

3. Привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций, следующих лиц: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций)

4. Установить, что настоящая проверка проводится с целью: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

При установлении целей проводимой проверки указывается следующая информация:

а) в случае проведения плановой проверки:

б) в случае проведения внеплановой выездной проверки:

Ссылка на реквизиты обращений и заявлений, поступившие в проверяющий орган; краткое изложение информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства или возникновения реальной угрозы причинения такого вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или их угрозы, реквизиты и краткое изложение информации из заявления гражданина о факте нарушения его прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о правах потребителей;

в) в случае проведения внеплановой выездной проверки, которая назначается в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства и подлежит согласованию с органами прокуратуры, но в целях принятия неотложных мер должна быть проведена незамедлительно в связи с причинением вреда либо нарушением проверяемых требований, если такое причинение вреда либо нарушение требований обнаружено непосредственно в момент его совершения:

задачами настоящей проверки являются: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Предметом настоящей проверки является (отметить нужное):

соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;

выполнение предписаний органов муниципального контроля;

проведение мероприятий:

по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

по обеспечению безопасности государства;

по ликвидации последствий причинения такого вреда.

6. Проверку провести в период с «__»_______ 20__ г. по «__» ______ 20__ г. включительно.

7. Правовые основания проведения проверки: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ссылка на положение нормативного правового акта, в соответствии с которым осуществляется проверка; ссылка на положения (нормативных) правовых актов, устанавливающих требования, которые являются предметом проверки)

8. В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (при их наличии) необходимых для проведения проверки: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(с указанием их наименований, содержания, дат составления и составивших лиц (в случае отсутствия у органа муниципального контроля полной информации - с указанием информации, достаточной для идентификации истребуемых)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, издавшего распоряжение о проведении проверки) (подпись, заверенная печатью)

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) и должность должностного лица, непосредственно подготовившего проект распоряжения, контактный телефон, электронный адрес (при наличии))

Приложение

К Положению

(наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля)

(место составления акта)

(дата составления акта)

(время составления акта)

АКТ ПРОВЕРКИ
органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя

По адресу/адресам:

(место проведения проверки)

На основании:

(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата))

была проведена проверка в отношении:

(плановая/внеплановая, документарная/выездная)

(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)
индивидуального предпринимателя)

Дата и время проведения проверки:

г. с

час.

мин. до

час.

мин. Продолжительность

г. с

час.

мин. до

час.

мин. Продолжительность

(заполняется в случае проведения проверок филиалов, представительств, обособленных структурных
подразделений юридического лица или при осуществлении деятельности индивидуального предпринимателя
по нескольким адресам)

Общая продолжительность проверки:

(рабочих дней/часов)

Акт составлен:

(наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля)

С копией распоряжения/приказа о проведении проверки ознакомлен(ы): (заполняется при проведении выездной проверки)

(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)

Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки:

(заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры)

Лицо(а), проводившее проверку:

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в случае привлечения к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества (последнее – при наличии), должности экспертов и/или наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа
по аккредитации, выдавшего свидетельство)

При проведении проверки присутствовали:

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении мероприятий
по проверке)

В ходе проведения проверки:

выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения)

выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний):

нарушений не выявлено

Запись в Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внесена (заполняется при проведении выездной проверки):

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует (заполняется при проведении выездной проверки):

Прилагаемые к акту документы:

Подписи лиц, проводивших проверку:

С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), должность руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя)

(подпись)

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки:

(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего проверку)

error: