Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy). Цветные фотографии сергея прокудина-горского Так же известно, что в эти годы Прокудин-Горский изучает живопись в Императорской Академии художеств и серьезно занимается игрой на скрипке

12 мифов о Прокудине-Горском

Относительно недавно «открытый» Интернетом пионер русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) уже успел превратиться в настоящую знаменитость. Его творческое наследие не оставляет почти никого равнодушным. Как и положено настоящей знаменитости, жизнь и творчество нашего героя уже успели обрасти мифами, которые ежедневно тиражируются в Сети (и не только) в массовых масштабах.

Бороться с мифами дело совершенно безнадежное, на то они и мифы.

Однако серьёзным почитателям «мастера натурального цвета» будет, возможно, интересно проверить свои знания.

Буду признателен за любые отзывы, замечания и вопросы!


1. Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Первый миф, точнее путаница, касается места рождения. Обычно пишут, Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Все три вышеназванных места рождения, периодически называемые на разных сайтах и в печатных статьях, являются неправильными.

В 2010 г. было документально установлено (архивной выпиской из метрики), что Прокудин-Горский родился в фамильном имении Фуникова Гора Покровского уезда Владимирской губернии (ныне это Киржачский район)

Источник мифа о рождении Прокудина-Горского в Муроме - его собственноручные записи в анкетах, начиная с 1918 г. Зачем он указывал неверное место рождения - до сих пор не известно.

С Муромом у Сергея Михайловича были связаны отроческие годы.

2. Учёба Прокудина-Горского .

До 2010 г. не было документальных свидетельств об образовании Сергея Михайловича, отсюда родился миф, что он окончил в 1889 г. Политехнический институт в Петербурге.

На самом деле Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Затем по неизвестной причине он оставляет университет и в сентябре 1888 г. становится слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Следующий миф состоит в том, что окончив якобы Технологический институт, Прокудин-Горский отправился за границу, где некоторое время преподавал химию в Высшей Технической Школе в Шарлоттенбурге, читал лекции о спектральном анализе и фотохимии, вошел в контакт в Адольфом Мите, потом переехал в Париж и продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме Жюля Момене, занимавшегося исследованиями в области цветной фотографии.

В действительности ни в какую заграницу Прокудин-Горский после завершения (т.е. оставления) учёбы не отправился, а в 1890 г. женился и поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся (благотворительное полугосударственное учреждение). Эдме Жюля Момене он, очевидно, знать не мог, так как тот умер раньше, чем Прокудин-Горский заинтересовался цветной фотографией, а с Адольфом Мите познакомился лишь спустя 12 лет, в 1902 году.

3. Прокудин-Горский изобрёл цветную фотографию .

Это один из главных мифов и его, честно говоря, даже не хочется опровергать. Но, как говорится, «истина дороже». Изобретение цветной фотографии - это растянувшийся на несколько десятилетий процесс, в котором были задействован многие учёные. Наиболее крупный вклад внёс британский учёный Кларк Максвелл, который в 1855 году предложил сам принцип, а в 1861 году (за 2 года до рождения Прокудина-Горского!) сделал первый экспериментальный цветной снимок. Потом были открытия немецкого учёного Вильгельма Фогеля в области сенсибилизации. Практически применимую технологию съемок методом цветоделения в 1885 году создал и начал использовать американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс. В Европе ту же технологию создал в 1901 году немецкий учёный Адольф Мите, у которого и учился Прокудин-Горский.

Хотя вся аппаратура была заказана в Германии, Сергей Михайлович, будучи талантливым фотохимиком, внёс большой вклад в совершенствование рецептуры сенсибилизатров.

4. Прокудин-Горский снимал Русско-Японскую войну.

Действительно, имеется альбом снимков этой войны, выпущенный в 1906 году, где фамилия Прокудина-Горского указана на титуле. Однако эта фамилия означает не авторство снимков, а то, что Прокудин-Горский был составителем и издателем альбома.

Документально установлено, что во время запечатлённых на снимках альбома событий Сергей Михайлович находился в Петербурге.

5. Прокудин-Горский - «царский фотограф»/«личный фотограф царя»/»придворный фотограф» .

Один из наиболее распространённых мифов или штампов.

В действительности Сергей Михайлович никогда не был придворным фотографом. Он встречался с царём несколько раз в своей жизни (в 1909-1913 гг.), показывал ему свои снимки и получил поддержку по проекту документировании Российской империи. К моменту первой встречи с царём Прокудин-Горский уже успел совершить несколько фотоэкспедиций и его коллекцию уже называли в прессе «знаменитой». Не будь «царского» вагона и парохода, Прокудин-Горский, наверное, никогда бы не снял реку Чусовую и село Ныроб, зато, возможно, было бы больше снимков городов центральной России.

6. Снимки Прокудина-Горского носят постановочный характер и лакируют действительность царской России .

Этот миф непосредственно связан с мифом о «царском фотографе».

Часть правды, однако, здесь присутствует. Во-первых, сам Прокудин-Горский писал однажды в своём журнале, что для съемки у него крестьяне старались вырядиться получше. Поэтому одежда позирующих на снимках людей не всегда повседневная.

Во-вторых, поддержка фотоэкспедиций со стороны царя всё-таки накладывала некоторые моральные ограничения. У Прокудина-Горского не известно кадров с изможденными людьми в голодающих деревнях, нищими бродягами, сценами пьяной драки у ночлежки, которые в изобилии можно встретить, например, у Максима Дмитриева.

Но, как представляется, здесь дело даже не в самоцензуре и стремлении угодить власть имущим, а в искреннем желании Сергея Михайловича запечатлеть свою страну в её лучших проявлениях, создать светлый образ Отечества для патриотического воспитания молодёжи на этом материале. Вскрывать социальные язвы русского общества он оставлял другим.

В этом смысле созданный им фотографический портрет России накануне революции можно назвать вполне правдивым и реалистическим, хотя и далеко не полным.

7. Прокудин-Горский не мог печатать свои снимки, а только проектировать их.

На самом деле Прокудин-Горский как раз увлекся цветной фотографией после того, как стал специалистом по цветной печати (известна с 18 века).

Свои самые ранние снимки он издавал в виде фотооткрыток в 1906 году, а также вклеек в журнале «Фотограф-любитель» в 1906-1909 гг. Многие снимки Прокудина-Горского опубликованы в виде книжных иллюстраций, некоторые из которых имеют почти современное качество. Например, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Феoдоровича» (СПБ, 1913 г.).

8. Прокудин-Горский не снимал крупные города: Петербург, Москву, Киев.

Из-за того, что значительная часть коллекции Прокудина-Горского не известна нам даже по названиям снимков, вообще трудно утверждать, что он не снимал тот или иной город.

Но Петербург, Москву, Киев Сергей Михайлович точно снимал, просто почти все эти снимки относятся к пропавшим частям коллекции. Петербургских снимков известно как минимум 15, большинство из которых - только по названиям. Снимков Киева было сделано в 1905 году аж 38, но только один из них дошел до нас, в качестве открыточной репродукции. Видовой снимок Москвы известен пока только один (Новоспасский монастырь), но их вполне могло быть больше.

9. Прокудин-Горский оказался совершенно не нужен советской власти.

Творчество Прокудина-Горского для многих людей олицетворяет мощь и красоту дореволюционной России, целого мира, который был разрушен, похоронен революцией. Поэтому для многих людей представляется совершенно естественным, что «личному царскому фотографу» просто не могло быть места при новом режиме, он оказался ненужным, отвергнутым и чудом унёс ноги из Советской России.

Однако историческая действительность гораздо сложнее и противоречивей. Все знают, что «отвергнутый» фотограф устраивал персональные показы своих снимков в Зимнем дворце в марте 1918 года, но мало кому известно, что со вступительным словом перед показом выступал нарком просвещения Луначарский, оказавшийся большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

Также многим известно, что Прокудин-Горский вошёл в том же 1918 году в оргкомитет учреждаемого в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники, но почти никто не знает, что в мае 1918 г. В.И.Ленин лично дал указание включить Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мастерская Прокудина-Горского на Б. Подьяческой получала в 1918 году заказы от издательства «Коммунист».

Крупнейший в России специалист по цветной печати был крайне необходим новым властям! Другой вопрос, хотел ли сам Прокудин-Горский работать при новом режиме?

В августе 1918 года он отправился в очередную зарубежную командировку по поручению Наркомпроса и уже не вернулся из неё.

По семейному преданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.

10. Прокудин-Горский эмигрировал, увезя с собой чемодан/20 ящиков/вагон фотопластин. При этом на таможне конфисковали снимки царской семьи и фотографии стратегического характера .

В действительности, как уже говорилось выше, Прокудин-Горский выехал в августе 1918 г. в служебную командировку по заданию Наркомпроса, из которой решил не возвращаться. Свою коллекцию (точнее, её часть) он получил из СССР только спустя несколько лет (по всей видимости, осенью 1931 года). К этому моменту коллекция, очевидно, давно уже находилась в собственности советского государства. Поэтому некоторые снимки были «исключены» (по словам самого Прокудина-Горского), а не «конфискованы на таможне». На каких условиях советское правительство согласилось переслать большую часть коллекции во Францию - до сих пор величайшая загадка. Многолетние исследования архивов не обнаружили никаких следов «дела о вывозе». Что касается снимков царской семьи, то информация об их существовании основана на семейных легендах и документально пока не подтверждена.

11. В советское время имя Прокудина-Горского было совершенно вычеркнуто и забыто.

Это не так. Даже в сталинский период на его имя не было запрета и оно периодически упоминалось в технической литературе в связи с историей изобретения цветной фотографии и цветного кино. В 1955 году вышла книга С. Морозова «Русская художественная фотография», где все заслуги Прокудина-Горского были перечислены в самом хвалебном тоне (эта книга в дальнейшим переиздавалась).

В 1970 г. в популярном журнале «Наука и жизнь» вышла статья С. Гараниной «Л. Н. Толстой на цветном фото». С этого момента статьи о Прокудине-Горском в СССР печатались уже периодически. В 1978 г. один из его наиболее известных снимков (портрет Льва Толстого) был опубликован на обложке журнала «Огонёк» тиражам более 2 миллионов экземпляров, о самом Прокудине-Горском в том же номере была небольшая статья.

12. Доступные в Сети снимки Прокудина-Горского - это результат сложных компьютерных технологий по восстановлению цвета.

В наиболее радикальном виде этот миф звучит как «современная наука научилась делать чёрно-белые снимки цветными».

В действительности компьютерная технология позволила получить (а главное -зафиксировать) то изображение, которое Прокудин-Горский получал на экране с помощью своего проектора.

Для многих снимков оказалось вполне достаточным всего лишь совместить три цветовых канала, чтобы получилось почти идеальное цветное изображение, не требующее никаких дальнейших манипуляций.

Другой вопрос, что большинство снимков были изначально «с браком» по причине неправильной выдержки одной или более пластин, либо сильно повредились при хранении. Здесь компьютерная технология позволяет восстановить естественный баланс цветов и провести реставрацию снимка.

Таким образом, компьютерная технология позволяет получить те цвета, которые изначально были заложен в тройном негативе.

***

Мы коснулись только наиболее распространённых и существенных мифов о Прокудине-Горском. Наряду с ними в Сети и печатной литературе встречается ещё множество самых различных ошибок, неточностей, заблуждений.

Есть и утверждения, которые пока нельзя однозначно назвать вымыслом, но и документально подтвердить никак не удается. Например, об ученичестве у Менделеева, о съемке царской семьи или о демонстрации первых в России цветных фильмов.

На самом деле, мы ещё и половин не знаем о пионере русской цветной фотографии. Каждый год исследований приносит всё новые и новые сюрпризы, открытия и загадки. И этим Прокудин-Горский особенно интересен!

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора (Киржачский район Владимирской области) 18 августа 1863 года.

Фуникова гора — деревня во Владимирской области, располагающаяся в 18 километрах от Киржача, известная как родовое имение Прокудиных-Горских. Господский дом не сохранился, остались лишь дубовая роща и часть каскадных прудов, но деревня существует до сих пор, она растет и развивается.

Прокудин-Горский фото

Род Прокудиных-Горских очень старинный. Его основатель — татарский князь, принявший православие и получивший русское имя Петр. За участие в Куликовом сражении под знаменем Дмитрия Донского князю Петру отдали в жены княжну из династии Рюриковичей и наделили вотчиной, называемой «Гора». Отсюда и появилась фамилия — Горский. Первая часть фамилии произошла от прозвища внука князя Петра Прокопия — Прокуда.

О детстве Прокудина-Горского практически ничего не известно. Вероятно семья живет там, где приходится служить отцу Сергея — во Владимире, Муроме и других городах Владимирской области. Начальное образование, скорее всего, Сергей получает домашнее. В начале 1860-х его отправляют в Петербург, в Александровское училище, в котором Сергей занимается до 1866 года, но не заканчивает полного курса и следующие два года слушает лекции на естественном разделе физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.


Суздаль

Существуют сведения, что Сергей Прокудин-Горский занимается в лаборатории у самого Дмитрия Менделеева. Об этом говорят биографические записки от 1922 года, упомянутые в книге Оллсхауза «Photographs for the Tsar». В настоящее время записки утеряны и их предстоит найти.

Так же известно, что в эти годы Прокудин-Горский изучает живопись в Императорской Академии художеств и серьезно занимается игрой на скрипке.


После этого Прокудин-Горский становится слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не оканчивает.

Первые доклады о своих фотографических исследованиях Прокудин-Горский начинает делать в 1897 году.


Суздаль

В 1898 году становится членом Императорского русского технического общества (ИРТО), организует курсы практической фотографии при нем, выступает с сообщением о фотографировании звездных дождей, публикует первые книги, освещающие технические аспекты фотографии.


Суздаль

В 1900 году Прокудин-Горский показывает свои черно-белые фотографии на Всемирной Парижской выставке, а через год открывает в Петербурге свою фотомастерскую и всерьез увлекается цветной фотографией.

В 1902 году Прокудин-Горский отправляется в Высшую техническую школу в Шарлоттенбурге. Там он трудится под руководством Адольфа Мите — главного в то время специалиста по цветоделению, сконструировавшего в 1901 году камеру для цветной съемки.

В 1903 году камеру проектируют и для русского фотографа. Прокудин-Горский использует такой же аппарат, что и Мите, но улучшает цветопередачу с помощью эмульсии, составленной по собственному рецепту. В это время Прокудин-Горский делает фотографии, которые можно напечатать в довольно хорошем качестве в виде открыток и иллюстраций, но самая качественная картинка получается при проекции изображения на большой экран.

Получив в распоряжение технику, дающую желаемый результат, Прокудин-Горский открывает свой большой проект — он стремится запечатлеть на снимках всю Российскую империю. Точная дата первых съемок не установлена, но известно, что Прокудин-Горский осенью 1903 года фотографирует Карельский перешеек, Сайменский канал и Сайменское озеро, весной 1904 года отправляется в дагестанские горы, летом на Черноморское побережье — Гагры и Новый Афон, далее едет в Курскую губернию. Эта поездка заканчивается из-за нехватки денег.

Поэтому в 1905 году Сергей Прокудин-Горский предлагает проект издания снимков видов России на первых в истории страны цветных фотооткрытках общине Святой Евгении, получает деньги на это предприятие и снова отправляется в путь. Несмотря на революционный хаос, Прокудин-Горский снимает Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Гагры, Новороссийск, Сочи, планирует фотографировать Харьков, Ригу, Псков. Но все эти материалы бесследно пропадают, так как община Святой Евгении не может оплатить эту работу из-за начавшегося в стране экономического кризиса.

В 1906 году фотограф отправляется на съемки солнечного затмения в Туркестан. Хотя запечатлеть затмение не удалось, это была удачная и очень значимая поездка. На фотографиях Прокудин-Горский запечатлел колоритные виды Туркестана, его старинные памятники и жителей — подлинные достопримечательности России, кажущиеся порой экзотикой.

Прокудину-Горскому принадлежит самый известный фотопортрет в истории России.

В мае 1908 года Прокудин-Горский снимает одного из самых известных своих современников — Льва Толстого. Фотограф делает более 15 снимков писателя в его 80-летний юбилей в Ясной поляне. Фотопортрет Льва Толстого, напечатанный на открытках и в журналах быстро разлетелся по стране, принеся славу мастеру натурального цвета.

Все чаще Прокудина-Горского приглашают показывать свои фотографии высшему обществу. В 1909 году, 3 мая состоялась личная встреча Прокудина-Горского с Николаем II. Император, покоренный снимками, одобряет проект фотографа и поручает ему запечатлеть на фотографиях всю современную Россию, все стороны жизни империи во всех ее уголках (было запланировано 10 000 фото за 10 лет). Для этого государь выделяет фотографу железнодорожный вагон, оборудованный для работы, небольшой пароход с командой, моторную лодку, автомобиль «Форд», выдает специальные документы, дающие доступ во все места страны.

Прокудин-Горский, мечтающий собрать уникальный фотоматериал для народного просвещения (он хочет, чтобы в каждом учебном заведении был установлен проектор, показывающий в цвете на слайдах-диапозитивах все богатство и красоту нашей огромной страны), полный энергии и энтузиазма вновь отправляется в дорогу. С 1909 по 1916 год Прокудин-Горский снимает значительную часть России — Мариинский канал, промышленный Урал, Волгу от самых ее истоков до Нижнего Новгорода, южную часть Урала, Костромскую и Ярославские губернии, Мурманскую железную дорогу, Соловецкие острова, Кавказ, Камско-Тобольский водный путь, Рязань, Суздаль, Кузьминскую и Белоомутовскую плотины на Оке. В итоге коллекция, созданная Прокудиным-Горским по непонятным причинам так и не была выкуплена.

После революции некоторое время Прокудин-Горский остается в России и ведет активную деятельность. Он участвует в органицации Высшей школы фотографии, показывает свои снимки широкой публике в Зимнем дворце. Прокудин-Горский востребован советской властью, в его фотомастерскую поступает все больше и больше заказов.

В 1918 году Прокудин-Горский отправляется в Норвегию. Эта командировка превращается в эмиграцию (Сергей Михайлович не смог вернуться в Россию из-за начавшейся гражданской войны).

Прокудину-Горскому удалось вывезти из России наиболее интересную часть знаменитой коллекции. Долгое время она хранилась во Франции. В 1932 году коллекция перешла в собственность сыновей Сергея Михайловича.

С 1909 по 1914 годы Прокудин-Горский работает в Туркестане совместно с Сергеем Максимовичем над цветной видеосъемкой. Они получают патент на способ трёхцветного кинематографа. Позже в Норвегии, затем в Англии, а с 1921 года во Франции — Прокудин-Горский занимается созданием цветного кино. Но из-за нехватки денег, надежных людей и оборудования Прокудин-Горский так и не достих значимых результатов в этом деле. Чтобы выжить в чужой стране русскому ученому пришлось вернуться к привычному фоторемеслу и выступать с различными лекциями.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский умер 27 сентября 1944 года во Франции, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В 1948 году родственники Прокудина-Горского продали уникальную коллекцию фотографий о царской России Библиотеке Конгресса США. Эти снимки долгое время были закрыты, лишь в 2001 году они были оцифрованы и стали доступны всем желающим в интернете.

Как помочь сайту?
Расскажите друзьям об этой статье!

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор , значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» . Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года


3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

Сергей Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии, который запечатлел для потомков Россию начала прошлого века в цвете.

Фотограф и ученый, изобретатель и общественный деятель, человек, который значительно опередил свое время. Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30 по новому стилю) августа 1863 года и оставил после себя более двух с половиной тысяч цветных фотографий, глядя на которые и не скажешь, что сделаны они были более ста лет назад.

Он снимал пейзажи и достопримечательности царской России, известных личностей, метеоритные дожди и солнечные затмения; сам император Николай II был впечатлен его работами. Обширная коллекция его работ сейчас находится в Библиотеке Конгресса США и доступна в оцифрованном виде для всех желающих.

Пионер цифровой фотографии в России, Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходил из старинного дворянского семейства. По легенде, основателем дома был татарский князь, перешедший в православие и сражавшийся на стороне Дмитрия Донского в Куликовской битве. В роду Прокудиных-Горских были и солдаты, и дипломаты, и писатели.

Сын Михаила Прокудина-Горского родился в фамильном имении семьи, посещал Александровский лицей, позже слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. По некоторым сведениям, учился у Дмитрия Ивановича Менделеева (тот в это время как раз заведовал лабораторией в университете). Однако по какой-то причине Сергей ушел из университета и некоторое время обучался в Императорской Военно-медицинской академии (которую также не окончил).

Среди его интересов была и живопись, и музыка — один из его биографов рассказывает, что в молодости будущий фотограф серьезно занимался игрой на скрипке, но из-за травмы руки, которую получил в химической лаборатории, был вынужден от нее отказаться.

В 1890-м году Сергей начал заниматься государственной деятельностью, а именно — поступил на службу в Дом призрения трудящихся, позже преобразованный в женское коммерческое училище. В том же году он женился на Анне Лавровой, отец которой занимался металлургией и возглавлял товарищество специализированных заводов.

Некоторое время Прокудин-Горский занимался химией, даже был членом химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. Но вскоре увлекся фотографией и в 1898 году вошел в фотографический отдел ИРТО. Возможно, именно тогда он и задумался о создании цветной фотографии.

В 1901 году он открыл собственную фотографическую мастерскую в Петербурге, а затем даже возглавил специализированный журнал “Фотограф-любитель”. Годом позже он уже работал в Германии, в Шарлоттенбурге, под руководством профессора Адольфа Мите, который разработал собственную камеру для цветной съемки. В 1903 году Сергей Михайлович снова был в России и начал печатать открытки и иллюстрации на оборудовании, сделанном по его заказу в Германии. Больше того, он разработал собственный рецепт эмульсии, которая давала лучшую для своего времени цветопередачу.

Примерно тогда же он впервые отправился в путешествие по стране, чтобы запечатлеть ее достопримечательности и природу в цвете. В апреле 1904-го побывал в дагестанских горах, летом — на черноморском побережье, затем — в Курской губернии.

В 1905 году его проект — съемки России в цвете и издание фотографий в виде цветных открыток — начал финансировать петербургский Красный Крест. И прежде стесненный в средствах Прокудин-Горский продолжил поездки, снимал Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Новороссийск.

Но из-за экономических проблем в государстве учреждение не смогло оплатить работу фотографа. Сергею Михайловичу пришлось на время отказаться от экспедиций и заняться общественной деятельностью. В этот период он руководил своей мастерской, работал над фотожурналом, преподавал, участвовал в фотовыставках и научных съездах, выезжал в Европу, где сделал серию цветных фотографий Италии. В конце 1906-го — начале 1907-го он, вместе с экспедицией Русского географического общества (куда вступил еще в 1900-м году), побывал в Туркестане, чтобы запечатлеть солнечное затмение.

В 1908 году Прокудин-Горский работал в Ясной Поляне — снимал 80-летнего Льва Толстого и его усадьбу. Фотографии знаменитого писателя и пейзажи Тульской области были напечатаны в виде открыток и, как бы их назвали сейчас, постеров. Они разошлись по всей стране и принесли фотографу широкую известность. Вскоре он получил аудиенцию у самого императора Николая II, который поддержал его давнюю идею о съемке видов и достопримечательностей России. Отснятые материалы предполагалось использовать в школах, чтобы знакомить детей со всеми уголками большой родины.

Царь дал разрешение на работу и выделил транспорт; уже несколько дней спустя фотограф вновь отправился в экспедицию. Он снимал Волгу и Урал, Кострому и Ярославль, затем Закаспийскую область, снова Туркестан, Кавказ, Рязань, Суздаль… Но проект так и не был претворен в жизнь, скорее всего, из-за денежных проблем, поскольку государство оплачивало лишь транспортные расходы.

Вероятно, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение и собрать капитал для дальнейшей работы, с 1913 года Сергей Михайлович всерьез занялся предпринимательской деятельностью, с привлечением крупных инвесторов. Вступил в состав правления созданного в 1914-м акционерного общества “Биохром”, которое оказывало услуги по цветной съемке и печати фотографий.

Параллельно с этим он начал работу над созданием цветного кинематографа и даже получил на него патент. Было сконструировано все необходимое оборудование, но тут разразилась Первая мировая война. Прокудину-Горскому пришлось оставить начинание и заняться обучением летчиков съемке с воздуха. Он снова вернулся к фотографии, но в условиях военного времени особого успеха эта деятельность не принесла.

А потом была Октябрьская революция. В новом государстве фотограф продолжил активную деятельность по популяризации фотографии, организовывал показы своих работ в Зимнем дворце. Его мастерская работала в качестве типографии и получала заказы от советских властей. В 1918-м году Сергей Михайлович, по поручению Народного комиссариата просвещения, поехал в Норвегию, где должен был закупить проекционное оборудование для школ.

Но гражданская война не позволила ему вернуться домой. Он вынужденно оказался в эмиграции, оторванный от семьи. Сперва в Норвегии, потом в Англии Прокудин-Горский продолжил работать над созданием цветного кино, но столкнулся с большими сложностями и конкуренцией. В 20-е годы он перебрался во Францию, где, наконец, смог воссоединиться с детьми. Первый его брак распался, в 1920-м он женился вновь, на своей сотруднице Марии Щедриной.

После неудачи с кинематографом Сергей Михайлович вернулся к фотографии, читал лекции по фотоделу, устраивал показы своих работ (большую часть коллекции удалось вывезти из России) для соотечественников-эмигрантов, писал воспоминания.

Он скончался в 1944 году, вскоре после того, как союзники освободили Париж, и был похоронен на русском кладбище под французской столицей. В 1948-м его коллекцию выкупила у наследников Прокудина-Горского Библиотека Конгресса США. В 2001 году эти работы были оцифрованы и выложены в свободный доступ — наследие пионера цветной фотографии теперь открыто для всего мира.

error: