Калим калиныч словесные живописные портреты русских крестьян. Презентация по литературе Электронный альбом "Словесные и живописные портреты русских крестьян (по "запискам охотника" И.С.Тургенева)


Записки охотника цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в году. В журнале«Собеседник» выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.


История В 1846 году Николай Некрасов и Иван Панаев начали издавать журнал «Современник» В январе 1847 г. в первом номере обновленного журнала «Современник», которым к этому моменту «рулили» Некрасов, Панаев и Белинский во второстепенном отделе «Смесь», мелким шрифтом, среди заметок на агрономические и хозяйственные темы был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» очерк из народной жизни «Хорь и Калиныч». По-видимому, ни автор, ни редакция не рассчитывали на шумный успех и на серию продолжений. Однако именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева.


Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и Калинича», он написал ряд очерков, которые в 1852 годубыли изданы под общим названием «Записки охотника». Книга имела большое историческое значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.


Записки охотника «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.


«Хорь и Калиныч» Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.


Характеристика героев. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь..


Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке


Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.


Место в творчестве и проблематика. Рассказы и очерки Тургенева охватывают и многие другие стороны русской жизни того времени. «Записки охотника» по своей проблематике и по своему авторскому видению мира явились своего рода увертюрой к дальнейшему творчеству Тургенева. В поэтических картинах родной природы, в лирических образах русских женщин, в исполненных тургеневского юмора и иронии зарисовках быта русского поместного дворянства угадывался будущий автор таких повестей, как «Ася», «Первая любовь», романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В рассказах «Бурмистр», «Контора» Тургенев выступает как сатирик, обличитель помещиков-крепостников, продолжатель дела Гоголя.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
. Словесные дидактические игры в детском саду Выполнила: учитель-логопед 1квалификационной категорииШашерина Г.П. Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры – потешки «Ладушки», «Сорока – воровка», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например: «Каравай», «Гуси – гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании. Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Краски», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и прочие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов. Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют словесные дидактические игры. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса развитие связной речи С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность, умение соотносить действия со словом потешки, стихотворения, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь. Так, для того, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы, улавливать ритм, упражнять в правильном звукопроизношении и выразительном чтении можно проводить такие словесные игры как: Ладушки, Сорока, Коза рогатая, Заинька, Петушок, Хохлатка. Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы. Учит детей по громкости определять, кому принадлежит голос. Например – взрослому животному или его детёнышу. Игры и упражнения с детьми раннего возраста«Что это? Кто это?» , «Где?», «Целое и части» и др.Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков«Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.Используйте звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи;машина гудит - би-би-би;лягушка квакает - ква-ква-ква;молоток стучит - тук-тук-тук;дудка дудит - ду-ду-ду;покатаемся на лошадке - но-но-но;малыш смеётся - ха-ха-ха;звонок звенит - динь-динь. Словесная дидактическая игра «На птичьем дворе»Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!А как Петя – петушокРано – рано поутруНам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.Необходимо использовать игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух -, а также трёх-, четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Угадай, что звучит. Чудесный мешочек. Магазин. Возьми игрушку.Скажи, как я.Цель: учить детей говорить громко, тихо, шёпотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесённых слов).Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик». Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. «Угадай игрушку», «Назови как можно больше предметов», «Скажи, какой?», «Кто больше действий назовёт?» и др. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.В этом разделе и предлагается ряд таких игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и др.Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей. На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребёнок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм, поэтому необходимы такие словесные игры.Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:«Узнай по описанию», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Кафетерий», «Ателье», «Петрушкины команды», «Вы хотите? – Мы хотим», «Прятки», «Почтальон принёс открытки» и др.Игры на словообразование:«Страшный зверь», «День рождения Пуха», «Что за животное?», «Магазин посуды», «Чьё, чьё? Моё!» и др.Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:«Что мы делали», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что делает Буратино?», «Найди ножку», «У кого такой предмет», «Бывает – не бывает», «Какая, какой, какое?» и др. Речевые ситуации. Они не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).«Скажи наоборот», «Кто внимательный?», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает другое слово?», «Помоги Петрушке выбрать слово», «Скажи наоборот», «Расколдуй картинку», «Дополни предложение», «Исправь ошибку Незнайки», «Подбери словечко» и др. Словесные игры.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др. 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др. 2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Они учат детей слушать, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. Общие методические советы по проведению словесных дидактических игр 2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад. «Дети, хотите поиграть?» или: «Ребята, давайте поиграем!» - предлагает он. Если надо играющих разделить на две группы, по считалочке выбирают двух вожаков.Считалочка используется также при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.). Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость. 3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д. 4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и средне­го возраста. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения. 5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях. Воспитатель сам может придумывать различные варианты, зная, какие у детей сформированы представления, умения. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. 6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож - не похож», «Где был Петя?». «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например: познакомив детей с овощами, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки - корешки».В таких играх принимают участие все дети. Но чаще всего следует проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных с менее активными. Последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.Можно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о её правилах. Объяснение правил - первый этап в обучении детей путем дидактической игры. От того, насколько чётко правила будут объяснены, зависит успех игры.В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервётся. Желаю вам дальнейших успехов в работе!. Используемые материалы:1.А.К.Бондаренко.»Словесные игры в детском саду».2.А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»3.Интернет-ресурсы. detsad-kitti.ru .images.yandex.ru

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬБОМ «СЛОВЕСНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ КРЕСТЬЯН (из цикла «Записки охотника») » ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 6А КЛАССА МОУ «СОШ №9» г.Саранска Республика Мордовия Учитель Сазонова Л.П. «Записки охотника» Целую серию рассказов об охоте, о природе, о своих наблюдениях Тургенев назвал “Записки охотника”. В цикле 25 рассказов. И.С.Тургенев -признанный мастер пейзажа, но и портреты героев рассказов из «Записок охотника» поражают точностью характеристик, вниманием к деталям. Герои предстают перед читателем, словно живые.

2 слайд

Описание слайда:

Хорь и Калиныч «Однажды, охотясь в калужских краях, встретился я с местным барином Полутыкиным. Он так же, как и я любил охоту… Хорь жил отдельным домом с шестью сыновьями и отличался зажиточностью. Утром мы отправились охотиться, взяв с собой веселого крестьянина Калиныча, без которого Полутыкин не представлял охоты. Я заехал пожить к Хорю. Оставался там три дня, узнал, что Хорь и Калиныч хорошие друзья. Очень я привязался к ним, но нужно было уезжать.

3 слайд

Описание слайда:

Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но «разумеет про себя».

4 слайд

Описание слайда:

Калиныч Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой, загнутой назад головкой, добродушным, располагающим смуглым лицом, кое-где отмеченным рябинами. Лицо кроткое и ясное. Говорит немного в нос, улыбаясь, прищуривает свои светло-голубые глаза и часто берётся за жидкую, клиновидную бороду. Ходит нескоро, но большими шагами, слегка опираясь на длинную и тонкую палку. Объясняется с жаром.

5 слайд

Описание слайда:

Ермолай и Мельничиха Я отправился на охоту с крепостным соседа Ермолаем. Он был достаточно беззаботен, обязанностей у Ермолая было немного. Этот охотник был женат, но в своей полуразвалившейся избушке практически не появлялся. Охотились мы весь день, к вечеру решили остановиться на ночлег в мельнице. Ночью я проснулся от негромкого разговора. С Ермолаем беседовала Арина, которая была мельничихой. Она рассказала свою историю о том, что служила у графа Зверкова. Его жена, узнав о беременности Арины от лакея Петрушки, сослала девушку в деревню. Самого лакея отправили в солдаты. В деревне Арина вышла замуж за мельника, а ее ребенок умер.

6 слайд

Описание слайда:

ЕРМОЛАЙ Ермолай лет 45, высокий, Худой, с длинным носом, узким лбом, с серыми глазками и широкими насмешливыми губами. Он служил у соседа рассказчика, который был помещиком. Помещик отказался от него, как от человека негодного не для какой работы

7 слайд

Описание слайда:

Малиновая вода. Он был вольноотпущенником и служил дворецким у мещанина. Я решил с ними побеседовать. Савельев рассказывал о своем бывшем хозяине - графе. Вдруг мы увидели идущего крестьянина. Он возвращался с Москвы, где просил своего барина сократить оброк, который за него платил ныне умерший сын. Барин его выгнал. Путник причитал, что с него больше и взять нечего. Через некоторое время мы отправились каждый в свою сторону. Я снова в один из августовских дней отправился на охоту. От жары захотелось пить, и я добрался до источника с названием «Малиновая вода». Недалеко от ключа решил прилечь в тени. Поблизости от меня рыбачили два старика. Одним из них был Степушка. О его прошлом ничего не было известно. Степушка ни с кем практически не разговаривал. Другим рыбаком был Михайло Савельев.

8 слайд

Описание слайда:

Cтепушка Стёпушка хлопотал бесшумно и хлопотливо, как муравей, и всё только ради еды. У него было маленькое лицо, жёлтенькие глазки, волосы до бровей, остренький носик, большие и прозрачные, как у летучей мыши,уши и реденькая бороденка. Стёпушка хлопотал бесшумно и хлопотливо, как муравей, и всё только ради еды. У него было маленькое лицо, жёлтенькие глазки, волосы до бровей, остренький носик, большие и прозрачные, как у летучей мыши,уши и реденькая бороденка.

10 слайд

Описание слайда:

Смерть В рассказе И.С.Тургенева «Смерть» рассказывается как удивительно умирают русские люди.

11 слайд

Описание слайда:

Авенир Сорокоумов Авенир Сорокоумов прекрасный, благороднейший человек. Зеленоватое лицо,жидкие русые волосики, кроткая улыбка, восторженный взгляд, слабый и ласковый голос. Он был учителем в доме великороссийского помещика Гура Крупяникова, учил его детей Фому и Зезю, хотя был недоучившийся студент. Он был хорошим другом и поэтому его все любили. Он любил вечерком закурить трубочку или почитать. Одиночество, болезнь, невыносимое рабство учительского звания погубили его

12 слайд

Описание слайда:

Мой сосед Радилов Ермолай и я отправились поохотиться в липовый сад. Как оказалось его владельцем был местный помещик Радилов. При встрече он позвал меня отобедать с ним. Помещик жил со своей матерью и сестрой, умершей жены. Через неделю после обеда, до меня дошло известие, что Радилов уехал вместе со своей золовкой, оставив престарелую мать.

13 слайд

Описание слайда:

Ольга Ольга (сестра жены Радилова) – имела решительное и спокойное выражение лица, белый широкий лоб, густые волосы, карие, умные, ясные, живые глаза. Говорила мало (как все уездные девицы), на лице было выражение пустоты и бессилия, взгляд спокойный и равнодушный.

14 слайд

Описание слайда:

Радилов Радилов (помещик и степняк)служил в пехотном полку, говорил обо всем (о хозяйстве, о сплетнях, о покосе, о войне,…), не имел привязанностей, не прикидывался мрачным человеком, не был красавцем, но умел расположить к себе разговором и тайной привлекательностью в жестах.

15 слайд

Описание слайда:

Федор Михеич Федор Михеич (разорившийся помещик) – на вид ему было лет 70, худой, костлявый с маленькой лысой головой и жилистой шеей. Любил выпить спиртного, играл на скрипке.

16 слайд

Описание слайда:

Старушка Старушка (мать Радилова) – худощавая, старенькая женщина. Молчаливая. Держала на коленях толстый гарусный радикюль в виде мешка.

17 слайд

Описание слайда:

Овсянников Овсяников (таинственный однодворец)- старик высокого росту, плечистый и плотный.

18 слайд

Описание слайда:

Касьян с красивой Мечи Барин ехал с кучером на телеге, а перед ними едет похоронная процессия (это как, говорит автор плохая примета) , вдруг у телеги ломается ось и надо искать того, кто починит её . В ближайшей округе они встретили Касьяна – старик карлик. Касьян согласился довести их на ссечки на своей телеге. Пока чинили телегу барин решил поохотиться, но ничего не поймал. Прощаясь с автором Касьян просит прощения, что спугнул дичь, поэтому он ничего ни поймал. Барин не стал спорить и просто уехал.

19 слайд

Описание слайда:

Касьян Как описывает Касьяна автор „лет пятидесяти с маленьким, смугленьким и сморщенным лицом, остреньким носиком, карими едва заметными глазками и курчавыми чёрными волосами”. Карлик был чрезвычайно тщедушным и Худым. Касьян ходит необыкновенно проворно и подпрыгивает на ходу, недаром односельчане называют его блохой. По дороге карлик пересвистывается с птицами, нагибается, срывает траву кладёт себе за шиворот и проглядывает на автора

20 слайд

Описание слайда:

ДВА ПОМЕЩИКА Хочу представить вам двух помещиков, у которых мне довелось охотиться. Первый, майор в отставке Вячеслав Хвалынский. Добрый, но плохой хозяин. Живет в одиночестве и старается не вспоминать о прошлом. Другой – Мардарий Стегунов наоборот отличается веселым нравом, хотя тоже живет холостяцкой жизнью. Побывав у них в гостях, я понял насколько разными бывают люди.

21 слайд

Описание слайда:

ВЯЧЕСЛАВ ИЛЛАРИОНОВИЧ ХВАЛЫНСКИЙ. Человек высокий и когда то стройный, теперь же несколько обрюзглый, но во все не дряхлый, даже не устарелый, в зрелом возрасте. Правда, некогда правильные и теперь еще приятные черты лица его немного изменились, щеки повисли частые морщины лучеобразно расположились около глаз, иных зубов уже нет, русые волосы по крайней мере все те, которые остались в целости.

22 слайд

Описание слайда:

Мардарий Аполлоныч Стегунов Стегунов ни в чем не походил на Хвалынского; он едва ли где нибудь служил и никогда красавцем не почитался. Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком мягкими ручками и порядочным брюшком.

23 слайд

Описание слайда:

Татьяна Борисовна и ее племянник После смерти мужа Татьяна Борисовна переехала жить в небольшое поместье. Возможности получить достойное воспитание у нее не было, так как родилась она в бедной семье. Но это не помешало ей не заразиться обычными недугами которыми страдают мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна здравомыслящий человек, который свободно держит себя в обществе. Дом ее всегда рад гостям, особенно молодежи, с соседями она общается мало. Каждый приходящий в ее дом чувствует теплоту и уют. Нет никого, кто мог бы лучше утешить в горе чем Татьяна Борисовна. Где-то около 8 лет назад, в доме Татьяны Борисовны жил ее племянник Андрюша, 12-ти летний мальчишка ставший круглой сиротой.

24 слайд

Описание слайда:

Татьяна Борисовна Женщина лет 50, c большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и лаской.

25 слайд

Описание слайда:

Андрей в детстве У Андрюши были большие светлые влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб.

26 слайд

Описание слайда:

Андрей после приезда из Петербурга По приезде к тете Андрей сильно изменился. Он стал малоплечистым, толстым, лицо стало широкое и красное, кучерявые и жирные волосы.

27 слайд

Описание слайда:

Чертопханов и Недопюскин Узнав, что я принадлежу к дворянскому сословью, новый знакомый представился как Пантелей Чертопханов и разрешил мне продолжать охоту. Всадник снял рог, затрубил в него и унесся прочь. Я еще не пришел в себя от неожиданной встречи, как из зарослей появился новый всадник. Узнав куда отправился Чертопханов, незнакомец потрусил на своей лошадке за ним. От Ермолая я узнал, что второй всадник - Тихон Иваныч Недопюскин, живущий у Чертопханова и являющийся его другом.

28 слайд

Описание слайда:

Пантелей Еремеич Чертопханов. Он был маленького роста, белокурый, с красным вздёрнутым носиком, длинными рыжими усами и бледно-голубыми стеклянными глазами, которые разбегались как у пьяного. Его лоб по самые брови закрывала остроконечная персидская шапка, через плечо висел рог, а за поясом торчал кинжал

29 слайд

Описание слайда:

Тихон Иванович Недопюскин Толстенький человек лет 40-ка на маленькой вороной лошадёнке. Его пухлое круглое лицо выражало застенчивость, добродушие и кроткое смирение, круглый, испещрённый синими жилками, нос изобличал сластолюбца, узенькие глазки ласково мигали.На голове его спереди не оставалось ни одного волосика,сзади торчали жиденькие русые косицы.

30 слайд

Описание слайда:

Маша Чертопханова Красивая женщина лет 20-ти, высокая и стройная, с по-цыгански смуглым лицом, карими глазами, чёрной косой и лицом, выражавшим своенравную страсть и беззаботную удаль. Большие белые зубы так и сверкали из – под полных и красных губ.

31 слайд

Описание слайда:

Певцы Село Котловка находится на скате голого холма, который рассечён глубоким оврагом, который находится по самой середине улицы. В начале от оврага стоит избушка, это - кабак «Притынный». Посетителей здесь больше, чем в остальных заведения, и причиной этому является целовальник Николай Иваныч. Он уже больше 20-ти лет живет в Котловке. Он не очень то любезен, не очень говорлив, он имеет дар привлекать гостей. Из разговора Обалдуя и Моргача я понял, что в кабачке состоится соревнование певцов. Лучший из певцов был Яшка Турок.В кабачке было уже много народу, также там был и Яшка.. Около него стоял человек, его звали Дикий Барин, а напротив него сидел Яшкин соперник, это был из Жиздры рядчик. Действом распоряжался Дикий Барин. Также в кабаке был Евграф Иванов, он же Обалдуй, который был загулявшим холостяком. Он не умел ни плясать, ни петь, но без него не обходилась ни одна попойка. Он очень любил пение.

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Слайд 1

«Записки Охотника»

И.С. Тургенев.

Краткая историко- литературная справка.

Исследование произведения: «Певцы»

Слайд 3

«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев.

Слайд 4

«Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков.

Слайд 5

Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Слайд 6

Варвара Петровна Лутовинова (1787 -1850)

«Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 7

Слайд 8

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

Портрет Тургенева – охотника.

Слайд 9

Слайд 10

С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».

Слайд 11

«Лебедянь». «Татьяна Борисовна и её племянник» «Смерть». «Певцы». «Пётр Петрович Каратаев». «Свидание». «Гамлет Щигровского уезда». «Чертопханов и Недопюскин». «Конец Чекртопханова». «Живые мощи». «Стучит»! «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха». «Малиновая вода». «Уездный лекарь». «Мой сосед Радилов». «Однодворец Овсянников». «Льгов». «Бежин луг». «Касьян с Красивой Мечи». «Бурмистр». «Контора». «Бирюк» «Два помещика».

Слайд 12

Основная тема и идея «Записок охотника»

Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства Идея. Протест против крепостного права.

Слайд 13

Слайд 14

История создания

«Певцы» написаны в августе-сентябре 1850 г. Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Н. А. Некрасову.

1850 г. И.С.Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад» В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо

Слайд 15

Современники о рассказе

error: