Значение правильного выбора профессии. Подросток и выбор профессии Важность выбора профессии жизни человека

Работа, которую мы выбираем

В жизни человеку приходится постоянно сталкиваться с проблемой выбора. Ежедневно в мире принимаются миллионы решений. Одни из них приближают человека к мечте, другие губят судьбы. Суть в том, что мы не можем знать наверняка, к чему нас приведет то или иное решение, но в наших силах минимизировать негативные последствия того или иного выбора, подойдя к решению проблемы как можно более рационально. При принятии решения не стоит концентрировать внимание лишь на материальных выгодах, которые ты сможешь получить, сделав тот или иной выбор. Не стоит во всех вопросах быть лишь прагматиком, порой нужно слушать своё сердце. Решениями мы сами пишем сценарий своей жизни. И то, какой она будет, зависит только от нас. Одним из сложнейших и важнейших выбором в нашей жизни является выбор будущей профессии.

Кто из нас не сталкивался с важнейшим выбором в жизни- выбором профессии. Особенно остро эта проблема стоит среди молодёжи, потому что люди часто не знают, куда им податься. Оно и не удивительно, ведь приходится достаточно в юном возрасте выбирать отрасль, в которой, возможно, придется трудиться всю жизнь. Кроме того, люди хотят добиться успеха, иметь высокую заработную плату, получать привилегии, при этом, работая там, где им хочется. Часто бывает так, что человек, в погоне за деньгами и престижем, вынужден оставить свою профессию мечты и работать там, где больше платят, в итоге этот человек ненавидит работу, да и специалист из него так себе. А чего бы он смог достичь, выбрав профессию, о которой так долго мечтал? Как минимум счастья, ведь работа будет в радость. Но вот парадокс: профессия, привлекавшая тебя в 18 лет, может изрядно тебе разонравиться в твои 30 лет. Что же делать? За плечами уже несколько лет учёбы на данную специальность, приличный опыт, а любви к работе нет. Другое дело, можно полюбить то, чем ты занимаешься, а не заниматься тем, что ты любишь. В любом случае решающую роль в судьбе человека играет его выбор профессии, поэтому очень важно рационально оценивать свои силы в решении данного вопроса и подходить к нему со всей серьёзностью и самоотдачей.

Безусловно, важнейшим критерием в выборе сферы деятельности является полезность обществу. Как говориться, мёртвому врач не нужен. Необходимо работать на благо общество, заботясь о его развитии и помогать улучшить ситуацию в массах к лучшему. Зачем это нужно? Да затем, что каждый человек является важным винтиком в сложной общественной системе. Каждый должен трудиться на его благо, иначе человечество развалится. Я не говорю, что каждый поголовно должен становиться учителями, врачами и полицейскими. Нет, даже деятельность рядового менеджера и обычного композитора привносит свою пользу в жизнь общество. Так что нужно трудиться, и не только чтобы себя содержать, но и чтобы общество развивалось с твоим непосредственным участием.

Конечно же, ещё одним критерием, на который стоит опираться людям при выборе профессии, являются личные предпочтения человека. Но не нужно путать ситуации: это я люблю делать, а это у меня получается и это мне нравится. Человек может любить делать всё что угодно, но это может у него не получаться. Кто-то любит петь без слуха и голоса, но это не значит, что им нужно становиться певцами и певицами. Важную роль здесь играют человеческие навыки и умения. Вы скажите, что человек не будет любить делать то, что у него не получается и наоборот. Но это далеко не всегда бывает именно так. Именно поэтому в выборе профессии нужно опираться не только на то, что тебя привлекает, но и на те навыки, что у тебя хорошо развиты, на то, что у тебя блестяще получается.

Я считаю, что успех человека в жизни зависит не только от его личностных качеств, но и от того, какую профессию он выберет. Ну, а выбор профессии в свою очередь зависит от того, на что он опирается в принятии такого важного решения. Конечно, у каждого правила есть своё исключение. Если человек в выборе специальности опирается лишь на материальные возможности профессии, это не значит, что он не добьётся успехов в жизни. Как и если человек, выбрав специальность по душе, не скатиться в общественное дно и не сгинет там. Всё сугубо индивидуально в данном вопросе. Но всё же, в большинстве случаев действует правило: лучший специалист выходит из того, кому по душе данная специальность. А лучшие специалисты, как известно, добиваются больших успехов. Так что я считаю, что главное любить то, чем ты занимаешься и отдаваться этому с головой.

Мне не раз задавали вопрос: «Чем ты хочешь заниматься в будущем?» Соответственно, я не раз задумывалась над этим вопросом. За свою непродолжительную жизнь я не раз меняла решение в данном вопросе. Увы, я не могу точно сказать, кем я хочу стать в будущем, с какой профессией смогу связать жизнь. Но одно могу сказать точно: я хочу помогать людям. Будет ли это помощь голодающим в Африке, или же помощь знакомым в решении личным проблем и драм. Но главная моя цель на будущее - жить счастливо и не потерять человечность.

Жизненный путь можно сравнить с дорогой, и куда мы повернём, решать только нам. Мы сами своими действиями предопределяем своё будущее. И одним из главных моментов в нашей жизни является выбор профессии. То, как сложится наша жизнь, во многом зависит от нас, от нашей деятельности. Я склоняюсь к убеждению, что нужно выбирать ту профессию, которую хочется, которую выбирает ваше нутро. Не нужно бежать за деньгами, властью, известностью, ведь в погоне за материальными благами можно проглядеть всю жизнь. Очнёшься в 60 лет, оглянешься назад, и что? Ты стремился заработать побольше, а жизнь просто взяла и прошла мимо. Нужно просто жить и жить сейчас. Жить не по стереотипам и не потому, как сейчас «модно», а так, как требует душа. Нужно заниматься любимым делам, не унывать и всегда помнить, что если одна дверь закрылась, обязательно откроется другая.

Описание работы

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Введение……………………………………………………………3
Роль выбора профессии………………………………………. 4
Профессиональная ориентация ………………………………6
Выбор профессии………………………………………………...8
Вывод……………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………... 12

Файлы: 1 файл

Московский городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

по курсу «введение в профессию»

на тему «Роль профессии в жизни человека»

Выполнила студентка

группы СОВ 1

Усубян Шушаник Араевна

Научный руководитель

Кандидат психологических наук, доцент

Крушельницкая Ольга Борисовна

Москва 2012 г


Введение………………………………………………………… …3

Роль выбора профессии………………………………………. 4
Профессиональная ориентация ………………………………6
Выбор профессии………………………………………………... 8
Вывод………………………………………………………………. 9

Заключение…………………………………………………… …..11
Список литературы……………………………………………... 12

Введение


Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение, так как он определяет выбор жизненного пути. Это выбор, который мы делаем в юношеском возрасте и он имеет большое значение, как для человека, так и для самого общества. Работа – это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, самоудовлетворение,но и определяет место в обществе.

Выбор профессии – та точка, где сходятся интересы одного человека с социумом, где сходятся сочетание личных и общих интересов.

Работа это то место где человек проводит основное время в своей жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает.

Правильный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, это имеет огромное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого..

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии


Путь человека как личности начинается с выбора профессии. Каждый человек начинает выбирать профессию в первую очередь исходя из анализа собственных возможностей.
Раньше у людей, как правило, не было права на выбор профессии. Мужчины занимались тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе.
В современном же мире любой человек может осознанно сам выбрать профессию. И то что этот выбор является осознанным является очень важным пунктом, так как играет очень важную роль для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задуматься над выбором профессии нас заставляют в школе.
В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей.

В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

·Советы друзей (25% учащихся)

·Советы родителей (17% учащихся)

·Влияние СМИ (10% учащихся)

·Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

·Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

С проблемой выбора профессии сталкивается каждый и главное выбрать правильно. Для того что бы правильно выбрать профессию в школе существует такая дисциплина как профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ


Для того что бы помочь ученикам правильно выбрать профессию
в начале происходит ознакомление учеников школ с актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры.
Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения.
Выбор профессии это первый этап в жизни человека, который должен пройти каждый. После этого следует получение образования, для этого существуют различные вузы, затем начало работы и накопления опыта. После следует продвижение по карьерному росту. Выбор профессии это не минутное решение, этот выбор складывается в течение долгого процесса с самого детства. Процесс формируется с детства до определенного этапа.
На формирования решения могут влиять мелкие промежуточные решения ребенка (какой кружок посещать, какие предметы более интересны.). Так же немаловажно установить есть ли у него способности.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.
Например, Климов выделял такие факторы:

Часто на ребенка влияет родительское мнение и зачастую оно играет отнюдь не последнюю роль.

Мнение друзей, знакомых

Мнение учителей, так как они наблюдая за учащимися отмечают его способности, высказывая свое мнение об ученике

Далеко не последнюю роль играет личное мнение. Так как выбор профессии определяет будущую жизнь.

Способности, таланты.

Склонность к тому или иному предмету

выбор профессии

Роль профессии в жизни

Профессия влияет на наше психологическое, физическое, и нервно - эмоциональное состояние.

Мы знаем, как зависит характер психических переживаний от его физиологического и эмоционального состояния. Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция)- эта схема была выведена бихевиористами. Но так же возможна обратная реакция.
Например когда улыбаешься, напрягаются определенные мышцы, посылая импульсы в мозг после чего мозг выделяет гормон счастья.
исходя из этого можно сделать вывод, что действие определяет наше состояние и психологическое и физиологическое. Профессиональная деятельность это многократное повторение одного и того же действия, которое вызывает различные реакции, соответственно влияние профессии на человека легко определить.
Существует несколько влияний профессии на человека.

  1. Физико-соматическое. Человек, занимающийся той или иной профессией должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например: грузчиком не сможет работать человек слабой комплекции и т.д.
  1. По различным признакам, мы можем определить, к какой профессии принадлежит человек. Так как в течение работы в той или иной деятельности происходит некая деформация организма. Например: манера поведения, четкие, резкие и слаженные действия офицера и плавные движения балерины.

так же манера разговорной речи, так как по терминологии не трудно определить профессию человека.
Профессия влияет на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде.
Например: белый халат врача и деловой костюм предпринимателя.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

Психическое.
Профессия оставляет, неизгладимый след в психологии человека. Ряд профессий требуют для выполнения, определенных психических свойств от работника. Например, человек с боязнью крови не может работать врачом, или же человек страдающий клаустрофобией не может работать спасателем или лифтером.

Профессия оказывает на нас столь громадное влияние, то отсюда может следовать то, что она имеет огромное значение в обуславливании хода социальных процессов, так как социальные процессы складываются из поступков людей. следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и "факторами" социальных процессов.

Вывод

Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.

Заключение


Роль профессии в жизни человека очень важна. Профессия каждого человека преобразовывает нас под себя. Меняя нас как внешне, так и внутренне. От характера его профессии зависит идеология человека, его этикет, умение держаться, привычек, мировоззрения. Профессия может стать главным направлением в жизни, так как многие посвящают свою жизнь профессии.
Каждый человек изменяется и преобразовывается с помощью профессии, при этом остается неповторимой единицей человеческого общества

Список литературы

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – Москва: МПСИ, 2004. – 464 с.
  2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие. – Москва: Академия: Смысл, 2009. – 512 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология: учебник. – 7-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 794 с. : ил. – (Мастера психологии).
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: Учебное пособие. – Москва: АСТ, 1999. – 517 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. – Москва: АСТ, 2009. – 352 с.
  6. Климов Е.А. Основы психологии. - Москва. : Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997. – 284 с.
  7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – 3-е международное издание. –Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 336 с. : ил. – (Мастера психологии).

Предварительный просмотр:

Родительская Академия «Помоги себе сам»

«Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника»

Повестка

  1. Петрученко Т.В. Директор МБОУ «СОШ» №13 Вступительное слово.
  2. Климова Л.А. Заместитель директора по предпрофильной подготовке. «Введение профильного обучения в МОСШ №13».
  3. Стрелкова И.В. Педагог-психолог «Как помочь ребёнку выбрать профессию»
  4. Иванова А.А. Ведущий специалист Службы занятости «Актуальные и востребованные профессии на рынке труда г. Нижневартовска.»
  5. Хохлова Е.В. Директор учебно-консультативного центра «Образование и карьера» Перспективные профессии и современная социальная ситуация».

Выступление педагога-психолога Стрелковой И.В.

«Как помочь ребёнку выбрать профессию»

Цель:

Помочь родителям учащихся в выборе будущей профессии и профиля обучения своих детей.

Задачи

  • Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
  • Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
  • Показать, какие профессии являются перспективными в современном

Российском обществе.

Предварительная подготовка

С учащимися проводится предварительное анкетирование

Анкета

1.Выбрал ли ты профессию? Если «да», то какую? (если нет, переходи к вопросу № 5)

2. Почему выбрана именно эта профессия?

А) возможность трудоустройства Б) престижно В) высокая зарплата Г) мне это интересно

3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условие труда Б) профессионально важные качества В) где можно получить эту профессию

Г) спрос на эту профессию Д) медицинские противопоказания

4. Что повлияло на твой выбор?

А) самостоятельно принял(а) решение Б) посоветовали родители В) посоветовали друзья

Г) влияние оказали занятия с профконсультантом Д) другое (укажите что)

5. Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий Б) плохо знаю свои возможности В) не могу выбрать из нескольких вариантов

Г) не знаю, как выбрать профессию

6. Какой предмет труда тебя привлекает?

А) человек Б) информация В) финансы Г) техника Д) искусство Е) животные и растения

Ж) продукты и изделия З) природные ресурсы

7. Какой вид деятельности тебя привлекает?

А) управление Б) обслуживание В) образование Г) производство Д) конструирование Е) исследование Ж) защита З) контроль

8. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии,

это - ... ……………………………………………………………………………..

9. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?

Ход собрания

Каждому человеку – свое дело,

И каждому делу – свое время

Эзоп

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи доказали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Анализ результатов анкеты

Большинство ребят 51% не выбрал до сих пор профессию. 49% опрошенных ребят ответили, что профессию выбрали. Среди часто встречающихся профессия врача (там были названы различные специализации хирург, аллерголог и т.д.)

Почему выбрана та или иная профессия? Варианты ответов выглядят следующим образом. Мне это интересно – 56%, престижно- 25%, высокая зарплата – 16%, при этом меньше всего ребят интересуют вопросы трудоустройства

Что повлияло на твой выбор? 54% опрошенных ответили, что они самостоятельно приняли решение, 38% - посоветовали родители, 8% - посоветовали друзья

Не определившиеся с профессией ребята называют следующие причины: не могу выбрать из нескольких вариантов – 46%, плохо знаю свои возможности – 27%, не знаю как выбрать профессию – 19%

Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация»

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

  • Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
  • Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Анализ результатов методики «Престижные профессии»

На сегодняшний день ребята называют следующие профессии престижными: экономисты, программисты, менеджеры, юристы, врачи, психологи

Позиции родителей, старших членов семьи

Ребенок живет в семье. Взрослые несут ответственность за жизнь ребенка, и их отношение к его профессиональному выбору имеет огромное значение. Условно можно обозначить следующие позиции взрослых:

  1. Позиция невмешательства. Предоставляя детям свободу выбора, взрослые, фактически, отказываются помочь в выборе профессии, оставляя детей в ситуации неопределенности.
  2. Позиция активного вмешательства предполагает «напористые» действия со стороны родителей в решении задачи выбора профессии. Родители так «организуют» выбор своего ребенка, что он, практически, лишен возможности, выбрать самостоятельно.
  3. Позиция противоречия. Как правило, родители демонстрируют эту позицию, когда на своем опыте знакомы с профессией, которой интересуется ребенок. Отсюда, готовы согласиться с каким угодно профессиональным выбором, лишь бы не с пройденным ими. Иногда, родители могут навязывать выбор, не зная особенностей той или иной профессиональной деятельности. Часто родители озабочены вопросами престижа, хорошей оплаты будущей профессии, ориентируясь на современное состояние рынка труда, а каким оно будет через 5-7 лет спорят даже специалисты... Это свидетельствует о неразвитой культуре отношений родителей к проблеме профессионального самоопределения детей.
  4. Позиция сотрудничества (наиболее результативная). Это такая позиция родителей, других старших членов семьи, когда они создают условия для организации активного, самостоятельного поиска детьми обоснованного ответа на вопрос «Кем быть?», а именно: «С кем быть?» (т.е. с какой профессиональной общностью людей), «Каким быть?» «Где дальше учиться?» «Что ты сможешь дать обществу, семье?»; т.е. обсуждаю с детьми их профессиональные планы, предлагают, а не указывают, практически приобщают к труду с последующим анализом «сильных» и «слабых» сторон личности ребенка в сравнении с требованиями обсуждаемых профессий и с семейными традициями.

Заключительное слово

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии обращайте внимание на информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях

Психолог обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы занятия в кружках и т. д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

В свою очередь хочется сказать, что в нашей школе тоже ведется работа по профориентации учащихся в рамках элективных курсов, психодиагностических мероприятий. Обращаются ребята и в частном консультативном порядке. Поэтому если возникает такая необходимость, а судя по ответам ребят такая необходимость есть вы можете прибегнуть к помощи и представленных сегодня центров и школы.

Стрелкова Инна г. Нижневартовск

Владимировна МБОУ «СОШ» №13


ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

Безусловно, выбирая ту или иную профессию, мы стараемся учесть свои особенности, личностные черты, темперамент, физический интеллектуальный и творческий потенциал.

Интересно, что любое качество личности в одном случае является профессионально важным, а в другом, «противоположном», может мешать продуктивной работе. Так, например, общительный человек будет неудовлетворен работой, требующей сосредоточенности в «одиночку», это скажется на эффективности его деятельности, и наоборот, если его работа связана с общением, он может буквально «расцвести» на ней и добиться высоких результатов.

Но мало выбрать подходящую профессию: что бы быть успешным, необходимо стать настоящим профессионалом. Для достижения профессионализма в деятельности нужно обладать определенными «стартовыми возможностями»: спосоностями; специальными знаниями; умениями; квалификацией; мотивацией.

В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей личности на выбор профессии. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной профпригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично.


Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу. Таким образом, мы, объясняя необходимость определенных качеств и выявляя степень их выраженности, даем возможность обдумать правильность выбранной профессии и возможность профессиональных достижений.

1.2.1 Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно - лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например,) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых

В этом разделе мы собрали статьи о профориентации. Они помогут вам узнать, как построить свой план профессионального самоопределения, какие тесты на профессию лучше пройти и как в итоге сделать осознанный выбор профессии в любом возрасте.
– это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессия принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.


Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время .
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

    ① Узнать себя . На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
    ② Узнать о профессиях и образовании . На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
    ③ Попробовать себя в профессии . После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

    Сегодня простыми словами расскажем о том, что такое психодиагностика и психометрия, какая она бывает для детей и взрослых, чем отличается психодиагностика в области профориентации.

    Мы как специалисты по профориентации считаем, что каждому подростку стоит пробовать себя в профессиях. Это помогает понять, что такое работа и чем она отличается от учебы. Вот несколько проверенных идей для старта.

    В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как "hard skills" и "soft skills". В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать.

    В нашей статье мы поговорим о принципах яркой презентации. Чем можно зацепить слушателя? И как переключить его внимание с сотового телефона на вашу речь? Если вам скоро выступать на научной конференции, мастер-классе, лекции, презентации проекта или делать доклад в школе...

    Екатерина Лукьянова из тех, кто далеко не сразу нашел себя в профессии. В беседе она рассказывает, как переметнулась из технической специальности в гуманитарную, как по-разному выбирают профессию близнецы и чем помогает быстрое принятие решений.

    Продолжаем нашу рубрику о тех, кто помогает подросткам и взрослым выбирать путь, - о наших профконсультантах. Марина Лебедева делится своей историей - о выборе профессии и образования, о Юрии Дуде и Rammstein, и о том, когда у психолога случаются кризисы.

    Дело жизни, призвание, предназначение - это просто хорошая работа? Или что-то другое? Что мы ищем, когда ищем призвание? В этой статье вы найдете инструменты для поиска себя.

    Современный рынок труда невозможно представить без фрилансеров - свободных специалистов, которые работают не по найму в организации, а привлекаются на короткий срок для выполнения определенных работ.

    В рубрике "Истории наших" рассказываем о том, какие разные люди работают в профориентации. Аня Клинкова, психолог-профконсультант, делится своей историей любви - к профессии психолога, способами познания себя и вдохновляющими советами для поиска своей профессии.

    Когда начинать профориентацию? Кто должен ей заниматься? Почему даже в 10-11 классе подросток не хочет думать о выборе будущей профессии? Проблемы современной профориентации обсудили представители органов власти и эксперты на заседании дискуссионного клуба "Мел" и РАНХиГС.

    Продолжаем рубрику "Истории наших". Кирилл Кузнецов - обладатель редкой, по российским меркам, должности: руководитель отдела профориентации. Рассказывает о том, как это быть психологом-менеджером, а также о театре, Достоевском и Монеточке.

    Предлагаем вашему вниманию научную статью руководителя сектора нейропсихологии Никиты Хохлова. В статье приводятся результаты построения нейропсихологических профилей 24 групп профессий. Эти профили отражают востребованность 14 основных нейропсихологических характеристик для успеха в соответствующих профессиях.

    Профориентация для детей и взрослых. Грамотный подход к выбору карьеры. Какие тесты работают, а какие нет? Как выбрать профессию, если ничто не интересно? Куда пойти, чтобы и через 15 лет быть востребованным специалистом?

    Вы, наверняка, слышали словосочетание "выход из зоны комфорта". Это модное понятие популярно у бизнес-тренеров, которые стремятся замотивировать аудиторию на активный поиск себя и личностный рост.

    Яркие будни и мысли наших психологов-профконсультантов. Кто они? Как пришли в профессию? И что могут посоветовать тем, кто ищет себя? Женя Орлова - о волшебниках, шуруповерте, негативных отзывах и выборе профессии.

    Пришло письмо от подростка, который озадачен выбором своего профессионального будущего. Письмо комментируют Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования ЦТР "Гуманитарные технологии", и Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.

    Однажды на Профлекторий к нам пришел человек, который вместе с сыном был в нашем Центре еще в далеком 1996-м году. Предлагаем вашему вниманию истории людей, которые прошли нашу профориентацию более 22 лет назад.

    Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

  • Пред.
  • След.
Показать еще
error: