Презентация на тему "движущие силы эволюции" презентация к уроку по биологии на тему. Презентация «Основные движущие силы эволюции Современные движущие силы эволюции презентация
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обучающие – расширить, обобщить и углубить знания об основных движущих силах эволюции – борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
  • развивающие – развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  • воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.

Методическая цель : использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география, литература.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования под ред. В.М. Константинова,
  • учебник “Общая биология 10-11 кл.” Д.К. Беляева, таблица “Борьба за существование и её формы”, презентация по теме: “Естественный отбор – главная движущая сила эволюции”.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Орг. момент. Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока. Рапорт.
2. Проверка ранее изученного материала. Фронтальный опрос по теме:

“Борьба за существование”.

1) Объясните термины: (Слайд № 4-6)

  • Борьба за существование.
  • Внутривидовая борьба за существование.
  • Межвидовая борьба за существование.
  • Борьба с неблагоприятными условиями среды.

2) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 7)

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.
3) Дайте ответы на вопросы:

(Слайд № 8-9)

  • В чём заключается смысл борьбы за существование?
  • Что является итогом борьбы за существование?
  • Как вы считаете, что такое естественный отбор?
  • За счет чего возникают приспособленные особи?
  • Какая изменчивость имеет при этом большее значение?

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание (задание выдаётся на отдельных листах).

Выполняют задание.

Смотрят слайды.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

3. Изучение нового материала. План урока: (на экране слайд №3)
  1. Понятие “естественный отбор”.
  2. Формы естественного отбора.
  3. Творческая роль естественного отбора.
  4. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора.
  5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд – презентаций.

При рассмотрении нового материала урока обучающиеся выполняют задания в листе контроля (Приложение 2). Задания №5 и №6 в листе контроля можно рекомендовать в качестве домашнего задания.

Работа в тетрадях над планом урока.
Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых организмов. Механизм его действия одинаков, т.е. естественный отбор каждый раз способствует выживанию и оставлению потомства наиболее приспособленных особей.

(слайд № 10).

Естественный отбор – это процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Приведём характеристики отбора: (слайд № 11-12).

Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
1. Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость;

2. Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания;

3. Фактор отбора – природная среда со своими условиями;

4. Генетическая сущность – заключается в неслучайном сохранении в популяции определённых генотипов и избирательном участии их в передаче генов следующему поколению;

5. Результат – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей;

6. Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов.

Таким образом, естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания (слайд № 13).

Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)

Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Рассмотрим механизм протекания естественного отбора (слайд № 14-15).

Естественный отбор достаточно полно обнаруживается лишь в достаточно больших популяциях, так как по мере сокращения численности возрастает роль случайных факторов.

Однако в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными (слайд № 16). Дадим им характеристику.

Предлагают свои ответы с обоснованием.

Записывают.

Движущий (направленный, ведущий) отбор

(слайд № 17-18)

– форма отбора, благоприятствующая лишь одному направлению изменчивости и не благоприятствующая всем остальным её вариантам. Под контролем движущего отбора генофонд популяции изменяется как целое, то есть не происходит обособления дочерних форм (дивергенции). В генофонде популяции накапливаются и распространяются мутации, обеспечивающие изменение фенотипа в данном направлении. В популяции под действием движущего отбора от поколения к поколению происходит изменение признака в определённом направлении.

Работа с материалом учебника на стр. 147.

Восприятие и осмысление нового материала.

Приведём примеры действия движущего отбора

(слайд № 19-20)

Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у березовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев, на которых она проводит светлое время суток. Очевидно, такая покровительственная окраска сформировалась за многие поколения предшествующей эволюции. Однако с началом индустриальной революции в Англии это приспособление стало терять свое значение. Загрязнение атмосферы привело к массовой гибели лишайников и потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. Начиная с середины XIX века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные (меланистические) формы бабочек. Частота их быстро возрастала. К концу XIX века некоторые городские популяции березовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм, в то время как в сельских популяциях по-прежнему преобладали светлые формы. Это явление было названо индустриальным меланизмом. Ученые обнаружили, что в загрязненных районах птицы чаще поедают светлые формы, а в чистых – темные. Введение ограничений на загрязнение атмосферы в 1950-х годах привело к тому, что естественный отбор вновь изменил направление, и частота темных форм в городских популяциях начала снижаться.

Работа с терминологией.

Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.

- Увеличение размеров тела у лошади (филогенетический ряд лошади).

Выработка устойчивости к ядохимикатам (у крыс).

Стабилизирующий отбор.

(слайд №21-22)

Стабилизирующий отбор сохраняет то состояние популяции, которое обеспечивает ее максимальную приспособленность в постоянных условиях существования. Обеспечивает фенотипическую неизменность видов. В каждом поколении удаляются особи, отклоняющиеся от среднего оптимального значения по приспособительным признакам. Давление отбора направлено в сторону организмов, обладающих средней выраженностью признака. В результате происходит предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса.

Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. Например, на первый взгляд, кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью.

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаше погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом. Учет размера крыльев у птиц, погибших после бури, показал, что большинство из них имели слишком маленькие или слишком большие крылья. И в этом случае наиболее приспособленными оказались средние особи.

(слайд №23-25)

Примерами стабилизирующего отбора являются сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя, или сохранение реликтовых видов (гаттерия, латимерия, гинкго и др.)

Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.
Вывод: движущая и стабилизирующая формы естественного отбора тесно связаны друг с другом.

Дизруптивный или разрывающий отбор.

(слайд №28)

Работают с материалами слайдов № 26-27 “Сравнение форм отбора”, делая определённые выводы.
Имеет место, когда в различных частях ареала данного вида, или популяции, действуют различные условия среды обитания.

Данная форма отбора благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости (классам фенотипов), но не благоприятствует среднему (промежуточному фенотипу). При действии разрывающего отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм – несколько отчётливо различающихся фенотипических форм. Действие дизруптивного отбора внутри вида приводит к изоляции популяций друг от друга, вплоть до обособления их в качестве новых видов.

Рассмотрим примеры дизруптивной формы естественного отбора (слайд №29-32).

Среди некоторых видов птиц (поморники, кукушки, соколообразные и др.) распространены цветовые формы. Половой диморфизм (различие по облику самцов и самок, например жуков-оленей, львов, курообразных и др.) – частный случай полиморфизма. Полиморфизм некоторых видов улиток обеспечивает возможность их существования на различных видах почв. В создавшихся условиях для каждой из форм начинает действовать отбор, направленный на их стабилизацию.

Делают самостоятельно вывод.

Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.

Половой отбор

(слайд №33-37)

Половой отбор – форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.

За счёт полового отбора появился половой диморфизм и развились вторичные половые признаки (яркое оперение, разветвлённые рога и т.д.)Эти признаки могут быть вредны и для особи, и для вида (например, тяжёлые разветвлённые рога у оленей, тяжёлый яркий хвост у некоторых птиц).

Почему же тогда отбор сохраняет, а часто и усугубляет эти признаки?

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.
4. Закрепление изученного материала. Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

Выполняют задания контрольно-обобщающего теста.

(слайд № 39-40)

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

Если осталось время на уроке, то работаем с таблицей “Сравнение искусственного и естественного отбора” (слайд № 42-43)

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.

  • Интересно
  • Не интересно
  • Безразлично
Демонстрация знаний, полученных на уроке.

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з (2 мин). Параграф 3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования “Общая биология” В.М. Константинов.

Параграф 47, стр. 166 – 169 учебник “Общая биология” Д.К. Беляева.

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора”

Записывают д\з.

(Слайд № 32)

Список литературы для обучающихся

Список литературы для преподавателя

1. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр “Академия”, 2010.

2. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.

4. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

5. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.

При подготовке презентации использованы информационные ресурсы :

12. “Чёрная форма” двухточечной божьей коровки

краткое содержание других презентаций

«Естественный отбор по Дарвину» - Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование. Существует наследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Дизруптивный отбор. Стабилизирующий отбор. Наследственность. Движущий отбор. Естественный отбор. Результаты наблюдений. 1831г - Ч. Дарвин отправляется в кругосветное путешествие. Борьба с неблагоприятными условиями. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба за существование.

«Биология «Естественный отбор»» - Итоговая схема. Естественный отбор – результат борьбы за существование. Задачи. Дизруптивная форма отбора. Движущая форма отбора. Этапы урока. Формы естественного отбора. Закрепление знаний. Закрепление умений различать и характеризовать отдельные формы. Земля. Цель урока. Вопросы по Ч. Дарвину. Естественный отбор. Проверка знаний. Проблемный вопрос. Стабилизирующая форма отбора.

«Естественный отбор» - Стабилизирующий. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Половой. Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая. Движущий. Естественный отбор. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

«Борьба за существование, естественный отбор» - В территории. Движущей силой изменения видов является естественный отбор. Презентация на тему: Естественный отбор. Первое положение теории. Щелочная среда кишечника. Засуха в саванне. Внутривидовая борьба за существование. Второе положение теории. Борьба с неблагоприятными условиями среды. В размножении. В природе происходит непрерывная борьба за существование. Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.

«Основные движущие силы эволюции» - Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды. Движущие силы эволюции. Результат действия дизруптивного отбора. Примеры межвидовой борьбы. Примеры внутривидовой борьбы. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Формы естественного отбора. Результат стабилизирующего отбора. Обеспечивает адаптацию различных группировок особей. Формы борьбы за существование. Межвидовая борьба. Результат движущего отбора.

«Виды естественного отбора» - Творческая роль естественного отбора. Распределение веса при рождении у английских младенцев. Понятие естественного отбора. Пример стабилизирующего отбора. Полиморфизм. Естественный отбор. Пример движущего или направленного отбора. Адаптации - пример действия естественного отбора. Пример дизруптивного отбора. Запас генетической изменчивости. Движущий или направленный отбор. Принцип естественного отбора.

Cлайд 1

Cлайд 2

Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование; Научить правильно определять формы борьбы за существование; Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.

Cлайд 3

Проверка домашнего задания. Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику. Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

Cлайд 4

Формы борьбы за существование Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными Условиями среды

Cлайд 5

Внутривидовая борьба Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Cлайд 6

Примеры внутривидовой борьбы: Борьба за территорию; Состязание за добычу; Внутривидовой каннибализм; Борьба за главенство в стае; Борьба за обладание самкой

Cлайд 7

Межвидовая борьба Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Cлайд 8

Cлайд 9

Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Cлайд 10

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды: Сезонная линька; Летняя и зимняя спячка; Сезонные перелёты и кочёвки птиц; Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений; Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

Cлайд 11

Закрепление темы: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Cлайд 12

Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Cлайд 13

Ответьте на вопросы: В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

Cлайд 14

Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

Развитие эволюционных представленийАвтором
первой
стройной
эволюционной концепции был
Чарльз Дарвин, написавший по
этому поводу книгу:
«О происхождении видов путем
естественного отбора или о
сохранении
благоприятственных пород в
борьбе за жизнь»
Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

Движущие силы эволюциинаследственность, изменчивость,
естественный
отбор
Наследственность
свойство живых организмов передавать
признаки от родителей потомству.
Изменчивость
свойство живых организмов приобретать
новые признаки в процессе развития.

Естественный отбор – это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных.

Борьба за существование – это
внутривидовые и межвидовые
отношения, а также взаимоотношения
организмов с факторами среды.

Основная логика эволюционного учения

Наследственность
Изменчивость
Организмы отличаются
друг от друга и могут
передавать свои
характерные
особенности потомкам
Выживают
наиболее
приспособленные
Способность
организмов к
неограниченному
размножению
Ограниченность
условий среды
Борьба за
существование
Естественный
отбор

В итоге:

Живые
системы
приспосабливаются
к
условиям
окружающей
среды
Естественный
отбор
На
планете
Земля
существует
огромное
количество видов живых
организмов
Могут
сосуществовать
высоко
организованные
виды и виды с более
примитивным
уровнем
организации

Доказательства эволюции: палеонтологические

археоптерикс

Археоптерикс

Доказательства эволюции: переходные формы

Доказательства эволюции: Морфологические (сравнительно-анатомические)

Гомологичные и аналогичные органы

Рудименты и атавизмы

Доказательства эволюции: эмбриологические

Карл Бэр: закон зародышевого сходства

Формы борьбы за существование

Внутривидовая борьба
Межвидовая борьба
Борьба с неблагоприятными
условиями среды

Внутривидовая борьба

Приводит
к
сохранению
популяции и вида за
счёт
гибели
или
неучастия
в
размножении
наименее
приспособленных
особей данного вида.
Ярлык для морские свинки.lnk

Примеры внутривидовой борьбы

Борьба за
территорию;
Состязание за
добычу;
Внутривидовой
каннибализм;
Борьба за главенство
в стае;
Борьба за обладание
самкой

Межвидовая борьба

Приводит к победе
более
жизнеспособной
особи
или
популяции
одного
вида
над
менее
жизнеспособной
особью
или
популяцией другого
вида.

Примеры межвидовой борьбы:

Вытеснение
пчелы
австралийской пчелой
европейской;
Конкуренция
между
серой
и
чёрной
крысами;
Конкуренция за свет
между елью и берёзой;
Паразитизм;
Вытеснение куницейхарзой соболя из его
привычных
мест
обитания.

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями
окружающей среды:
Сезонная линька;
Летняя и зимняя
спячка;
Сезонные перелёты и
кочёвки птиц;
Сильно развитая
корневая система и
видоизменённые листья
у пустынных растений;
Низкорослость берёзы и
ивы в условиях тундры.

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

Подведение итогов:
Борьба за
существование
«Поражение» наименее
приспособленных
особей, имеющих
неблагоприятные
признаки
«Победа» наиболее
приспособленных
особей, имеющих
благоприятные
признаки
Гибель, устранение
от размножения
Выживание и
участие
в размножении
Неблагоприятные
признаки
не передаются
потомству
Благоприятные
признаки передаются
потомству и
усиливаются

Подведение итогов:

Движущие силы
эволюции:
Естественный
отбор
Борьба за
существование
Наследственная
изменчивость
Результатом
борьбы за
существование
является
естественный отбор

Движущие силы эволюции:

Микроэволюция
Это
процесс
преобразования
популяции или популяций под
действием факторов эволюции,
который
ведет
к
изменению
генофонда и образованию нового
вида.

Микроэволюция

1. Под действием элементарных факторов
на генофонд популяции происходит
изменение частот
отдельных генов. Это
приводит
к
элементарному
эволюционному явлению - изменению
генотипического и фенотипического
состава популяции.
2. При длительном однонаправленном
воздействии
естественного
отбора
наблюдается
дифференциация
популяций.

Факторы эволюции – это любые
явления и процессы, оказывающие
какое либо воздействие на эволюцию
Факторы
эволюции
Мутации
Дрейф
генов
Волны
жизни
Изоляция

Это
процесс
в котором
совершаются
внезапные,
естественные или вызванные
искусственно
наследственные
изменения
в
генетическом
материале,
приводящие
к
изменению отдельных признаков
организма.

Мутационный процесс

С.С. Четвериков был одним из первых,
кто обратил внимание на периодические
колебания
численности
особей,
составляющих популяцию.
Такое
КОЛЕБАНИЕ
ЧИСЛЕННОСТИ
ОСОБЕЙ
ПОПУЛЯЦИИ
получило
название
"ПОПУЛЯЦИОННЫХ
ВОЛН" или "ВОЛН ЖИЗНИ".
ПРИЧИНЫ
ИЗМЕНЕНИЯ
ЧИСЛЕННОСТИ
ПОПУЛЯЦИИ:
резкое изменение климата, наличие
кормовой базы, стихийные бедствия,
хозяйственная деятельность человека и
др.

1. Волны могут совершенно случайно
и резко изменять в популяции
концентрацию
редко
встречающихся генов или целых
генотипов.
2. В период резкого снижения
численности популяции некоторые
гены (генотипы) могут полностью
исчезнуть, при том независимо от
их биологической ценности.
3. При нарастании волн другие гены
резко повысят свою концентрацию.
Волны жизни, как и мутационный
процесс, поставляют случайный
ненаправленный
генетический
материал
для
естественного
отбора.

1. Периодические (например, сезонные колебания
численности насекомых, однолетних растений,
вирусов гриппа)
2. Непериодические
(зависят
от
многих
факторов). Примеры: колебания численности
хищник – жертва, вспышки численности
леммингов в Арктике, пролёты саранчи,
размножение кроликов в Австралии, чумные
эпидемии в Европе в прошлом.

Виды популяционных волн:

В нижней точке кривой численности
наблюдается «эффект бутылочного горлышка».
Сквозь него проходят немногие особи и в новой
популяции соотношение аллелей будет другим.

В нижней точке кривой численности наблюдается «эффект бутылочного горлышка». Сквозь него проходят немногие особи и в новой популяции соот

«Только весенние воды нахлынут, и без того они
сотнями гинут…»
Некрасов
Выживают лишь
немногие особи, и
приспособленность не
играет роли, скорее
случай (в лице д.Мазая)

«Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут…» Некрасов

Изоляция – нарушение свободы скрещивания.
В изолированной группе частоты аллелей
окажутся иными, чем в большой популяции.
Изоляция приводит к дрейфу генов, и также
является пусковым моментом видообразования.
Изолирующий
фактор

Изоляция – нарушение свободы скрещивания. В изолированной группе частоты аллелей окажутся иными, чем в большой популяции. Изоляция привод

I.
потенциальные
партнеры не
встречаются
II.
потенциальные
партнеры
встречаются, но
не спариваются
Географическая
изоляция
живут в разных
местообитаниях
Экологическая
(сезонная)
изоляция
размножаются в
разные сроки
Поведенческая
изоляция
отличаются по окраске,
брачным ритуалам,
песне или запаху

Географическая изоляция
Райские сороки живут в тропических лесах Новой Гвинеи.
Каждый из пяти видов обитает на своем горном хребте,
отделенном от остальных саванной. Морфологические различия
между видами настолько существенны, что изначально они были
описаны в качестве отдельных родов.

Экологическая изоляции
Озеро Тана (Эфиопия) заселено комплексом
близкородственных видов рыб-барбусов.
Поскольку других видов рыб в озере очень
мало, то барбусы освоили все доступные
экологические ниши.
Форма, питающаяся смешанной пищей
Хищник
Добывает насекомых, планктон и мальков рыб у поверхности воды

Биологический диктант
1. Эволюция
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Естественный отбор
5. Борьба за существование
6. Палеонтологические доказательства
7. Эмбриологические доказательства
8. Рудименты
9. Микроэволюция
10. Мутационный процесс
11. Популяционные волны
12. Изоляция
error: