Какие бывают виды планов местности. План местности и географическая карта

Стр. 21

Практическая работа 1

1) Рассмотрите рисунок пришкольного участка и его план (с. 22). Сравните их.

На рисунке вид местности изображён сбоку. На плане местность изображена сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки. План – это уменьшенное изображение и там есть масштаб. На плане должны быть обозначены стороны горизонта. На рисунке стороны горизонта не обозначают.

Стр. 22

3) Можно ли по рисунку определить, с какой стороны горизонта расположен вход в школу?

По рисунку нельзя, так как на рисунке стороны горизонта не обозначают.

4) Как определить на этом плане стороны горизонта?

Если стрелка С-Ю отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной - нижнюю.

6) Определи, в каком направлении от школы расположена спортивная площадка, а в каком направлении детская.

Спортивная площадка находится на северо-западе. Одна детская площадка находится на севере (за школой). Вторая – на юго-западе.

7) Что расположено с северной стороны школы? А с южной?

На севере находятся – детская площадка, цветник. На юге – вход в школу и два цветника.

8) С какой стороны горизонта можно войти во двор школы, если использовать ворота рядом с бассейном?

С востока.

Стр. 23

Практическая работа 2

1) Рассмотрите условные знаки на плане местности. Найдите фруктовый сад, луг, смешанный лес, болото, пашни, овраг.

2) Как называется ручей, которому даёт начало родник?

Ручей Быстрый.

А как называется приток реки Светлой?

Река Тихая.

В каком направлении течёт река Светлая?

Северо-восток.

3) Туристы отправились от железнодорожного моста по грунтовой дороге к дому лесника. Читая на плане условные знаки, опишите вид местности, по которой они прошли.

Туристы от железнодорожного моста прошли мимо поселка и по грунтовой дороге подошли к деревянному мостику через реку Тихая. Перейдя мостик, их путь продолжился по грунтовой дороге, которая отделяла пашню от луга. Затем они свернули на дорогу, которая отделяла пашню от лиственного леса и дошли до домика лесника.

Стр. 23–24

1. Сравни свой пришкольный участок с планом в учебнике.

Мой пришкольный участок очень похож на план, который есть в учебнике. На моем пришкольном участке тоже есть спортивная и детская площадки, цветники, фруктовый сад, деревья. Участок тоже огорожен оградой. Но на моем пришкольном участке нет бассейна.

2. Определи, с какой стороны горизонта расположен вход в твою школу.

Вход в мою школу расположен на юге.

3. С какой стороны от твоей школы находится спортивная площадка, с какой игровая?

И спортивная и игровая площадки в моей школе находятся на юго-западе.

4. а) Нарисуй Волшебный город. Придумай названия улиц. Течёт ли через город река? Есть ли в городе парки?

В моем Волшебном городе течет река Светлая. Парк расположен на набережной вдоль реки. Улицы в городе – Высотная, Театральная, Стеклянная, Лесная.

Стр. 25

1. Что такое масштаб?

Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на чертеже, плане или карте по сравнению с расстоянием на местности.

2. Определи по плану (с. 24) длину и ширину класса.

Ширина класса 10 метров. Длина – 12 метров.

1. Рассмотрите аэрофотоснимок и план одной и той же местности на форзаце 1 в учебнике. Напишите, чем они отличаются. Какая информация отсутствует на аэрофотоснимке, но есть на плане местности?

Ответ :

На аэрофотоснимке отсутствует, а на плане местности имеется следующая информация: масштаб плана, урез воды, абсолютные высоты и линии высот на местности, название населенных пунктов и географических объектов, уточнены породы деревьев, а также некоторые потройки.

2. Заполните таблицу, указав виды изображений поверхности Земли, их достоинства и недостатки.

Ответ :

3. Нарисуйте самостоятельно условные знаки.

Ответ :

4. Рассмотрите условные знаки на рисунке. Самостоятельно подпишите значение каждого условного знака. Проверьте себя по атласу и оцените свою работу.

Ответ :

Как вы думаете, почему эти условные знаки объединили в три группы?

Ответ :

Растительность, Гидрография, Населенные пункты и Пути сообщения.

5. Установите соответствие между условными знаками и их значениями.

Ответ :

6. При построении плана местности было сделано три ошибки. Выпишите их

Ответ :

Не указаны численный, именованный, линейный масштабы плана. Не подписано, через сколько метров проведены горизонтали.

7. Рассмотрите на рисунке план местности. Представьте, что вы идёте по шоссе из деревни Берёзкино в посёлок Речное. Перечислите все объекты, которые встретятся вам по пути.

Ответ :

Дорога, мост, река Камеланка, машино-тракторная мастерская, колодец, ветряная мельница, силосная башня, здания.

План местности незаменим для туристов, а также для людей, которые занимаются аграрным хозяйством. План местности позволяет хорошо изучить все особенности небольшой площади.

Что такое план местности

План местности представляет собой изображение небольшого по площади участка земной поверхности в уменьшенном виде. Благодаря плану, мы можем узнать все характеристики данной местности, а также особенности расположения и предметов и объектов на ней. Рассматривая план местности, можно заметить, что одноэтажные и двухэтажные здания нанесены на нем одинаково. Это объясняется тем, что формы всех предметов на плане изображены так, как мы их видим сверху.

Условные знаки на плане местности

Для того, чтобы легко различать разные объекты на плане местности, необходимо знать определенную систему условных знаков. Основную роль в изображении условных знаков играют цвета. Группа однородных предметов на плане местности всегда окрашена одним цветом. Например: лес изображается зеленой краской, озеро – голубой, кустарники – бледно – салатовой, горы – коричневой. Автомобильные дороги зачастую обозначаются прямой линией, строения имеют форму прямоугольника.

Относительная и абсолютная высота

Для полной передачи рельефа поверхности на плане местности следует знать на какой высоте находятся заданные точки. Для того, чтобы определить находится объект в низменности или на возвышенности, принято сравнивать его высоту относительно уровня океанов или морей. Высота уровня моря называется абсолютной и обозначается как нулевая (0). В Российской Федерации за абсолютную высоту принято считать уровень Балтийского моря. Точки, которые расположены выше абсолютной высоты, имеют положительную относительную высоту (горы, возвышенности, холмы). Точки, которые находятся ниже абсолютной высоты, обладают отрицательной относительной высотой (впадины, долины рек). Относительные высоты объектов земной поверхности измеряют при помощи прибора нивелира.

Значение плана местности для человека

План местности нужен не только для изучения географии, но и для повседневной деятельности людей. Чаще всего план местности используется в строительных работах. Строители, перед началом строительства любого объекта составляют план, который помогает определить все неровности земной поверхности местности. План местности часто используется фермерами в процессе занятия посевными работами и освоения новых сельскохозяйственных площадей. Также план местности незаменим во время туристических походов.

Перед принятием решения о строительстве какого-либо хозяйственного объекта, о прокладке дорог, о размещении земель необходимо иметь изображение данной местности. Его можно иметь в виде рисунка или фотографии. Они сделаны обычно с поверхности Земли, поэтому на них не всегда видно, какие размеры и формы имеет этот участок, одни предметы заслоняют другие. Изображение местности может быть в виде , на которых местность показана сверху, однако на них не все предметы похожи на их действительный вид на местности, не все предметы местности можно определить (отдельно стоящее дерево, куст, ключ, мельница). На аэрофотоснимках нет названий , населенных пунктов, трудно здесь определить и деревьев, из которых состоят леса. Наиболее удобным и полным способом изображения местности является план.

Планом местности называется чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нем показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты. По плану местности можно определить взаимное расположение этих объектов, расстояние между ними, данного места и многое другое.

Значение плана местности огромно. Он верный помощник человека при изучении природы, ведении хозяйства, для туризма и при обороне страны. В сельском хозяйстве план местности необходим для размещения сельскохозяйственных объектов, определения размеров пашен, сенокосов, пастбищ. По планам устанавливают место строительства хозяйственных объектов, зданий, прокладки дорог, путей сообщений, линий электропередач. Все эти объекты сначала намечают на плане местности. Такие планы имеют все аварийные службы. Они позволяют быстро приблизиться к месту аварии.

План местности, так же как и , - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Но план отличается от .

На плане изображают небольшие участки местности, поэтому их вычерчивают в крупных масштабах, например, в 1 см - 5 км. На картах же показаны значительные участки местности - материк, государство, мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах: в 1 см - 1 км, или в 1 см - 100 км, в 1 см - 250 км.

При построении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают и считают, что участки поверхности являются плоскостью. При построении же карт кривизна земной поверхности всегда учитывается.

Планы являются очень подробным изображением местности, вплоть до отдельно стоящего дерева. На картах изображены только большие объекты: крупные реки, озера, горы, города. На плане Москвы четко видны многие улицы, а на карте Москва обозначена звездочкой.

Как обозначаются предметы местности на плане? Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

Внимательно посмотрите рисунок 16. Здесь волнистая длинная синяя линия - река; местность с изображением дерева - лес; мелкие коричневые точки - пески; многочисленные коробочки - дома, селения; зеленый участок с мелкими кружочками - сад.

Рис. 16. План местности.

Планом местности называют изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде (по-латыни планум - плоскость).
По плану можно узнать общие черты местности, месторасположение предме­тов и точно определить расстояние меж­ду ними.
Формы предметов на плане - это вид предметов сверху. Поэтому одно-, двух- и многоэтажные дома выглядят одинаково, так как на бумагу наносят только лишь занимаемую ими площадь (рис.17).


Рис. 17. Нанесение предметов местности на план.

Чтобы различить предметы на плане, возникает необходимость сверху написать их названия. Но тогда весь чертеж состоял бы из надписей. И было бы трудно понять такой чертеж. Поэтому, для того чтобы было легко представить характер местности, используют условные знаки (рис. 18).

Рис. 18. Условные знаки.

Во многих случаях рисунок или цвет условных знаков показывает особенности предметов, изображенных на плане. Например, обозначения одинокого дерева, ветряной мельницы, дорожного указа­теля и многие другие знаки напоминают их внешний вид. Группа однородных объектов, тесно связанных друг с другом, занимающих определенную поверхность земли, раскрашена однородными красками. Например, водная гладь раскрашена голубой краской, лес - зеленой, местность с обозначением кустарниковых растений - бледно-зеленой и т.п.

3. Абсолютная и относительная высоты. Для изображения рельефа земной поверхности на плане необходимо знать высоты точек. На земле имеются горы, возвышенности, низменности. Насколько они высоки или низки, можно узнать, сравнив их высоты относительно одинакового уровня. В качестве первоначального уровня берут поверхность океана или моря, принимаемого за 0.
Абсолютной высотой называют высоту точки земной поверхности, отсчитываемую от уровня моря или океана (по-латыни абсолют - неограниченный, безусловный). На территории бывшего Советского Союза абсолютная высота земной поверхности отсчитывается относительно уровня Балтийского моря. Там высота - Ом.

Рис. 19. Положительные и отрицательные абсолютные высоты.


Высота точек, расположенных выше уровня моря, считается положительной, а расположенных ниже - отрицательной (рис.19). Разность высот от одной точки земной поверхности до другой называют относительной высотой.
Например, если вершина холма на 20 м выше его подошвы, то это будет относительная высота. Относительные высоты на земной поверхности определяют с помощью инструмента нивелира.


Рис. 20. Нивелир.

Простейший нивелир можно легко изготовить самим. На верхнюю часть рейки высотой 1 м горизонтально прибивают деревянную планку. На ней устанавливают отвес на шнуре, который используют для проверки правильности уровня планки (рис. 20).
Для определения высоты холма один ученик, стоя у подошвы холма, направляет нивелир к его склону. Второй ученик вбивает колышек в указанное место. Это означает, что место забитого колышка от нивелира находится на 1 м выше. Далее нивелир переносят к колышку и направляют на следующую точку. Таким образом, перемещаясь вверх по склону, определяют относительную высоту вер­шины холма от его подошвы (рис. 21).


Рис. 21. Измерение высоты холма.


4. Горизонтали. На плане местности и топографической карте рельеф земной поверхности изображается горизонталями (по-гречески горизон - разграничивающий). Горизонталями называют ли­нии, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Горизонтали можно сравнить с линиями уровня воды, расположенными на определенной высоте земной поверхности. На рисунке 22 показано, как уровень воды, поднимаясь, постепенно заливает холм. 1 - вода заливает подошву холма. 2, 3, 4 - вода, поднимающаяся каждый раз на 1 метр, заливает определенные участки холма.


Рис. 22. Изображение холма горизонталями.


Горизонтали на топографических картах проводят через определенные высоты (1 м, 2,5 м, 5 м, 10 м и т.п.). Величина этих высот зависит от масштаба карты и от характера земной поверхности. Например, на топографической карте масштаба 1:10 000 на плоской равнине горизонтали проводят через каждые 2,5 м, а на холмистой местности - каждые 5,0 м.
Чтобы легко определить характер земной поверхности, на карте цифрами обозначают высоты не­которых горизонталей и точек. Верхняя часть цифры всегда направлена в сторону повышения, а нижняя часть - понижения высоты. Кроме того, направление ската показывает перпендикулярная к горизонталям черточка бергштрих (по-немецки берг - гора, штрих - черта) (рис. 23).


Рис. 23. Определение различия форм рельефа по цифрам и бергштриху. Расположение цифр показывает повышение и понижение высоты местности.


Некоторые формы земной поверхности (обрывы, овраги и т. д.), которые невозможно обозначить горизонталями, изображают с помощью дополнительных условных знаков.

5. Значение плана для деятельности человека. План очень необходим в ежедневной жизни. Перед тем, как начать любое крупное строительство завода, фабрики и гидроэлектростанции, нужно начертить план той местности. Чтобы проложить дорогу, построить здание, ну­жен план. Специалист сельского хозяйства также планирует посевные работы. План помогает ориентироваться на местности во время туристических походов и путешествий. Поэтому умение разбираться в плане, наносить его на бумагу при не­обходимости приносит очень большую пользу.

1. Что такое план?

2. Как изображается поверхность земли на плане?

3. Что называют абсолютной и относительной высотой?

4. Что такое горизонтали? 5.

Для чего используется бергштрих?

6. Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

7. Нарисуйте в тетради условные знаки и запомните, что они обозначают.

8. Используя нивелир, определите высоту холма или глубину оврага.

error: