Гражданская продукция опк. Директора подмосковных организаций опк обсудили переход на выпуск гражданской продукции

Одним из ключевых вопросов форума станет продвижение гражданской продукции предприятий ОПК.

О необходимости увеличить долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до уровня не менее 50% к 2030 году президент РФ Владимир Путин объявил в своем послании к Федеральному Собранию в конце 2016 года. Согласно перечню поручений по реализации послания президента, опубликованному на сайте Кремля, к 2020 году доля гражданской продукции в ОПК должна составить не менее 17%, к 2025-му - не менее 30%, к 2030 году - не менее 50%. Президент отметил, что пришло время «нацелить отрасль на создание современной, конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации, судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей».

Адаптация к рынку

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа. Но нынешняя диверсификация не должна повторить ошибок 90-х, когда все оборонные предприятия ринулись к производству достаточно простых товаров широкого потребления. Даже ракетный завод тогда называли кастрюльным.

Об «умной конверсии» Президент РФ Владимир Путин говорил неоднократно.

Надо учесть, что ситуация для оборонных предприятий сегодня усложняется потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, а это, в свою очередь, приведет к сокращению гособоронзаказа. Поэтому государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации. Есть ли тут сложности? Да, конечно.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», - сказал в начале ноября министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Однако пока еще многие руководители организаций ОПК пока не знают, что производить, им не хватает маркетологов, технологий для производства гражданской продукции, не хватает производственного персонала и, что важно, нет своих денег на модернизацию. Казалось бы, проблемы нерешаемы, тем более что предприятия ОПК никогда раньше не задумывались о «гражданке».

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, летом 2017 года создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка), которая специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы - льготные займы от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% - на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции - не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», - отметил Денис Мантуров.

Но уже сегодня можно сказать, что в стране есть примеры удачной организационной трансформации и адаптации предприятия под выпуск продукции гражданского назначения: концерны «Швабе», «Калашников» и «Радиоэлектронные технологии», а также предприятие «Алмаз- Антей».

К тому же в России сегодня есть и положительной опыт выделения гражданского направления в отдельный дивизион . Например, компания «Гражданские самолеты Сухого» , которая производит самолеты «Сухой Суперджет» и входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию».

И вот первые серьезные результаты.

«Калашников» еще освоит и сухогрузы

Оружейный концерн «Калашников» решил заняться грузоперевозками зерна: для этого компания построит восемь сухогрузов и создаст своего оператора - Волго-Донскую судоходную компанию , о чем подробно рассказало РИА Новости.

Для реализации идеи «Калашников» с ОАО «Дельта-Агро» (агропромышленная компания в Волгоградской области) создают Волго-Донскую судоходную компанию (ВДСК), сухогрузы которой будут осуществлять до 160 рейсов в год и перевозить до 900 тыс. тонн зерна и сельскохозяйственных культур.

Для строительства новых сухогрузов выбран хороший момент: в регионе средний возраст судов 35–40 лет, списание старых происходит быстрее, чем появление новых.

Как отмечают эксперты, на рынке наблюдается дефицит флота река-море, поэтому строительство новых судов река-море упростит логистику. Государство проводит политику по развитию внутренних водных путей, проекты по двум гидроузлам планируется завершить к 2021 году, что практически совпадает со сроками «Калашникова».

При этом концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», - отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд рублей, сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Наиболее популярные продукты для экспорта у «Калашникова» - карабины «Сайга» и «Тигр», которые поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Так, ружье Сайга-12 исп.030 поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. А Белорусская школа биатлона закупает винтовки БИ-7-4. При этом концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz - популярным среди ведущих биатлонистов мира.

«Алмаз-Антей» займется радиотехническим обеспечением полетов и аэронавигационным обслуживанием

«Алмаз-Антей» в декабре представит в Санкт-Петербурге передовые технологии гражданского применения в сфере телекоммуникаций. 4 декабря 2017 года в рамках панельной сессии «Развитие телекоммуникационных технологий в Арктической зоне» представители концерна представят решение по организации цифрового телевещания в труднодоступных и Арктических регионах . В рамках рабочей сессии планируется обмен мнениями по важнейшим аспектам государственной политики в области развития телекоммуникаций в высоких широтах.

Как основной производитель и системный интегратор оборудования для Единой системы организации воздушного движения Концерн ВКО «Алмаз-Антей» на площадке форума презентует передовые разработки в области радиотехнического обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания.

Кстати, концерн ВКО «Алмаз – Антей» уже оснастил оборудованием новый аэропорт в Ростове-на-Дону, получивший название Платов, о чем подробно рассказало «Око планеты» . В рамках этого проекта АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» являлся генеральным подрядчиком по системной интеграции всего комплекса средств наблюдения, навигации, связи и управления аэропорта, а также поставщиком оборудования по оснащению аэропорта комплексами и средствами наблюдения за воздушным движением в районе аэропорта, наблюдения и контроля за движением наземных средств и воздушных судов по поверхности аэродрома. Кроме того, Концерн оснастил новый объект оборудованием связи и метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации.

Напомним, что концерн ВКО «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы организации воздушного движения Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи. В ноябре этого года концерн принял участие в Международной авиационно-космической выставке «Дубай Аэрошоу – 2017», где презентовал модели зенитных ракетных систем (ЗРС) и комплексов различной дальности, радиолокационных станций (РЛС) наблюдения за воздушным пространством, а также натурный образец радиолокационной станции охраны объектов.

Все крупные центры управления воздушным движением страны, в том числе один из крупнейших в Европе – Московский центр, комплектуются в основном аппаратурой Концерна. Предприятия, входящие в состав Концерна, поставили и внедрили как в России, так и за рубежом сотни радиолокационных средств и систем, а также оснастили средствами наблюдения, связи и автоматизации целый ряд центров управления воздушным движением.

«Швабе» разработал высокочастотные зеркала

Холдинг «Швабе» (входит в «Ростех». – сайт) выпускает оптические и лазерные приборы: от прицелов для охотников до светофоров и микроскопов, телескопов и техники для обсерваторий. Продукция холдинга пользуется спросом в 95 странах мира. Помимо этого «Швабе» производит медтехнику, в том числе для новорожденных. Так, инкубаторы «Швабе» спасают жизнь детям в Индонезии.

Основными направлениями деятельности «Швабе» являются разработка и серийное производство оптических и лазерных систем и комплексов, современных оптических материалов и технологий, станкостроения, наукоемкой медицинской техники, фотоприемных устройств, систем аэрокосмического мониторинга и дистанционного зондирования Земли, приборов для научных исследований, энергосберегающей светотехники, наномеханики, а также другой высокотехнологичной продукции. Номенклатура изделий, выпускаемых Холдингом, превышает 6500 единиц.

И вот сейчас холдинг «Швабе» разработал и изготовил уникальную систему адаптации высокоточных зеркал диаметром до 1100 мм. Новинка в настоящее время успешно применяется при производстве гражданских и специальных изделий для оптико-электронных систем наземного и космического базирования.

Перспективы

О перспективах развития ОПК в России в июне этого года вышел материал журналиста RT Алексея Заквасина, где автор подробно и аргументированно объяснил , как и почему ОПК будет приспосабливаться к реалиям рынка.

В интервью RT глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что огромный потенциал конверсии оборонпрома сосредоточен в радиоэлектронике. В 2020 году объёмы роста выпуска подобной продукции должны вырасти в 3,7 раза, а в авиационном сегменте - вдвое.

А министр здравоохранения Вероника Скворцова полагает, что у оборонки есть большие возможности на рынке медицинских изделий. По состоянию на сентябрь 2016 года доля ОПК на этом рынке составляла лишь 1,3%. Глава Минздрава убеждена, что оборонным компаниям под силу удовлетворить потребности медицины в отечественном оборудовании.

«По нашим расчётам, за три года, к 2020 году, не менее чем в два раза - до 15% от российской части рынка - могло бы быть у предприятий ОПК, то есть 6% от всего рынка медизделий. Это минимум», - отметила Скворцова на совещании под председательством главы государства в прошлом году.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого - экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках - доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель - занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12% . Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. «Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию - радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений», - сказал ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Остается дополнить, что Международный экспортный форум «Сделано в России» проводится с 2012 года и стал значимым событием для профессионального сообщества. Мероприятие традиционно собирает представителей государственной власти, участников рынка, экспертов и аналитиков, привлекая внимание широкой общественности к теме развития несырьевого экспорта и поиска эффективных путей решения существующих проблем экономики.

Конверсия оборонной промышленности – регулируемый государством процесс преобразования оборонной промышленности в целях полной или частичной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения. Происходит прекращение производства продукции военного назначения и ее замещение выпуском предметов потребления и товаров производственно-технического назначения на имеющемся или замененном производственном аппарате.

Фактически ОПК включает в себя часть отраслей машиностроительного комплекса – авиастроение, радиотехнику, определенное транспортное машиностроение, электронику, судостроение; часть топливно-энергетического – атомную промышленность; часть химии – производства различных видов топлив, взрывчатых веществ и др. В ряде регионов России оборонные предприятия производили более половины промышленной продукции. Это относится и к закрытым городам (Челябинск-16, Красноярск-9 и т.п.), к средним и крупным (Ковров, Королев, Ижевск, Новосибирск и др.) В целом в СССР на ОПК тратилось, по некоторым данным, 15-25% ВВП (для сравнения, в США – 5-6%). Гипертрофированное военное производство не оставляло ресурсов и средств для качественного развития гражданского машиностроения, производства товаров широкого потребления.

Основные цели проведения конверсии в РФ:

  • обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования потенциала организаций оборонной промышленности;
  • обеспечение социальной защиты работников конверсируемых предприятий;
  • обеспечение НТП за счет приоритетного развития наукоемких производств;
  • развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
  • снижение экономической зависимости от импорта продукции;
  • создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.

Современный тип конверсии осуществляется в соответствии с принятым законом "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Каждые три года должны приниматься ФЦП, в которых конкретизируются цели, задачи осуществляемых мероприятий, вносятся изменения в механизм осуществления перепрофилирования предприятий.

Прошедшие несколько этапов конверсии позволяют сделать вызывающие тревогу выводы. Технологическое переустройство ОПК прагматически настроенные специалисты называют деиндустриализацией страны. Оборонные предприятия, выпуская уникальную военную продукцию, не смогли наладить производство гражданской, оказались не в состоянии найти свое место, свою нишу на рынке.

На многих предприятиях ОПК пытались изготавливать предметы бытовой техники, но массовое производство качественной гражданской продукции с минимальным внешним контролем оказалось не менее трудным, чем выпуск сложной военной техники с применением высоких технологий, но ограниченными партиями. Обещание Правительством поддержки конверсии, к сожалению, оказалось декларацией. Если в 1989-1990 гг. союзное правительство частично финансировало перепрофилирование предприятий, то российские власти отдали это на откуп специально созданным фондам, кредитным и другим структурам, а реальные средства с каждым этапом конверсии уменьшались.

В начале 2002 г. ОПК России насчитывал 1500 предприятий, но уже через год-два количество исполнителей гособоронзаказа Правительство РФ предполагает довести до 500-600. Оставшимся заводам Правительство намерено оказывать точечную поддержку, но в основном градообразующим (сейчас их около 130). Сокращение оборонного заказа повлекло за собой потерю более 300 современных технологий. Кроме того, переход на выпуск мирных изделий в ОПК затруднен еще и тем, что стоимость одного нормо-часа военной продукции была в 5-6 раз выше, чем на производстве гражданской.

Нормативные документы, правовая база конверсии имеются почти во всех регионах. Приватизированные предприятия, осуществляющие переход к выпуску гражданской продукции, практически все раздроблены с нарушением технологии и, как уникальные производства, по всей видимости, потеряны, а некоторые просто разворованы.

Журенков Денис Александрович, Трушкова Елена Александровна

Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ принято решение о разработке Стратегии диверсификации ОПК до 2030 года. Первый проект должен быть подготовлен уже в октябре.

В стратегии должны быть отражены цели, задачи, механизмы, основные этапы и направления диверсификации оборонной промышленности.

5 месяцев на разработку

Решение было принято по итогам военно-промышленной конференции «Диверсификация производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК» в г. Перми 6 марта 2018 г.
В срок до 1 октября 2018 Минпромторг России - совместно госкорпорациями Росатом, Роскосмос и Ростех - должен разработать проект Стратегии диверсификации организаций ОПК до 2030 года.
Кроме целей, задач, механизмов и направлений диверсификации в Стратегии должна быть определена роль и место органов власти, институтов развития, организаций ОПК и частного бизнеса.
На указанной конференции были приняты еще ряд решений, которые, скорей всего, будут также отражены в Стратегии-2030 на системной основе.
1. Совместно с топливно-энергетическим комплексом, банками, инфраструктурными корпорациями и телеком-операторами необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по возможным механизмам формирования дочерних компаний или совместных предприятий, создаваемых организациями ОПК для производства ПГН и ПДН. С привлечением в их уставный капитал финансовых средств от компаний-учредителей. По замыслу, эти же компании должны стать заказчиками и основными потребителями этой продукции.
2. Поддержана идея по проведению общероссийского конкурса «Делай в России и покупай российское». Необходимо также разработать предложения по статусу национальной премии, вручаемой победителям конкурса за успехи в решении задач диверсификации ОПК.

3. Необходимо провести анализ результативности действующих мер господдержки отечественных производителей высокотехнологичной гражданской продукции.
4. Уже до 1 июля необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по внесению изменений в законодательство, дающие возможность отечественным производителям высокотехнологичной продукции гражданского назначения заключать долгосрочные контракты на выполнение ОКР, серийное производство и сервисное обслуживание.
5. Совместно с компаниями ТЭК принято решение по созданию индустриальных полигонов, обеспечивающих опытную промышленную эксплуатацию соответствующей продукции ОПК.
6. Роскосмос должен представить в коллегию ВПК РФ предложения по реализации проектов «Космическая медицина» и «Космическая энергетика», а Росатом совместно с Минздравом России - по проекту «Радиационная медицина». В проекте атомщиков должно быть предусмотрено создание передвижных (мобильных) комплексов, обеспечивающих медуслуг населению в труднодоступных районах России.
7. Госкорпорации «Ростех» необходимо представить в коллегию ВПК РФ предложения по открытию региональных представительств и филиалов ООО «НПО «Конверсия». Деятельность НПО «Конверсия» призвана систематизировать процесс создания и вывода на рынок новых образцов высокотехнологичной продукции и подготовки мощностей для их выпуска. На решение этой задачи работают фактически все инструменты поддержки НИОКРов в отраслевых госпрограммах и общесистемные механизмы импортозамещения.

Инфраструктура диверсификации

Ускоренная разработка Стратегии диверсификации-2030 связана с уже сокращающимися расходами федерального бюджета. Доля расходов по разделу «Национальная оборона» составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году - 2,7% и в 2020 году - 2,5%. Кстати, по итогам 2017 года ВВП в текущих ценах составил 92 трлн рублей.
Доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее - ПГН и ПДН) от общего объема продукции ОПК: 17% к 2020 году, 30% к 2025 году и 50% к 2030 году установлена поручением Президента России от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346. По предварительным оценкам, целевой показатель 2020 года уже достигнут, и составляет 17,2%.
Во исполнение перечней поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845, от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 (подпункт «ж» пункта 1), о мерах по использованию потенциала ОПК для выпуска ПГН и ПДН Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития формируется система инструментов финансовой поддержки проектов по диверсификации производства организаций ОПК и продвижения такой продукции на внутренние и внешние рынки. К ключевым созданным инструментам необходимо отнести:
1) на базе государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) созданы интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, электронная торговая площадка, сервис для сбора данных по проектам организаций ОПК;
2) сформирован каталог гражданской продукции предприятий ОПК, по состоянию на 25 апреля 2018 г. в каталог внесено 6 811 позиций продукции предприятий различных отраслей. Из них: 2 609 позиций высокотехнологичной ПГН и ПДН, производимой организациями ОПК («радиоэлектронное оборудование» - 655, «медицинская техника» - 452).
3) на системной основе Минпромторгом России проводятся конгрессно-выставочные мероприятия, направленные на продвижение на внутреннем и внешних рынках ПГН и ПДН, производимой предприятиями ОПК;
4) определены ряд организаций, отвечающих за процесс диверсификации:
создана коммерческая организация, специализирующаяся на продвижении на внутренний и внешний рынки ПГН и ПДН - ООО «НПО «Конверсия» (совместное предприятие Государственной корпорации «Ростех» и Внешэкономбанка). Кроме увязки спроса и предложения, деятельность НПО «Конверсия» сфокусирована на внедрении в организациях ОПК принципов проектного управления, открытии центров компетенции и комплексной аналитической поддержке оборонных организаций;
приказом Минпромторга России от 2 февраля 2017 г. № 293 ФГУП «ЦНИИ «Центр» был определен организацией, осуществляющей функции центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК - Центр диверсификации организаций ОПК.
для создания оптимальных условий проведения диверсификации в госкорпорации «Роскосмос» в составе АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» создан Центр диверсификации - единый координатор по созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки непрофильной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
5) Минпромторгом России совместно Госкорпорацией «Ростех», АНО «Корпоративная сетевая академия», Фонд развития промышленности, Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» («Иннопрактика») организована работы по реализации образовательной программы в формате конкурса среди технологических предпринимателей ОПК. Конкурс нацелен на развитеи компетенций организаций ОПК по продвижению и увеличению спроса на высокотехнологичную гражданскую продукцию.

Полную версию статьи читайте печатном номере журнала.

Сфера технологий во все времена были двигателем прогресса и развития общества. В этой статье мы рассмотрим систему оборонно-промышленного комплекса, ее влияние на экономику России, структуру и другие важные моменты.

В первую очередь новые технологии появляются в военной отрасли. Современные компьютеры, усовершенствованные приборы и другая техника финансировалась на протяжении многих лет государством в полном объеме. В дальнейшем фирмы разработчики смогли диверсифицировать свои технологии для гражданского общества. Российская Федерация является не исключением в этом вопросе, также как и ее предшественник СССР. Всем известный факт: папиросы в СССР были того же диаметра, как и патроны для оружия. Такая тенденция привела к увеличению размеров закупки в оборонно-промышленном комплексе, после чего предприятия смогли значительно расширить сферу своей деятельности.

Развития мирного атома и в целом - заслуга гонки технологий при создании атомной бомбы. Оборонные технологии и в настоящее время являются передовыми в науке.

Что такое ОПК?

Оборонно-промышленный комплекс - это совокупность предприятий и учреждений, которые специализируются на производстве и разработке оборудования и военной техники.

Структура ОПК:

  • научно-исследовательские центры, основная задача которых - теоретические исследования;
  • конструкторские бюро - создают макеты и пробные образцы по представленной документации вышеописанных учреждений;
  • лаборатории и полигоны, которые предназначены для испытаний новых разработок;
  • предприятия, занимающиеся широким производством протестированных и утвержденных образцов.

Основные моменты оборонно-промышленного комплекса

  1. Границы размещения объектов. Как правило, все подобные предприятия и учреждения расположены вдалеке от центральных районов государства. Такие меры необходимы для безопасности простых граждан и сохранения конфиденциальности.
  2. Правило секретности. Все важные объекты всегда хорошо охраняются, города, в которых они располагаются, даже не значатся на карте. Они не имеют названия и просто нумеруются порядковым номером.
  3. Предприятия, входящие в оборонно-промышленный комплекс России, обязательно имеют дублеров, расположенных хаотично в разных районах страны.

Специализация ОПК

  • Строительный комплекс: производство бетонных плит, перекрытий и других материалов.
  • Химическая промышленность: изготовление реагентов, ядовитых веществ, которые, например, можно распылять в воздухе, поражая противника на дальнем расстоянии.
  • МШК: поставляет ракеты, суда, автомобили, авиа- и бронетехнику, производит приборы для связи и др.
  • ТЭК: занимается производством ядерного топлива.
  • Легкая промышленность: пошив обмундирования, производство разного вида технических тканей.

комплекса России

Перечислим несколько стратегически важных предприятий:

  • Завод им. М.Л. Миля, специализирующийся на производстве вертолетов, расположенный в Московской области.
  • ПКО «Теплообменник», находится в городе Нижний Новгород.
  • Центральный НИИ точного машиностроения, построен в г. Климовске.
  • НПП «Рубин», функционирует в г. Пензе.
  • НТЦ «Завод Ленинец», расположен г. Санкт-Петербург.

Прорыв в сфере технологий искусственного разума

Казалось бы, еще недавно заоблачные технологии искусственного разума применялись только в современных разработках ведущих мировых инженеров в области наведения и определения целей. Инновационные открытия учреждений оборонно-промышленного комплекса позволили создать специальный аппарат для увеличения массы приносимого груза и для облегчения передвижения солдат — экзоскелет. Подобие данной технологии уже несколько лет применяется для восстановления больных, что не способны ходить и передвигаться без посторонней помощи. Экзоскелет - передовая разработка большинства стран мира в области оборонных технологий. Ее применение значительно увеличит способности человеческого организма.

Открытия в области микроэлектроники

Разработки в области микроэлектроники давно являются прерогативой оборонных предприятий по всему миру. Множество секретных аппаратов увидело свет в лице гражданского продукта спустя многие годы после их изобретения. Датчики движения, используемые в столь популярных сегодня умных домах, на протяжении долгого времени являлись основой обороноспособности множества стран. Их использовали для защиты границ от проникновения злоумышленников и оперативного реагирования на пересечение государственной границы. А сейчас такие датчики применяются на современной технике для определения приближающихся объектов. Стоит заметить, что данная аппаратура может использоваться как в военной сфере, так и потребительской.

Беспилотные дроны: краткое ознакомление

Беспилотные дроны - основа современной разведки военных действий. Предназначены они для исследования местности. Качественные снимки и информация, получаемая с практически мгновенно позволяют вычислять и определять точное местоположение противника и их инфраструктурных строений.

Беспилотные устройства с некоторых пор применяются и в гражданских отраслях. Как пример можно привести съемки развлекательных мероприятий или торжеств с высоты птичьего полета, а также геодезическую съемку местности и т.д.

Назначение и применение ОПК в гражданской сфере

Разработки в рамках оборонно-промышленного комплекса позволяют упростить трудную задачу исследователей, археологов, историков. Глубоководные аппараты, изначально предназначенные для помощи подводным лодкам, разминирования акваторий и другой подобной деятельности, сейчас применяются для исследования морских глубин и поиска новых разновидностей живых существ на глубинах, к которым раньше не могли подобраться ученые.

В заключение можно сказать, что оборонные технологии на протяжении всего времени существования человечества являются двигателем прогресса. Множество видов деятельности, которые ранее были предназначены для нападения или защиты, крепко вошли в повседневную жизнь.

В июле 2017 года вышел доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ под названием «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках». Авторами доклада являются С. Д. Розмирович, Е. В. Манченко, А. Г. Механик, А. В. Лисс. В качестве экспертов привлекались Бочкарев Олег Иванович, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации; российские экономисты, представители научных институтов и предприятий ОПК.

В докладе отмечается, что Государственные программы вооружений на 2007–2015 гг. и 2011–2020 гг. (ГПВ–2015 и ГПВ–2020 соответственно) дали толчок к масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которая реализовывалась через ряд федеральных целевых программ (ФЦП) и, в первую очередь, федеральную целевую программу развития ОПК на 2011–2020 гг. Однако объемы госзакупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) уже в ближайшей перспективе будут существенно уменьшены.
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а к 2030-му - до 50%.
Как отмечают эксперты, ситуация в оборонно-промышленном комплексе современной России принципиально отличается от той, что сложилась в СССР. «С одной стороны, - писал Виктор Рассадин, - превалирование военных целеполагающих установок над гражданскими приводило к ограничению номенклатуры гражданских товаров. Например, видовое разнообразие химической продукции гражданского назначения на одних и тех же заводах зависело, прежде всего, от потребностей в продукции военной химии, чем объяснялся перекос в структуре минеральных удобрений в сторону избытка азотосодержащих соединений. С другой стороны, уровень технологических и технических требований к гражданскому производству был существенно занижен по сравнению с военным» (В. Н. Рассадин, А. Санчес-Андрес. «Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования». Проблемы прогнозирования, 2001).
«В России в настоящее время практически нет избыточных военных мощностей, - отмечает Игорь Фролов, - например, самолетов фронтовой авиации, таких как Су-35 и Су-34, производится порядка двух десятков штук в год, это меньше полка, то есть совсем немного». Можно сказать, что в настоящее время ОПК практически оптимален и по составу, и по масштабу.
Конверсия, по словам Фролова, «в настоящее время должна быть не способом ликвидации военного производства, а способом его сохранения и преобразования производственно-технологического аппарата. Другое дело, как сделать так, чтобы это было эффективно, а гражданский сектор экономики тоже получил бы развитие». И это одна из основных проблем современной конверсии.
По мнению генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Владимира Довгия, «принятые президентом решения даже трудно назвать очередной конверсией. Это скорее попытка решения с привкусом легкого оттенка конверсии в рамках государственной промышленной политики, очень серьезной задачи создания фактически будущей структуры экономики России. Текущая задача преобразования ОПК - это уже не столько задача разгрузить экономику от всего, что упало на плечи России после Советского Союза, как это было в 1990-е гг., сколько задача, состоящая в том, чтобы, исходя из текущего состояния ОПК, сделать маневр его силами, средствами, компетенциями, кадрами таким образом, чтобы максимально использовать заделы, которые у него есть. Что накоплено - не потерять, а тому, что не пригодится сейчас для производства военной техники, найти лучшие способы применения. Нужно просто обратить внимание на наращивание опыта предприятий ОПК - не столько в технологиях, не столько в оборудовании, не столько в научно-техническом заделе, а очень быстро и серьезно наращивать компетенции, работать в рыночной логике: есть открытый рынок, где нужно действовать по-рыночному».
У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х гг. строился как сугубо военный. И на многих заводах у нас выпуск оборонной продукции составляет от 70 до 90%, а по некоторым - 97–98%. И это затрудняет проведение таких экономических и технологических маневров.
На большинстве зарубежных компаний ОПК больше половины выпуска составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ, а это циклично происходит, для них гораздо проще. «При этом, - отмечает Игорь Фролов, - издержки в рамках единого комплекса могут переноситься с гражданского производства на военное и наоборот. Как правило, стараются издержки переносить на гражданскую продукцию, потому что государством постоянно ставится задача в рамках наращивания военных расходов сделать рост цен на военную продукцию ниже, чем реальная инфляция. Но это возможно в разовых контрактах, но невозможно даже в среднесрочной перспективе по всей номенклатуре продукции. Реально это приводит к периодическим скачкам повышения контрактных цен, что вызывает недовольство и Минобороны РФ и Военно-промышленной комиссии РФ».
Все это создавало и продолжает создавать серьезные затруднения при переходе предприятий российского ОПК на производство гражданской продукции.
Во-первых, при налаживании выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК неизбежно встает вопрос о техническом переоборудовании (которое в силу узкой специализации производственных мощностей, используемых в изготовлении военной продукции, может оказаться, либо нерентабельным либо вообще невозможным).
Во-вторых, на оборонных предприятиях может не оказаться соответствующих специалистов - как в инженерно-конструкторском корпусе, так и маркетингово-управленческом, что неизбежно ставит вопрос о переквалификации рабочих и инженерно-технических работников и др.
В-третьих, для выпуска гражданской продукции необходима техническая документация, которая продается в виде патентов и лицензий, их покупка является затратными инвестициями, доступными не каждому предприятию.
В-четвертых, военный и гражданский секторы развили две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.
Задача диверсификации ОПК не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию ОПК организовать выпуск гражданской продукции на своих мощностях и довести его до установленной доли. Как показывает практика реализации программ конверсии, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции.

Дифференцированный подход к предприятиям ОПК

Для активизации роли ОПК в указанных направлениях необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям. По мнению Виктора Ивантера, все предприятия ОПК в отношении к конверсии можно и нужно разделить на три условные группы.
1. Предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).
2. Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции, например:

  • объединенная авиастроительная корпорация, ОАК (самолеты гражданской авиации);
  • объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК (газотурбинные энергетические установки и газоперекачки, двигатели для гражданских самолетов и вертолетов);
  • объединенная судостроительная корпорация, ОСК, (гражданские морские и речные суда, ледоколы, техника для освоения шельфа);
  • «Вертолеты России» (гражданские вертолеты);
  • «Концерн "Алмаз-Антей"» (системы управления воздушным движением, телекоммуникационное оборудование);
  • «Концерн "Швабе"» (медицинское оборудование, приборы для научных исследований, энергосберегающая светотехника).

Предприятия данной группы, безусловно, способны самостоятельно нарастить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.
3. Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации.
На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. И таких предприятий в ОПК - большинство. «По сути, правительство РФ, - объясняет Игорь Фролов, - предлагает на оборонных предприятиях развивать какие-либо гражданские производства, используя накопленные оборотные средства прошлых лет, в том числе и от экспортных контрактов, а также освобождаемые производственные мощности. А государство должно при этом софинансировать проекты. Но это путь в тупик. Это уже проходили в 1980–1990-е, и оборонщики, конечно, воспринимают такой вариант развития ситуации негативно».
Для предприятий, образующих третью группу, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции.

Сложности, сопровождающие выход ОПК на рынок гражданской продукции

Обобщенные результаты анализа опыта (в основном отрицательного) деятельности в области производства и реализации гражданской (непрофильной) продукции той группы предприятий оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более (то есть предприятий третьей группы), показывают следующее.
1. Испытываются сильнейшие затруднения в позиционировании и продвижении гражданской продукции, в частности из-за неизвестности производителей и отсутствия брендов.
2. Требуются существенные капиталовложения и расходы ресурсов для преодоления барьеров вхождения в рынки с новыми продуктами.
3. Ограниченность возможностей не позволяет действовать даже на региональном уровне и тем более не дает реализовать рыночный потенциал общероссийского масштаба, которым может обладать существенная часть инновационной гражданской продукции в случае ее производственного освоения.
4. Возникает необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости (трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.
5. Работа ведется в условиях высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителями аналогичной продукции. При этом предприятия ОПК не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты.
6. Производство и реализация ряда изделий является хронически убыточным из-за несоответствия существующей производственной системы уровню реального платежеспособного спроса.
7. Имеются факты непродуктивной конкуренции между предприятиями внутри интегрированных структур ОПК в попытках становиться «финалистами», осваивать и выпускать идентичную гражданскую продукцию или изделия одного продуктового ряда.
8. Структура научно-технических и производственных комплексов, задействованных на предприятиях в выпуске гражданской непрофильной продукции, развивается по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов производства востребованной на рынке продукции.
9. Нехватка кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок крайне отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.
10. Отсутствует четкость в расстановке приоритетов при одновременном развитии на предприятиях спектра направлений непрофильной гражданской продукции, а также отсутствует концентрация финансовых потоков для их осуществления, в ряде случаев происходит фактическое игнорирование реальных рыночных потребностей и т. д.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у значительной доли предприятий оборонной промышленности на фоне динамичных прогрессивных процессов в профильной деятельности и устойчивого роста выпуска продукции в непрофильном направлении набрали силу негативные тенденции, характеризующие угрозу возникновения системного кризиса.

Причины кризисных явлений обусловлены следующими обстоятельствами

Для большинства руководителей предприятий в силу сложившихся стереотипов процессы разработки, производства и реализации непрофильной гражданской инновационной продукции, требующие масштабных инвестиций, по-прежнему остаются второстепенными. Производство непрофильной гражданской продукции общепромышленного назначения организуется и осуществляется на фоне основной профильной деятельности. По сравнению с выгодными военными заказами, выполняемыми в профильной области, доходы от реализации непрофильной продукции невелики, а, следовательно, мало привлекательны, особенно с учетом того факта, что требуется значительно больший расход ресурсов на развитие этих бизнесов и позиционирование на новых рынках в условиях сильной внешней конкуренции.
Как правило, осваиваемое непрофильное гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие на предприятии организацию и технологии производства, изменение которых считается недопустимым. Второстепенность подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемого непрофильного гражданского производства. В этом заключается одна из важнейших управленческих проблем стратегического характера, предопределяющая возникновение системного кризиса.
Следствием второстепенности является соответствующее отношение к ресурсному обеспечению непрофильного направления, осуществляемому по остаточному принципу. В результате это направление значительно острее, чем другие, испытывает, например, нехватку менеджеров, недостаток квалифицированных кадров рабочих, конструкторских специальностей и пр.
Зачастую отсутствуют объективные автономные оценки эффективности непрофильных направлений деятельности (бизнесов), что приводит к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, образованию в составе предприятий и интегрированных структур ОПК в целом дополнительных центров затрат и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции и т. д.
Для непрофильного гражданского производства на предприятиях характерны две крайности - две полярные организационно-экономические модели. Первая модель предполагает автоматический перенос структуры затрат (включая весомые условно-постоянные издержки и накладные расходы) профильного производства на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения.
Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию.
Обе эти модели неприемлемы для притока негосударственных инвестиций в инновационную деятельность и освоение производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.
Вторая организационно-экономическая модель в последние годы породила еще одну проблему, состоящую в поддержании проблемных и кризисных производств непрофильной гражданской продукции за счет успешных оборонных, а также за счет инвестиций федерального бюджета. В основе этой проблемы лежит тезис о безусловном сохранении и наращивании существующего научно-производственного потенциала предприятия без должной оценки экономической целесообразности. Считается, что решение проблемы состоит в субсидировании деятельности проблемных производств за счет перераспределения доходов от прибыльных контрактов внутри предприятия. В этой связи единственной разумной альтернативой является выдвижение в качестве стратегической линии поддержки только успешных высокотехнологичных непрофильных направлений, рост масштабов которых позволит организовывать новые рабочие места и виды производств.
Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции, как показал почти 20-летний опыт, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера.
Требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.
Вместе с тем непринятие мер по устранению перечисленных проблем (инерционный сценарий) приведет, наиболее вероятно, к следующим последствиям.
На предприятиях группы оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более, произойдет постепенная утрата экономической целесообразности освоения производства высокотехнологичной непрофильной продукции гражданского назначения. Это притом что зарубежные крупные военно-промышленные компании, действующие зачастую в более благоприятных финансово-экономических условиях, считают для себя чрезмерно рискованной занятость каким-либо одним направлением и целенаправленно осуществляют диверсификацию бизнеса в области продукции гражданского назначения.
В силу снижения гособоронзаказа при отсутствии компенсации за счет роста производства высокотехнологичной непрофильной гражданской продукции начнется неизбежное в таких условиях замораживание технологического уровня производства и постепенное устаревание и обесценивание основных производственных фондов, в том числе созданных за последние годы при решающей доле средств ФЦП. Начнутся большие кадровые потери - как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Деградационные процессы породят социальные проблемы, особенно остро переживаемые на градообразующих предприятиях.
Такой сценарий для предприятий оборонной отрасли является неприемлемым. 

error: