Формы достижения воспитательных результатов. Формы достижения воспитательных результатов Экономика и экономическая наука


на занятиях интегрированного курса «Мастерская добрых дел»:

Уровень рез-ов Приобретение социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия
1 класс Познавательные игры Тематические экскурсии Обучающие психологические тренинги Мини-курсы
2 класс Познавательные беседы. Тематические экскурсии. Экспедиция Коллективное творческое дело Социальные пробы Субботник Участие в школьных социальных акциях
3 класс
Познавательные беседы. Предметные экскурсии Коллективное творческое дело Презентации продуктов деятельности. Участие в социальных акциях. Социальные пробы Субботник
4 класс Самостоятельное выполнение социально-значимых проектов
Познавательные беседы. Тематические экскурсии Встречи с интересными людьми. Тематические дискуссии. Коллективное творческое дело Презентации продуктов деятельности; Социальные пробы Субботник Социально-образовательный проект

Формы продуктов проектной деятельности : спектакль, праздник, экскурсия, поход, выставки, презентации.

Формы организации общественно-полезной деятельности: общественно полезные практики, социальные пробы.

Ожидаемые воспитательные результаты:

Результаты первого уровня: приобретение школьником знаний о правилах ведения социально приемлемого образа жизни, о принятых в обществе нормах взаимоотношений, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективно-творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня: приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской деятельности, опыта и самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Учебно-тематическое планирование в 1 классе.

Содержание разделов и тем Блок I УУД Кол.– часов а/з Неауд/з
Мы строим будущее умение работать по предложенному учителем плану;
Большому кораблю – большое плавание или Как научиться ставить цели. умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. Блок II умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
День проектов «Символика нашего класса», 3 часа
1. Учимся распределять роли. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли.
2. Проект «Символика нашего класса». умение работать коллективно; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; выбор наиболее эффективных способов решения задач
Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия. Блок III учет разных мнений; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
1. Чистота – залог здоровья
2. Если класс я уберу, чистоту я сберегу.
День проектов «Сочини загадку», 3 часа
1. планирование, прогнозирование;
2. Проект «Учимся составлять загадки». организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
3. Презентация продукта. «Подарок для маленьких читателей». Рефлексия. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Общественно-полезная деятельность
1. Рейд «Береги учебник»
2. Книжкина больница
Проект «Птицы вокруг нас», 3 часа
1. Учимся наблюдать. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
2. Проект «Птицы вокруг нас» умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; умение осуществлять поиск информации.
3. Презентация продукта. Рефлексия. - умение презентовать работу; - умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
Общественно-полезная деятельность
1.Операция « Покормите птиц зимой»
2. Акция «Берегите птиц»
Проект «Слава героям!», 3 часа
1. Учимся искать информацию - умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
2. Проект «Слава героям». - планирование учебного сотрудничества (К)
3. Результат проекта: праздничная гирлянда к празднику. Рефлексия. - умение понимать чувства других людей и сопереживать им. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
Общественно-полезная деятельность
1. Акция «Поздравь ветерана»
2. Возложение гирлянды к памятнику «Слава героям»
Проект «Спешите делать добро», 3 часа
1. Учимся выдвигать гипотезу. - умение выделять гипотезу; умение формулировать проблемы с помощью учителя;
2. Проект «Спешите делать добро». - умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
3. Презентация результатов проектной деятельности. Рефлексия.
Общественно-полезная деятельность
1-2.Акция «Чужих стариков не бывает»
Проект «Как развлечь малышей», 3 часа
1. Учимся выступать публично. -умение строит речевое высказывание в устной форме;
2. Проект «В гостях у сказки» -умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
3. Презентация продукта – спектакль «Рукавичка». Рефлексия. действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
Общественно-полезная деятельность
1-2. Представление спектакля в детском саду «Южанка»
Проект «Есть встать в строй!», 3 часа
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»? формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
2. Проект «Есть встать в строй!», волевая саморегуляция
3. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Общественно-полезная деятельность
1-2 парад для ветеранов - миротворцев
Проект «Как поздравить наших мам», 3 часа
1. Учимся работать с информацией по группам. - умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
2. Проект «Мама – главное слово». Учимся создавать продукт проектной деятельности. умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
3. Презентация проекта. Рефлексия. - умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Общественно-полезная деятельность
1-2 Операция «Чисто в доме – маме приятно»
Проект «Комнатные растения», 3 часа
Учимся планировать свою деятельность. умение планировать деятельность;
Проект «Комнатные растения» Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата
Презентация проекта. Рефлексия. осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Общественно-полезная деятельность
1-2 Общественно-полезная практика. Озеленим родную школу
Проект «Как украсить пришкольный участок», 3 часа
1. Учимся прогнозировать результаты деятельности -умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности,
2. Проект «Цветочная клумба». - умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
3. Реализация проекта. Рефлексия. - умение осуществить рефлексию.
Общественно-полезная деятельность
1-2 Социальная проба «Школьная клумба»
Итого Проектная деятельность
Итого Общественно – полезная деятельность в рамках проектной деятельности
Общественно-полезная деятельность, 11 часов
Общественно – полезные практики: уборка урожая на юннатской станции.
Общественно – полезные практики: подготовка деревьев к зиме
Социальная акция. День Матери.
Социальная акция. День пожилого человека.
Социальная акция. Ветеран живёт рядом.
Операция «Кормушка»
Итого

Результат деятельности

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности человека

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд .

  • * общение - взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра - вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение - вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием , помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием , активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью , соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра - вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она - ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами . Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер , для взрослых являются средством общения, отдыха .

Учение - вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков . В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения - не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью . Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Труда. Она получается сверх непосредственного (либо конечного) полезного результата, который достигается при осуществлении любого из сопоставляемых тождественных вариантов производства вне зависимости от того, на базе какой техники оно осуществляется. Это очень важный дополнительный результат Чем меньше труда затрачивают на производство данных изделий, тем больше освобожденного труда идет на увеличение производства другой продукции в целях более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей народа и обеспечения задач, стоящих перед нашим обществом. При установлении преимуществ и недостатков вариантов по затратам общественного труда, естественно, возникают вопросы какие затраты общественного труда  

Используемые в настоящее время приемы осуществления тождества полезных результатов по вариантам могут быть разделены на две группы приемы прямого приведения к одинаковым результатам и приемы косвенного порядка.  

Финансовые затраты на проведение технических мероприятий, временной разрыв между внедрением новшеств и получением полезного результата, а также вероятность потерь от нововведений требуют оценки риска инновационных решений . При этом возникает необходимость четкого разграничения ожидаемых убытков, чему в экономической практике не уделяется должного внимания. Если возникновение убытков от инноваций не вызывает сомнений и. предусмотрено заранее, то потери от риска имеют определенную степень вероятности, что связано с факторами неопределенности . Поэтому при оценке экономического риска, по нашему мнению, следует рассчитывать не только заранее предусмотренные убытки, но и неожиданно возникающие вероятные потери.  

Удельная себестоимость строительства по отдельным объектам-представителям на единицу полезного результата  

Единой основой всех форм хозяйствования является повышение эффективности труда, выражающей собой отношение полезного результата (повышение качества выпускаемой продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т. д.) к затратам труда и получение этого результата.  

Вопросы, рассмотренные в этих главах, имеют фундаментальное значение для управленческого учета . Главы 1 и 2 посвящены самым общим вопросам "почему ", "что " и "как ". В главе 3 обсуждаются проблемы оценки и ее роль в решении задач планирования. Главы 4 и 5 посвящены дискуссионным вопросам включения накладных затрат в себестоимость продукции и анализу полезности результатов использования различных методов калькулирования для принятия управленческих решений.  

длительностью периода , в течение которого предприятие получает полезный результат. Поэтому при принятии решений об инвестировании необходимо проводить перспективный анализ доходов и затрат. Характер принимаемых в связи с этим решений долгосрочный и связан с прогнозированием денежных потоков - задачей весьма сложной, когда приходится учитывать возможные колебания результатов инвестирования в зависимости от изменения многих факторов.  

Наибольшие трудности при определении эффективности научно-технического прогресса в связи с тем, что еще не решена методически проблема соизмерения затрат с их полезными результатами.  

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.  

Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.  

Соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию , представляемую пользователям финансовой отчетности . Выгоды - это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации , содержащейся в финансовой отчетности . Затраты состоят из расходов на составление и представление финансовой отчетности , контроль за представлением и достоверностью представляемой бухгалтерской информации , а пользователей на обработку и использование этой информации.  

Таким образом, инвестиционные затраты (вложения в реальные активы) отличаются длительностью периода времени, в течение которого предприятие получает полезный результат.  

В координатах х, у для прямоугольника допустимых значений искомых неизвестных строятся линии равной выгодности. Для участника А это совокупность параллельных выпуклых функций , для участника В - это совокупность параллельных вогнутых функций . Точки возможных условий контракта - это точки касания функций полезности результата для участников.  

Определяющей характеристикой инновационного процесса является инновационный цикл , от структуры и эффективности реализации которого зависят конечные результаты функционирования всей системы управления научно-техническим развитием . Следует рассматривать такие стадии инновационного цикла наука - техника - производство - потребление, через которые проходит каждое научно-техническое нововведение. При этом, по нашему мнению, необходимо рассматривать управление этими стадиями не изолированно, а как взаимосвязанным сложным процессом создания и реализации инноваций, т. е. как инновационным циклом . Управление им следует начинать с поисковых исследований и выработки идей нового продукта . Доля не приносящих полезного результата усилий в этой фазе очень высока. Поэтому, чем больше альтернативных идей, тем реальнее успех и больше размах вариаций в постоянно изменяющихся ситуациях. Разработчик должен заботиться о наличии идей во всех структурных единицах НИО, используя все возможные источники идей как внутри, так и вне ее.  

Однако можно ли с подобным багажом знаний и навыков двигаться дальше, вступать в то царство рыночной экономики , о котором мечтает российское общество Наверное, можно, если иметь в виду, что негативный опыт - это не только опыт, но и полезный результат рыночных блужданий и поиска. Предприниматель, по крайней мере, будет знать, от чего следует отказаться Так мы уже работали, но так работать нельзя... .  

Работа - целенаправленные усилия, деятельность, необходимые для получения какого-либо полезного результата.  

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.  

Валовая продукция представляет в денежном выражении объем конечного полезного результата работы предприятия за

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального

error: