Чем похожи птицы и животные. Класс птицы

1-2- 3, на учителя смотри!

II . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Сообщение темы и цели урока

Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица ) (слайд 1) – Так о ком же мы будем говорить? Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать – Цель нашего занятия – повторить и обобщить знания о птицах, их строении, повадках, среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе, в частности о птицах. – Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строчки М.М. Пришвина и И. Дружинина (слайд 2) Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. ( М. Пришвин)

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
…Иди к земле хорошим другом
,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
(И. Дружинин )

III . Постановка проблемных вопросов. 1. Чем птицы отличаются от других животных? 2. Что позволяет птице летать? 3. Каких птиц называют перелётными, осёдлыми, кочующими?

IV . Этап актуализации знаний.

Птицы. Что мы о них знаем? Символом мудрости со времён античной Греции является сова.
Двуглавый орёл в гербе России – символ храбрости, силы.
Птицы населяют все материки и острова земного шара. В настоящее время в мировой фауне известно около 9000 видов птиц, а всего птиц на земном шаре приблизительно 100 миллиардов.
Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные в слоях земной коры обнаружили окаменевшие кости скелета неизвестного существа, а рядом отпечатки его перьев. Они назвали эту птицу археоптериксом, что в переводе на русский означало «древнее крыло».
Учитель: В современном мире учёных, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называют орнитологами. Орнитология – наука, изучающая жизнь и повадки птиц. (слайд 3) – Чем отличаются птицы от других животных? По каким признакам строения тела и образа жизни мы определяем птицу?

V . Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся А) Практическая работа. (слайд 4) Учитель: У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
– Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
– Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло?
(Перья летят, они лёгкие )
– Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно?
(Вода скатилась капельками)
– Какой вывод сделаем?
(Перья защищают птицу от воды и сырости)
– Для чего нужны большие перья птицам?
(Чтобы летать)
– А маленькие? (
Для тепла) - А сейчас закройте глаза и представьте себе полет птицы. Вот птица взмахнула крыльями, начинает их опускать, крылья отталкиваются от воздуха, снова опускаются, и снова взмах. Тело птицы имеет обтекаемую форму, удобную для полёта. Перьевой покров сохраняет тепло и не даёт птице замёрзнуть даже в сильные холода. (Слайд 5 ) Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв. Б) Определение птиц по их голосам Учитель: Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока: Какие они? Каких только звуков не издают птицы! Они могут петь, кричать, кукарекать, квохтать, гулить, ухать, гоготать, курлыкать, чирикать ( Звучит фонограмма пения птиц.) (Слайд 6) – Голоса каких птиц вы сейчас услышали? (Выслушиваются ответы детей: сова, дятел, орёл, воробей, журавль, гусь)
– Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (
слайд 7 ) Птицы по способу питания делятся на группы: хищные (орёл, сова, ястреб), зерноядные (клёст, овсянка, кедровка), всеядные (ворона, жаворонок, галка); насекомоядные (синица, кукушка, ласточка); по месту обитания в окружающей среде: дикие и домашние (куры, утки, гуси) по способу перелётов: перелётные, кочующие, осёдлые Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, стриж, соловей, ласточка) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель) Это зимующие птицы. Кочующие (поползень, снегирь, свиристель, чиж) Что значит осёдлые птицы? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте) Каких вы знаете осёдлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка) . Физминутка. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Гордо прямо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

VI . Этап применения изученного.

    Ребята, где можно встретить птиц? (Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…) (слайды 8, 9, 10)

    Очень часто птицы являются героями произведений (в сказках, рассказах, стихах, баснях..) Вспомните некоторые из них.

    Соловей – Андерсен «Соловей»

    Гусь – С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    Петушок – А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    Ласточка – Г. Андерсен «Дюймовочка»

    Сова – А. Милн «Винни Пух и все, все, все»

    Лебедь – Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

    Утка – Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

    Воробей – К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

    Стриж – В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

    Ворона – А. Крылов «Ворона и лисица»

VII . Этап контроля и самоконтроля

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте тетрадь на с.. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). (Взаимопроверка)

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по заданию?

VIII . Этап коррекции

Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?

(Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их).

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».( Слайд 11 )

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? (Дети высказывают свои мысли.) Как вы можете помочь птицам? (Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотрели,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

А в пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник - скворец...

Вот и зимушки конец. Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. Люди расточительно относились к природе. Срывали растения, распахивали, сжигали земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, третьих выловили хищники. В конце концов люди поняли, что если не помочь природе, животных будет гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, составили официальную – Красную книгу. Идея этой книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. (показ Красной книги)

IX . Этап подведения итогов занятия. Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв.) Какая отличительная особенность у этих животных? (Есть перья) Учитель: Ребята, а теперь, прежде, чем подвести основной итог урока, послушаем Гнётову Дашу. Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я.
Здравствуй, Родина моя!
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют,
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
- Зачем нужны птицы? Какое значение птиц в жизни человека? (объект охоты: мясо, яйцо, пух, перо; защитники урожая: поедают насекомых, уничтожают грызунов; певчие и декоративные птицы: доставляют удовольствие.) – Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей) - Почему надо заботиться о птицах? (Птицы – наши друзья)

Дополнительный материал. А знаете ли вы, что…

    Лебедь выводит птенцов в дождь.

    У дятла самый длинный язык.

    У пингвина крылья покрыты не перьями, а чешуёй.

    Орёл летает выше всех.

    Птичка колибри может летать хвостом вперёд

    Колибри – самая маленькая птичка.

    Птицы страус, киви, пингвин – летают.

    Самая большая птица – африканский страус.

Используемая литература :

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.– 160с
2. Классные часы 1–4 класс / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.– 287с
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов \ Пер. К.Мишиной, А. Зыковой.– М.: Эксмо, 2006.– 512с.

Людмила Вяткина
Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа)

Цели занятия :

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города ;

Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) ;

Учить отличать птиц от других животных ;

Обогащать и активизировать речь детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке ;

Рассматривание иллюстрации с птицами ;

Разучивание подвижной игры «Птицелов » ;

Чтение художественной литературы о птицах .

Оборудование :

Демонстрационный материал «Птицы » ;

Модели – схемы для сравнения птиц с другими животными ;

Несколько перьев птиц ;

Ножницы, стаканчики с водой;

Карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы ;

Кормушки и различный корм для птиц .

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети : (перечисляют признаки осени) .

Воспитатель : почему стало мало птиц ?

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных ?

Дети : (отвечают, опираясь на модели – схемы) .

Воспитатель : каких птиц вы знаете ?

Дети : (перечисляют птиц ) .

Воспитатель : куда улетают птицы осенью ?

Дети : на юг.

Воспитатель : как называются птицы , которые улетели на юг?

Дети : перелетные птицы .

Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Дети : о перелетных.

Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц ?

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания ребята, до радостной встречи весной! Мы обязательно к вам вернемся!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель : Что не правильно?

Дети : мухи.

Воспитатель : А мухи – это кто?

Дети : насекомые.

Воспитатель : вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(дети хлопают)

Воспитатель : начинаем снова…

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель : один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы . Продолжаем…

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель : что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель : Ребята, а еще у всех птичек есть перышки, каждое перо имеет стержень, и если мы положим перышки на стол и на них подует ветерок, что случится?

Дети : перья полетят, они легкие.

Воспитатель : если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Дети : чтобы летать.

Воспитатель : для чего им нужны маленькие перышки?

Дети : для тепла.

Воспитатель : теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети : перья разные по цвету. Они украшают птиц .

Воспитатель : часто можно встретить очень красивых птиц .

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением )

Воспитатель : вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов » .

Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель : не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети : зимующие, оседлые.

Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц ?

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц , а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель : молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Дети : (высказываются) .

Воспитатель : как можно проявить о них заботу зимой?

Дети : …

Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Дети : …

Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель : но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети : …

Воспитатель : каких вы запомнили перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : чем птицы отличаются от других животных?

Дети : …

Воспитатель : для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Дети : …

Воспитатель : спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц .

краткое содержание других презентаций

«Достопримечательности Санкт-Петербурга» - Медный всадник. Спасибо за просмотр. Невский проспект. Санкт-Петербург. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Летний сад. Музей блокады. Исаакиевский собор. Смольный собор. Александро-Невская Лавра.

«Виды грибов» - Если грибок рыжий. О чём пойдёт речь. В шляпе розовой. Зеленушки. Подосиновик. Самый желанный гриб. Моховик. Запомни правила. Нет грибов дружней, чем эти. Зеленушка. Пословицы о грибах. Подберёзовик. О каком грибе идёт речь. Сороки. Мухомор. Викторина. Очень дружные сестрички. Сорока. Белый гриб. Маслята. Грибы. Волнушка. Вешенки. Опята. Бледная поганка. Ядовитые вещества. Я в красной шапочке расту.

«Мир вокруг нас» - Как автор называет Россию. Под ногами общий пол. У нас один на всех светильник и печка. Земля. Герб. Мир вокруг нас. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Тема. Ход урока. Наша страна - Россия. Флаг. Общий дом с прекрасным названием Вселенная. Живем мы на разных материках и в разных странах. Почему хорошеет наша Родина. Гимн России. У нас над головой общая крыша. Государственные символы.

«Животные Красной книги мира» - Самые крупные ослы в мире. Одно из редких животных Красной книги. Осёл пуату. Красная книга. Красный цвет предупреждает. Находится на грани исчезновения. Чёрный носорог. Вырубка лесов влечёт снижение их количества. Каждый человек обязан беречь природу. Кубинский щелезуб. Окапи. Одно из редких видов животных Красной книги. Мадагаскарская руконожка. Редкие и исчезающие животные Красной книги.

«Время года весна» - Весна - описание времени года. На лесной проталинке вырос цветик маленький. Март. Весна идёт. Загадки про весенние цветы. Апрель. Загадки о весне. Сад примерил белый цвет, соловей поет сонет. Весна. Весенние народные приметы. Май.

«Растения и животные Красной книги России» - Красная книга России. Ландыш майский. Колокольчик. Бобр. Северный олень. Бабочка-шелкопряд. Серый дельфин. Ёж. Мы - хозяева нашей природы. Амурский тигр. Журавль-красавка. Красный цвет – это сигнал опасности.

Птицы, как и млекопитающие, принадлежат к классу животных, но, не смотря на эту объединяющую особенность, птицы имеют целый ряд способностей и признаков, которые существенно отличают их от млекопитающих.

У многих на ум приходит самое явное отличие – перьями и крыльями. Да, это так. Оперение характерно лишь для птиц, иначе они бы не смогли совершать свои полеты. Птицы относятся к позвоночным животным, и это их объединяет с млекопитающими, рыбами, рептилиями, позволяя зачислять птиц в огромное биологическое царство – Животные.

Произошли птицы от рептилий и этому они обязаны своему дальнему родителю – ящерам. Первым птицеподобным существом была птица археоптерикс. Она жила около 120 миллионов лет назад и была похожа на ящера, размером с голубя, которая передвигалась на задних конечностях, имела крылья, но не умела летать. У нее также был клюв, перья, усаженные зубы, но длинный, двадцати позвонковый хвост от ящерицы.


Перелеты были планирующими и сложно давались археоптериксу, но у него были длинные острые когти, с помощью которых ящер без труда карабкался по деревьям и совершал короткие перелеты. Следуя из этого, можно с уверенностью сказать, что прародитель современных птиц был полу ящером полуптицей, поэтому родство этих двух классов животных очевидно.

Кто такие животные, а кто такие птицы

Животные – это живые организмы, объединяющиеся в одно крупное царство. В это царство ходит около 34 типов животных, которые в свою очередь подразделяются на 50 миллионов видов живых существ .

Птицы – это те же животные, но тело, которых покрыто не шерстью, а перьями. Передние конечности птиц модифицировались в крылья, которые подарили им возможность полета. Всего насчитывается около 10000 видов различных птиц.

Сравнительная характеристика животных и птиц

Если птицы и животные принадлежат к одному биологическому царству, то тогда возникает вопрос об их различиях. В чем же разница между этими представителями животного царства?

Нужно сказать, что все птицы – это теплокровные животные , которые умеют летать. Такая необычайная способность определила и сформировала морфологические и физиологические особенности птиц, а также приспособило их тело к полету. В результате длительной эволюции передние конечности птиц трансформировались в крылья, а ноги стали более массивными и мускулистыми. Массивные ноги нужны птице для успешного взлета и приземления, а хвост служит регулировщиком направления.

Животные в отличие от птиц, могут быть как теплокровными (млекопитающие), а также холоднокровными (рептилии, рыбы, амфибии). У некоторых типов животных вообще отсутствует кров (плоские черви, оболочники, губки).

Тело птицы в отличие от животного покрыто перьями . Оперение позволяет создать большую обтекаемость тела при полете, а при низких температурах перо лучше сохраняет тепло маленького тела птички. Тело животного в свою очередь имеет самое разнообразное покрытие. Это может быть эпидерма, чешуя, хитиновый покрой, раковина, кожа или просто шерстяной покров.

Кости птиц невероятно прочны, несмотря на их легкость по сравнению с костями животных. В процессе полета огромное значение имеет слитность и неподвижность тела. Она обеспечивается сращением позвонков всех отделов позвоночника птицы, за исключением шейного. У птиц в сравнении с животными достаточно длинная и вытянутая шея, а также имеется киль. Многие типы животных, не включая хордовых, вообще не имеют внутреннего скелета.


Пищеварительная система птицы начинается с клюва, чего нет у животных. Обмен веществ ускорен, что требуется для того чтобы пища быстро перерабатывалась, обеспечивая при этом птицу нужным количеством свободной энергии затрачиваемой на полет. В ускоренном режиме работает кровеносная, дыхательная, выделительная система.

error: