Методы сопоставительного анализа качества управления. Пример градации качества и компетентности экспертов

Методы управление качеством в проекте Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи Метод - способ познания или достижения какойлибо цели, решение конкретной задачи

Методы управление качеством в проекте 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Функционально-стоимостной анализ Функционально-физический анализ Структурирование функций качества Анализ последствий и причин отказов Сравнительный анализ затрат и выгод Анализ ценности и стоимости качества (анализ цепочек создания стоимости и ценности) Методы контроля качества Методы обеспечения качества

Методы управление качеством в проекте 1. Функционально-стоимостной анализ ФСА - метод системного исследования функций, работоспособности различных объектов и затрат на их реализацию. Наиболее широко ФСА в настоящее время применяется для технических объектов-изделий, их частей и деталей, оборудования, технологических процессов производства, а также организационных и управленческих процессов. Основная цель анализа - выявление резервов снижения затрат на НИОКР, производство и эксплуатацию рассматриваемых объектов. Т. к. только 20 -30% стоимости любого объекта относится к выполнению его основных функций, связанных с удовлетворением потребностей, а примерно половина - идет на выполнение различных вспомогательных функций, a 5 -12% стоимости объекта вообще не нужны, ибо не связаны с требуемыми функциями.

Методы управление качеством в проекте 1. Функционально-стоимостной анализ ФСА - система воззрений, методов и процедур, обеспечивающих безусловное снижение затрат на выполнение объектом или системой требуемых функций при обязательном повышении (сохранении на исходном уровне) потребительских свойств этих объектов. ФСА – одна из методик повышения ценности, которая позволяет выбрать наилучшие технические решения и оптимизировать стоимость проекта.

Методы управление качеством в проекте При проведении ФСА определяют функции элементов технического объекта или системы и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с тем, чтобы эти затраты, по возможности, снизить. Проведение ФСА включает следующие основные этапы: l 1 -й этап: этап последовательного построения моделей объекта ФСА (компонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме; l 2 -й этап: этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа.

Методы управление качеством в проекте В ходе анализа рассматриваются различные технические решения, которые позволят внести в проект дополнительную ценность: l исключить дублирующие объекты, l снизить излишний запас мощности оборудования l снизить стоимость продукта и проекта, l повысить надежность оборудования и т. д. Далее осуществляется оценка предложений по двум критериям: простота реализации и оценочный размер экономии. Данная оценка позволяет выделить наиболее интересные предложения, которые в дальнейшем будут проработаны командой, и, возможно, в дальнейшем реализованы.

Методы управление качеством в проекте 2. Функционально-физический анализ - это технология анализа качества предлагаемых проектировщиком технических решений, принципов действия изделия и его элементов. ФФА проводится для разрабатываемых продуктов и процессов. Его целью является анализ физических принципов действия, технических и физических противоречий в технических объектах (ТО) для того, чтобы оценить качество принятых технических решений и предложить новые технические решения. Применение ФФА позволяет повысить качество проектных решений, создавать в короткие сроки высокоэффективные образцы техники и технологий и таким образом обеспечивать конкурентное преимущество предприятия.

Методы управление качеством в проекте 3. Структурирование функций качества QFD (развертывание функций качества) - экспертный метод, использующий табличный метод представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название "домиков качества". Основная идея РФК заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами ("фактическими показателями качества" по терминологии К. Ишикавы) и нормируемыми в стандартах, технических условиях параметрами продукта ("вспомогательными показателями качества" по терминологии К. Ишикавы) существует большое различие.

Методы управление качеством в проекте Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда существенны для потребителя. Идеальным случаем был бы такой, когда производитель мог проконтролировать качество продукции непосредственно по фактическим показателям, но это, как правило, невозможно, поэтому он пользуется вспомогательными показателями. Технология РФК - это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию. Инструменты РФК. - таблица специального вида, получившая название "домик качества". В этой таблице отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).

Методы управление качеством в проекте Инструменты РФК. - таблица специального вида, получившая название "домик качества". В этой таблице отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями). Основные этапы технологии РФК: 1. 2. 3. Разработка плана качества и проекта качества. Разработка детализированного проекта качества и подготовка производства. Разработка техпроцессов.

Методы управление качеством в проекте 4. Анализ последствий и причин отказов (Failure Mode & Effect Analysis – FMEA-анализ) – это технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя. FMEA-анализ проводится для разрабатываемых продукций и услуг с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.

Методы управление качеством в проекте FMEA-анализ не предусматривает изучение экономических показателей, в том числе затрат, связанных с низким качеством. Задачей FMEA-анализа является выявление дефектов, которые обуславливают наибольший риск для потребителя, определить их потенциальные причины и вырабатывают корректирующие воздействия до того, как эти дефекты проявятся и, таким образом, предупредить затраты на их исправление. Объектами FMEA-анализа процессов могут быть: - Конструкция изделия; - Процесс производства; - Бизнес-процессы (документооборот, финансовые процессы и т. д.); - Процесс эксплуатации изделия.

Методы управление качеством в проекте 5. Сравнительный анализ затрат и выгод Основная выгода от выполнения требований к качеству может заключаться в: l уменьшении числа доработок, l увеличении производительности, l уменьшении затрат, l росте удовлетворенности заинтересованных сторон проекта. В экономическом обосновании каждого действия в области качества сравнивается стоимость соответствующей меры в отношении качества с ожидаемой от нее выгодой.

Методы управление качеством в проекте 6. Анализ ценности и стоимости качества (анализ цепочек создания стоимости и ценности) Стоимость качества – это совокупная стоимость всех мероприятий на протяжении жизненного цикла продукта, направленных на повышение качества, обеспечение соответствия определенным требованиям, а также предупреждение факторов, способных вызвать снижение качества и его несоответствие требованиям (доработка). Издержки вследствие дефектов часто разделяются на внутренние (выявленные в рамках проекта) и внешние (выявленные заказчиком). Издержки вследствие дефектов также называются ≪стоимостью низкого качества≫. На рис. представлено несколько примеров для рассмотрения из каждой области.

Методы управление качеством в проекте Стоимость качества (затраты на систему качества + стоимость устранения ошибок)

Методы управление качеством в проекте 7. Методы контроля качества в проекте: – – – – – контрольные листки, мозговой штурм, схема процесса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, временной ряд, контрольная карта, гистограмма, диаграмма разброса, выборочные оценки. Большинство из этих методов статистические.

Методы управление качеством в проекте Контрольный листок (таблица проверок)‑ это удобная документная форма для сбора и анализа информации, используется, чтобы определить частоту возникновения того или иного события. Контрольные листки используются на всех стадиях проекта. Они предоставляют данные для анализа более сложными статистическими методами.

Методы управление качеством в проекте Перед использованием контрольных листков необходимо убедиться, что все сотрудники, которым предстоит их заполнять, одинаково понимают используемые в них термины. Лучше, если для каждого сотрудника и для каждого исследуемого дня работы будет свой контрольный листок. Также может вестись один сводный контрольный листок у контролера, мастера или бригадира.

Методы управление качеством в проекте Сотрудник Количество брака с 1 по 5 июня 1 2 3 Итого 4 5 за неделю Иванов I I I I I I 23 Петров I I I I I I 24 Сидоров I I I I I I I 22 Яшин I I I I I I 22 Всего 18 20 20 17 Рис. Контрольный листок контролера 16 91

Методы управление качеством в проекте Мозговой штурм Этот метод используется для выработки группой идей по какому-то вопросу. Как правило это вопрос “почему? ”, “как? ” или “что? ”. Например, “почему срывается срок поставки? ”, или “как избежать срыва срока поставки? ” и т. д. Вопрос должен быть сформулирован и одинаково понят всеми участниками мозгового штурма.

Методы управление качеством в проекте Основные правила проведения мозгового штурма: 1. Все высказанные идеи должны записываться, какими бы они не казались глупыми или нереальными. Чем больше идей, тем лучше. Лучше, если записи будут вестись на доске или флипчарте, чтобы все могли видеть уже высказанные идеи. 2. Запрещается критиковать или оценивать высказанные идеи, даже негативными гримасами. Мозговой штурм это генерация, а не оценка идей. Ведущий должен строго следить за выполнением этого правила. 3. Запрещается обсуждать идеи. Обсуждение будет позднее. 4. Можно развивать уже высказанные идеи. 5. Лучше, если идея записана дословно, как она высказана автором.

Методы управление качеством в проекте Рекомендуемое время проведения мозгового штурма ‑ 5 -15 минут. Высказывание идей может вестись двумя способами: 1. Упорядоченно по очереди, когда ведущий последовательно обращается к каждому. При этом за раз высказывается только одна идея. Если идей нет, то человек пропускает свою очередь. 2. Неупорядоченно, когда идеи высказываются по мере их возникновения.

Методы управление качеством в проекте Схема процесса. Существует 4 типа схем процесса: l раскрывающаяся схема, l детальная схема, l схема потока, l схема применения. Детальная схема ‑ это более подробная раскрывающаяся схема, в которой учтены все действия процесса. Она требует много времени для построения и применяется только в том случае, если эти трудозатраты оправданы.

Методы управление качеством в проекте Схема потока ‑ это схема движения чего-либо в рассматриваемом процессе. Например, для оптимального размещения комнат сотрудников на этаже может быть построена схема движения сотрудников при выполнении своих функций по этажу во время рабочего дня. После этого комнаты распределяются так, чтобы сделать это движение минимальным. Схема применения представляет из себя таблицу, в которой строки соответствуют действиям, выполняемым в рамках процесса, а столбцы ‑ исполнителям этих действий. При этом на пересечении строк и столбцов могут ставиться различные значки, чтобы различать кто выполняет это действие, кто проверяет правильность и т. д.

Методы управление качеством в проекте Раскрывающаяся схема это пошаговая схематичная картинка, используемая, чтобы определить основные этапы процесса или описать исследуемый процесс. Она показывает последовательность действий в процессе и обеспечивает единство понимания и терминологии у членов команды, анализирующих процесс. Имея схему процесса, команда может определить места возможных или имеющихся сбоев и выработать меры по их предотвращению. Раскрывающаяся схема также может использоваться для описания нового (измененного) процесса, который собираются внедрить для улучшения качества.

Методы управление качеством в проекте Чтобы построить раскрывающуюся схему надо: 1. Определить основные этапы исследуемого процесса. Их должно быть не более 6 -7 (иначе анализ затруднен). 2. Выписать их в виде последовательной схемы в одну стоку наверху листа бумаги или доски. 3. Затем, под каждым этапом перечислить основные действия, входящие в этот этап (опять же, не более 6 -7). На рис. приводится пример раскрывающейся схемы процесса.

Методы управление качеством в проекте Диаграмма Парето Применяется, когда требуется оценить относительную важность выявленных проблем. Диаграмма Парето (гистограмма) представляет из себя график, где по горизонтальной оси расположены проблемы (например, дефекты), а по вертикальной ‑ их относительная важность, оцененная по какому-либо единому для всех них параметру (например, по стоимости наносимого ущерба, или частоте возникновения). Проблемы расположены в порядке убывания важности. Данные для построения диаграммы Парето могут быть взяты, например, из контрольных листков. Диаграмма Парето названа так по принципу Парето, по которому 80% ущерба наносят 20% проблем. Диаграммы Парето позволяют аналитикам принять решение, какие проблемы следует решать, а решение каких не принесет большого эффекта, а также выработать последовательность решения проблем.

Методы управление качеством в проекте Причинно-следственная диаграмма. Она также называется диаграмма Ишикавы или диаграмма рыбий скелет. Причинно-следственная диаграмма позволяет выявить и наглядно представить факторы, влияющие на появление какой-то проблемы или результата, и взаимосвязи между этими факторами. Она применяется для изучения процессов, выявления причин проблем и при планировании, чтобы выделить, что влияет на качество результата. Как правило, выявленные факторы располагают слева, а результат ‑ справа.

Методы управление качеством в проекте Порядок построения причинно-следственной диаграммы: 1. Подробно опишите проблему (ситуацию или результат) ее особенности, где она возникает, когда проявляется и как далеко распространяется. 2. Выявите и запишите все возможные проблемы и факторы, влияющие на результат (на возникновение проблемы). Проблемы и факторы как правило разбивают на 5 категорий: оборудование, персонал, методы, материалы, внешние условия. Описание проблемы и факторов, влияющих на результат, может быть сделано с помощью мозгового штурма. 3. Постройте по описанной проблеме и факторам причинноследственную диаграмму. При построении диаграммы старайтесь, чтобы все формулировки были как можно более краткими. 4. Попытайтесь дать толкование всем взаимосвязям.

Методы управление качеством в проекте Временной ряд позволяет визуализировать изменение какойлибо контрольной величины во времени. Он представляет из себя график зависимости этой величины от времени. Данные для его построения могут быть взяты, например, из контрольных листков. После его построения можно выявить, в какой период произошло что-то, что повлияло на эту величину, и определить, что это было. Например: износ оборудования, изменение субподрядчика, применение другого материала, набор новых сотрудников и т. д. При анализе графика важно отделять несущественные изменения, которые нормальны для исследуемого процесса, от существенных. Лучше всего использовать временной ряд для выявления изменения средней величины. При построении графика важно не перепутать последовательность.

Методы управление качеством в проекте Контрольная карта Отображает результаты осуществления проекта во времени. Она может быть использована для наблюдения за любым типом выходных данных (например, для наблюдения за отклонениями по стоимости и срокам выполнения работ, за ошибками в документах проекта и т. д.). В контрольных диаграммах отмечаются значения контролируемого параметра. Наиболее часто эти графики используют при наблюдении за повторяющимися работами.

Методы управление качеством в проекте Контрольная карта представляет из себя тот же временной ряд, на который нанесены верхний и нижний контрольные пределы (ВКП и НКП). Верхний и нижний контрольные пределы вычисляются по данным временного ряда с помощью специальных формул из статистики. Контрольная карта показывает степень отклонения исследуемой величины от среднего значения.

Методы управление качеством в проекте При сборе данных для построения контрольной карты условия процесса не должны изменяться. Контрольная карта позволяет отличить колебания, связанные с характеристиками процесса (которые изменить сложно, они определяются, например, характеристиками производственного оборудования) от отклонений, вызванных какими-либо дополнительными причинами. Предполагается, что эти дополнительные причины могут быть выявлены и устранены. Если все измерения находятся внутри верхнего и нижнего контрольных пределов, то беспокоится не стоит. Если какие-либо данные вышли за эти пределы, то надо искать сбой в процессе.

Методы управление качеством в проекте Верхний и нижний контрольные пределы не следует путать с техническими характеристиками оборудования. Они определяются статистически. Рис. Контрольная карта понедельных потерь рабочего времени

Методы управление качеством в проекте Гистограмма. Применяется для исследования распределения измеряемой величины по возможным интервалам значений. Для ее построения промежуток значений, которые может принимать исследуемая величина делится на несколько интервалов. После этого для каждого интервала определяется количество измерений, значения которых лежат в этом интервале и на графике строится столбик высота которого пропорциональна полученному количеству. Примером исследуемого значения может быть толщина изготовленной детали. Если распределение имеет максимум, то оно называется критическим.

Методы управление качеством в проекте При определении количества и длины интервалов надо учитывать: Ø количество сделанных измерений, Ø точность измерений, Ø представления о результате анализа (т. е. чтобы можно было выявить предполагаемые факты). Некоторые процессы по своей природе несимметричны, так что не обязательно каждое распределение будет иметь вид колообразной кривой. Если на гистограмме имеется два пика, то это означает, что данные собраны из нескольких разных источников, например, разных мастеров, смен, станков и т. д.

Методы управление качеством в проекте Диаграмма разброса (рассеяния) Диаграмма разброса применяется для определения зависимости двух величин друг от друга.

Методы управление качеством в проекте Выборочные оценки. Выборочная оценка предусматривает выбор части интересующей совокупности для проверки (например, произвольный выбор десяти инженерных чертежей из семидесяти пяти). Частота и размеры выборок должны определяться в ходе процесса планирования качества, чтобы в стоимости качества учитывались ряд испытаний, ожидаемые отходы и т. д. Существует обширный свод знаний по выборочным оценкам. В некоторых прикладных областях команде управления проектом бывает необходимо ознакомиться с разнообразными методами выборочных оценок для обеспечения того, чтобы выборка действительно представляла интересующую совокупность.

2.1 Методы оценки качества управленческих решений

Самооценивание. В любую управленческую деятельность, как уже отмечалось, входят анализ и контроль качества со стороны самого лица, выполняющего работу. Без самоконтроля и самооценки качества в поиске лучшего решения не было бы отбраковки, вариантного отбора, представляющих неотъемлемое свойство процесса подготовки и принятия решений

По своей природе, смыслу, назначению оценки качества собственной работы - это самые тщательные, кропотливые, детальные и емкие оценки, а при высоком профессиональном уровне работника - весьма квалифицированные и глубокие. Зачастую мало кто, кроме самого работника, способен стой же полнотой устанавливать качество проделанной работы В то же время технология самооценки в значительной степени индивидуализирована, ее трудно регламентировать и контролировать, результаты оценок фиксируются в основном в памяти работника и недоступны всеобщему обозрению Такие оценки субъективны, вследствие чего они могут быть индивидуально-ориентированными. Например, несамокритичный работник склонен стремиться к уровню качества, достаточному, чтобы "сдать" работу Этот уровень будет для него предельным и получит высшую оценку, так как дальнейшее повышение качества не в его интересах Автор какой-либо идеи часто тяготеет к завышению оценки ее качества Следовательно, необходимо учитывать влияние психологических факторов на самооценку работы

Оценивание со стороны руководителей работ. Руководители органов управления, проектов, программ, научные руководители устанавливают качество работ, опираясь в первую очередь на систему "внутренних" оценок и суждений, процедуры формирования которых не регламентированы Так как руководители выступают в роли творцов центрального замысла при выработке, обосновании и принятии управленческих решений, их оценки качества являются, с одной стороны, самооценками, с другой стороны - контрольно-проверочными оценками по отношению к руководимым работам подчиненных сотрудников

Оценки качества со стороны руководителей часто формируются в явном виде и доводятся до работников как элемент управляющего воздействия, осуществляемого с целью направить работу в нужное русло, отыскать рациональное решение, устранить ошибки и просчеты отдельных работников Аттестационное оценивание качества работ и работников проводится периодически для проверки соответствия сотрудников занимаемым должностям, при выдвижении их на повышение Оценивание работ руководителями также осуществляется также при подведении итогов работы за определенный период В то же время многие оценки качества управленческой деятельности, вырабатываемые руководителями, проводятся ими "для себя", для анализа вариантов управленческих решений, принимаемых самим руководителем, и отсеивания непригодных вариантов

Алгоритмы и процедуры оценивания качества управленческих работ их непосредственными руководителями, также как и самоконтроль сотрудников, чаще всего сугубо индивидуальны, опираются в основном на опыт и интуицию Так как руководители и ведущие сотрудники обычно имеют высокую профессиональную квалификацию, владеют навыками работы, глубоко понимают и воспринимают цели деятельности, их оценки качества в принципе могут быть наиболее представительными и достоверными Однако и этим оценкам нередко присущ субъективизм

Оценивание со стороны заказчиков. Самые разные виды управленческих работ, связанных с подготовкой проектов законов и других нормативных актов, проектов управленческих решений, программ, прогнозов, обоснований, аналитических материалов, выполняются по заказу внешних по отношению к исполнителям работ организаций Чаще всего это работы, проводимые на договорных, контрактных началах или по указанию вышестоящих органов управления Так как заказчик выступает в роли потребителя результатов выполненной работы, а часто и ее покупателя, то его суждение о качестве является определяющим для исполнителей работ Лишь в отдельных конфликтных ситуациях, когда оценки заказчиков и исполнителей расходятся решительным образом, назначается специальная комиссия, ее заключение становится важнее оценки заказчика Обычно заказчики психологически склонны к занижению качества принимаемых ими работ Оценивание работ со стороны заказчиков может выполняться по мере завершения отдельных этапов или выполнения работы в целом

Коллегиальное оценивание. К коллегиальным относятся групповые, коллективные оценки, формируемые группой лиц, уполномоченных оценивать качество управленческих работ либо заинтересованных в проведении оценки. Такие оценки осуществляются посредством формирования коллективного мнения специально создаваемых групп экспертов постоянно действующих комиссий, советов, коллегий, а также путем вынесения проектов на коллективное обсуждение. Коллегиальные оценки целесообразно разделить на следующие группы: а) оценки со стороны вышестоящих органов; б) оценки постоянно действующих советов и комиссий; в) оценки, формируемые специально созданными экспертными группами; г) оценки производственных совещаний коллективов, выполнявших работы; д) оценки на основе широкого обсуждения.

Постоянно действующие комиссии и советы в виде коллегий министерств и ведомств, ученых советов, научно-технических советов, экспертных комиссий и советов периодически рассматривают, обсуждают, анализируют на своих заседаниях проекты управленческих решений, предложения по совершенствованию управления, давая им коллегиальную оценку. На таких советах сопоставляются разные мнения и суждения, вырабатывается обобщенное мнение, достигается высокий уровень представительности оценок. Кроме того, в состав коллегий и экспертных советов включаются наиболее опытные специалисты, что служит предпосылкой высокого квалификационного уровня вырабатываемых ими заключений. Однако разношерстность состава коллегий, резкие отличия в уровне профессионализма их членов, крайняя противоречивость суждений участников процесса оценивания, разная степень заинтересованности в объективности оценок часто приводит к непредставительности общей оценки.

Групповое оценивание качества работ зачастую имеет место со стороны самих работников, когда рассмотрение результатов работы выносится на производственное совещание отдела, сектора, другого подразделения. Обсуждение итогов или промежуточных результатов деятельности лицами, осуществляющими эту деятельность, очень полезно, так как способствует проведению творческих дискуссий, обмену мнениями, высказыванию критических замечаний со стороны коллег, а также выработке коллективных мнений о путях устранения недостатков и повышения качества подготавливаемых материалов, документов, решений. Кроме того, производственные совещания подразделений в целях совместного обсуждения качества выполненных работ и путей его повышения способствуют ознакомлению работников с содержанием и характером деятельности их коллег, что помогает налаживанию тесных контактов углублению взаимодействия и согласованности и в итоге ведет к повышению качества работы всего подразделения.

Разнообразие видов и форм коллегиального оценивания качества управленческих работ придает ему весомость и способствует широкому распространению этого метода оценивания. Групповые оценки получают значительное распространение в системе управления качеством хозяйственной деятельности.

Большинство коллегиальных оценок качества управленческих работ отличаются наибольшей объективностью из всех применяемых форм оценивания. В то же время их предпочтительность не носит абсолютного характера, потому что и им свойственны определенные ограничения, которые приходится принимать во внимание.

Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов. К оценке качества управления, управленческих работ могут привлекаться и привлекаются отдельные лица, специалисты в области той деятельности, которая подвергается оценке. Чаще всего такое оценивание составляет предмет внешней экспертизы. Результаты оценок в этом случае очень чувствительны к уровню профессионализма эксперта, занимаемой им позиции по отношению к исполнителям работы, а также его собственной точки зрения на то, как следовало бы решать проблему. Для подавления, смягчения подобных эффектов прибегают к привлечению нескольких независимых экспертов. В этом случае индивидуальные оценки превращаются по существу в групповые, коллегиальные. Существуют даже методы сведения локальных оценок в общую, называемые методами экспертных оценок.

Рассмотрим теперь виды, формы представления оценок качества управленческой деятельности. По признаку формализации оценок способы оценивания разделяют на неформализованные, формализованные и смешанные.

Под неформализованными, качественными понимаются способы оценивания эвристического характера, не описываемые с помощью формул, математических зависимостей, логических и вычислительных алгоритмов и не реализуемые с помощью средств технической кибернетики, а доступные только мозгу человека, вырабатываемые на основе опыта и интуиции. Соответственно формализованными считаются способы, основанные на применении математических зависимостей, процедуры которых выполняются по формально-логическим алгоритмам, допускающим реализацию с помощью средств вычислительной техники. В частично формализованных (полуформализованных) методах комбинируются, сочетаются, перемежаются формализованные и неформализованные процедуры.

По форме выражения оценок качества методы оценивания могут быть разделены на две группы: качественное суждение и количественная числовая оценка.

Качественное суждение относится к категории вербальных (словесных) оценок, не вписанных в регламентированную шкалу. Такие суждения чаще всего не упорядочены ни по составу используемых оценок, ни по их рангу. Уровень качества управленческих работ, выражаемый в виде качественного суждения, определяется по смысловому значению высказываемых оценок. При этом такие общеупотребительные оценки работ, как "удовлетворительная", "неудовлетворительная", "хорошая", "плохая", "отличная", "высокого уровня", "низкого уровня", могут усиливаться или ослабляться за счет включения в них таких оценок, как "вполне удовлетворительная", "весьма положительная", "целиком не удовлетворяющая требованиям". Качественное оценивание должно, как минимум, давать ответ на вопрос, находится ли работа в зоне допустимого качества, то есть удовлетворяет ли она предъявленным требованиям. Содержательность качественных оценок значительно усиливается, если заранее предписано, какие стороны качества работы они должны отражать (например, актуальность, новизну, эффективность, соблюдение сроков и др.), тем самым фактически формируется вектор оценок, компоненты которого соответствуют отдельным признакам или критериям качества.

Количественные оценки качества, выраженные в числовом виде, также имеют многостороннюю, недостаточно нормированную структуру. Числовые показатели качества управленческих работ могут быть как размерными, выраженными в определенных единицах измерения, так и безразмерными, относительными. Следует отметить, что наряду с однозначной детерминированной оценкой, представленной единственным числом, вполне допустимы, а часто и необходимы интервальные, "вилочные" оценки с указанием нижней и верхней границ "от и до" и вероятностные оценки в виде математического ожидания значения оценки и его дисперсии или даже кривой распределения значений оценок. Количественные оценки качества работы могут иметь разный вид.

Если оцениваются относительно однородные, сопоставимые работы, то допустима порядковая оценка, определяющая место данной работы в ряду сравниваемых по уровню качества. Это место устанавливается путем расположения работ в порядке возрастания или убывания качества, а также выделения работ, занимающих первые (призовые) места. Такой подход принято называть ранжированием, а сама порядковая оценка называется рангом или рейтингом.

Шкальная (шкалированная) оценка определяет качественный уровень работы по месту, занимаемому ею в заранее нормированной шкале категорий качества (например, возможно разделение работ по качеству на высшую, первую, вторую категории).

Балльная оценка выражается в специальных относительных единицах - баллах, каждый из которых принят за определенную "дозу" качества, а общая оценка определяется путем суммирования баллов, полученных за достижение некоторого уровня качества по каждому из критериев (свойств).

Коэффициентная оценка выражается в форме коэффициентов качества, представляющих собой степень приближения или отношение определенного показателя качества работы к стандартному или базовому уровню этого показателя. Если базовый уровень принимается равным единице, то коэффициент непосредственно характеризует, насколько оцениваемая работа не достигает или насколько оцениваемая работа превышает по качеству стандартную.

Порядковые, шкальные, балльные и коэффициентные оценки пока не. находят широкого применения при установлении качества управленческих работ, хотя имеется тенденция к расширению сферы их применения.; Более приспособлены для установления качества управленческой деятельности уровневые и параметрические оценки.

Уровневая оценка - это широко распространенная разновидность коэффициентной оценки, представляющая отношение критерия (показателя) качества данной работы к специально устанавливаемому базовому значению того же критерия Управление принято считать качественным, если критерий качества, благоприятствующий его повышению, превышает базовое значение или проявляет тенденцию к росту, и наоборот.

Параметрическая оценка представляет абсолютное значение экономического показателя, определяемого в процессе разработки управленческого решения (темпы роста, пропорции, показатели эффективности, показатели экономии, уровни удовлетворения потребностей, сроки решения проблем), анализ которого позволяет судить о качестве формирования решения Чаще всего управленческое решение считают качественным, если оно благоприятствует или непосредственно предусматривает достижение высокого уровня тех показателей, которые характеризуют подъем производства, экономический рост, экономию ресурсов, уровень жизни.

Методы сопоставительного анализа качества управления

К числу наиболее распространенных методов установления качества относится сравнение оцениваемого предмета с другим, принимаемым за базу сравнения. Как уже отмечалось, применительно к управленческим работам, управленческим решениям, управляющим воздействиям в силу их уникального, не массового характера трудно выбрать базу сравнения, так как отсутствуют эталоны, на которые надо равняться и по результатам сравнения с которыми можно было бы четко устанавливать уровень качества Хотя, строго говоря, единично производимый продукт и не имеет прямых аналогов, его можно сравнить с продуктами, близкими по виду, типу, назначению, применению То же в известной мере относится и к продуктам управленческой деятельности, к управленческим работам, процессам. Существует несколько видов баз сравнения позволяющих с определенной степенью условности выявить качество управленческой работы и ее результатов на основе сравнительного сопоставительного анализа.

Метод статистических сопоставлений основан на сравнении параметров (критериев) качества оцениваемой работы и ее результатов с аналогичными по содержанию показателями, характеризующими предшествующие работы с этой целью на основе накопленной информации о предыдущих работах строятся статистически упорядоченные совокупности (в виде, например, динамических, временных рядов) реальных значений параметров качества, достигнутых в предыдущие периоды Выявляются устойчивые тенденции изменения этих параметров, посредством качественного анализа устанавливается благоприятность или неблагоприятность этих тенденций, желаемые направления и зоны их дальнейшего изменения Суждение о качестве оцениваемой работы формируется путем рассмотрения места, которое занимают характеризующие ее показатели в статистическом поле их предыдущих значений Попадание показателя в зону благоприятных тенденций свидетельствует о качественности управленческой работы поданному критерию, и наоборот Качество определяется степенью соответствия оцениваемого параметра устойчивым благоприятным тенденциям, имевшим место в прошлом, или степенью изменения неблагоприятных тенденций в лучшую сторону благодаря принятию оцениваемого управленческого решения Метод статистических сопоставлений используется в планировании при выработке суждений о надежности, напряженности, прогрессивности разрабатываемых планов, проектов, программ путем их сравнения с предыдущими аналогами Такой метод предпочтительнее применять для оценивания качества управленческих решений на достаточно близкую перспективу.

Метод сопоставления запланированных и реальных результатов основан на сравнении плановых показателей с практически достигнутыми в результате реализации намеченных решений. В этом случае базу сравнения образует информационный массив отчетных показателей о реальных итогах осуществления управленческих решений. Уровень качества работы определяется мерой соответствия реально полученных результатов тем, которые были намечены в ходе разработки и принятия планов, проектов, программ, прогнозов, других документов, решений. Сравнение намеченных и реальных результатов дает объективную оценку качества управленческой деятельности. Однако база такого сравнения может быть сформулирована только после практической реализации решений, что значительно отодвигает сроки потенциально возможного оценивания качества работ от периода их выполнения.

Метод анализа экспериментальных результатов применим в тех случаях, когда прогрессивность и действенность управленческого решения до его повсеместного распространения и внедрения проверяются выборочно в экспериментальных условиях на группе регионов, отраслей объединений, предприятий Качество выработанных решений устанавливается путем сравнения показателей функционирования экономических объектов в экспериментальных условиях с аналогичными показателями имевшими место до перехода на эксперимент, или с показателями работы объектов, не переведенных на условия эксперимента. Такой подход обладает общностью исходного замысла с методом сопоставления плановых и реальных результатов, но существенно отличается от него тем что реальные результаты сравниваются с прошлыми то есть по существу используется статистическая база сравнения.

Метод сравнения с результатами экономико-математического моделирования деятельности объекта управления исходит из сопоставления параметров и показателей, закладываемых в проекты, планы программы и другие хозяйственные решения со значениями аналогичных показателей получаемыми посредством математического (имитационного) моделирования процессов функционирования и развития объекта Базовые показатели при использовании указанного метода формируются на основе модельного прогнозирования то есть с помощью научно обоснованного прогноза Опираясь на результаты нескольких расчетов по разным моделям или проводимых разными научно-исследовательскими организациями можно установить прогнозные значения показателей достигаемые при реализации стратегии плана программы и других хозяйственных решений Сравнение намечаемых результатов с показателями, определенными путем моделирования (прогнозирования), дает возможность судить о качестве проектов планов и программ.

Особого внимания заслуживает вариант указанного метода, при ко тором база сравнения формируется на основе оптимизационных моде лей В этом случае расчеты позволяют определить оптимальные показатели развития объекта, которые можно рассматривать как идеальные и судить о качестве планов проектов программ развития объекта по степени приближения их показателей к оптимальным Однако этот подход, несмотря на всю его привлекательность обладает тем очевидным недостатком что используемые в оптимизационных моделях критерии оптимальности (целевые функции) всегда условны, а сами модели не описывают адекватно реальное развитие моделируемого объекта. Если бы с помощью моделей можно было с уверенностью установить оптимальные реальные показатели тогда именно их следовало бы закладывать в принимаемые управленческие решения и направлять объект посредством управления строго в модельное русло.

Метод нормативных сопоставлений основывается на сравнении показателей и параметров предлагаемых проектов планов, программ постановлений и других управленческих решений с нормативными значениями соответствующих показателей то есть с нормами расхода ресурсов, технологическими нормами нормативами эффективности, рациональными нормами потребления нормативами налогообложения нормами банковского процента. Если нормативная база сравнения прогрессивна научно обоснована отражает передовые достижения технического и технологического прогресса, то о качестве управленческой деятельности можно судить по тому насколько она направляет экономическое и социальное развитие в нормативное русло. Трудность применения нормативного метода оценивания качества управленческой деятельности обусловлена несовершенством или отсутствием ряда нормативов, сложностью их обновления. Базой нормативных сопоставлений являются также стандарты в том числе стандарты управленческой деятельности

Своеобразной самостоятельно выделяемой формой нормативной базы являются задание на выполнение работы или выработанная заказчиком целевая установка, определяющая желаемый уровень или предельные границы изменения критериев качества характеризующих данную работу Оценка качества работы формируется как мера соответствия поставленным требованиям и условиям. Однако чаще всего задание нельзя использовать как единственную базу сравнения поскольку применительно к управленческим работам оно носит обычно общий установочный характер, не охватывает все параметры работы и может не обладать достаточной обоснованностью так как заказчик склонен ожидать от работы несколько большего, чем она реально может дать.

Метод сравнения с уровнем мировых достижений основан на том что определяемые в процессе выполнения оцениваемой работы показатели, характеризующие качество работы сравниваются с аналогичными по содержанию показателями, достигнутыми в мировой практике. Сопоставление должно производиться с учетом динамики уровня высших мировых достижений тенденций его изменения в период реализации намечаемых управленческих решений. Тем самым этот метод сравнения сочетается с методом прогнозных сопоставлений. Возможности его использования ограничены двумя обстоятельствами. Во-первых для этого необходима достаточно полная и представительная база данных об уровне мировых достижений, формирование которой представляет самостоятельную проблему. Во-вторых, ввиду специфики функционирования и развития экономических объектов формально однородные показатели оказываются несопоставимыми, если они относятся к разным социальным, экономическим, природным условиям, поэтому высшее достижение, полученное в одних условиях, неправомерно считать целевым ориентиром для других условий.

Метод сравнения с аналогичными работами основан на сопоставлений результатов или других качественных свойств данной работы с полученными при выполнении подобных или близких по содержанию работ вторые проводились ранее или проводятся параллельно с оцениваемой в порядке конкурса. Даже при наличии работ-аналогов выполненных другими организациями и исполнителями, их сравнение осуществимо по ограниченному числу показателей качества в связи с тем что условия проведения работ и кадровый состав исполнителей неодинаковы.

Метод вариантных сопоставлений представляет естественный, широко распространенный прием установления качества управленческих работ, осуществляемый посредством формирования базы сравнения на основе разработки нескольких вариантов проектов управленческих решений и сравнения их между собой. Такой подход удобен тем что не требует поиска внешней по отношению к данной работе базы сравнения. Кроме того при вариантном анализе можно не только установить сравнительное качество вариантов, но и выбрать лучший вариант, приближающийся к оптимальному. Однако необходимость специального формирования многих вариантов значительно усложняет работу.

Все описанные методы установления оценок качества на основе сравнения ориентированы на формирование оценок по локальным показателям. Но наряду с локальными, единичными оценками представляет интерес использование обобщенных оценок, в числе которых могут быть названы комплексные и интегральные.

Комплексные оценки качества работы образуются путем объединения других близких по содержанию единичных оценок в одну обобщенную, синтетическую или путем оценивания целого ряда качественных признаков работы одним комплексным показателем.

Интегральной принято называть единую оценку, выраженную одним показателем, которая имеет самый общий характер и аккумулирует в себе все основные качественные свойства оцениваемой работы.

По признаку периодичности оценивание можно разделить на осуществляемое непрерывно и дискретно, периодически, поэтапно. Периоды оценки качества могут быть заранее оговорены в соответствии с этапами работы Кроме того, возможна выборочная периодическая оценка как средство незапрограммированного контроля, даты которого неизвестны для исполнителей работы. Зачастую периоды регламентированного во времени оценивания работ связаны с планово-отчетными сроками их выполнения. Непрерывное или близкое к непрерывному сопровождающее работу оценивание более характерно для самооценок и в определенной мере для оценок со стороны руководителя работ, тогда как установление качества со стороны заказчика, вышестоящих органов, комиссий носит заведомо периодический характер.

Цели оценки управленческих решений.

Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.

Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:

· недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;

· измеряема, для этого может быть использована обратная связь;

· реальна и достижима в установленные сроки;

· связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;

· совместима с целями отдельных групп исполнителей;

· формализуема. Формализация целей - процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.

Основная цель для коммерческих организаций - максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.

Различают три типа организационных целей:

1. официальные цели - определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;

2. оперативные цели - определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;

3. операционные цели - направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.

Возможна и другая классификация целей:

· стратегические цели;

· цели конкретной бизнес-программы;

· перспективные цели;

· текущие цели;

· оперативные цели.

Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.

Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы.

Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов: 1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью...

Оценка качества управленческих решений

Оценка качества управленческих решений

Настоятельные призывы повышать качество управления звучат повсеместно. Между тем воплотить это стремление в нормативные требования, конкретные показатели трудно по той простой причине...

Повышение эффективности управленческих решений

Методы оценки эффективности управленческого решения выбираются в зависимости от содержания, характера, а также меры выражения неких изменений в деятельности предприятия...

Проблемы оптимизации принятия управленческих решений в деятельности ОАО "ПивомбинатБалаковский"

Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления...

Проблемы оптимизации принятия управленческих решений в деятельности ОАО "ПивомбинатБалаковский"

К числу наиболее распространенных методов установления качества относится сравнение оцениваемого предмета с другим, принимаемым за базу сравнения. Как уже отмечалось, применительно к управленческим работам, управленческим решениям...

Проект мероприятий по повышению качества управленческих решений на примере ООО "ИНТУР" г. Одинцово Московской области

Качество УР - интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, профессионализма и культуры управленческих решений...

Процесс принятия управленческих решений на примере деятельности компании "McDonald’s"

Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений...

Требования к управленческим решениям

Процесс творческого мышления имеет пять стадий: Подготовка -- сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках...

Управленческие риски в процессе разработки управленческих решений

Исследования теории и практики хозяйственного вызывают сегодня вполне объяснимый повышенный интерес к данной социально-экономической и нравственной категории...

На сегодняшний день существует огромное количество трактовок понятия «качество», наибольшей популярностью пользуется определение, зафиксированное в стандартах ИСО, в соответствии с которым качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Управление качеством – это методы, применяемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и другим требованиям.

Управление качеством должно происходить системно, т.е. в организации, фирме должна работать система управления качеством продукции, являющаяся организационной системой, точно распределяющей ответственность, операции, средства и материалы, нужные для управления качеством.

Система качества – совокупность организационной структуры, схем, процессов, средств и материалов, нужных для совместного управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все стадии жизненного цикла продукции, создавая так называемую «петлю качества».

«Петля качества» – модель взаимосвязанных видов деятельности, воздействующих на качество на различных этапах – от установления потребностей до оценки их удовлетворения.

Современное УК исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества , что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.

В соответствии с принятой терминологией метод управления качеством – это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества.

Рассмотрим классификацию методов управления качеством.

Методы управления качеством делятся на:

Организационные

Социально-психологические

Экономические

Организационно-технологические

Статистические

Организационные методы управления качеством необходимы для того, чтобы способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.

Социально-психологические методы управления качеством – это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. Их значение первостепенно. Арсенал использования таких методов широк – от воспитания и пропаганды (патриотизма к фирме, самоуважения себя как работника) до индивидуальных форм морального стимулирования.

Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

Организационно-технологические методы управления качеством – это особая группа методов управления качеством.

Организационно-технологические методы делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.

Статистические методы управления качеством:

1) Расслоение – один из наиболее простых статистических методов.

Если предполагается, что отклонения связаны с условиями изготовления, то следует проводить сравнительное изучение измеренных показателей по отдельным слоям – раздельно по машинам и оборудованию, отдельно по каждому оператору, отдельно по исходному сырью, отдельно по бригадам, раздельно по дневной и ночной сменам и т.д.

2) Графики – дают возможность не только оценивать состояние на данный момент, но и спрогнозировать более отдаленный результат по тенденциям процесса, которые можно в них обнаружить.

Графики бывают нескольких видов: график, выраженный ломанной линией, столбчатый график, круговой график, ленточный график, Z-образный график, карта сравнения плановых и фактических показателей.

3) Диаграмма Парето. В деятельности фирм, предприятий постоянно возникают всевозможные проблемы, решению которых может способствовать диаграммы Парето.

В сложной экономической жизни фирмы (организации) проблемы могут возникнуть в любой момент в любом подразделении. Анализ этих проблем всегда целесообразно начинать с составления диаграммы Парето. С их помощью можно анализировать широкий круг проблем, относящихся практически к любой сфере деятельности на фирме, таких как:

Финансовая сфера

Сфера сбыта

Сфера материально-технического снабжения

Сфера производства

Сфера делопроизводства.

4) Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).

В Японии для работников первой линии производства процесс представляют как взаимодействие 4 М: Материал (Material) – Оборудование (Machine) – Оператор (Man) – Метод (method).

Наиболее эффективным считается групповой метод анализа причин, называемый «мозговым штурмом».

Причинно-следственные диаграммы можно применять в любых организациях, начиная от производства и заканчивая сферой обслуживания.

5) Гистограмма – позволяет оценить состояние качества. Гистограммы представляют собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период данным, которые разбиваются на несколько интервалов. Число данных, попавших в каждый из интервалов, выражается высотой столбика.

Гистограмма применяется главным образом для анализа значений измеренных параметров, но может использоваться и для расчетных значений.

Полученная в результате анализа гистограммы информация может быть легко использована для построения и исследования причинно-следственной диаграммы, что повысит обоснованность мер, намеченных для улучшения процесса.

6) Диаграмма разброса применяется для исследования зависимости между двумя видами данных, например, для анализа зависимости суммы выручки от числа обращений к продавцу.

Диаграмма разброса, так же как и метод расслоения, используется для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов при анализе причинно-следственной диаграммы.

7) Контрольные карты используются в виде графиков, полученных в ходе технологического процесса. Графики отражают динамику процесса. Применяются различные контрольные карты.

98. Квалиметрия как наука, её роль, методы и области практического применения

Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Многие ученые, такие как К. Комментц (Германия), Дж. Ван Эттингер (США), Дж. Ситтиг (Нидерланды), А.В. Гличев, Г.Г. Азгальдов (Россия) посвятили свои работы различным аспектам оценки и оптимизации качества.

Сформировалось новое научное направление - «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латинских терминов «qualitas» - качество и «metro» - мера . Соответственно, квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.

Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

Основной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, которые позволяют выразить качество конкретно оцениваемого объекта одним числом, характеризующим степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности.

Предмет квалиметрии – как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно – невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).

Сфера приложения инструментария квалиметрии является достаточно широкой, поскольку квалиметрия позволяет оценивать не только качество многообразных объектов, но и качество труда, а также эффективность управленческих решений.

С точки зрения целей и используемых для оценки показателей методы оценки уровня качества классифицируются по двум видам: методы прямого счета и параметрические методы.

Методы прямого счета , которые обеспечивают получение конечного экономического результата, позволяющего принять экономически обоснованное решение.

В свою очередь, возможны 2 подхода к оцениванию экономического результата.

1 подход, с позиции экономической эффективности для субъекта, создающего качество.

В этом случае определяется полезный экономический эффект для производителя, связанный с созданием и реализацией оцениваемого качества объекта. Далее рассчитываются затраты, необходимые для создания и реализации получаемой на основании сравнения указанного эффекта с затратами на его достижение.

Принципиально отличается 2 подход к оценке качества методом прямого счета. При этом определяется полезный эффект для потребителя от создаваемого и реализуемого качества (с позиции экономической эффективности для субъекта, потребляющего качество ).

Окончательная оценка качества здесь осуществляется путем сравнения данного эффекта не с затратами создателя качества и его продавца, а с полными затратами потребителя данного качества, включающими в себе как цену купли-продажи, так и все затраты потребителя, связанные с использованием объекта по назначению.

Параметрические методы.

С учетом специфики оцениваемых параметров эти методы подразделяются на расчетные и экспертные .

Расчетные методы позволяют более точно оценивать уровень качества объектов,однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров .

К данным параметрам относятся такие, которые могут быть измерены соответствующими приборами и рассчитаны на основе формул, отражающих объективные закономерности. Например, среднее время обслуживания в ресторане является жестким параметром, поскольку он может быть получен путем измерений с помощью обычных часов.

Экспертные методы оценки уровня качества применяются для оценки так называемых мягких параметров качества.

К данным параметрам относятся такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности.

Пример таких параметров – эстетические параметры, характеризующие внешний вид объекта.

Наряду с оценкой мягких параметров качества наиболее широко данные методы используются при решении проблем определения весовых коэффициентов и ранжировании априорной информации. (Априорный – не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный)

Ранжированием называется расположение в ряд факторов, явлений, свойств, показателей качества, предметов труда и т.п. (далее объектов ранжирования) в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им признака путем присвоения им определенного ранга.

Точность или надежность ранжирования зависят от многих факторов, в том числе от профессиональной и квалиметрической компетентности экспертов, их объективности, деловитости, заинтересованности в результатах ранжирования, а также от числа ранжируемых объектов.

Также надежность и точность ранжирования определяются степенью согласованности мнений экспертов. Чем согласованность больше, тем надежнее и точнее результаты ранжирования. Информация, полученная от экспертов при ранжировании, должна подвергаться математико-статистической обработке с целью определения степени согласованности их мнений.

Расчет степени согласованности мнений экспертов, вычисление коэффициентов весомости ранжируемых объектов без применения современных вычислительных средств требует больших затрат времени. В настоящее время математические расчеты, как правило, осуществляются с применением ЭВМ.

Рассмотренные методы оценки уровня качества могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Наиболее универсальной и широко применяемой является комплексная оценка уровня качества.

Поскольку оценка уровня качества – совокупность операций, связанных с определением численного значения уровня качества объектов, можно оценивание качества рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки.

и задачам налогового планирования, поглощают их. Следовательно, организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию в торговых компаниях возможны в рамках финансовой службы путем распределения налоговых задач между структурными подразделениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации. - М.: Аналитика-Пресс, 2001.

2.Замирович Е.Н. Налоговое планирование: организация работ // Налоговое планирование. № 1 2004.

3. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1999.

А. В. Литвинова

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ

Управление является сложным и комплексным процессом в силу того, что включает в себя множество отдельных элементов (подсистем, частей, явлений, процессов), каждый из которых может служить самостоятельным объектом исследования, при этом свойства и характер каждого элемента зависят от значительного числа факторов и параметров, имеющих различную природу и вызываемых различными причинами. Целостную, всестороннюю картину исследуемого объекта с учетом всех взаимосвязей и взаимодействий между составляющими его элементами дает возможность воссоздать системный подход -особая методология научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Если управление зафиксировать как объект исследования, то с позиций системного анализа он будет включать в себя следующие элементы: объект управления, субъект управления, управляющие воздействия, обратную связь между объектом и субъектом управления.

В любой экономической управляемой системе, к какому бы виду она не принадлежала и как бы не была сложно организована (например, система государственного управления), всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях по их реализации. Управляющие воздействия являются наиболее существенными элементами управления как объекта исследования, представленного в виде системы. Способом практического осуществления управляющих воздействий в любой экономической системе являются методы управления.

Макроэкономическая, задействующая государственное регулирование, система управления, относится к сложным многоуровневым иерархическим системам управления, элементы которой распределены по уровням значимости, важности и подчиненности. И управляющая система (государственная законодательная система), и управляемая система (субъекты хозяйствования) имеют в ней множество уровней управления, сложно структурированных в подчинении друг другу. Функционирование всей системы обеспечивают вырабатываемые субъектами управления управляющие воздействия. При движении по уровням иерархии объекты управления, как правило, выступают субъектами управления, которые исходя из целей, задач, интересов подчиненного им уровня, вырабатывают управляющие воздействия. В той части, в которой

управляющие воздействия направлены на процессы, от которых зависит качество производимой в стране продукции, макроэкономическая система управления трансформируется в глобальную систему управления качеством продукции.

Законодательные органы власти как многоуровневый иерархический субъект управления в глобальной системе управления качеством реагируют на разнообразную информацию, поступающую из внешней среды, а именно: 1) глобальные тенденции в управлении качеством; 2) информация от контролирующих органов о выполнении субъектами хозяйствования управляющих воздействий императивного характера; 3) информация об уровне конкурентоспособности производимой в стране продукции по фактору качества, источником которой являются научные исследования, данные мониторинга протекающих в стране социально-экономических процессов, структура и содержание внешнеторгового баланса страны и т.д. На основании полученной информации, исходя из целей и приоритетов развития страны, государство вырабатывает управляющие воздействия в отношении товаропроизводителей, обязывая их обеспечивать соблюдение определенных требований к качеству производимой ими продукции. Подчиняясь государственным управляющим воздействиям, субъекты хозяйствования как многоуровневые производственные системы разрабатывают и реализуют на всех уровнях иерархии собственные управляющие воздействия, направленные на достижение определенного уровня качества производимой продукции.

Системный анализ включает в себя три основных этапа: 1) системное представление объекта исследования; 2) выбор способа формализации системы; 3) использование результатов системного исследования.

В случае системного анализа методов управления качеством продукции упорядоченное, системное представление управления как объекта исследования сводится к выявлению всей совокупности управляющих воздействий, применяемых в глобальной системе управления качеством, и их систематизации в соответствии с какими-либо, заданными исследователем, признаками. В первую очередь, необходимо различать основные уровни методов - государство и хозяйствующий субъект.

Государственное управление экономикой заключается в установлении правил, порядка экономической деятельности и ответственности за соблюдением этих правил на основе соответствующих методов - способов реализации управляющих воздействий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социальноэкономической системы к целям государственного развития. Необходимость вмешательства государства в регулирование рыночных отношений возникает как следствие необходимости решения задач, которые неподвластны рыночному механизму. Значительный объем объективно необходимых регулирующих мер вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Однако в отличие от системы государственного управления в плановой экономике, носящего тоталитарный характер, в рыночной экономике вмешательство государства в экономические процессы представляет собой управляющие воздействия корректирующего характера, то есть осуществляется в форме регулирования, направленного на эффективное формирование рыночных отношений.

В составе методов государственного регулирования, необходимость которых вызвана несовершенством рыночной системы, не способной решать автоматически общенациональные проблемы, государство применяет методы, оказывающие влияние на качество производимых в стране продуктов труда. Это обусловлено необходимостью реализации институционального содержания

государственного управления качеством продукции, а именно: безопасности как основополагающей потребности, которую удовлетворяет качество любого продукта труда; безопасности хозяйствующих субъектов в аспекте отсутствия деструктивного влияния со стороны государства на их деятельность в области управления качеством; безопасности потребителей как следствие обязательств, которые должен взять на себя производитель по поводу качества выпускаемой и поставляемой потребителю продукции. Реализация институционального содержания государственного управления качеством продукции требует разработки соответствующих методов управления со стороны государства, причем указанные методы различаются в зависимости от того, какие именно аспекты институционального содержания государственного управления качеством они призваны решать.

Необходимость обеспечения безопасности производимых в стране продуктов труда и безопасности потребителей вызывает необходимость разработки методов государственного регулирования, которые характеризуются следующими особенностями: 1) они реализуют управляющие воздействия принудительного (запретительного) характера на основе соответствующих формальных правил, устанавливающих нормы безопасности и механизм подтверждения этим нормам, и носят, по определению, нерыночный характер; 2) они не задействуют (не могут и не должны задействовать) денежно-стоимостные регуляторы и являются, по существу, организационными методами, предусматривающими комплекс административных мер по организации процесса обеспечения безопасности производимых в стране продуктов труда и потребителей.

Будучи свободными товаропроизводителями, в условиях рынка субъекты хозяйствования полностью самостоятельны в выборе уровня качества производимой ими продукции. Взаимоотношения между производителями и потребителями по поводу формирования фактического уровня качества регулирует рынок. Однако при этом следует учитывать, что каждый субъект хозяйствования осуществляет производство продукции, находясь в среде макрорегулирования, в которой он подвергается не только административным, основанным на запрете, управляющим воздействиям со стороны государства, но и управляющим воздействиям экономического характера, в основе которых лежит применение рыночных регуляторов. На основании применяемых в рыночной экономике денежно-стоимостных регуляторов разрабатываются и реализуются соответствующие экономические методы государственного регулирования: налоговое регулирование, ценовое регулирование, бюджетные ассигнования, регулирование затрат хозяйствующих субъектов на воспроизводство амортизируемого имущества, регулирование ставок, процентов за кредит и другие методы. Все указанные методы различаются по содержанию, направленности и силе воздействия и оказывают непосредственное влияние на субъекты хозяйствования, повышая или понижая достигнутые ими результаты финансовохозяйственной деятельности. В той части, в которой эти методы влияют на процесс управления качеством, осуществляемый на уровне субъектов хозяйствования, их необходимо расценивать как экономические методы государственного регулирования качества производимой в стране продукции. Основное предназначение этих методов - стимулировать субъекты хозяйствования производить высококачественную, конкурентоспособную как на внутреннем, так и на внешнем рынке, продукцию.

В любой экономической системе каждый хозяйствующий субъект вынужден подчиняться государственным управляющим воздействиям императивного характера и разрабатывает собственные управляющие воздействия в области качества, реализуемые на разных уровнях иерархии производственной системы,

способом практического осуществления которых также являются методы управления качеством.

Под организационными методами управления качеством на уровне хозяйствующего субъекта следует понимать способы практического осуществления управляющих воздействий общеорганизационного, функционального и структурного характера. К числу этих методов относятся проектирование систем качества, создание высокоэффективных взаимоотношений с поставщиками. Экономические методы управления качеством, используемые хозяйствующими субъектами - это способы осуществления управляющих воздействий, оказывающие прямое влияние на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта и материальную заинтересованность его персонала в области достижения целей управления качеством. Хозяйствующие субъекты в инициативном порядке применяют также две группы методов, которые условно можно называть технологическими и воспитательными. Технологические методы управления качеством применяются персоналом на разных уровнях производственной системы для выявления и решения проблем в функционировании системы качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Под воспитательными методами, осуществляемыми на уровне субъекта хозяйствования, понимаются вовлечение работников в коллективное управление качеством, формирование таких мотивов трудовой деятельности, в которой качество продукции становится основополагающей целью.

Интеграция рыночной экономики страны в мирохозяйственные процессы создала необходимость в разработке принципиально новой группы методов, которые основаны на глобальных тенденциях в области управления качеством, которые условно можно называть интеграционными и которые осуществляются как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующего субъекта. В качестве реализации государственных управляющих воздействий эти методы имеют императивный (законодательство в области защиты прав потребителей, порядок сертификации и испытаний) и диспозитивный характер (стандарты ИСО, прошедшие процедуру превращения в государственные стандарты). Хозяйствующие субъекты, стремящиеся к укреплению собственных конкурентных позиций, разрабатывают и реализуют интеграционные методы управления качеством, опираясь, тем самым, на международные тенденции в области качества и получая допуск на международные рынки.

Сравнительная классификация методов управления качеством продукции, применяемая в различных экономических системах, представлена в табл.1. Основополагающим классификационным признаком в данной классификации является уровень управляющих воздействий в глобальной системе управления качеством, при этом вид и характер применяемых методов определяется целями и задачами каждого уровня управления.

Однако системный анализ методов управления качеством не может ограничиваться их систематизацией на основе соответствующих классификационных признаков. Обязательным этапом системного анализа любого объекта исследования является формализация выделенных элементов системы. Формализованное представление методов управления должно осуществляться путем количественной оценки степени их воздействия на управляемый объект на основе статистических методов, поскольку глобальная, с участием государственного регулирования, система управления качеством представляет собой вероятностную (стохастическую) систему, в которой управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, поскольку отсутствует полная информация о взаимодействиях внутри системы. Установлено, что каждый хозяйствующий субъект управляет качеством, находясь в среде

Таблица 1

Классификация методов управления качеством продукции в зависимости от уровня управляющих воздействий и характера экономической системы

Уровень управляющих ВОЗЛЄЙСГВІМЙ Методы управления качеством

Организационные Экономические Интеграционные Технологические Воспитательные

Плановая экономика Рыночная экономика Плановая ■экономика Рыночная экономика Плано вая эконо мика Рыночная экономика Плановая экономика Рыночная экономика Плановая экономика Рыночная экономика

Государство Методы нормирования требований к качеству: Прямые: Защита прав потребителей на качественную продукцию в сошветст-гавт с мировымитат«!-циями консюмеризма Сертификация и испытания продукции на основе глобального под хода в условиях международного ин-тетрирова*пн>го рынка Разработка и утверждение государственных стандартов на основе мирового опыта управления качеством Ратработка и внедрение систем управления качеством, соответствующих требованиям международньЕХ стандартов ИСО и сертифицируемых третьей стороной Вггедрение концепции том Присоединение к нормам качества, общепринятым в международной торговле

стандартизация техническое регулирование; стандартизация Аттестация Экономические санкции за нарушение условий договора в отношении качества поставляемой продукции Директивное ценообразование в зависимости от уровня качества продукции

1 ния соствегсгвия ваниям к качеству: Косвенные:

систематический сплошной контроль за соблюдением установленных требований посредством госприемки, госнад-зора, регламентация договорных взаимо-огношений хозяйствующих субъектов обязательная сертификация; добровольная сертификация; декларирование соответствия; госконтроль и госнашор; защита прав потребителей Методы, определяющие защиту нрав потребителей Централизованное планирование Плановое распределение ресурсов Плановые капиталовложения и кредитование Ценовое регулирование Налоговое регулирование Бюджетне ассигнования Регулирование запраг на воспроизводство амортизируемого имущества Регулирование ставок процентов за кредит

Хозяйствующие субъекты Проектирование и внедрение систем управления качеством Проектирование и внедрение систем ^ правления качеством как основы удовлетворения требований потребителей Создание эффективных взанмооп ЮТШ! £ИЙ с поставщиками Осуществление, учет и анализ затрат на качество Осушсствдегтие, учет и анализ затрат на качество с упором на затрать» инвестиционно- инновационного характера Стзгнегические методы Групповая работа Статистический приемочный контроль Статистическое регулирование технологических процессов Японские методы управления Групповые методы анализа и решения проблем качества Анализ причин и последствий отказов и др. Вовлечение работников в социалистическое соревнова-нне в области качества Моральное поощрение ДОСТИГНУТЫХ результатов в области качества Вовлечение работников в коллективное управление качеством Моральное стимулирование результатов труда в области качества Формирование мотивов труд овой деятельности, направленных на достижение целей организации в области качества

Раздел II. Системы пространственной организации экономики

макрорегулирования, представленной как экономическими, так и организационными методами. Влияние организационных методов госрегулирования, в первую очередь, определяется их социальным эффектом, достигаемым через защиту населения от потребления опасных продуктов труда, а также чрезвычайно важным для изготовителя эффектом повышения доверия к нему со стороны потребителя. Экономическое содержание организационных методов государственного регулирования определяется количеством денежных средств, которое изготовитель уплачивает за подтверждение соответствия производимой им продукции требованиям безопасности. Сопоставив указанные затраты и финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования, можно судить о степени влияния на него организационных методов государственного регулирования качества продукции. Воздействие экономических методов регулирования со стороны государства на деятельность товаропроизводителей в области качества несоизмеримо сложнее. Отсутствует явный, по аналогии с оргметодами показатель, по которому можно судить о результативности экономических методов. Данный показатель должен количественно характеризовать наиболее важный аспект управления качеством продукции на предприятии. В конечном итоге, именно данный показатель будет выступать мерилом эффективности применяемых государством экономических методов регулирования. Речь не идет об определении эффективности в классическом понимании сущности этого понятия как результата сопоставления эффекта и затрат на его достижение, поскольку в данном конкретном случае не могут быть получены формализованные результаты оценки показателей, необходимые для расчета эффективности. Скорее, речь должна идти об определении наилучшего действия экономических методов госрегулирования с точки зрения достижения максимального значения результирующего показателя.

В конечном итоге, количественная оценка экономических методов государственного регулирования качества заключается в установлении места и роли каждого метода госрегулирования в формировании уровня заданного результативного показателя, характеризующего деятельность субъекта хозяйствования в области управления качеством, выбор которого должен быть обусловлен приоритетами развития не только самого субъекта хозяйствования, но и страны в целом. При этом количественная характеристика каждого метода регулирования представляет собой самостоятельный фактор, а совокупность этих факторов есть не что иное, как макроэкономическая среда субъектов хозяйствования. Поскольку формализация системы направлена на решение задачи выявления взаимосвязей между выделенными элементами системы (в данном случае - управляющими воздействиями на разных уровнях систем управления), представляется необходимым разработка такой факторной модели, которая позволила бы оценить влияние экономических методов госрегулирования на способность субъектов хозяйствования осуществлять свойственные данному уровню управления экономические методы управления качеством, от которых в решающей степени зависит жизнеспособность производственной системы. Подобная модель дает возможность интегрировать все экономические методы управления качеством, применяемые в макроэкономических системах на разных ее уровнях.

На рис. 1 представлен алгоритм системного анализа методов управления качеством, из которого следует, что результаты проведенного системного анализа могут быть использованы в разработке концепции качества жизни. Воздействие экономических методов госрегулирования не ограничивается влиянием на деятельность хозяйствующих субъектов в области качества. Методы регулирования качества, применяемые в данной конкретной экономической

Практическое использование

результатов системного анализа для управления экономическими

процессами__________________________

Разработка концепции качества жизни на основе экономических методов управления качеством

Формализация методов управления

качеством___________________________

1. Построение многофакторной корреляционно-регрессионной модели количественной оценки экономических методов управления качеством

2. Выбор модели количественной оценки ^ экономических методов управления качеством

3. Выбор способов формализации методов управления качеством и методов^ которые целесообразно подвергнуть формализации

Этапы построения модели:

Отбор факторов, определяющих

исследуемый результативный

показатель;

Определение формы зависимости между факторными и результативными показателями;

Моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;

Расчет влияния факторов и оценка каждого из них в изменении величины

результативного признака________________

Многофакторная модель количественной оценки экономических методов

управления качеством____________________

Количественная оценка экономических методов управления качеством на основе:

Научной обоснованности и практической значимости показателей, отобранных для количественной оценки; -исчерпывающего анализа исходных данных и вариантов достижения поставленных целей;

Точности расчетов, обусловленной

подбором адекватных математикостатистических методов, наилучшим образом отражающих характер изучаемого явления______________________

Систематизация методов управления

качеством____________________________

5.Разработка классификационных признаков и соответствующей этим признакам систематизации методов управления качеством.

4. Изучение подходов к классификации методов управления качеством.

3. Обоснование выбора управляющих воздействий как основного элемента системы управления качеством.

2. Рассмотрение структуры

глобальной системы управления

качеством.

1. Изучение сущности системного подхода и свойств системы.

Рис.1. Этапы системного анализа методов управления качеством продукции

системе, неизбежно оказывают влияние на качество жизни индивидов, осуществляющих в ней функцию потребления.

Результатом действия экономических методов государственного регулирования на деятельность субъектов хозяйствования в области управления качеством должно быть создание условий для постоянного повышения качества производимой ими продукции. В результате повышения качества происходит рост объемов производства продукции (на внутреннем рынке - вследствие вытеснения аналогов иностранного происхождения, на внешнем рынке - как результат производства продукции сверх того количества, которое необходимо для внутреннего потребления). Это оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие страны, поскольку влечет за собой повышение ВВП, налоговых изъятий в государственную казну. Происходит рост занятости и доходов населения, задействованных в производстве продукции. В конечном итоге, создаются реальные предпосылки для роста потребления товаров населением страны в разрезе всех экономических показателей, которые количественно характеризуют качество жизни в аспекте потребления каких-либо продуктов труда. Тенденции изменения показателей потребления продукции, увязанные с ее качеством, под влиянием экономических методов регулирования качества, столь же очевидна: повышение качества продукции означает расширение числа удовлетворяемых через качество данного продукта труда потребностей индивидов и, в конечном итоге, удовлетворение всего комплекса потребностей в нем. Следовательно, методы регулирования, применяемые государством в рыночных условиях хозяйствования, должны рассматриваться не только в контексте влияния на способность субъектов хозяйствования производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию, но и с точки зрения влияния на процессы, обеспечивающие качество жизни потребителей этой продукции.

А. В. Катаев

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ СЕТЕВЫМИ ПУЛАМИ

Большинство виртуальных организационных форм имеет временный характер функционирования и ориентировано на выполнение определенного рыночного заказа или проекта. Долгосрочный сетевой пул как форма виртуального предприятия ориентирован на постоянный поиск и выполнение различных рыночных заказов за счет взаимодействия и сотрудничества различных участников, что вызывает трудности в организации и управлении такими виртуальными предприятиями.

Большинство определений виртуального предприятия подчеркивают временный характер предприятия, кооперацию и ориентацию на потребности конкретных потребителей или рыночный заказ, например:

1. «Виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» .

2. «Виртуальное предприятие - это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующаяся на единой информационной системе» .

Долгосрочный сетевой пул можно определить как базирующуюся на единой информационной системе динамическую сеть взаимодействующих предприятий

error: